Уже почти две тысячи лет иконописцы пишут иконы и фрески посвященные Рождеству Христову. Иконография праздника весьма «сюжетна» — на иконе изображаются многие события, упоминаемые в Евангелиях от Луки и Матфея, а также эпизоды из Священного Предания. Предлагаем рассмотреть каждую деталь старинной иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского кремля «под лупой»: за зеленой кнопкой — интересная информация, нажав на фрагмент, можно максимально увеличить его. Вы увидите спеленатого Младенца в яслях, Его омовение, Богоматерь, Звезду, Иосифа, животных у яслей. А также поклонение Богомладенцу волхвов, простодушных пастушков и торжествующих Ангелов.
Читаем икону праздника Рождества Христова
В Русском церковном искусстве среди лучших примеров изображения события Рождения Иисуса Христа в Вифееме — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Изучим икону из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, которую приписывают кисти Андрея Рублева и датируют 1410-е годами.
Ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так… Даже самые маленькие атрибуты дают «ключи» к их пониманию. Какие же, что хотел поведать святой иконописец современникам и потомкам? Давайте разбираться, разглядывая каждую деталь.
Описание
То, что Евангелие сообщает нам через слух, икона праздника Рождества Христова показывает через изображение.
«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Предвечный Бог» —
поется в кондаке праздника Рождества Христова.
А что же вещает нам икона?
Пещера и горы
Икона в верхней части показывает: Небесный мир — Ангелы и мир людей и поверхность земли — горы, и преисподнюю — пещеру которая предвозвещает нам кончину Христа. Здесь Он рождён и погребён. Пещера символизирует мрак жизни без Бога, именно в этот ад сошёл Создатель, чтобы рассеять эту тьму.
Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло “Солнце правды” — Христос. А холмистость и неровность земной поверхности, напоминающие движение морских волн, толкуют как волнительное и радостное ожидание встречи с творцом природы.
Богородица
Богородица — в центре композиции иконы. Именно Ей принадлежит исключительная роль в устроении человеческого спасения. Обычно Она представлена лежащей, что подчеркивает реальность Рождества и тем самым — Боговоплощения.
Пресвятая Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение указывает на то, что рожденный Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богоматери к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.
Звезда
Вверху иконы — полукруг неба с изображенной звездой, из которой исходит луч. Именно звезда указала место рождения Спасителя волхвам и пастухам. Поэтому она сосредотачивает внимание персонажей и определяет ось композиции, а луч, падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента — Рождение “Сущего прежде век”, положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто «покрывает небо облаками».
Рождественская Звезда. Фрагмент иконы Рождества Христова
Звезда здесь также символ сил природы, которым поклоняются язычники. И она ведёт магов к поклонению Истинному Богу, как поется в тропаре праздника:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.
Ясли
Св. Иоанн Златоуст говорит, что ясди изображают Престол небесный, а скот — предстояние ангелов. А вообще, ясли — это корыто для скота — символ пищи, ведь Мессия пришёл дать Себя в пищу нам, людям, которые через грехи дошли до скотского состояния, чтобы мы вкусив Его Плоти и Крови обожились, уподобились Богу.
Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с прочтением этого сюжета как исполнения пророчества Исайи:
“Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет”
(Ис. 1:3).
Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол — это символ рожденных в законе, Израиля, а осел — символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, освобождающий их из-под ярма: одних — из-под ярма закона, других — поклонения идолам.
Пастухи
Первыми из всех людей узнавшие о Рождении Спасителя, — это простые, безыскусные души, “ничтожные мира сего”. Потом Господь во время Своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе “Я есмь Пастырь добрый”. Пастыри в изображениях Рождества выражают тот удивительный детский восторг, упоение чудом, на которые способны лишь “чистые сердцем” и “нищие духом”. Чуть выше изображается и благовестие им Ангела.
Волхвы
Волхвы пришли поклонится Богомладенцу значительно позже. О них говорит только один евангелист — Матфей. Восточные мудрецы увидели Младенца и его Мать уже в доме, а не в пещере, Младенец уже не лежал в яслях. Пологий спуск, по которому скачут волхвы, возможно означает, что они в пути.
Исследователи предполагают, что волхвы могли прийти к Младенцу на поклонение в течение временного промежутка до 2 лет. От евангелиста Матфея мы знаем, что царь Ирод приказал избить младенцев до двух лет после того, как волхвы, не возвратившись к нему, вернулись к себе на родину. Конечно, Ирод исходил только из того, что выведал о времени явления звезды.
