------------------- Любовь к себе в христианстве, эгоизм
Православие сегодня Христианский смысл «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Любовь к себе или самолюбие?

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Любовь к себе или самолюбие?

0 Comments
Любовь к себе в христианстве, эгоизм

Тема любви к себе стала неотъемлемой частью жизни. Как себя полюбить? — часто задаваемый вопрос. Но как это сочетать со грехом самолюбия? Сложность и путаница в этом вопросе возникает по той причине, что есть в Евангелии слова Христа: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39) и есть огромный пласт аскетической литературы, в которой постоянно подчёркивается, что «самолюбие» или «себялюбие» является страшным грехом и корнем всех зол. Комментирует иеромонах Ефрем (Метс).

Любить себя или нет христианину

Возлюби ближнего… Клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс)

Так любить себя или не любить?

Многим знакома фраза блж. Августина: «С любовью к грешнику и ненавистью к греху». Из такого взгляда следует, что в человеке есть изменяемая и неизменяемая часть. Всё что относится к мыслям, словам и поступкам является изменяемой частью, а личность, как ядро и центр образа Божьего в человеке – неизменяемая часть. Самая большая духовно-психологическая проблема заключается в том, что человек не может отличить эти две части, часто сводя свою личность к мыслям, словам или поступкам.

Известная молитва:

«Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого» — как раз об этом.

Представьте, если человек говорит:

«Я – есть грех».

Получается, он свёл воедино изменяемую и неизменяемую часть, что приводит сначала к невозможности покаяться, т.е. что-то изменить, и как следствие — уныние, отчаяние и прочее.

У психолога Карла Роджерса есть формула как правильно делать ребёнку замечание:

«Я тебя люблю, но то, что ты делаешь, мне не нравится».

В этой формуле отлично происходит разделение на личность и поступок: я люблю тебя как личность (неизменяемая часть), но твой поступок мне не нравится (изменяемая часть). Если сказать просто, что «ты – плохой», тогда и происходит трагедия. Ненависть к себе — ненависть к ближнему — ненависть к Богу!

Пока я не научусь в себе отделять эти две части, то я никогда не смогу отделять их в ближнем. Отсюда будет произрастать осуждение, ненависть, короче всё что противоположно любви. Кстати, если вчитаетесь в Евангелие, то увидите постоянные упрёки Христу, что Он хорошо относится к коррупционерам и проституткам:

«Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». (Мф.11:19)

В Евангелие нам открывается то, что для Бога не имеет значение количество совершённых грехов и их тяжесть, Он всегда ждёт и принимает в Свои объятия любого человека, желающего изменить жизнь. Именно потому, что неизменяемая часть, т.е. личность в человеке, для Бога дороже всего на свете.

Теперь о «себялюбии» и «самолюбии».

При греховном самолюбии нечто временное, например, деньги, ум, красота, талант и т.д., возводится в абсолют. Таким образом, происходит отождествление своего «я» с чем-то временным и относительным. Так возникает любовь к этому иллюзорному призраку своего «я», происходит самозакрытие и замыкание в себе. Человек укрывается во тьме и не даёт возможность Богу осветить его тьму.

Если говорить языком аскетики, то себялюбие – это любовь к своим греховным страстям, которые человек оберегает, лелеет и поклоняется им. Ему кажется, что без страсти его не существует как личности, что, страсть – это некая сущность неотделимая от него, что, конечно же, является ложью.

Теперь о правильной любви к себе.

Прп. Ефрем Сирин замечательно сказал:

«Кто соблюдает заповеди, тот любит себя». Всякая любовь начинается с доверия, значит, человек, который доверился Богу и начал жить по заповедям, совершил подлинный акт любви к себе. Заповедь Господня – это место встречи Бога и человека. Есть в нашем богослужении молитва, в которой есть такие слова: «любовью Твоей уязви души наши».

«Уязви» — означает, сделай рану, повреждение, нанеси урон Твоей любовью. Т.е. вера – это некое «кровоточение», которое провоцирует, как пишется дальше в молитве:

«чтобы мы, к Тебе всегда взирая и исходящим от Тебя светом направляемые, созерцали Тебя».

Созерцание Бога – это в каком-то смысле встреча взглядов и вот тут уже ответ: я могу любить себя только глазами Другого! Подлинная любовь к себе возможна только в любви Бога.

Любить себя можно только в глазах любимого.

Если человек не чувствует этой любви и не стремится к ней, то начинается процесс отрицания себя. Недовольство своей внешностью, умом, судьбой и вплоть до желания навредить себе. Такова логика греха, он включает режим самоуничтожения, если не находит абсолютной, безусловной, безоценочной божественной любви.

