Давайте разберём фразу
Есть в Библии праздник, который называет «День очищения», по-еврейски «Йом Киппур». В этот день Господь Бог прощал грехи израильского народа. Один из ритуалов в этот день выглядел так:
«И принесет Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой. И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения».
(Лев.16:6-10)
День очищения
«День очищения» — единственный постный день в году, в который был запрет на работу и весь народ должен был «смирять свои души», за непослушание грозило истребление. Теперь о ритуале. Итак, речь идет о приносимых за грехи народа двух козлах, один из которых, получивший жребий «Господу», закалывался, а другой, после исповедания над ним грехов всего народа от первосвященника, отсылался в пустыню.
Кровь заколотого козла первосвященник вносил во «святое святых». Это единственный день в году, когда первосвященник туда входил. Больше никто и никогда!
Дело в том, что в еврейском оригинале обычно прочитывают не «для отпущения», а «для Азазеля», видя здесь указание на личное имя некоего демона. Получается, что козёл, на котором лежат все грехи Израиля, идёт в пустыню к демону Азазелю. Кстати, похожий ритуал происходил, когда прокажённый исцелялся от болезней, но там приносились в жертву две птицы: одна закалывалась, другая отпускалась. ( Лев.14:6)
Смыслы, лежащие на поверхности
Для начала рассмотрим те смыслы, которые лежат на поверхности. Богообщение возможно только если человек стремится очиститься от грехов, т.е. от тех злых мыслей, слов и поступков, которые он совершил. Грех как метафизическое зло, как пропасть между человеком и Богом не может просто исчезнуть в никуда, грех может быть только перенесён на кого либо.
Стоит обратить внимание, что это не перенос ответственности за грех, т.е. согрешил я, но сам я себя от греха не могу очистить, потому их на себя должен взять кто-то другой. Чтобы понять, кого олицетворял собой этот козел, нам нужно знать его название на иврите – это животное называли «сеир ле-азазель», что в переводе означает «волосатое, мохнатое, косматое животное для дьявола».
Это не жертва для дьявола, а возвращение ему того, чему он родоначальник и отец, т.е. всех грехов и всего зла.
Вот как более подробно описано это в Библии:
«И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню».
(Лев.16:20-22)
Теперь к более глубокому смыслу
Дело в том, что все ритуалы Ветхого Завета – это символический язык, расшифровка которого будет дана только в Новом Завете. Апостол Павел много потратил усилий, чтобы показать иудеям сущность ритуалов:
«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей».
(Евр.10:1)
Ветхозаветные ритуалы – это тень, образ, символ, притча, загадка, которые должны открыться со временем пришествия Мессии. Этот метод извлечения смыслов в Библии называется «типологическое толкование». Если человек не понимает этого метода, то, по сути, вся Библия остаётся для него закрытой книгой. Вот как пишет об этом святитель Кирилл Александрийский:
«И к тем, кто способен уразуметь значение истины, ее красота идет навстречу, озаряя ум ведением таинства христова, но если кто имеет ум недостаточно утвержденный, но как бы еще запинающийся и младенческий, у таковых даже превосходнейшие из рассматриваемых мест могут порой оказаться близкими к укоризне и обвинению». Проще говоря, кто не понимает, тот будет «плеваться и ругаться».
Таинство Христово – это боговоплощение, смерть и воскресение Бога, полнота человечества и божества во Христе. Это то, что невозможно передать человеческим языком, но возможно показать в символах. Для чего два козла? Блаженный Феодорит Киррский пишет:
«Поскольку козел смертен и невозможно было одним козлом изобразить во Владыке Христе и смертное, и бессмертное, то по необходимости закон постановил приводить двух, чтобы закалаемый в жертву прообразовал удобостраждущую плоть, а отпускаемый изображал бесстрастие Божества».
Преподобный Ефрем Сирин пишет о том же:
«Поскольку обоих козлов приводил Аарон, и одного заколал, а другого отпускал к Азазэлу, то козел заколаемый означал Христа, за нас закланного; другой козел, отпускаемый к Азазэлу, изображал того же Христа по Его распятии и смерти, когда Он, взяв на Себя грехи многих, исшел живым и бессмертным».
Пророчество о Христе как о «козле отпущения» есть уже у пророка Исайи, сказавшем: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Ис.53:4-5) Все грехи народа уже передадутся не животному, но безгрешному Богу. С одной стороны и кровь Христа проливается, как об этом говорит апостол Павел:
«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9:22-24), с другой стороны Он же идёт к Азазелу в пустыню, т.е. в ад. Surprise!!! Проглотив плоть Христа, подавился Его божеством и «выблевал» из себя всех праведников вместе со Христом.
Таким образом, всякий кто хочет очиститься от грехов, с одной стороны берёт на себя ответственность за грех, а с другой стороны перекладывает свой грех на Бога, в котором грех и уничтожается. Иуда, например, взял на себя ответственность за грех, но не пришёл с ним к Богу для очищения, оттого и повесился. Грехи всегда с лёгкостью задавят человека и превратят жизнь в ад, если «козёл отпущения», т.е. Христос не возьмёт их на Себя.
Так человек обретает внутренний покой. Не зря в этом же постановлении сказано: «ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное». (Лев.16:30-31)
Узнайте также: Библейская фраза «Око за око» означает не то, что вы думали
Как в песне у Высоцкого
Кстати, у Высоцкого в песне «Козёл отпущения» как в притче очень хорошо выражена идея двух пришествий Христовых. Сначала Христос приходит как жертва, с которой делали всё что хотели, а во втором Пришествии придёт как Судья.
- Читайте новую статью этого автора: Понятие «юбилей» — родом из Библии и означает совсем не 100-летие со дня рождения