------------------- Проповедь на Рождество Христово
Православие сегодня Христианский смысл Христос требует узнавать Его в позоре и стыде

Христос требует узнавать Его в позоре и стыде

0 Comments
Проповедь на Рождество Христово

Сегодня Рождество Христово мы воспринимаем как праздник, но был ли он таковым 2000 лет назад?

Образ Христа для многих тогда был трагедией и разочарованием. Кучка каких-то языческих волхвов и пастухов с коровами, овцами и волами стоят вокруг Того, Кто разделит весь мир на «до» и «после». Желание Бога быть незамеченным, нищим и не узнанным – это и есть величайшее разочарование в Боге тех, кто так Его ждал! Почему именно через такую «дверь» мира приходит Бог, которая оставлена всяким неудачникам, калекам и нищебродам? Почему Он ломает сознание, логику, здравый смысл и вообще всё то, за что так тщательно мы держимся изо всех сил? Какой-то задрипанный Вифлеем с грязной пещерой и скотскими яслями, это туда я должен подорваться и бежать?! Это там что-то важное и грандиозное, что изменит всю мою жизнь?! Бред! Этого не может быть, потому что не может быть никогда!

Не зря у первых христиан была одна из проблем как соединить образ Бога Ветхого и Нового Заветов. В Ветхом Завете величественный и воинственный Бог повелевает убивать и мочить всех беспредельщиков, которые служат языческим богам, занимаются развратом и приносят человеческие жертвоприношения. Вот такой и должен прийти Мессия: великий Царь, который «нагнёт» всех этих римлян, сделает богатым израильский народ и даст каждому из них по 1000 рабов. Вот тогда и заживём, вот он Рай, вот Он наш Бог! Мы помним, как Он потоп каинитянам устроил, как Содом сжёг, как египтян утопил, как хананеев помогал мочить. Так что трепещите римляне, с вами будет то же самое! Мы нашего Бога знаем! Скоро Он придет, и вы поплатитесь за все унижения и притеснения, которые причинили нам.

А что в ответ на все эти ожидания случается? Вифлеем?! Пещера?! Мария и Иосиф?! Господи, какой стыд? Нам вот этим перед римлянами хвалиться?! Вот этим восторгаться?! Нищетой и слабостью угрожать оккупантам?! Серьёзно?! Нет-нет, только не говори, что это именно так! Это даже не «испанский стыд», это какой-то стыд мирового масштаба. Хотя ведь была история с Давидом и Голиафом! Мальчишка пастушок Давид вышел против Голиафа, глядя на которого дрожали все войны Израиля. Юнейший и слабейший победил сильнейшего. Но ведь Давид всё равно ему башку отрезал, т.е. показал силу. А этот что? Юродивый чудак Иисус, непонятно что говорит, непонятно чем занимается. Народ смущает, в политику не идёт, революции не творит!

Такого Бог точно не пошлёт! Вот Иисус Навин – это был воин Божий, всех, кто вставал на пути Израиля растаптывал, Землю Обетованную захватил и раздал израильтянам. Вот она настоящая Божья сила! Ну, а ты что предложишь?! Нищету?! Плач?! Кротость?! Как мы с таким Мессией Римскую власть «нагнём»? Он говорит, что Любовью «нагнём», весь мир «нагнём», точнее сами «нагнутся», до земли поклонятся, добровольно! Безумие и соблазн! Не надо нам Такого Спасителя! Нет у нас царя кроме кесаря. Проще Тебя казнить, чтобы не позорил нас!

Христос требует узнавать Его в позоре и стыде. Почему Бог добровольно позорится и унижается? Что за логика такая? Что за «двери» такие, из которых ты никогда в жизни не будешь ждать пришествие Бога?

Помните, в фильме «Москва слезам не верит» Алентова говорит бывшему хахалю, который припёрся к ней домой и из-за которого ушёл Гоша: «Господи, откуда ты вообще взялся?! Ты же мне несчастья одни приносишь!» Примерно такие же слова могли сказать многие тогда в Иудее, узнав о рождении Спасителя. О рождении Христа рассказывают евангелисты Матфей и Лука. Вы обратили внимание, насколько эти истории противоположны по своему настроению? Давайте разберём рассказ у Матфея.

У апостола Матфея источниками, скорее всего, были сыновья Иосифа, т.е. мнимые братья Иисуса. В первом Евангелии много интимных подробностей касающихся именно Иосифа, о которых он и рассказал сыновьям, а они Матфею. Нужно учитывать важную деталь: Матфей пишет иудеям, именно поэтому его Евангелие особенно трагично. Давайте рассмотрим этот рождественский кошмар.

Всё начинается с того, что Мария забеременела непонятно как. Иосиф по закону должен был объявить это старейшинам, а её за прелюбодеяние должны были побить камнями. На этот счёт в тексте вообще странная вещь говорится: «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее». (Мф.1:19) Если он праведен, то он должен поступить по закону и огласить об этом, а Марию объявить блудницей. Но он проявляет милость к ней и хочет позволить ей сбежать, чтобы не опозориться. И для Марии и для Иосифа это ужасная и сложная ситуация, из которой выхода, по сути, нет. Такая вот подстава от Бога. Хотя Иосиф и поступает как новозаветный праведник, решив поступить по милости, а не по закону. И именно этот поступок открывает его сердце для божественного откровения, и ангел возвещает ему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого». (Мф.1:20) С этого момента ужас только начинается!

Далее волхвы с востока, увидев звезду, которая возвещала о рождении Мессии, приходят в Иерусалим. Мне кажется, что именно волхвы наносят самый тяжёлый удар по самолюбию иудеев. Весь Ветхий Завет сосредоточен на ожидании Спасителя, иудеи с утра до вечера читают Писание, толкуют его и ждут Мессию всем сердцем и всей душой. Так почему вдруг какие-то волхвы-язычники непонятно откуда узнают о Христе первыми?! Это ваще позор полный, можно сказать унижение высшего уровня. Это иудеи должны всему миру рассказывать о Мессии, но никак не им поганые язычники.

Но проблемы продолжаются: «Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним». (Мф.2:3) Параноик Ирод в тревоге от того, что где-то родился Конкурент, а иудеи в тревоге от того, что в тревоге Ирод, поскольку он отморозок и непонятно, что от него ждать. Ирод был настолько конченным, что убил почти всю свою семью. Даже Римский император Август сказал о Ироде так: «В стране Ирода безопаснее быть свиньей, чем царским сыном». Вот тебе и праздник! Вот тебе и радость! Ждали-ждали Мессию и дождались!

«Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». (Мф.2:13) Вот тебе и ещё одна радость! Вот тебе и родился Спаситель! Теперь надо спасать Спасителя оказывается. Опять надо подрываться и куда-то бежать. Неужели самое важное событие нельзя устроить проще и комфортнее? Вместо прямого спасения, Ангел предупреждает об опасности, от которой надо срочно бежать. Сплошные проблемы и искушения случаются с Иосифом и Марией, хотя кажется, что Бог должен устроить всё гораздо легче и проще. Все против Святого семейства и сейчас польются реки крови!

А дальше начинается самый ад: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». (Мф.2:16-17) Можно представить себе эту ситуацию. Войны убивают младенцев и матери спрашивают их: «за что?» Войны отвечают: «На всякий случай! Вдруг кто-то из них Христос». Как эти матери после этого могут относиться ко Христу? Желают ли они Его? Не возненавидели ли Его за то, что Он стал причиной гнева Ирода? Зачем Он нужен, если от Него одни несчастья. Кому хорошо? Марии с Иосифом? Иудеям? Ироду? Матерям вифлеемским? Пусть эти вопросы останутся без ответа!

Потом оказывается, что из Египта на родину Иосиф и Мария не могут вернуться, потому что сын Ирода Архелай такой же отморозок, как и отец и теперь царствует в Иудее. Вокруг Рождества Христова творится что-то страшное. Непонимание, неверие, преследования, массовые убийства, опасности, короче ничего весёлого и радостного. Рождественские песенки Ангелов и поклонение волхвов – это капля в море страданий вокруг. Но именно эта «капля» должна была стать мощной живительной силой, которая позволит всё выстоять.

Подвиг волхвов заключён в том, что они не смутились бедностью и странничеством Иосифа и Марии, увидев Младенца, и как сказано: «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». (Мф.2:11) Их смирение удивительно! Несмотря на то, что это очень авторитетные учёные и богатые люди, они не погнушались и не усомнились в том, что Царь родился не в царских хоромах, а в маленьком городишке и нищебродстве.

