Иеромонаха Ефрема (Метса) очень впечатлила и вдохновила удмуртская колыбельная «Чагыр, чагыр дыдыке», он истолковал ее в христианском смысле.
Удмуртская колыбельная песня
Оказывается, вокруг этой колыбельной идут жаркие научные споры. Филологи и литературоведы полемизируют о происхождении данного произведения. Дело в том, что впервые эту колыбельную зафиксировал первый удмуртский писатель и этнограф священник Григорий Верещагин (лишён сана в 1927 г.) в своём труде в 1889 году.
Позже оказалось, что удмуртам эта песня незнакома совсем. Вот и начались учёные споры: то ли сам Верещагин сочинил её, то ли попался ему носитель-уникум. Стоит отметить, что эта колыбельная вдохновила лучших удмуртских деятелей искусств: отредактировал колыбельную поэт Кузебай Герд, а музыку для неё написал композитор Геннадий Корепанов-Камский.
Красота этой колыбельной ещё и в том, что в ней нет языческих божеств и мотивов. Она вся пронизана любовью и теплом, даже не надо изголяться, чтобы увидеть в ней библейские смыслы. Например, удмуртскую былину «Италмас» я бы не смог, да и не стал бы толковать в христианском контексте, а вот «Чагыр, чагыр дыдыке» попробую. Огромную благодарность выражаю Татьяне Григорьевне Владыкиной за подстрочный перевод колыбельной. Ибо в Инете его нет.
Святой мученик Иустин Философ написал: «Итак все, что; сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам христианам». Эту колыбельную мне хочется рассмотреть как библейскую притчу и показать высокие духовные смыслы, которые я в ней увидел. Ведь Божественный огонь имеет свойство сжигать всё лишнее и преображать всё то, что соответствует Истине и добродетелям. Начнём разбор.
«Сизый, сизый голубочек,
Что ж ты ноженьки мараешь?»
Начнём с образа матери. В библейском богословии образ матери соответствует образу Церкви. Если вы крещены, то должны знать, что крещенская купель – это материнское чрево, из которого вы рождаетесь от Бога. Отсюда и слова святого Киприана: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Человек, с духовной точки зрения, в любом возрасте всегда ребёнок. Вступая на путь Божий, мы обнаруживаем своё несовершенство и духовную болезнь, именно от этой правды люди чаще всего и бегут, ибо гордость затмевает духовные очи и не позволяет всмотреться в своё сердце. Свидетельство матери, т.е. Церкви о «грязных ногах» своего сына прекрасно отражает призыв к покаянию и очищению грехов.
«Мой сынок, красавец, голубчик,
отчего постоянно плачешь?»
Человек изначально добр или зол? Этот вопрос ставился всегда и всюду, поскольку от ответа зависит вся последующая практика жизни. С библейской точки зрения человек сотворён добрым, прекрасным и чистым существом. Мы действительно по природе своей «красавчики и голубчики» с божественной точки зрения. Но свободная воля первого человека была направлена против Любви, потому люди заболели смертельной болезнью под названием «грех».
Плач ребёнка изображает последствия болезни: безрадостность жизни, скорби и бессмысленность существования. Вопрос матери «о плаче» заключён в том, чтобы человек поставил себе правильный диагноз и увидел корень своих бед. Попытка самооправдания и снятие с себя ответственности ещё больше приносят горя и скорбей человеку. Если же человек захочет исцелиться, то именно в Церкви обретает материнское утешение, которое заповедует апостол Павел: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». (1Фес.5:14)
«Вырастешь большим – возьмешь топор,
В лес пойдёшь, напевая».
Взять «Топор», а в библейском языке «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:17), отправиться в лес с песней и есть акт самопознания и углубление во внутреннюю пустыню. Человек, поющий Богу, одновременно просвещается словом Божьим и разгоняет внутреннюю духовную тьму, которую образуют демоны в «сердечном лесу». Оттого пение Псалтири ставится всегда как основополагающая молитвенная практика. Что и всем советую!
«Высокую ель срубишь,
Устанешь, пока дрова рубишь».
Основная цель самопознания «срубить высокую ель», которая является одновременно и идолом и высокомерной гордыней в сердце человека «духовным топором». В Псалтири обычно образу гордыни соответствует «кедр ливанский». Изрубить гордыню «в дрова» и сжечь в материнском доме — замечательный образ Таинства Исповеди, где все исповеданные грехи сгорают в милосердии Божьем.
«Я закончу хлопоты по дому,
Буду ждать тебя, жалея.
Солнце закатится за лес,
Домой вернёшься, уставший».
Бог ждёт всякого человека и желает всем спастись и в разум истины прийти. Многие Христовы притчи говорят о том, что кем бы ты ни был, и из какого бы звания и сословия, национальности и расы ты ни происходил, двери Церкви всегда для тебя открыты, ибо «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон», — говорит Господь. (Ин.6:37) Даже если солнце закатится в твоей жизни, и ты устанешь от грехов и от борьбы с ними – Отчий дом всегда открыт. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». (Мф.11:28)
«Накормлю тебя табанями,
Маслом голову помажу
Будешь запивать медовым пивом,
Говоря, что матушка сварила».
Табани – это удмуртский хлеб. «Табани и медовуха» — какие замечательные символы библейских Хлеба и Вина. Это настолько ясный и прекрасный образ Евхаристии, что толковать ничего не надо. Образ помазания маслом – это не только радость и милость, которые получает человек в борьбе со своими страстями, но и восстановление первозданного царского достоинства человека. Духовные труды венчают собой причащение Тела и Крови Спасителя, которое преподаёт Мать-Церковь. Это главное Таинство и апогей материнства Церкви.
«Сизый, сизый голубочек,
Что ж ты ноженьки мараешь?
Сыночек мой, голубчик,
Что же ты всё плачешь?»
Последний куплет возвращает нас в начало, поскольку вся наша жизнь – духовная борьба. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт.3:19)– говорит Господь человеку. Постоянные падения, духовные труды и причащение святых Христовых Тайн – вот наш удел в этой земной жизни. Что бы ни происходило, от этого курса нельзя отклоняться, ибо в этом вся жизнь человека.
Наш удмуртский фольклорист Ирина Нуриева говорит:
«Колыбельная «Чагыр, чагыр дыдыке…» — это редчайший случай, когда не героическая песня, не свадебный фольклор, а колыбельная становится чуть ли не главным текстом национальной словесности. При этом она не похожа ни на классическое авторское стихотворение XIX века, ни на народную удмуртскую песню».
Христианский апологет Тертуллиан пишет: «Душа человека по природе своей христианка». По мне, это очень христианская песня, без всякой примеси язычества и тьмы, потому она так светла и легка для души, потому её с такой лёгкостью приняли во всех уголках родной Удмуртии. Если вы владеете удмуртским языком, то обязательно выучите это прекрасное произведение, а если сможете петь, то ещё лучше. Аминь!
Иеромонах Ефрем (Метс)