В 2024 г. исполняется 850 лет со дня гибели русского князя Андрея Боголюбского. Однако, церковное празднование, 17 июля – вовсе не день кончины, как это чаще всего бывает у канонизированных святых, но именины: память небесного покровителя, свт. Андрея Критского, автора Великого Покаянного Канона, известного всем по службам Великого Поста. Говорят, свт. Андрей создал эти песнопения как покаянный плач о собственных грехопадениях. Непростым был путь к святости и у тезоименитого ему русского князя.
Боголюбский. Почему такое прозвище
На этот счет есть несколько версий:
- самая распространенная – то, что именуют князя по его резиденции Боголюбово;
- версия современников, согласно которой не князь именуется по своей резиденции, но наоборот – народ наименовал князя «боголюбивым» за его благочестие и любовь к Господу и Матери Божией; а уж отсюда появилось название села Боголюбова, где был княжеский дворец;
- версия самого святого, который, согласно его житию, утверждал, что название села, где он выстроил себе дворец, возникло не от его личного благочестия, но потому, что «Матерь Божия возлюбила место сие», таким образом, Боголюбский, получается – живший в месте, любимом Господом и Пречистой. Эта версия подкрепляется, например, тем, что именно здесь кн. Андрею явилась Пречистая Богородица, в память о чем была даже написана икона, признанная чудотворной.
Но так или иначе, ясно, что канонизация князя Андрея – прежде всего, свидетельство о его личной святости, которая была несомненна при жизни и по кончине.
Что сделал для Руси
Впрочем, говоря о том, чем знаменит князь Андрей Боголюбский, можно сказать, что его княжение ознаменовалось немалыми политическими и военными успехами, а также значимыми событиями церковной жизни.
- Андрей стал одним из первых правителей, кто стал пытаться объединить страну, к этому времени «раздравшуюся», по слову летописца, на отдельные мелкие княжения; князь захватил Киев, став великим князем всея Руси, а позже попытался придать статус новой столицы Владимиру, столице своего княжества;
- его правление ознаменовано борьбой с врагами Руси – князь дважды ходил на Волжскую Булгарию;
- старался централизовать управление внутри собственной «отчины», Владимиро-Суздальского княжества; князя не раз обвиняли в «самовластии», однако, именно эта, по сути, монархическая модель правления впоследствии доказала свою жизнеспособность в годы противостояния монгольским завоевателям;
- источники сохранили также деяния князя на благо Церкви; так, именно он привез из Киева во Владимир чудотворную икону Матери Божией, позже – главной святыни Руси, получившей именование Владимирской;
- традиция также приписывает князю введение новых для Русской Церкви праздников – Происхождения Честных Древ Креста Господня (празднование пришло из Византии) и Покрова Пресвятой Богородицы; более того, святой может быть создателем (или же одним из соавторов) сказаний о Покрове Богородицы и чудесах Ее Владимирской иконы.
Заговор и убийство
«Самовластие» Андрея вызвало противостояние ему бояр. Гибель его последовала в ночь с 12 на 13 июля 1174 г. и произошла в результате заговора его родственников, бояр Кучковичей, резиденция которых была на месте будущей Москвы. Житие князя говорит о «Якиме Кучковиче со товарищи» как об убийцах князя.
Это значит, что в заговоре участвовали не только Кучковичи, но также некоторые доверенные дружинники и слуги князя – надпись, которая была сделана в память о в Преображенском соборе города Переяславль-Залесский, вероятно, «по горячим следам» убийства, называет поименно 20 заговорщиков.
Известно, что большую роль сыграл его слуга Анбал: он выкрал из спальни святого меч, так что, когда убийцы ворвались внутрь, Андрей не смог быстро дать им отпор. Но и безоружного одолели не сразу: когда они посчитали его мертвым и покинули дворец, оказалось, что Андрей еще жив. Тогда заговорщики, во главе с Якимом Кучковичем, вернулись и добили раненого. Андрею Боголюбскому на момент смерти могло быть, как считают историки, от 49 до 54 лет.
