Тема любви к себе стала неотъемлемой частью жизни. Как себя полюбить? — часто задаваемый вопрос. Но как это сочетать со грехом самолюбия? Сложность и путаница в этом вопросе возникает по той причине, что есть в Евангелии слова Христа: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39) и есть огромный пласт аскетической литературы, в которой постоянно подчёркивается, что «самолюбие» или «себялюбие» является страшным грехом и корнем всех зол. Комментирует иеромонах Ефрем (Метс).
Так любить себя или не любить?
Многим знакома фраза блж. Августина: «С любовью к грешнику и ненавистью к греху». Из такого взгляда следует, что в человеке есть изменяемая и неизменяемая часть. Всё что относится к мыслям, словам и поступкам является изменяемой частью, а личность, как ядро и центр образа Божьего в человеке – неизменяемая часть. Самая большая духовно-психологическая проблема заключается в том, что человек не может отличить эти две части, часто сводя свою личность к мыслям, словам или поступкам.
Известная молитва:
«Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого» — как раз об этом.
Представьте, если человек говорит:
«Я – есть грех».
Получается, он свёл воедино изменяемую и неизменяемую часть, что приводит сначала к невозможности покаяться, т.е. что-то изменить, и как следствие — уныние, отчаяние и прочее.
У психолога Карла Роджерса есть формула как правильно делать ребёнку замечание:
«Я тебя люблю, но то, что ты делаешь, мне не нравится».
В этой формуле отлично происходит разделение на личность и поступок: я люблю тебя как личность (неизменяемая часть), но твой поступок мне не нравится (изменяемая часть). Если сказать просто, что «ты – плохой», тогда и происходит трагедия. Ненависть к себе — ненависть к ближнему — ненависть к Богу!
Пока я не научусь в себе отделять эти две части, то я никогда не смогу отделять их в ближнем. Отсюда будет произрастать осуждение, ненависть, короче всё что противоположно любви. Кстати, если вчитаетесь в Евангелие, то увидите постоянные упрёки Христу, что Он хорошо относится к коррупционерам и проституткам:
«Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». (Мф.11:19)
В Евангелие нам открывается то, что для Бога не имеет значение количество совершённых грехов и их тяжесть, Он всегда ждёт и принимает в Свои объятия любого человека, желающего изменить жизнь. Именно потому, что неизменяемая часть, т.е. личность в человеке, для Бога дороже всего на свете.
Теперь о «себялюбии» и «самолюбии».
При греховном самолюбии нечто временное, например, деньги, ум, красота, талант и т.д., возводится в абсолют. Таким образом, происходит отождествление своего «я» с чем-то временным и относительным. Так возникает любовь к этому иллюзорному призраку своего «я», происходит самозакрытие и замыкание в себе. Человек укрывается во тьме и не даёт возможность Богу осветить его тьму.
Если говорить языком аскетики, то себялюбие – это любовь к своим греховным страстям, которые человек оберегает, лелеет и поклоняется им. Ему кажется, что без страсти его не существует как личности, что, страсть – это некая сущность неотделимая от него, что, конечно же, является ложью.
Теперь о правильной любви к себе.
Прп. Ефрем Сирин замечательно сказал:
«Кто соблюдает заповеди, тот любит себя». Всякая любовь начинается с доверия, значит, человек, который доверился Богу и начал жить по заповедям, совершил подлинный акт любви к себе. Заповедь Господня – это место встречи Бога и человека. Есть в нашем богослужении молитва, в которой есть такие слова: «любовью Твоей уязви души наши».
«Уязви» — означает, сделай рану, повреждение, нанеси урон Твоей любовью. Т.е. вера – это некое «кровоточение», которое провоцирует, как пишется дальше в молитве:
«чтобы мы, к Тебе всегда взирая и исходящим от Тебя светом направляемые, созерцали Тебя».
Созерцание Бога – это в каком-то смысле встреча взглядов и вот тут уже ответ: я могу любить себя только глазами Другого! Подлинная любовь к себе возможна только в любви Бога.
Любить себя можно только в глазах любимого.
Если человек не чувствует этой любви и не стремится к ней, то начинается процесс отрицания себя. Недовольство своей внешностью, умом, судьбой и вплоть до желания навредить себе. Такова логика греха, он включает режим самоуничтожения, если не находит абсолютной, безусловной, безоценочной божественной любви.
Библейское выражение «ходить пред Богом» и означает смотреть на себя глазами Бога, отсюда и рождается спокойствие, доверие и радость. Ведь всякий родитель видит своего ребёнка самым-самым прекрасным, лучше сказать, что так видит любовь родителя. Красота в глазах смотрящего. Такому взгляду можно противопоставить взгляд Кая из «Снежной Королевы», которому в глаз попал осколок кривого зеркала, и он видел всё криво и безобразно, отсюда и невозможность любить.
Что в итоге
Подводя итог, нужно сказать, что заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27) имеет три вектора направления: на Бога, на ближнего и себя.
У апостолов Иакова и Иоанна есть много мест, где они дают понять, что если по одному из векторов любви нет, то и по всем остальным ничего нет. Если человек – это икона Бога, то одно из назначений иконы – восхождение от образа к первообразу.
Значит, любовь к себе всегда восходит к любви Создавшему меня, и как следствие любви к ближнему. Если этого восхождения нет, то такая любовь на себя уже считается неполноценной, ведь те достоинства мнимые или настоящие исчезнут, и я, получается, перестану себя любить, а где нет любви, туда приходит ненависть. Свято место пусто не бывает.
Одна из проблем духовной жизни заключается в том, что человек уверен в том, что ненависть к себе – показатель правильной духовной жизни. Ведь в аскетических книгах отцы постоянно говорят о себе в самых худших эпитетах, вот и человек начинает подражать им словесно и бичевать себя со всех сторон.
Как ни странно, но отцы возлюбили Бога и, переполняясь Его благодатью, скорее не бичуют себя, а констатируют тот факт, что недостойны божественной любви, одновременно переполняясь ей и чётко понимая, что она дар не по заслугам.
Такой вот парадокс.
Есть пропасть между самобичеванием от избытка любви и от избытка ненависти, соответственно и на окружающих изливается либо то, либо другое. Любовь ищет достоинства, ненависть ищет недостатки.