Классика прекрасна тем, что обращается к вечным вопросам, от которых чаще всего человек бежит, потому что они мучительны. Как же всё-таки хочется, чтобы современное искусство совершило прорыв из бытовой и психологической плоскости в область неземного, экзистенциального и трансцендентного, т.е. в область духа. Это касается и поэзии и живописи и музыки и кино.
Привести душу в порядок
Но чтобы это случилось, творец должен изменить практику жизни. Режиссёр Константин Лопушанский рассказывал о Тарковском:
«Он нам, студентам, на лекциях на Высших режиссерских курсах говорил, что перед съемками фильма надо не в ресторане вечера проводить или бегать по инстанциям, а 40 дней поститься. И ведь Рублев, прежде чем писать икону, постился 40 дней, дабы привести душу в порядок».
Божественное откровение в творчестве
Как важно, чтобы творчество питалось от божественного вдохновения. Когда театральный режиссёр Георгий Товстоногов ставил «Идиота» Достоевского, то на роль князя Мышкина пригласил мало кому известного Иннокентия Смоктуновского, потому что глаза у него были подходящие.
Восемь месяцев роль не давалась Смоктуновскому, он никак не мог понять главную черту Мышкина, уловить его дух. Партнеры «смеялись в лицо», требовали снять с роли.
Оскорбляли:
«Ну, больной, будешь работать?».
Поучали:
«А ты делай, как я!».
Потом случилась такая история: случайно Смоктуновский увидел в коридоре студии человека, который стоял и читал книгу, он словно пребывал в ином мире, был человеком другой цивилизации. К читающему человеку подошла какая-то женщина и начала ему что-то говорить. Он смотрел, слушал, отвечал так, как должен был бы себя вести князь Мышкин.
Смоктуновского накрыло озарение, что вот он князь Мышкин и главная его черта – божественный покой. Он подошёл к женщине и спросил, что это за человек. Она пренебрежительно ответила:
«А, этот идиот? Он эпилептик. Снимается в массовке!».
Вот таким и должен быть идиот – князь Мышкин!
С того дня в состоянии «абсолютного божественного покоя» все на репетициях получалось. После премьеры «Идиота» зал аплодировал 32 минуты, а Смоктуновский прославился как актёр.
Для того чтобы вывести человека из повседневности и направить взгляд на жизнь из вечности, нужно обладать неимоверным талантом одновременно поиска и свободы.
Прикоснуться к трансцендентному
Например, Тарковский всеми силами пытался через кино прикоснуться к трансцендентному, т.е. явить божественное зрителю, в чём и заключается главная цель искусства. По моему мнению в «Сталкере» это сделать удалось. Католический богослов и кинокритик Амадей Эйфр анализируя фильмы великий европейских режиссёров заметил:
«Присутствие Бога у Дрейера указывает на Его присутствие; отсутствие Бога у Бунюэля указывает на Его отсутствие; присутствие Бога у Феллини указывает на Его отсутствие; отсутствие Бога у Бергмана указывает на Его присутствие».
Ещё одна интересная история про интуицию
Режиссёр Константин Лопушанский никак не мог начать съёмки фильма в конце 80-х из-за того, что не хотел вступать в партию, к тому же цензура лютовала. Так он рассказывает:
«Интуиция мне подсказывала, что нужно делать «Письма мертвого человека», но как пробить кино? Первый фильм режиссера. И я, помню, пошел в церковь. Был праздник Преображения, я опоздал на службу, народ собрался уже на Крестный ход. Ко мне подошла бабушка: «Молодой человек, подойдите вот туда к батюшке, он иконы дает, нужно помочь». Мне было как-то неловко, куда я пойду? Но бабушка снова подошла ко мне, и, в конце концов, когда она меня подвела к батюшке, все хоругви и иконы были уже разобраны. Священник мне сказал: «А вы возьмите ту икону, что в центре храма». Я взял на руки икону праздника Преображения, и ко мне начали подходить люди и прикладываться к иконе. И это была такая мощнейшая метафора на всю мою жизнь, говорящая о том, что такое искусство, к чему призван человек, создающий искусство, и я в том числе, конечно. Я вдруг ощутил такую силу! У меня возникло необъяснимое убеждение, что фильм будет. Будет обязательно. Потом, действительно, после праздника Преображения, вопреки всему, началось производство фильма, хотя в это не верили ни Стругацкие, никто».
Фильм в итоге получил множество наград.
Соработник или режиссёр
Есть искусство, в котором Бог является соработником художника, вторым режиссёром, при условии, что автор открыт такому партнёрству.
Прекрасно, когда в искусстве есть тайна, чтобы даже самый искушённый зритель смог прочувствовать глубину произведения. Кто-то увидит смыслы на поверхности, кто-то заглянет поглубже, а кому-то откроется вечность. Глубина вечности может родиться только за счёт недосказанности, которая будет лучше, чем правильная, но прямолинейно высказанная мысль, потому что она всегда будет несовершенна и замкнута. Подвести человека к Богу – вот предел искусства!
Иеромонах Ефрем (Метс)
Как получилось, что искусство
Столетьями стремилось ввысь,
Облагораживая чувства
И возвеличивая жизнь, —
И вдруг обрушилось с вершины,
Скатилось в кич и пустоту,
Без всякой видимой причины
Утратив древнюю мечту.
Мечту о высшем и безбрежном,
О совершенном и простом,
О дерзновенье безнадежном,
Живя смиреньем и постом.
Утратив цель и вдохновенье,
Искусство превратилось в тленье.
(Стихи Валерия Ливина)