Биография в фактах
- Точная дата рождения святого неизвестна, историки говорят, что он мог появиться на свет между 1120 и 1125 г. Называют также и более ранние даты: например, первый российский историк, В.Н.Татищев, говорил от 1111 г.
- Родители Андрея – глава Ростово-Суздальского княжества Юрий, мать, по ряду свидетельств – половецкая княжна, принявшая православное Крещение.
- В 1934 г. известным скульптором М.Герасимовым была сделана реконструкция облика князя – по его сохранившемуся черепу. Фото этой реконструкции ныне есть в каждом школьном учебнике истории: лицо князя имеет выраженные черты, говорящие, что он действительно наполовину половец. Однако, в 2000-е гг. была проведена новая реконструкция облика, с применением новейших технологий, которая показала, что первоначальная реконструкция во многом была ошибочной: говоря о том, как выглядел князь, современные историки твердо указывают, что он имел вполне славянскую внешность.
- Дед святого – знаменитый Владимир Мономах, один из самых любимых князей Руси, победитель половцев, великий князь Киевский.
- Жена князя Андрея – Иулита, дочь боярина Степана Кучки. Дети Андрея и Иулиты – четыре сына и две дочери. Трое из четверых сыновей умерли раньше отца, и лишь один, Юрий, пережил его, скончавшись в 1190 г. По ряду данных, супруга князя после того, как Андрея казнил противостоявшего его «самовластию» тестя, тоже стала участницей заговора против мужа, за что в 1175 г. ее казнили. По другим данным, ко времени заговора Иулита уже умерла, и Андрей был женат вторично на женщине, имя которой история не сохранила.
- Отца Андрея, Юрия, недаром именовали «Долгоруким», за активную внешнюю политику и неоднократные попытки захватить Киев и другие княжения. Поэтому, говоря о том, где правил князь Андрей, стоит сказать, что по воле отца он не раз принимал в управление завоеванные отцом территории: побывал князем Вышгородским (дважды), Рязанским, Дорогобужским. Но дольше всего он правил в родном Ростово-Суздальском княжестве, которое при нем также стали называть Владимирским, по новой столице.
- Начало самостоятельного правления Андрея в родном княжестве связано с последним походом на Киев князя Юрия в 1154 г. После этого он отдал Андрею близлежащее княжество Вышгород. Однако, в 1155 г. Андрей нарушил волю отца, и ушел на север, в родное княжество. Его «демарш» поддержали бояре княжества, не желавшие, чтобы князь проводил время в военных походах вдали от родины.
- Однако, надежды бояр получить «карманного» правителя, выполняющего их волю, не оправдались: от отца Андрей явно унаследовал особые представления о самостоятельности княжеской власти. Противостояние с боярами повлекло даже перенос столицы во Владимир.
- Вместе с тем, будучи, очевидно, действительно жестким и даже амбициозным правителем, князь Андрей оставался глубоко верующим человеком.
- Так, с ним связаны два чудотворных образа Богородицы: Владимирская икона была взята им из Вышгорода, а Боголюбская икона – память о чуде явления Матери Божией, когда он вез из Киева Ее образ с 1155 г.
- Пречистая повелела отвезти ее икону во Владимир (тогда еще – не столицу княжества). Позже на месте явления появилась резиденция Боголюбово. Был написан и образ Матери Божией, какой Она явилась князю.
- С именем князя связано строительство Золотых ворот во Владимире – по образцу Киева, а также Успенского собора, где впоследствии многие десятилетия получали благословение на княжение великие князья Руси.
- В 1158 г. «единым летом» (то есть за год) возведена, вероятно, первая в стране церковь Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нерль, которая считается жемчужиной древнерусской архитектуры даже до наших дней.
- Внешняя и внутренняя политика князя была, с одной стороны, основана на интересах родного княжества, с другой – как и вся жизнь святого, была пронизана надеждой на помощь Божию и желанием исполнить волю Господа.
