------------------- В современном мире "козёл отпущения" это тот, на кого все шишки летят
Православие сегодня Христианский смысл В современном мире «козёл отпущения» это тот, на кого все шишки летят

В современном мире «козёл отпущения» это тот, на кого все шишки летят

0 Comments
В современном мире "козёл отпущения" это тот, на кого все шишки летят

Выражение «козёл отпущения» знают почти все, но происхождение и первоначальное значение этой фразы знают немногие. Причём это выражение имеет в быту негативное значение: мол, нашли «козла отпущения», т.е. того, на кого хотят свалить всю вину. Понимание фразы верное, но его содержание гораздо глубже, интереснее и не такое простое.

Давайте разберём фразу

Есть в Библии праздник, который называет «День очищения», по-еврейски «Йом Киппур». В этот день Господь Бог прощал грехи израильского народа. Один из ритуалов в этот день выглядел так:

«И принесет Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой. И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения».

(Лев.16:6-10)

День очищения

«День очищения» — единственный постный день в году, в который был запрет на работу и весь народ должен был «смирять свои души», за непослушание грозило истребление. Теперь о ритуале. Итак, речь идет о приносимых за грехи народа двух козлах, один из которых, получивший жребий «Господу», закалывался, а другой, после исповедания над ним грехов всего народа от первосвященника, отсылался в пустыню.

Кровь заколотого козла первосвященник вносил во «святое святых». Это единственный день в году, когда первосвященник туда входил. Больше никто и никогда!

Дело в том, что в еврейском оригинале обычно прочитывают не «для отпущения», а «для Азазеля», видя здесь указание на личное имя некоего демона. Получается, что козёл, на котором лежат все грехи Израиля, идёт в пустыню к демону Азазелю. Кстати, похожий ритуал происходил, когда прокажённый исцелялся от болезней, но там приносились в жертву две птицы: одна закалывалась, другая отпускалась. ( Лев.14:6)

Смыслы, лежащие на поверхности

Для начала рассмотрим те смыслы, которые лежат на поверхности. Богообщение возможно только если человек стремится очиститься от грехов, т.е. от тех злых мыслей, слов и поступков, которые он совершил. Грех как метафизическое зло, как пропасть между человеком и Богом не может просто исчезнуть в никуда, грех может быть только перенесён на кого либо.

Стоит обратить внимание, что это не перенос ответственности за грех, т.е. согрешил я, но сам я себя от греха не могу очистить, потому их на себя должен взять кто-то другой. Чтобы понять, кого олицетворял собой этот козел, нам нужно знать его название на иврите – это животное называли «сеир ле-азазель», что в переводе означает «волосатое, мохнатое, косматое животное для дьявола».

Это не жертва для дьявола, а возвращение ему того, чему он родоначальник и отец, т.е. всех грехов и всего зла.

Вот как более подробно описано это в Библии:

«И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню».

(Лев.16:20-22)

Теперь к более глубокому смыслу

Дело в том, что все ритуалы Ветхого Завета – это символический язык, расшифровка которого будет дана только в Новом Завете. Апостол Павел много потратил усилий, чтобы показать иудеям сущность ритуалов:

«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей».

(Евр.10:1)

Ветхозаветные ритуалы – это тень, образ, символ, притча, загадка, которые должны открыться со временем пришествия Мессии. Этот метод извлечения смыслов в Библии называется «типологическое толкование». Если человек не понимает этого метода, то, по сути, вся Библия остаётся для него закрытой книгой. Вот как пишет об этом святитель Кирилл Александрийский:

«И к тем, кто способен уразуметь значение истины, ее красота идет навстречу, озаряя ум ведением таинства христова, но если кто имеет ум недостаточно утвержденный, но как бы еще запинающийся и младенческий, у таковых даже превосходнейшие из рассматриваемых мест могут порой оказаться близкими к укоризне и обвинению». Проще говоря, кто не понимает, тот будет «плеваться и ругаться».

Таинство Христово – это боговоплощение, смерть и воскресение Бога, полнота человечества и божества во Христе. Это то, что невозможно передать человеческим языком, но возможно показать в символах. Для чего два козла? Блаженный Феодорит Киррский пишет:

«Поскольку козел смертен и невозможно было одним козлом изобразить во Владыке Христе и смертное, и бессмертное, то по необходимости закон постановил приводить двух, чтобы закалаемый в жертву прообразовал удобостраждущую плоть, а отпускаемый изображал бесстрастие Божества».

