------------------- В современном мире "козёл отпущения" это тот, на кого все шишки летят
Православие сегодня Христианский смысл В современном мире «козёл отпущения» это тот, на кого все шишки летят

В современном мире «козёл отпущения» это тот, на кого все шишки летят

0 Comments
В современном мире "козёл отпущения" это тот, на кого все шишки летят

Выражение «козёл отпущения» знают почти все, но происхождение и первоначальное значение этой фразы знают немногие. Причём это выражение имеет в быту негативное значение: мол, нашли «козла отпущения», т.е. того, на кого хотят свалить всю вину. Понимание фразы верное, но его содержание гораздо глубже, интереснее и не такое простое.

Давайте разберём фразу

Есть в Библии праздник, который называет «День очищения», по-еврейски «Йом Киппур». В этот день Господь Бог прощал грехи израильского народа. Один из ритуалов в этот день выглядел так:

«И принесет Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой. И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения».

(Лев.16:6-10)

День очищения

«День очищения» — единственный постный день в году, в который был запрет на работу и весь народ должен был «смирять свои души», за непослушание грозило истребление. Теперь о ритуале. Итак, речь идет о приносимых за грехи народа двух козлах, один из которых, получивший жребий «Господу», закалывался, а другой, после исповедания над ним грехов всего народа от первосвященника, отсылался в пустыню.

Кровь заколотого козла первосвященник вносил во «святое святых». Это единственный день в году, когда первосвященник туда входил. Больше никто и никогда!

Дело в том, что в еврейском оригинале обычно прочитывают не «для отпущения», а «для Азазеля», видя здесь указание на личное имя некоего демона. Получается, что козёл, на котором лежат все грехи Израиля, идёт в пустыню к демону Азазелю. Кстати, похожий ритуал происходил, когда прокажённый исцелялся от болезней, но там приносились в жертву две птицы: одна закалывалась, другая отпускалась. ( Лев.14:6)

Смыслы, лежащие на поверхности

Для начала рассмотрим те смыслы, которые лежат на поверхности. Богообщение возможно только если человек стремится очиститься от грехов, т.е. от тех злых мыслей, слов и поступков, которые он совершил. Грех как метафизическое зло, как пропасть между человеком и Богом не может просто исчезнуть в никуда, грех может быть только перенесён на кого либо.

Стоит обратить внимание, что это не перенос ответственности за грех, т.е. согрешил я, но сам я себя от греха не могу очистить, потому их на себя должен взять кто-то другой. Чтобы понять, кого олицетворял собой этот козел, нам нужно знать его название на иврите – это животное называли «сеир ле-азазель», что в переводе означает «волосатое, мохнатое, косматое животное для дьявола».

Это не жертва для дьявола, а возвращение ему того, чему он родоначальник и отец, т.е. всех грехов и всего зла.

Вот как более подробно описано это в Библии:

«И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню».

(Лев.16:20-22)

Теперь к более глубокому смыслу

Дело в том, что все ритуалы Ветхого Завета – это символический язык, расшифровка которого будет дана только в Новом Завете. Апостол Павел много потратил усилий, чтобы показать иудеям сущность ритуалов:

«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей».

(Евр.10:1)

Ветхозаветные ритуалы – это тень, образ, символ, притча, загадка, которые должны открыться со временем пришествия Мессии. Этот метод извлечения смыслов в Библии называется «типологическое толкование». Если человек не понимает этого метода, то, по сути, вся Библия остаётся для него закрытой книгой. Вот как пишет об этом святитель Кирилл Александрийский:

«И к тем, кто способен уразуметь значение истины, ее красота идет навстречу, озаряя ум ведением таинства христова, но если кто имеет ум недостаточно утвержденный, но как бы еще запинающийся и младенческий, у таковых даже превосходнейшие из рассматриваемых мест могут порой оказаться близкими к укоризне и обвинению». Проще говоря, кто не понимает, тот будет «плеваться и ругаться».

Таинство Христово – это боговоплощение, смерть и воскресение Бога, полнота человечества и божества во Христе. Это то, что невозможно передать человеческим языком, но возможно показать в символах. Для чего два козла? Блаженный Феодорит Киррский пишет:

«Поскольку козел смертен и невозможно было одним козлом изобразить во Владыке Христе и смертное, и бессмертное, то по необходимости закон постановил приводить двух, чтобы закалаемый в жертву прообразовал удобостраждущую плоть, а отпускаемый изображал бесстрастие Божества».

