Церковь отмечает память святой благоверной княгини Анны Кашинской трижды в году: 15 октября, в день преставления, в Соборе святых Тверской земли (день переходящий). Ну а 25 июня – перенесение мощей святой и… ее второе прославление. Да, именно так, ибо было время, когда почитание благоверной княгини было запрещено решением церковного священноначалия. И это лишь одно из испытаний, которых выпало на ее долю немало.
Кто такая Анна Кашинская
Каждый год в дни памяти княгини и инокини Анны Кашинской в Тверской области большие торжества. В юбилейные даты событиям посвящен знаменитый Волжский крестный ход (детали). Что же мы знаем о святой Анне?
- Она жила на рубеже XIII-XIV вв.: родилась около 1280, скончалась в 1368.
- Была супругой Михаила Ярославича, князя Тверской земли.
- В жизни ей пришлось вынести много горя: от рук монголов, под властью которых была Русь, погибли муж, два сына и внук.
- После гибели близких княгиня приняла монашеское пострижение.
- Последние годы жизни святая провела не в Твери, а в городе Кашин, куда отвез ее сын, Василий, изгнанный из Тверского княжества.
- Общецерковное почитание святой начинается с XVII в., однако, оно прекратилось после раскола Русской Церкви, в 1677 г., когда тот факт, что персты святой (ее мощи нетленны) сложены двоеперстным благословением, стал использоваться противниками литургической реформы Патриарха Никона – которой введено «троеперстие».
- Однако, народная любовь к святой оказалась сильнее – и уже с 1818 г. Синод разрешает включить ее имя в Месяцеслов. А в 1909 г.,состоялось новое прославление.
Биография благоверной княгини
Святая родилась в семье Ростовского князя, Димитрия Борисовича. Кроме Анны, в семье было еще две дочери.
Княжеская семья отличалась благочестием и высокими добродетелями:
- прадед Анны, князь Василько Ростовский, погиб от рук монголов, отказавшись изменить христианству, поклонившись языческим идолам;
- многие на Руси любили деда княгини, князя Бориса Васильковича, которого называли «печальником за Русскую землю»: он постоянно ездил в Золотую Орду, к монгольскому хану, ходатайствуя перед ним за того или иного русского князя, а то и за целые города, которые находились под угрозой уничтожения;
- близок к княжеской семье был Петр, царевич Ордынский, принявший Крещение – он был побратимом Бориса Васильковича.
Михаил Тверской и Анна
Их свадьба состоялась в 1394 г. И, конечно, многие желали молодой семье всякого благополучия, рождения детей, долгих лет. Но сразу после свадьбы оказалось, что супругам суждены скорби:
- в том же 1394 г. скончался отец Анны;
- спустя еще два года чета пережила пожар, дотла уничтоживший княжеские палаты, и Михаил еле смог спасти жену;
- а позже – еще одно горе, потеря новорожденной дочки, Феодоры.
Вероятно, прошло несколько лет, пока семья смогла оправиться от горя. Постепенно налаживалась жизнь, родились сыновья. Но новые беды уже поджидали княгиню.
Борьба с Москвой
То были времена господства на Руси от Золотой Орды, которое утвердилось на русских землях к середине XIII в. Причиной победы монголов над русскими князьями стало не столько их военное превосходство, сколько бесконечные раздоры самих князей. К сожалению, они не прекращались даже когда Русь потеряла независимость.
Теперь предметом споров стал ханский ярлык – грамота, которая давала право на великое княжение.
Великим князем должен был стать супруг Анны, Михаил. Но обойти его в Орде решил амбициозный Московский правитель, Юрий, сумевший склонить хана на свою сторону. Летом 1318 г. Михаила вызвали в Орду.
Провожая мужа, Анна, хорошо знавшая, зачем именно, понимала: любимого человека она больше не увидит.
Так и случилось: по наветам Юрия Михаил был убит. Горя и бесчестья не стерпели сыновья князя, пытавшиеся отомстить за отца, вернуть великое княжение:
- в 1325 г. старший из них, Димитрий, за неукротимый нрав прозванный Грозные Очи, убил Юрия Московского – после чего сам был казнен; затем последовало восстание в Твери и страшный погром города татарскими ратями;
- в 1339 г. в Орде погиб еще один сын, Александр, вместе с внуком Феодором. – теперь по проискам другого московского правителя, Ивана Калиты.
Исторические источники почти ничего не говорят о том, как пережила столь страшные утраты княгиня Анна – лишь в 1358 г., уже почти 80-летняя, упоминается историческими источниками как монахиня София.
В те годы о ней заботился младший сын, Василий. Когда в результате очередной междоусобицы ему пришлось уехать в Кашин, он, вероятно, уговорил перебраться туда и мать. Здесь она и окончила земной путь в 1368 г.
Почитание и деканонизация
Похоронили ее в церкви Успения Пресвятой Богородицы, как княгиню, хотя она уже и была инокиней. Судя по всему, ее личность, пережитые страдания не производили особого впечатления на тогдашних людей – времена были сложные, кровавые, и очень, очень многие женщины теряли и мужей, и сыновей, так что судьба Анны не была чем-то из ряда вон выходящим.
Поэтому память святой со временем была забыта.
Спустя годы церковь стала ветшать, разрушаться. В какой-то момент гроб, находившийся под полом, оказался на поверхности – но и тут погребению никто не воздавал чести. Прихожане часто клали сверху одежду, шапки, а то и садились во время долгих богослужений. И даже не пытались узнать, чье тело здесь погребено.
Исцеление пономаря Герасима
Это случилось в 1611 г. Служивший при храме пономарь Герасим тяжело заболел – и был исцелен неизвестной явившейся ему святой. При этом она с горечью укорила христиан:
«И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами?»
Внезапно ощутивший себя здоровым, Герасим бросился к настоятелю, поведав о чуде – и еще о повелении блгв. Анны зажечь свечу пред ее гробом. С этого времени от гробницы потекло множество исцелений. К 1640-м гг. только число письменно зафиксированных чудес превысило 40.
«Несвятая святая»
- В 1650 г., 25 июня, в перенесении нетленных мощей угодницы Божией в Воскресенский собор Кашина принялиучастие царь Алексей Михайлович с супругой. Тогда же Поместный Собор прославил ее для общецерковного почитания. Как оказалось, ненадолго.
- В 1653 г. началась богослужебная реформа, которую проводил Патриарх Никон. Среди множества нововведений оказалось и изменение «сложения перстов» в крестном знамении – с принятого в России «двоеперстия» на «троеперстие», как крестятся и современные православные. Тут и оказалось: «что-то не так» с нетленными мощами монахини Софии – а именно, каждый может видеть, что правая рука святой сложена в благословении. Двоеперстном, тогда как реформаторы утверждали, мол, двоеперстие «ересь» и предки наши «троеперстно» крестились…
- В 1677 г. в Кашине ждали царя Феодора Алексеевича, собиравшегося в паломничество к святой. Но вместо него прибыла… комиссия по решению Патриарха Иоакима. Ей было поручено еще и еще раз проверить свидетельства… нет, не о сложении перстов святой (отрицать «двоеперстие» было невозможно), а о ее чудесах, количество которых все росло. И вот уже новый Собор устанавливает: чудеса эти ложные, почитание – неправильное. С 1677 г. имя блгв. Анны исчезает из Святцев.
Снова забытая?
Отнюдь. Ко гробу святой продолжали идти богомольцы. А Тверские епископы, в юрисдикцию которых входил Кашин, не только знали об этом, но и не противодействовали. Более того, в храме на литиях продолжали поминать Анну как святую, ей служили молебны. И, конечно, многие люди по вере получали исцеления.
Были в Кашине и особые дни, посвященные святой: например, день ее свадьбы с князем Михаилом (который, кстати, также прославлен и деканонизировать его никто не думал). Ежегодно 8 ноября святым супругам совершали молебен, потом духовенство с крестами обходило приход.
Ненормальность ситуации постепенно стало сознавать и священноначалие: с 1818 г. решением Синода имя святой опять появилось в Месяцесловах. Но решительный шаг был сделан лишь на рубеже XIX-XX вв.
Перенесение мощей и второе прославление
В 1899 г. в Тверскую духовную консисторию поступил рапорт от благочинного города Кашина, протоиерея Иоанна Аменитского. В нем содержался рассказ об очередном чуде: исцелении у гробницы мещанки Зубановой, и еще – о том, что святая явилась псаломщику храма.
Тогдашний тверской архиепископ Дмитрий (Самбикин) распорядился: запись чудес отныне возобновить, хотя «без особых оглашений». Тогда же архиерей обратился в Синод, прося отменить решение 1677 г., возобновить почитание угодницы Божией. Но лишь в 1909 г. это решение все же было принято. Общецерковное празднование было установлено 25 июня, на годовщину перенесения мощей в 1650 г.
В 1930-е мощи святой вынесли из храма новые власти. Но – редкий случай – в 1948 г., когда гонения на религию несколько ослабели, святыню Церкви удалось вернуть. До 1960-х она пребывала в Вознесенской церкви, затем, после ее закрытия – в Петропавловской.
25 июня 1993 г. состоялось перенесение мощей в Вознесенский собор, вновь открытый для богослужений.
Где находятся мощи сегодня
Сейчас святыня находится в соборном храме Кашина – Вознесенском.
Как добраться
Адрес его – Соборная площадь, 1. Это примерно в полутора километрах от железнодорожной станции. До собора можно добраться как пешком, двигаясь по ул. Ленина, так и на общественном транспорте – от станции ходит автобус № 293.
Богослужения в соборе идут по субботам, воскресеньям и праздникам, с 9 и 17 ч. По будням служб нет, так как храм еще находится в процессе реставрации. Однако, каждый четверг в 9 ч. утра можно прийти на молебен св. Анне. Такой же молебен проходит также после литургии в субботу.
Икона
Самые первые образы святой представляли ее вместе с супругом, блгв. князем Михаилом. Они относятся к XVII в. В последующие годы стали преобладать одиночные изображения святой.
Хотя утвердилась традиция молиться святой именно как Анне, а не монахине Софии, на иконах ее чаще всего пишут в одеждах схимницы. Есть и появившийся в XX в. извод образа, на котором княгиня изображена на фоне реки Кашинки и храма, где находились ее мощи до 1917 г.
Город Кашин
Сейчас Кашин относится к Тверской области. Здесь проживают около 14000 жителей, есть источники минеральной воды, поэтому город считается курортным.
В 2009 г. перед Воскресенским собором, где до 1930-х гг. находились мощи святой, был открыт памятник княгине. Скульптор А.Н.Ковальчук представил святую в иноческих одеждах, с крестом в правой руке, свитком – в левой.
В настоящее время сложилась традиция ежегодного крестного хода в день памяти угодницы Божией с ее мощами. Он проходит 25 июня от Вознесенского собора до Воскресенского.
В чем помогает святая
Благоверная княгиня Анна Кашинская:
- заступница вдов, сирот, всех скорбящих;
- целительница недугов;
- покровительница матерей, помощница детям.
Благоверной княгине Анне Кашинской и ее святому супругу Михаилу Тверскому молятся о создании и сохранении семьи.
Случаи помощи
Вот какую историю рассказал известный современный композитор, Игорь Корнелюк:
«Было в моей жизни и место чуду. Однажды я зашел в антикварную лавку, купил там икону Георгия Победоносца. Но при выходе из магазина почувствовал, что на меня кто-то смотрит. Оглянулся и увидел икону высотой более метра. На ней был лик какой-то святой, которой, я не знал. Она смотрела на меня укоризненно и как будто говорила: «Забери меня с собой».
Я спросил о цене, то оказалось, что это ровно та сумма, которая у меня осталась. Это был лик святой Анны Кашинской».
Позже композитор узнал, что недалеко есть храм святой, куда и передал образ. Сам он также стал прихожанином этой церкви, она находится на Большом Сампсониевском проспекте С.-Петербурга.
