В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина поднимается одна из важнейших богословских и антропологических тем. Какова природа желаний? Можно ли контролировать желания? Является ли отказ от желаний добродетелью? В более усечённом и простом варианте, эта тема изображена в советском мультфильме «Цветик-семицветик». Но я буду писать о старике и старухе.
О старике и старухе
Одна психолог рассказывала интересную историю. К ней пришла женщина и говорит, что не может выбрать путь, по которому ей идти: то ли в монашество податься, то ли семейную жизнь выбрать. «Что будете пить – чай или кофе?» — спросила психолог. «Не знаю…» — ответила клиентка.
«Если Вы на элементарном физиологическом уровне не слышите и не знаете свои желания, как Вы сможете сделать такой глобальный выбор жизненного пути?!» — подвела итог психолог.
А ведь действительно, услышать свои подлинные желания не так-то просто. Одно из самых знаменитых мест Библии о желании: «В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе». (3Цар.3:5) В Евангелии также Господь часто задаёт этот вопрос, например слепому:
«Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня?»
(Мк.10:51)
И, конечно же, сюда относится евангельский императив:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». (Мф.7:7)
На самом деле, для того чтобы понять, что я хочу, нужно совершить целое погружение в свои глубины и осознать свои подлинные потребности. Это очень сложный и трудоёмкий процесс.
Сегодня одна из частых проблем заключена в том, что человек не знает, чего он хочет. Отовсюду пестрит реклама:
- «Похудей»,
- «Выучи английский»,
- «Возьми кредит»,
- «Съезди в путешествие»,
- «Займись спортом»
- и т.д.
Те, кто многое из этого пробовал, знают, что интерес и силы ко многим из этих предложений быстро тухнет.
Почему?
Потому что это навязанные желания, а не подлинные. Навязанные желания – это как мыльный пузырь, который резко надувается, вводит человека в состояние полуэйфории и резко лопается, истощая и вновь и вновь разочаровывая человека.
Теперь к самой сказке. Забрасывание невода в море – прямой евангельский образ. Христос говорит:
«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон».
(Мф.13:47-48)
Прямое толкование этой притчи, конечно же, Страшный суд. Но можно этот образ применить и к тому, как человек погружается в себя, т.е. закидывает невод в море своего подсознания, чтобы услышать свои желания. Хорошие рыбы – добрые желания, а плохие рыбы, соответственно злые желания, которые нужно выбросить кошкам или в помойку.
Символы
Я не буду копаться во многих символах этой сказки, поскольку хочу сосредоточиться на теме желаний. Почему дед ни о чём не просит рыбку? Можно ли назвать это смирением? Я думаю, что всё-таки нет! Дед в каком-то смысле или буддист или совсем «аморфный» и неосознанный человек. Если буддист, то он видит в желании некое зло, потому и отказывается что-либо просить. Хотя отказ от желаний – это тоже желание. Или же он просто подавлен волей своей старухи так, что не осознаёт своих желаний, она приучила его не желать, что более вероятно. Помните поговорки родителей:
- «Мало ли чего ты хочешь!»,
- «Губу закатай»,
- «Ишь чего захотел»,
- «Много хочешь – мало получишь!»
А потом родители не могут понять, почему их чадо ничего не хочет и ничего не делает! Вы, дорогие родители, помогли своему ребёнку в этом, как старуха своему старику.
Теперь к бабке. Она чётко знает, чего хочет. Причём начинает с вполне реальных и адекватных желаний. Для начала попроси хотя бы новое корыто у рыбки. Последующее исполнение её желаний, придаёт ей всё большую уверенность и наращивает аппетит. Она просит исключительно внешних вещей: материальные блага и статус, сначала столбовой дворянки, потом царицы. Обратите внимание, что получая просимое, она не находит покоя сердца. Всё ровно наоборот: её душа превращается в ненасытную бездну. Она не может «нажраться» и требует большего. Почему так происходит?
Голод и насыщение души — это одна из важнейших евангельским тем. Христос говорит:
«…смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения».
(Лк.12:15)
Удивительно, но эту мысль замечательно выразил один из самых воинствующих атеистов 20 века Жан-Поль Сартр: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может». Короче говоря, старуха желает всё время не того, что нужно для насыщения души. Почему так?
Не надо забывать, что источником желаний бывают и адские глубины. Диавол, искушая Христа в пустыне, предлагает Ему нечто пожелать. Причём эти желания завуалированы и выглядят как добрые и полезные. Ответы Христа сатане через цитирование Священного Писания, показывают, где искать критерий желаний, как их распознать и различить. В библейской книге «Притчи» эта мысль выражена так:
«Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых – гнев». (Прит.11:23)
Как распознать злые желания?
Что есть благо и что есть зло? Как воспитать своё сердце так, чтобы желать доброго, а не злого? Этой теме посвящено как Священное Писание, так и вся аскетическая православная литература. Читайте и просвещайтесь!
Последнее желание бабки к Золотой рыбке, дед высказывает так:
«… Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
В этом смысле бабка чистый оккультист и эзотерик, дошедший до прямого сатанизма. Тот же самый мотив был у Адама и Евы и ровно это и обещал им змей в Раю. Бабка хочет выйти за пределы своего человечества и стать «сверхчеловеком» по Ницше, т.е. свою волю поставить над всей вселенной. По сути, это и означает начать борьбу с Богом, попытаться захватить Его власть. Желаю «удачи» борцам, насмотрелись на этих «сверхлюдей». Ницше закончил тем, что в психбольнице свою мочу из сапога пил. Такое вот оно – сверхчеловечество!
Если вам обещают учение об исполнении ваших «райских» желаний, бегите от этих прельщённых и мошенников. Они идут по пути старухи и конец их – «разбитое корыто». Я не знаю что страшнее: когда исполняются твои желания или, когда не исполняются. Если же сердце насыщено суетными и только земными желаниями, то будет по слову Оскара Уайльда:
«В жизни возможны только две трагедии: первая — не получить то, о чём мечтаешь, вторая — получить».
Либо гнев и уныние, либо пустота и разочарование. В сказке «Цветик-семицветик» только последнее желание девочка Женя использовала не для себя, а для мальчика-инвалида. И только это желание принесло ей подлинную радость. С этого начинается духовная жизнь. Но конец её выражен Христом так:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
(Мф.6:33)
Только в любви и служении человек обретает насыщенность и покой души. Аминь!
Иеромонах Ефрем (Метс)