Библейское выражение «ходить пред Богом» и означает смотреть на себя глазами Бога, отсюда и рождается спокойствие, доверие и радость. Ведь всякий родитель видит своего ребёнка самым-самым прекрасным, лучше сказать, что так видит любовь родителя. Красота в глазах смотрящего. Такому взгляду можно противопоставить взгляд Кая из «Снежной Королевы», которому в глаз попал осколок кривого зеркала, и он видел всё криво и безобразно, отсюда и невозможность любить.

Что в итоге

Подводя итог, нужно сказать, что заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27) имеет три вектора направления: на Бога, на ближнего и себя.

У апостолов Иакова и Иоанна есть много мест, где они дают понять, что если по одному из векторов любви нет, то и по всем остальным ничего нет. Если человек – это икона Бога, то одно из назначений иконы – восхождение от образа к первообразу.

Значит, любовь к себе всегда восходит к любви Создавшему меня, и как следствие любви к ближнему. Если этого восхождения нет, то такая любовь на себя уже считается неполноценной, ведь те достоинства мнимые или настоящие исчезнут, и я, получается, перестану себя любить, а где нет любви, туда приходит ненависть. Свято место пусто не бывает.

Одна из проблем духовной жизни заключается в том, что человек уверен в том, что ненависть к себе – показатель правильной духовной жизни. Ведь в аскетических книгах отцы постоянно говорят о себе в самых худших эпитетах, вот и человек начинает подражать им словесно и бичевать себя со всех сторон.

Как ни странно, но отцы возлюбили Бога и, переполняясь Его благодатью, скорее не бичуют себя, а констатируют тот факт, что недостойны божественной любви, одновременно переполняясь ей и чётко понимая, что она дар не по заслугам.

Такой вот парадокс.

Есть пропасть между самобичеванием от избытка любви и от избытка ненависти, соответственно и на окружающих изливается либо то, либо другое. Любовь ищет достоинства, ненависть ищет недостатки.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Концовка с богословской точки зрения прекрасна»: отзыв монаха о фильме «Не смотрите наверх»«Концовка с богословской точки зрения прекрасна»: отзыв монаха о фильме «Не смотрите наверх»

0 Comments
Фильм "Не смотрите наверх" с богословской точки зрения

Фильм «Не смотрите наверх»  посмотрел иеромонах Ефрем (Метс) и написал отзыв. Сразу скажу, что он настолько заряжен отсылками и смыслами, что через каждые пару минут его можно останавливать и комментировать происходящее. Но я, чтобы не утомлять пройдусь кратко и отмечу главные в моём понимании смыслы.

Христианский смысл

Именно поэтому Булгаков кота в своем романе «Мастер и Маргарита» назвал БегемотомИменно поэтому Булгаков кота в своем романе «Мастер и Маргарита» назвал Бегемотом

0 Comments
Кот Бегемот из Мастера и Маргариты

Вы знаете, почему кота в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» звали Бегемот? Наверное, вы думаете, потому что он был большим и толстым? Совсем нет! Ещё один удивительный факт: животное, которое мы называем бегемотом, так называют только в России. Откуда вообще взялось слово «бегемот» и что

Христианский смысл

Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова ««Введение в христианскую психологию» 1994 годаДве интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова ««Введение в христианскую психологию» 1994 года

0 Comments
Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова "«Введение в христианскую психологию» 1994 года

Мне попалась в руки книга священника Бориса Ничипорова «Введение в христианскую психологию», написанная в 1994 году. Читаешь, и не верится, что такие книги в 90-х писались. Мне понравились две мысли в этой книге, которыми я хочу поделиться.  1-я мысль по поводу неприятия и непринятия себя

Христианский смысл

Смерть и воскресение Иисуса Христа: когда и как это было, что для нас значитСмерть и воскресение Иисуса Христа: когда и как это было, что для нас значит

0 Comments
Воскресение Христово: что значит для христиан

Главный день года для христианина, «праздник праздников и торжество торжеств» – все это о дне Воскресения Христова. Где, когда и как свершилось великое событие, сколько лет было Спасителю, какие доказательства и что значит для христиан — простыми словами в статье религиоведа и историка Натальи Ивановны

Христианский смысл

«Учитель», по-еврейски «Равви». Библейское представление об учительстве«Учитель», по-еврейски «Равви». Библейское представление об учительстве

0 Comments
Иисус Христос - Равви, Учитель

Читая Евангелие мы увидим, что одно из самых популярных обращений ко Христу звучит как «Учитель», по-еврейски «Равви». Это уже побуждает разобраться с этим понятием, что в него заложено и каким образом учительство раскрывается в жизни. Библейское представление об учительстве по порядку разложил иеромонах Ефрем (Метс).

Христианский смысл