В СМИ вирусится новость о том, что Римско-Католическая церковь приняла документ о благословении «пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар». Документ, опубликованный на официальных ресурсах Ватикана 18.12. 2023 г., настолько размытый, двусмысленный и без чётких формулировок, что даже сами католики начали спорить о том, что там имеется ввиду. После прочтения отзыва нашей библейско-богословской комиссии об этом документе, иеромонах Ефрем (Метс) поделился пониманием подтекста об этом самом «благословении однополых пар»:
«Не буду утверждать, что всё оно так и есть, но всё-таки…»
«Молодой Папа», или Сначала вводное
Есть предположение, что сериал «Молодой Папа» заказали сами католики. Если кто не знает, то общество очень даже хорошо перепрошивается через кино. Зеленский сыграл роль политика в сериале «Слуга народа», создав образ на экране, и в реальности стал президентом.
Так и в сериале «Молодой Папа» главный герой заходит на папский престол ревностным, бескомпромиссным и горячим, а в последней серии обещает научиться менять своё отношение к геям. Фактически готов пересмотреть нравственную парадигму Христианства. Сериал на самом деле очень красивый и интересный, потому пора воплощать его в реальности.
Тяжело быть «наместником Христа на земле»
Всем-то надо угодить, всем-то надо нравиться, потому и приходиться крутиться. Поскольку документ о «благословении однополых пар» по своей сути пастырский, т.е. является руководством для католических епископов и священников, то нужно попробовать рассмотреть гипотетическую ситуацию, в которой будет понятно как пастырю действовать.
Например, к католическому священнику Хосе приходят два парня по имени Гильермо и Пабло. Гильермо обращается к священнику:
— Святой отец, благословите нас! Мы с Пабло любим друг друга! Любовь – это прекрасно и Бог есть любовь!
Что делать священнику Хосе?
Подтекст документа подразумевает, что
Хосе не должен говорить Гильермо и Пабло, что их сожительство является грехом и им нужно принести покаяние.
Почему им нельзя об этом сказать? Потому что современные молодые люди, выросшие и воспитанные в европейском светском государстве, не смогут понять, почему их желания и стремления должны быть изменены в соответствии с волей Божьей.
С чего это вдруг Гильермо и Пабло должны подстраиваться под Бога, а не Бог под них?! Они же сказали ключевое слово «любовь», какие ещё могут быть к ним претензии. Здесь же нужно учитывать главный нравственный тренд – нельзя никого обижать (особенно Пабло с Гильермо)! Поэтому священник Хосе должен им сказать:
— Дорогие Пабло и Гильермо! Я благословляю вас расширенным благословением на основании документа «Fiducia supplicans» (с латинского «Взывая к доверию»), принятый Папой Франциском.
Смысл в том, что Гильермо и Пабло, которым не сказали правду, теперь не обидятся на священника Хосе и Римско-Католическую церковь в целом, а значит, есть возможность, что ещё придут.
Вот тогда и как бы потихоньку-помаленьку пастырь Хосе и будет им объяснять о грехе и покаянии.
Мне кажется, что задумка именно такая – не оттолкнуть правдой. Но ситуация скорее всего такая, что современному человеку, а особенно «Гильермо и Пабло» вообще пофиг на Бога. И если они пришли за благословением к святому отцу Хосе, то это только ради прикола или ради церковной эстетики, но точно не для перемен в жизни.
Возможно, католики думают таким образом воцерковить европейцев, храмы которых безнадёжно пусты.
Интересна реакция на документ самих католиков.
По сути, против высказались только католики Белоруссии, Казахстана и в Африке – считай никто и никак против не высказался.
А вот католики Германии вообще решили не ждать официального решения Папы и начать с 2026 одобрять однополые союзы. На самом деле с точки зрения Православной Церкви тут ничего удивительного нет. Римская Церковь не посчитала важным хранить учение о Боге, посчитав власть дороже Истины, потому и откололись, так кто теперь мешает менять заповеди?! Попались в собственную ловушку. Лучше изоляция от мира, чем изоляция от Бога!
А вот наш ответ на этот католический документ заканчивается так:
«В контексте процессов, происходящих в христианском сообществе, данный документ может быть воспринят как шаг на пути полного признания Римско-Католической церковью «однополых союзов» в качестве нормы, что уже произошло в целом ряде протестантских общин. В пастырском попечении нуждаются все верующие, в том числе имеющие гомосексуальные устремления. Однако это пастырское попечение должно быть направлено не на легитимизацию греховного образа жизни, а на врачевание души страждущего, как справедливо написано об этом в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»:
«Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку. Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как “норму”».
Иеромонах Ефрем (Метс)