В 28-е воскресенье по Пятидесятнице и на благодарственных молебнах в Церкви читают евангельский эпизод об исцелении десяти прокаженных. Иеромонах Ефрем (Метс) о том, зачем Самодостаточному Богу человеческая благодарность.
Больные попросили Христа исцелить их:
«Увидев их Иисус, сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк.17:14-18)
Не буду писать подробности о том, кто такие прокажённые и почему они ходили вне города, лучше сразу обозначим главную тему отрывка – благодарность.
Для чего Богу нужна благодарность?
Разве Он не самодостаточен? Разве человеческая благодарность способна чем-то Бога обогатить? Конечно, нет!
- Чувство благодарности нужно самому человеку. В благодарности сосредоточено смирение, т.е. установка, что мне никто ничего не должен, но при этом, если я нечто получаю, тогда и благодарю. Если я считаю, что мне все должны, то и благодарить никого не буду. Также в благодарности есть открытость, которая важна в богообщении, ведь человек закрытый не способен принимать, а значит, благодарить. Ещё в благодарности проявляется память. Почему девять человек не пришли благодарить Христа? Потому что после исцеления их накрыло весельем, которое принесло множество помыслов, рассеянность и забвение Бога. Благодарный же самарянин имел память Божью, потому она и привела его обратно ко Христу, чтобы восславить Бога. Можно сказать, что в благодарности сосредоточены приоритеты. У девятерых на первом месте было здоровье, после его получения Бог уже не нужен им, а у самарянина был на первом месте Бог, а на втором здоровье, потому он и вернулся поблагодарить. Как говорит прп. Феодор Студит: «Благодарение — есть свидетельство о возлюблении Бога».
- Существует благодарность естественная и сверхъестественная. Естественная благодарность знакома всем: получил – поблагодарил. Тут всегда речь идёт о материальном вопросе или психологическом. А вот сверхъестественная благодарность сосредоточена на духовных смыслах. Свт. Игнатий Брянчанинов даёт совет: «Слава Богу! Могущественные слова! Во время скорбных обстоятельств, когда обступят и окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольства, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: Слава Богу!» Сама по себе благодарность способна вывести человека из тяжёлого духовного состояния. Не зря апостол Павел призывает нас: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». (1Фес.5:16-18) Человек благодарный – всегда радостен, всегда жаждет молитвы и богообщения.
- Главное Таинство Церкви называется Евхаристия, что в переводе с греческого «Благодарение». Вообще, в каждом Таинстве Церкви сосредоточено благодарение, Крещение ли, Исповедь или Соборование, принимающий благодать Божию уже должен быть предварительно в некотором состоянии благодарности Богу. Перед причащением христианин читает молитвы, в которые входит 115 псалом. В нём есть такие слова: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его». (Пс.115:3-5) Выражение «Чашу спасения приму» означает причащение Пречистых и Божественных Таин Христовых, приняв их, я воздам благодарность Господу за такую благодать, и за все, что постигнет претерпеть ради Христа: ибо причащаясь Христовых Таин, причащаемся и страданиям Его. Вся наша жизнь должна стать благодарностью Богу, благодарность же подразумевает жизнь по воле Божьей. Даже смерть будет встречена с благодарностью.
- А в завершение приведу слова прп. Паисия Святогорца: «Если вы видите человека, который испытывает сильный страх, огорчение и печаль, хотя всё у него есть, то знайте, что у него нет Бога. Тот, у кого есть всё: и материальные блага, и здоровье, — а он, вместо того чтобы благодарить Бога, выдвигает новые безумные требования, ворчит и ропщет, однозначно, готовит себе место в аду. Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему даёт каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается. Допустим, ему не нравится солнце, и начинает дуть северный ветер, и приносит холод… Не нравилось ему солнце, вот и дрожи теперь от холода. Входит в привычку, потому что за ропотом следует ропот и за жалобой жалоба. Сеющий жалобы, жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает божественной радости и благословения вовеки. Ропотник, сколько бы Бог ему ни давал благословений, он их не чувствует. Поэтому Благодать Божия отходит от него и приходит искушение. Искушение следует за ним по пятам, и всё у него через пень колоду. А благодарного Бог Сам преследует Своими дарами. Неблагодарность — большой грех, который осудил Сам Христос «Не десять ли очистишася? Да девять где?» (Лк. 17:17) — спросил Он прокажённого, который пришёл Его поблагодарить. Христос ждал благодарности от десяти прокажённых не для Себя, но для них самих, потому что благодарность им же самим принесла бы пользу.
Иеромонах Ефрем (Метс)
Рекомендуем: