Икона Рождество Христово

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

0 Comments
Икона Рождество Христово

Уже почти две тысячи лет иконописцы пишут иконы и фрески посвященные Рождеству Христову. Иконография праздника весьма «сюжетна» — на иконе изображаются многие события, упоминаемые в Евангелиях от Луки и Матфея, а также эпизоды из Священного Предания. Предлагаем рассмотреть каждую деталь старинной иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского кремля «под лупой»: за зеленой кнопкой — интересная информация, нажав на фрагмент, можно максимально увеличить его. Вы увидите спеленатого Младенца в яслях, Его омовение, Богоматерь, Звезду, Иосифа, животных у яслей. А также поклонение Богомладенцу волхвов, простодушных пастушков и торжествующих Ангелов.

Читаем икону праздника Рождества Христова

В Русском церковном искусстве среди лучших примеров изображения события Рождения Иисуса Христа в Вифееме — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Изучим икону из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, которую приписывают кисти Андрея Рублева и датируют 1410-е годами.

Икона Рождества Христова в Иконостасе Благовещенского собора Московского кремля

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, икона Рождества Христова в праздничном ряду отмечена стрелкой



Ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так… Даже самые маленькие атрибуты дают  «ключи» к их пониманию. Какие же, что хотел поведать святой иконописец современникам и потомкам? Давайте разбираться, разглядывая каждую деталь. 

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Описание

То, что Евангелие сообщает нам через слух, икона праздника Рождества Христова показывает через изображение.

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Предвечный Бог» —

поется в кондаке праздника Рождества Христова.

А что же вещает нам икона?

Пещера и горы

Икона в верхней части показывает: Небесный мир —  Ангелы и мир людей и поверхность земли — горы, и преисподнюю — пещеру которая предвозвещает нам кончину Христа. Здесь Он рождён и погребён. Пещера символизирует мрак жизни без Бога, именно в этот ад сошёл Создатель, чтобы рассеять эту тьму.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло “Солнце правды” — Христос. А холмистость и неровность земной поверхности, напоминающие движение морских волн, толкуют как волнительное и радостное ожидание  встречи с творцом природы.

Богородица

Богородицав центре композиции иконы. Именно Ей принадлежит исключительная роль в устроении человеческого спасения. Обычно Она представлена лежащей, что подчеркивает реальность Рождества и тем самым — Боговоплощения.

 

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Пресвятая Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение указывает на то, что рожденный Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богоматери к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.

Звезда

Вверху иконы — полукруг неба с изображенной звездой, из которой  исходит луч. Именно звезда указала место рождения Спасителя волхвам и пастухам. Поэтому она сосредотачивает внимание персонажей и определяет ось композиции, а луч, падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента — Рождение “Сущего прежде век”, положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто «покрывает небо облаками».

Рождественская Звезда фрагмент иконы Рождества ХристоваРождественская Звезда. Фрагмент иконы Рождества Христова

Звезда здесь также символ сил природы, которым поклоняются язычники. И она ведёт магов к поклонению Истинному Богу, как поется в тропаре праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Ясли

 

Св. Иоанн Златоуст говорит, что ясди изображают Престол небесный, а скот — предстояние ангелов. А вообще, ясли — это корыто для скота — символ пищи, ведь Мессия пришёл дать Себя в пищу нам, людям, которые через грехи дошли до скотского состояния, чтобы мы вкусив Его Плоти и Крови обожились, уподобились Богу.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с прочтением этого сюжета как исполнения пророчества Исайи:

“Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет”

(Ис. 1:3).

Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол — это символ рожденных в законе, Израиля, а осел — символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, освобождающий их из-под ярма: одних — из-под ярма закона, других — поклонения идолам.

Пастухи

Первыми из всех людей узнавшие о Рождении Спасителя, — это простые, безыскусные души, “ничтожные мира сего”. Потом Господь во время Своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе “Я есмь Пастырь добрый”. Пастыри в изображениях Рождества выражают тот удивительный детский восторг, упоение чудом, на которые способны лишь “чистые сердцем” и “нищие духом”. Чуть выше изображается и благовестие им Ангела.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Волхвы 

Волхвы пришли поклонится Богомладенцу значительно позже. О них говорит только один евангелист — Матфей. Восточные мудрецы увидели Младенца и его Мать уже в доме, а не в пещере, Младенец уже не лежал в яслях. Пологий спуск, по которому скачут волхвы, возможно означает, что они в пути.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Исследователи предполагают, что волхвы могли прийти к Младенцу на поклонение в течение временного промежутка до 2 лет. От евангелиста Матфея мы знаем, что царь Ирод приказал избить младенцев до двух лет после того, как волхвы, не возвратившись к нему, вернулись к себе на родину. Конечно, Ирод исходил только из того, что выведал  о времени явления звезды.

Ангелы

Ангельское воинство представлено в верхней части композиции, славословящее и поющее: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение”. Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. Это совместное пение вызывает в памяти литургию, когда люди поют ангельскую песнь “Свят Господь Саваоф” и уподобляются в этом ангелам. Тогда действительно оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Ангелы у яслей с младенцем

Ангелы с руками, покрытыми тканью рядом с яслями, — этот образ отсылает нас к воспоминанию рождественских событий на литургии. Во время проскомидии священник поминает всех — и живых, и умерших — членов Церкви, вынимает за каждого по частичке из просфор и укладываетих вокруг главной — Агничной —просфоры (ей предстоит стать Телом Христовым), а затем накрывает эту просфору звездицей (вифлеемской звездой) и покровцом.

Икона Рождества Христова в деталях

Омовение Младенца

Омовение Младенца, представленное внизу, вновь акцентирует истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении, также в купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Купание совершают две женщины. Одну повитуху, согласно Преданию пригласил в пещеру праведный Иосиф. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании:

«И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне… и тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея…»

Праведный Иосиф

Праведный Иосиф смущенный известием о беременности Девы Марии изображен в левом углу композиции. Фигура старичка рядом с Иосифом вызывала и вызывает у исследователей множество споров.

Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим — Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим — воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком).



Специалист по иконописи иеромонах Амвросий (Тимрот) утверждает:

Престарелого пастуха, некоторые, с легкой руки князя Евгения Трубецкого, одного из первых исследователей русских икон, считают, что этот пастух своими беседами искушает Иосифа, заставляя его усомниться в истине бессеменного Рождества Иисуса Христа. Однако, это противоречит иконографии, так как на многих иконах этот пастух изображается отдельно от Иосифа. Так что, между этими двумя образами в иконографии не прослеживается никакой устойчивой связи. Это, скорее всего, была просто какая-то легенда иконописцев, которой Трубецкой решил объяснить чисто жанровый сюжет. 

Особенности иконографии:

  1. Фон иконы играет важную роль — золотойь символизирует цвет Царствия Божия, Божие присутсвие, неземной свет горнего мира, цвет вечности и благодати.
  2. Ясли похожи на гроб, а младенческие пелены – на погребальные: Господь рождается, чтобы быть принесенным в жертву.
  3. Фигура Богомладенца  – самая маленькая по размеру  – символ бесконечного умаления Бога.
  4. Матерь Божия, напротив, превышает в масштабе людей, гор и даже Ангелов — что символтизирует Богородицы возвеличивания: родив Богочеловека, Она стала превыше всех Ангелов и Архангелов.
  5. Фигура Младенца Христа точно повторяет контуры тела Богородицы: словно только что отделился от Ее лона, и даже еще не лег до конца в ковчег яслей — Господь берет начаток природы от Матери.
  6. Фигура Пресвятой Девы распложена по диагонали, соединяя Собой небольшую фигуру прав. Иосифа с Ангелами в правом углу. Богородицею было преодолено разделение земного и небесного, людей и Ангелов.
  7. Внижней части композиции между Иосифом со старичком и сценой Омовения Младенца — овечки и деревья — характерная черта русских икон, которые  не любят пустоты.

Широко известный текст Троицкой летописи о росписи Благовещенскогог собора в 1405 г. Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым, исследователи толковали как указание на то, что и икона Рождества Христова выполнена теми же авторами. Однако сотрудник Музеев Московского Кремля A.A. Щенникова в 1980-х годах, исследуя письменные источники, выяснила, что первый иконостас Благовещенского собора сгорел в пожаре 21 июня 1547 года вместе с внутренним убранством храма.

Сравним два шедевра

Но до утраты эта икона послужила образцом для многих списков. Почти полной копией, исследователи называют икону Рождества Христова, найденную в Звенигороде, там же, где и знаменитый Звенигородский чин, который специалисты считают одним из шедевров Андрея Рублева. Скорее всего, что эта икона была написана учениками прославленного иконописца. Ныне её хранит Третьяковская галерея.

Икона из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, домовой церкви русских царей. Андрей Рублев, 1410-е годы.
Икона из Звенигородского чина, который специалисты считают одним из шедевров Андрея Рублева. Скорее всего, икона написана учениками прославленного иконописца.

Рассмотрите также: Икона праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы под микроскопом

Галерея икон праздника Рождества Христова

В 79 правиле VI Вселенского собора Церковь повелевает считать «божественное рождение от Девы, как состоявшееся без семени, безболезненным» (Деяния Вселенских соборов 1996. с. 293).

Узнайте также: При каких обстоятельствах состоялось чудесное пришествие в мир Христа, или Что такое Рождество

Изначально считалось, что в изображения Рождества Христова безболезненность передается позой Девы Марии, которая не возлежит, как обычные роженицы, а восседает на ложе: такая иконография встречается еще на раннехристианских саркофагах . Однако на Руси утвердился вариант с возлежащей Богоматерью и с повитухой, обмывающей Младенца.

Икона Праздника Рождества Христова. Саркофаг из Мантуи. Прорись. 320-335 г.
Поклонение вохвов. Катакомбы
Рождество Христово и поклонение волхвов. Фрагмент саркофага. IV в. Музеи Ватикана, Рим.
Богомладенец. Репродукция фрески из Московского Сретенского монастыря
Рождество Христово. Акафист. Икос 4 «Слышаша пастырие Ангелов поющих...» Дионисий, XIV в., Россия. Ферапонтов монастырь, церковь Рождества Богородицы.
Рождество Христово, XVIII век, Болгария
Рождество Христово, фреска. Каппадокия
Рождество Христово. Греция. Современная фреска
Рождество Христово. Сербия, современная икона
Рождество Христово. Фреска. Монастырь Высокие Дечаны. Метохия. Сербия
Рождество Христово. Фреска в храме Св.Апостолов в Печском монастыре. Сербия. XIV в.
Рождество Христово, первая половина XVI века, Средняя Русь




 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Спас Нерукотворный: куда исчез оригинал первой в мире иконы и где находятся копииСпас Нерукотворный: куда исчез оригинал первой в мире иконы и где находятся копии

0 Comments
Спас Нерукотворный

Образ Спас Нерукотворный (αχειροποίητος, acheiropoietes) узнаваем  сразу по своим отличительным особенностям. Важнейшие из них: это единственная икона, где нимб имеет форму полностью замкнутого круга, в котором изображен только Лик Спасителя; чаще всего фон, на котором находится изображение, представляет плат белого цвета; кроме этого, часто встречаются

Иконы

Пряжевская Богородица: курская чудотворная иконаПряжевская Богородица: курская чудотворная икона

0 Comments
Пряжевская Богородица

До совсем недавнего времени крестный ход с этой святыней был единственным, который совершался по территории двух стран – России, где Пряжевская икона Богородицы находится сейчас, и Украины – где ее обрели. Здесь — подробнее о крестном ходе с Пряжевской иконой вчера и сегодня. Дни празднования

Иконы

«Знамение» Богородицы — невероятные путешествия Курской Коренной иконы«Знамение» Богородицы — невероятные путешествия Курской Коренной иконы

2 комментария
Курская Коренная икона Божией Матери

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» была явлена в трудные для страны времена. Ее пытались уничтожить, похищали – но до наших дней Пресвятая Богородица благодетельствует христианам через этот образ. Дни празднования Курской Коренной 21 марта (день спасения иконы из рук большевиков); 21 сентября обретение образа); 10 декабря

Иконы

«9 квадратных метров»: в каком храме находится и чем знаменита икона в Тутаеве«9 квадратных метров»: в каком храме находится и чем знаменита икона в Тутаеве

2 комментария
Всемилостивый Спас - икона в Тутаеве под которой надо пролезать

Старинная, величественных размеров икона в Ярославской области — это, пожалуй, самый известный на сегодняшний день образ Всемилостивого Спаса. Кроме того, что это «такая специальная икона в Тутаеве, под которой нужно пролезать с молитвой ради здоровья и исполнения желаний» о ней можно ещё много чего интересного

Иконы

Образы и символы в деталях: иконография праздника Введение во храм Пресвятой БогородицыОбразы и символы в деталях: иконография праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

0 Comments
Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы

Иконография праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы относится к композиционному типу – то есть на иконе изображается целый ряд людей, строений и т. д. Предлагаем рассмотреть каждую деталь старинной иконы из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1479 г.) «под лупой»: за зеленой кнопкой

Иконы
Index