Преподобный Ефрем Сирин пишет о том же:

«Поскольку обоих козлов приводил Аарон, и одного заколал, а другого отпускал к Азазэлу, то козел заколаемый означал Христа, за нас закланного; другой козел, отпускаемый к Азазэлу, изображал того же Христа по Его распятии и смерти, когда Он, взяв на Себя грехи многих, исшел живым и бессмертным».

Пророчество о Христе как о «козле отпущения» есть уже у пророка Исайи, сказавшем: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Ис.53:4-5) Все грехи народа уже передадутся не животному, но безгрешному Богу. С одной стороны и кровь Христа проливается, как об этом говорит апостол Павел:

«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9:22-24), с другой стороны Он же идёт к Азазелу в пустыню, т.е. в ад. Surprise!!! Проглотив плоть Христа, подавился Его божеством и «выблевал» из себя всех праведников вместе со Христом.

Таким образом, всякий кто хочет очиститься от грехов, с одной стороны берёт на себя ответственность за грех, а с другой стороны перекладывает свой грех на Бога, в котором грех и уничтожается. Иуда, например, взял на себя ответственность за грех, но не пришёл с ним к Богу для очищения, оттого и повесился. Грехи всегда с лёгкостью задавят человека и превратят жизнь в ад, если «козёл отпущения», т.е. Христос не возьмёт их на Себя.

Так человек обретает внутренний покой. Не зря в этом же постановлении сказано: «ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное». (Лев.16:30-31)

Как в песне у Высоцкого

Кстати, у Высоцкого в песне «Козёл отпущения» как в притче очень хорошо выражена идея двух пришествий Христовых. Сначала Христос приходит как жертва, с которой делали всё что хотели, а во втором Пришествии придёт как Судья.

Иеромонах Ефрем (Метс)
  1. Читайте новую статью этого автора: Понятие «юбилей» — родом из Библии и означает совсем не 100-летие со дня рождения
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Что такое «четверговая соль» и какое отношение ее изготовление имеет к церквиЧто такое «четверговая соль» и какое отношение ее изготовление имеет к церкви

0 Comments
Что такое "четверговая соль"

Великий Четверг. Великий, святой день – и страшный одновременно. Установление Тайной Вечери, первая в истории человечества литургия – и непонимание происходящего учениками Христа, даже до предательства одного из них. А что ныне? Увы, во многом все то же. Ведь к святой и трепетной службе, где

Христианский смысл

Протодиакона Андрея Кураева* лишили священного санаПротодиакона Андрея Кураева* лишили священного сана

0 Comments
Андрей Кураев

Протодиакона Андрея Кураева лишили священного сана. До сих пор звучит вопрос: каким образом самый умный, образованный и успешный миссионер 90-х – начала 00-х превратился в злобного критика Церкви. Многих он волновал. Некоторыми своими наблюдениями и мыслями поделился современный проповедник, насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах

Христианский смысл

Богатство не грех. Но есть нюанс. Статья для христиан, которые хотят разбогатетьБогатство не грех. Но есть нюанс. Статья для христиан, которые хотят разбогатеть

0 Comments
Богатство в православии

В библейской книге «Притчи Соломона» (в 28 главе) есть несколько стихов обращённых к богатым и к тем, кто желает таковым стать. Ветхий Завет не порицает богатых людей, не видит в богатстве зла, но предупреждает об опасностях, которые могут подстерегать на пути успешности и обогащения. Иеромонах

Христианский смысл

«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм

13 комментариев
Ежик в тумане с Евангельской точки зрения

Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) рассмотрел смысловую концепцию советского мультфильма Юрия Норштейна  «Ёжик в тумане» (автор сказки Сергей Козлов) и нашёл там немало духовных смыслов. Христианский смысл советского мультфильма Очень трудно представить, что ребёнку может понравиться такой мультик. Нет в нём ни

Христианский смысл

«Учитель», по-еврейски «Равви». Библейское представление об учительстве«Учитель», по-еврейски «Равви». Библейское представление об учительстве

0 Comments
Иисус Христос - Равви, Учитель

Читая Евангелие мы увидим, что одно из самых популярных обращений ко Христу звучит как «Учитель», по-еврейски «Равви». Это уже побуждает разобраться с этим понятием, что в него заложено и каким образом учительство раскрывается в жизни. Библейское представление об учительстве по порядку разложил иеромонах Ефрем (Метс).

Христианский смысл