- Например, поход на Волжскую Булгарию в 1164 г. проходил в сопровождении священников и чудотворных икон. Во время него многие видели сияние от бывших при войске образов Спасителя и Божией Матери.
- Тогда было одержано несколько значимых побед, а во Владимирском княжестве с тех пор стали праздновать день чуда – 14 августа, когда в Византии отмечается Происхождение Честных Древ Креста Господня.
- Постепенно князь Андрей начал добиваться упрочения своей власти не только в родном княжестве: в 1170 г. он подготовил поход на Новгород. Хотя рать его и союзных ему князей и потерпела поражение, впоследствии новгородцы сами запросили мира и даже приняли на княжение сына Андрея.
- К концу жизни святого он лишился не только большей части семьи – умерли три сына, вероятно, жена – но и многих друзей. Он все чаще жил в своих палатах в Боголюбово. Именно здесь его и настигла смерть от руки убийц. Тело святого было брошено на улице, и лишь через 2 дня его удалось похоронить по-христиански в Успенском соборе Владимира.
- Дворец святого был разграблен взбунтовавшимся городским людом. А единственный переживший отца сын Андрея, Юрий, бежал в Грузию, опасаясь за свою жизнь.
Почитание
Хотя после кончины святого и происходили бунты и междоусобицы, уже через несколько лет жители Владимирского княжества осознали святость убиенного правителя. В летописях того времени не раз встречаются молитвенные обращения к нему, а его кончина именуется «мученической». О почитании святого хорошо знали и русские цари – например, его могилу в Успенском соборе не раз посещал Иван Грозный.
А свт. Макарий Московский в «Степенной книге царского родословия» середины XVI в. именует св. Андрея основателем российского самодержавия.
Канонизация
В Святцах день памяти святого появляется с XVII в. Первоначально она отмечалась в разные дни – 3 августа, которое считалось датой гибели святого (позже эта дата была установлена точнее), 2 октября (основание им монастыря Покрова Богородицы недалеко от Боголюбово).
Наконец, в 1702 г. состоялась общецерковное прославление князя, тогда же был установлен и день его памяти – 17 июля. Кроме того, св. Андрею празднуют вместе со святыми Владимирской (6 июля) и Волынской (23 октября) земли.
Мощи
Они обретены в 1702 г. на месте погребения, в Успенском соборе Владимира. Честные останки переоблачили и оставили на прежнем месте. Еще раз их потревожили в 1919 г., когда была проведена так называемая «кампания по вскрытию мощей».
По вскрытии гробницы мощи были выставлены на всеобщее обозрение. В последующие годы – не раз исследовались с целью реконструкции облика князя и обстоятельств его гибели. При этом мощи находились в разных музеях, и лишь 3 марта 1987 г. возвращены Церкви.
Ныне они находятся в раке, там, где и были положены в 1174 г.
Иконы
Изображения князя были известны издавна. Сохранились, например, изображающие его фрески XVII в. в Архангельском соборе и церкви Ризоположения Московского Кремля.
Св. Андрей – в княжеских одеяниях своего времени. В руке его символ мученической кончины – крест.
Храм на Волжском бульваре
К настоящему времени святому посвящено 5 церквей и их приделов, а также одна часовня (в женском монастыре в селе Боголюбово). Один из самых древних приделов в честь св. Андрея – в возведенном в его правление Успенском соборе Владимира.
А один из самых молодых храмов – и при этом, пожалуй, самый большой из посвященных святому князю, находится на Волжском бульваре столицы. Построенный в стиле архитектуры Древней Руси белокаменный он освящен в 2019 г. До этого времени здесь действовала деревянная церковь.
***
Путь князя Андрея к святости был непростым – как, впрочем, и у всякого человека. Но недаром уже современники прозвали его Боголюбским – ведь именно любовь к Господу в конечном итоге определила его жизненный путь, приведший к Небесному Царству.
Наталия Сазонова