Мне хотелось только сказать, что когда мы думаем о Рождении Христа, то не забывали бы весь тот ужас, который окружал это событие, и особенно тех людей, которые были вовлечены в это. Чтобы прорваться к яслям Христовым, нужно пройти целую бездну искушений, а после этого может быть ещё хуже.

У Достоевского есть небольшой рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». Вот так он заканчивается:

О, какой свет! О, какая ёлка! Да и не ёлка это, он и не видал ещё таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеётся на него радостно.

— Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их. — Это «Христова елка», — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замёрзли ещё в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвёртые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей всё стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слёзы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…Но то были лишь предсмертные грёзы тихо замерзающего брошенного всеми ребёнка, дорогого лишь Христу.

 

Вифлеем – это провинциально!
Пещера – это нищета!
Ясли – это стыдно!

Но чем всё это закончилось? Рим «нагнулся»!
И поклонились сильные перед Слабым,
Защищённые перед Беззащитным,
Богатые перед Нищим,
Умные перед «Безумным»,
Мёртвые перед Воскресшим!
Господи, слава Тебе!

Рождественское

Перепись. Вифлеем.
Стук. В дверь.
Оставьте нас!
Сейчас не до вас!
Шампанское – оливье,
Сердце горит в огне
Не видит в небе звезду,
«Чё там пророк вещал?
Передай мне вон ту еду,
Переключи на другой канал!»

Те, чей бог – суета,
Кричат Марии в бреду:
«Хватит плодить нищету!
Убей во чреве Христа!»

«Как же я погублю?!
Того, Кто смотрит в глаза,
Того, Кто скажет: Люблю!
Тому, кто сплошная слеза».

Кредиты. Египет. Ковид.
И жизнь как-будто кипит,
Только в душе пустота,
Сердце жаждет Христа!

Пещера. Перепись. Вифлеем.
Скотские ясли – Его приют.
Нет у нас никаких проблем!
Запускай новогодний салют!

Текст и стихи: Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Библейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думалиБиблейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думали

2 комментария
Око за око и зуб за зуб

Услышал недавно, как один известный учёный рассуждал на тему библейского высказывания «око за око и зуб за зуб». К сожалению, практически всегда это выражение неправильно понимается. Поэтому будем разбираться. «Око за око и зуб за зуб» — фраза нарицательная? Предписание «око за око и зуб

Христианский смысл

Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова ««Введение в христианскую психологию» 1994 годаДве интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова ««Введение в христианскую психологию» 1994 года

0 Comments
Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова "«Введение в христианскую психологию» 1994 года

Мне попалась в руки книга священника Бориса Ничипорова «Введение в христианскую психологию», написанная в 1994 году. Читаешь, и не верится, что такие книги в 90-х писались. Мне понравились две мысли в этой книге, которыми я хочу поделиться.  1-я мысль по поводу неприятия и непринятия себя

Христианский смысл

Важно, чтобы творчество питалось от божественного вдохновенияВажно, чтобы творчество питалось от божественного вдохновения

0 Comments
Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина

Классика прекрасна тем, что обращается к вечным вопросам, от которых чаще всего человек бежит, потому что они мучительны. Как же всё-таки хочется, чтобы современное искусство совершило прорыв из бытовой и психологической плоскости в область неземного, экзистенциального и трансцендентного, т.е. в область духа. Это касается и

Христианский смысл

Богатство не грех. Но есть нюанс. Статья для христиан, которые хотят разбогатетьБогатство не грех. Но есть нюанс. Статья для христиан, которые хотят разбогатеть

0 Comments
Богатство в православии

В библейской книге «Притчи Соломона» (в 28 главе) есть несколько стихов обращённых к богатым и к тем, кто желает таковым стать. Ветхий Завет не порицает богатых людей, не видит в богатстве зла, но предупреждает об опасностях, которые могут подстерегать на пути успешности и обогащения. Иеромонах

Христианский смысл

Что значит венчаться на царство+чем православный обряд отличается от помазания: интересное из историиЧто значит венчаться на царство+чем православный обряд отличается от помазания: интересное из истории

0 Comments
Венчание на царство

Почти 500 лет назад, 16 января 1547 года, венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным. О том как это было и каково значение церковного обряда для народа «Правслов» разобрал здесь. А эта статья о том, что такое венчание на царство, откуда пошло и почему народ,

Христианский смысл