Преподобный Ефрем Сирин пишет о том же:

«Поскольку обоих козлов приводил Аарон, и одного заколал, а другого отпускал к Азазэлу, то козел заколаемый означал Христа, за нас закланного; другой козел, отпускаемый к Азазэлу, изображал того же Христа по Его распятии и смерти, когда Он, взяв на Себя грехи многих, исшел живым и бессмертным».

Пророчество о Христе как о «козле отпущения» есть уже у пророка Исайи, сказавшем: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Ис.53:4-5) Все грехи народа уже передадутся не животному, но безгрешному Богу. С одной стороны и кровь Христа проливается, как об этом говорит апостол Павел:

«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9:22-24), с другой стороны Он же идёт к Азазелу в пустыню, т.е. в ад. Surprise!!! Проглотив плоть Христа, подавился Его божеством и «выблевал» из себя всех праведников вместе со Христом.

Таким образом, всякий кто хочет очиститься от грехов, с одной стороны берёт на себя ответственность за грех, а с другой стороны перекладывает свой грех на Бога, в котором грех и уничтожается. Иуда, например, взял на себя ответственность за грех, но не пришёл с ним к Богу для очищения, оттого и повесился. Грехи всегда с лёгкостью задавят человека и превратят жизнь в ад, если «козёл отпущения», т.е. Христос не возьмёт их на Себя.

Так человек обретает внутренний покой. Не зря в этом же постановлении сказано: «ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное». (Лев.16:30-31)

Как в песне у Высоцкого

Кстати, у Высоцкого в песне «Козёл отпущения» как в притче очень хорошо выражена идея двух пришествий Христовых. Сначала Христос приходит как жертва, с которой делали всё что хотели, а во втором Пришествии придёт как Судья.

Иеромонах Ефрем (Метс)
Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?

0 Comments
Почему Иисус Христос никогда не улыбался

Многим знакома фраза о том, что Иисус Христос никогда не смеялся. Если быть точнее, святой Иоанн Златоуст говорил, что Христа не видели смеющимся, а только плачущим, например, о друге Лазаре (Ин.11:31) и Иерусалиме (Лк. 19:41). Когда для смеха не остается места Это замечание становится особо

Христианский смысл

Духовные смыслы в «Сказке о рыбаке и рыбке»Духовные смыслы в «Сказке о рыбаке и рыбке»

0 Comments
Евангельский смысл сказки о золотой рыбке

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина поднимается одна из важнейших богословских и антропологических тем. Какова природа желаний? Можно ли контролировать желания? Является ли отказ от желаний добродетелью? В более усечённом и простом варианте, эта тема изображена в советском мультфильме «Цветик-семицветик». Но я

Христианский смысл

Как важно, чтобы творчество питалось от божественного вдохновенияКак важно, чтобы творчество питалось от божественного вдохновения

0 Comments
Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина

Классика прекрасна тем, что обращается к вечным вопросам, от которых чаще всего человек бежит, потому что они мучительны. Как же всё-таки хочется, чтобы современное искусство совершило прорыв из бытовой и психологической плоскости в область неземного, экзистенциального и трансцендентного, т.е. в область духа. Это касается и

Христианский смысл

Карлсон сквозь «библейские очки»Карлсон сквозь «библейские очки»

0 Comments
Карлсон сквозь "библейские очки"

А вы знаете, что можно увидеть богословские темы и смыслы в популярных светских книгах, фильмах и мультфильмах. Причем много. Интересный богословский разбор знаменитого Карлсона, который живет на крыше, получился у насельника Тихвинского монастыря с. Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрема (Метса). Христианский смысл Мне очень захотелось посмотреть

Христианский смысл

Библейские пророчестваБиблейские пророчества

0 Comments
Пророчества из Библии

Пророчества Библии – то, что Господь посчитал нужным, полезным объявить людям, сказав еще, что «не ваше дело знать времена и сроки». А вот духовно готовиться к «новому небу и новой земле», когда бы они ни наступили – действительно необходимо. Мессианские пророчества Это особые речения святых,

Христианский смысл