А вот рассказ игумении Варвары (Ивановой), настоятельницы Николаевского Клобуковского женского монастыря, который находится в городе Кашин. Возрождение обители началось с помощью благоверной княгини:
«В 2009 году скончалась игуменья Анна (в схиме Стефанида)… Ее при постриге назвали в честь святой княгини и инокини Анны Кашинской. Матушка была всегда тихонькой, незаметной монахиней. И ивановские сестры, где она тогда подвизалась, зная ее характер, удивлялись:
– Как же ты, нюня такая, будешь восстанавливать монастырь? Посмотри, какая здесь разруха?
Но внутренне матушка была очень твердая. Она отвечала:
– Это не я буду восстанавливать, а Анна Кашинская.
Вот так по-детски, непосредственно. Большие надежды, верность свою матушка возлагала на Анну Кашинскую, и они оправдались».
А вот опыт самой игумении Варвары: «Неожиданно для себя я столкнулась с техническими и строительными вопросами. В полной растерянности прибежала к раке с мощами Анны Кашинской. Что делать не знаю, стою и молюсь. Не успела я отойти от раки, как увидела рядом женщину и мужчину, который был в строительной форме.
– Вот матушка, хотим Вас познакомить, вот человек по строительной части.
– Ой, а у меня столько проблем, столько проблем! – я начала рассказывать.
– Так я все это и делаю.
Этот случай очень лег мне на сердце, я убедилась, что Анна Кашинская явно покровительствует нашему монастырю».
***
«Многоскорбной княгиней многоскорбного народа» называют ее, так много пережившую, причем не только во время земной жизни, но еще и по кончине.
Великое терпение, вера, надежда на Бога сопровождали святую во все время жизни – и за гробом, ведь именно поэтому Господь прославил ее нетлением мощей и чудесами. Нам, окруженным житейскими скорбями, очень трудно быть, как она – не предаваясь жалению себя, сохраняя веру, надежду, любовь к ближним. Это тяжело – но мы можем просить ее о помощи.
Наталия Сазонова
Молитва, тропарь
Тропарь, глас 3:
Днесь восхваля́ем тя, пpеподо́бная ма́ти,/ вели́кая княги́не и́нокине А́нно:/ я́ко бо лоза́ плодови́та посpеде́ те́pния,/ пpоцвела́ еси́ во гpа́де Ка́шине твои́ми добpоде́тельми,/ и всех удиви́ла еси́ чу́дным твои́м житие́м,/ те́мже Хpисту́ Бо́гу угоди́ла еси́,/ и ны́не, pа́дующися и веселя́щися,/ пpебыва́еши с ли́ки пpеподо́бных жен,/ наслажда́ющися pа́йския кpасоты́ и весе́лия./ Мо́лим у́бо тя:/ моли́ о нас Человеколю́бца Хpиста́, Бо́га на́шего // даpова́ти нам миp и ве́лию ми́лость.
Молитва:
О преподо́бная и преблаже́нная ма́ти А́нно! Смире́нно припа́дающе к честны́м моще́м твои́м, мо́лимся со слеза́ми приле́жно: не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. О преблаже́нная вели́кая княги́не А́нно!
Не забу́ди присеща́ти чад твои́х, а́ще бо те́лом и преста́вилася еси́ от нас, но и по сме́рти жива́ пребыва́еши и не отступа́еши от нас ду́хом, сохраня́ющи нас от стрел вра́жиих, вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских. Моли́твеннице на́ша усе́рдная! Не преста́й моля́щися за ны ко Христу́, Бо́гу на́шему, а́ще бо моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима вы́ну ви́дима есть, но свята́я душа́ твоя́, со А́нгельскими во́инствы у Престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся.
К тебе́ у́бо припа́даем, тебе́ мо́лимся, тебе́ ми́ли ся де́ем: моли́ся, преблаже́нная А́нно, Всеми́лостивому Бо́гу на́шему о спасе́нии душ на́ших, е́же испроси́ти нам вре́мя на покая́ние и невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо, мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми преподо́бными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же сла́ва, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.