Ангелы
Ангельское воинство представлено в верхней части композиции, славословящее и поющее: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение”. Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. Это совместное пение вызывает в памяти литургию, когда люди поют ангельскую песнь “Свят Господь Саваоф” и уподобляются в этом ангелам. Тогда действительно оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти.
Ангелы у яслей с младенцем
Ангелы с руками, покрытыми тканью рядом с яслями, — этот образ отсылает нас к воспоминанию рождественских событий на литургии. Во время проскомидии священник поминает всех — и живых, и умерших — членов Церкви, вынимает за каждого по частичке из просфор и укладываетих вокруг главной — Агничной —просфоры (ей предстоит стать Телом Христовым), а затем накрывает эту просфору звездицей (вифлеемской звездой) и покровцом.
Омовение Младенца
Омовение Младенца, представленное внизу, вновь акцентирует истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении, также в купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня.
Купание совершают две женщины. Одну повитуху, согласно Преданию пригласил в пещеру праведный Иосиф. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании:
«И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне… и тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея…»
Праведный Иосиф
Праведный Иосиф смущенный известием о беременности Девы Марии изображен в левом углу композиции. Фигура старичка рядом с Иосифом вызывала и вызывает у исследователей множество споров.
Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим — Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим — воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком).
Специалист по иконописи иеромонах Амвросий (Тимрот) утверждает:
Престарелого пастуха, некоторые, с легкой руки князя Евгения Трубецкого, одного из первых исследователей русских икон, считают, что этот пастух своими беседами искушает Иосифа, заставляя его усомниться в истине бессеменного Рождества Иисуса Христа. Однако, это противоречит иконографии, так как на многих иконах этот пастух изображается отдельно от Иосифа. Так что, между этими двумя образами в иконографии не прослеживается никакой устойчивой связи. Это, скорее всего, была просто какая-то легенда иконописцев, которой Трубецкой решил объяснить чисто жанровый сюжет.
Особенности иконографии:
- Фон иконы играет важную роль — золотойь символизирует цвет Царствия Божия, Божие присутсвие, неземной свет горнего мира, цвет вечности и благодати.
- Ясли похожи на гроб, а младенческие пелены – на погребальные: Господь рождается, чтобы быть принесенным в жертву.
- Фигура Богомладенца – самая маленькая по размеру – символ бесконечного умаления Бога.
- Матерь Божия, напротив, превышает в масштабе людей, гор и даже Ангелов — что символтизирует Богородицы возвеличивания: родив Богочеловека, Она стала превыше всех Ангелов и Архангелов.
- Фигура Младенца Христа точно повторяет контуры тела Богородицы: словно только что отделился от Ее лона, и даже еще не лег до конца в ковчег яслей — Господь берет начаток природы от Матери.
- Фигура Пресвятой Девы распложена по диагонали, соединяя Собой небольшую фигуру прав. Иосифа с Ангелами в правом углу. Богородицею было преодолено разделение земного и небесного, людей и Ангелов.
- Внижней части композиции между Иосифом со старичком и сценой Омовения Младенца — овечки и деревья — характерная черта русских икон, которые не любят пустоты.
Широко известный текст Троицкой летописи о росписи Благовещенскогог собора в 1405 г. Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым, исследователи толковали как указание на то, что и икона Рождества Христова выполнена теми же авторами. Однако сотрудник Музеев Московского Кремля A.A. Щенникова в 1980-х годах, исследуя письменные источники, выяснила, что первый иконостас Благовещенского собора сгорел в пожаре 21 июня 1547 года вместе с внутренним убранством храма.
Читайте также:
40 и 150 раз: всё о молитве «Богородица Дева, радуйся
Сравним два шедевра
Но до утраты эта икона послужила образцом для многих списков. Почти полной копией, исследователи называют икону Рождества Христова, найденную в Звенигороде, там же, где и знаменитый Звенигородский чин, который специалисты считают одним из шедевров Андрея Рублева. Скорее всего, что эта икона была написана учениками прославленного иконописца. Ныне её хранит Третьяковская галерея.
Рассмотрите также: Икона праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы под микроскопом
Галерея икон праздника Рождества Христова
В 79 правиле VI Вселенского собора Церковь повелевает считать «божественное рождение от Девы, как состоявшееся без семени, безболезненным» (Деяния Вселенских соборов 1996. с. 293).
Узнайте также: При каких обстоятельствах состоялось чудесное пришествие в мир Христа, или Что такое Рождество
Изначально считалось, что в изображения Рождества Христова безболезненность передается позой Девы Марии, которая не возлежит, как обычные роженицы, а восседает на ложе: такая иконография встречается еще на раннехристианских саркофагах . Однако на Руси утвердился вариант с возлежащей Богоматерью и с повитухой, обмывающей Младенца.