В заголовок статьи вынесены первые строки 22-й песни царя Давида: так они звучат в современном переложении, принадлежащем одной из протестантских деноминаций. Псалом 22 многократно положен на музыку великими композиторами – от И.С. Баха до Д.Эллингтона. Его первые слова – «Господь пастырь мой» – цитируют, как может быть, никакие другие из Псалтири. А у православных его произносят перед главным Таинством – Причастием.
История написания
Песнопение не имеет так называемого «надписания», которое есть у некоторых других псалмов, и где говорилось бы о том, при каких обстоятельствах написан текст. Поэтому толкователям 22-го остается лишь делать предположения.
Например, богослов XIX в., епископ Орловский и Севский Ириней (Орда), полагал, что это глубокое размышление о промысле Божием в своей жизни создано царем Давидом на закате его дней, и, может быть, первоначально понималось им, как очень личное. Ведь здесь, в коротких шести стихах, объемлется вся жизнь человека, «ходящего пред Богом», подводится ее итог.
Однако, позже псалом был осмыслен как песнь народа Божия, благодарение за спасение от врагов в жизни настоящей, за промышление о будущем людей.
Наконец, у святых отцов, например, у свт. Афанасия Великого, есть и иное понимание псалма, как пророчествующего о временах прихода в мир Христа, обращения к Единому Богу язычников. Псалом мог быть написан как бы от лица их, познавших милость Божию, жизнь со Христом.
Краткое содержание и толкование
Славянский текст 22-го начинается со слов «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит». Это значит, что тот, кого, подобно заботливому пастырю, оберегает Сам Господь, ни в чем не будет иметь нужды – ни в земной жизни, ни в будущей, небесной, в Его Царстве.
Образ овец и их заботливого пастыря св. Давид вообще не раз использует в Псалтири. Например, в другом песнопении он говорит, обращаясь к Господу:
«Мы же людие Твои и овцы пажити Твоея»
(Пс.78:13).
Второй стих, «на месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя» святыми отцами понимается в смысле духовном. Вот как пишет об этом, например, свт. Афанасий Великий:
«На месте злачне, тамо всели мя. Т. е. поселил меня на зеленеющей пастве, разумеет же паству мысленную. На воде покойне воспита мя. Под водою покойною можно разуметь воды святого крещения, как очищающие от греховного бремени. Даровал же мне это, порадев прежде всего о душе, и возвратив ее с распутья, чтобы идти мне путем прямым»
А прп. Максим Исповедник понимает под «злаками» «деятельную добродетель», а под водами – спокойное, счастливое состояние человека, который идет путем Божиим.
- Но трудно сохранить душу среди охваченного страстями мира, окружающих соблазнов, врагов Божиих, восстающих на верующего.
- Именно поэтому в 3 стихе св. Давид просит Господа «обратить» к Себе его душу, «наставить» на верные пути.
- А в следующей строфе звучит твердое упование на Создателя, Который охранит даже в «сени смертной», то есть при смертельной опасности.
- И вновь появляется у Давида (с юности он и сам пас овец) образ пастуха, «жезлом и палицей» отгоняющего диких зверей от своего стада – так и Господь оберегает всех надеющихся на Него.
- Как имеющий особое, пророческое значение, понимают христиане 5 стих, где говорится о «трапезе», уготованной Господом и «чаше», которая подается верующим. Святые отцы видят в «трапезе» и «чаше» Таинство Причастия, которое чуть более, чем через 1000 лет после Давида будет установлено Самим Господом.
Завершается же песнопение словами полной надежды на Господа во все время земной жизни и в жизни будущей: именно это имеется ввиду под словами «в долготу дний».
Читайте также: Как читать Псалтирь — чек-лист для начинающих
В каких случаях читают
У иудеев псалом издавна воспевался в субботние дни перед трапезой. Кроме того, ввиду того, что там говорится о будущей жизни с Богом, его также читали во время погребения умерших.
В православных 22-й – часть православного молитвенного Правила ко Святому Причащению, поскольку там говорится о трапезе Господней. Кроме того, христиане произносят его:
- желая поблагодарить Господа за милости;
- во время опасностей, особенно угрожающих жизни; некоторые тогда присоединяют к нему еще один псалом, 90;
- при унынии от множества скорбей: именно тогда стоит вспомнить о Пастыре, ведущем человека по жизни.
Первое Причастие: как подготовиться — 12 простых шагов
Небольшое, всего несколько строф, песнопение, немногими словами описывает жизнь того, кто надеется на Господа – и никогда не бывает посрамлен в этой надежде. Именно поэтому псалом так любим многими.
Наталья Сазонова
Псалмы на все случаи жизни: полный список
Псалом 22 читать текст
Псало́м Дави́ду
- Госпо́дь пасе́т мя, и ничто́же мя лиши́т.
- На ме́сте зла́чне, та́мо всели́ мя, на воде́ поко́йне воспита́ мя.
- Ду́шу мою́ обрати́, наста́ви мя на стези́ пра́вды, и́мене ра́ди Своего́.
- А́ще бо и пойду́ посреде́ се́ни сме́ртныя, не убою́ся зла, я́ко Ты со мно́ю еси́, жезл Твой и па́лица Твоя́, та мя уте́шиста.
- Угото́вал еси́ предо мно́ю трапе́зу сопроти́в стужа́ющым мне, ума́стил еси́ еле́ом главу́ мою́, и ча́ша Твоя́ упоява́ющи мя, я́ко держа́вна.
- И ми́лость Твоя́ пожене́т мя вся дни живота́ моего́, и е́же всели́ти ми ся в дом Госпо́день, в долготу́ дний.
Псалом 22 на русском (синодальный перевод)
- Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
- Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
- подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
- Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
- Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
- Так, благость и милость <Твоя> да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.
Псалом 22: изложение в стихах
Господь — мой Пастырь,
Я ни в чем не буду знать нужды.
На злачных пажитях пасет
Вблизи живой воды.
Он подкрепляет жизнь мою,
Ведет на путь добра,
Являет мне любовь Свою
С утра и до утра.
Долиной смерти ли пойду,
Не убоюся зла.
Со мною Ты, рука Твоя
Всегда меня вела.
Ты приготовил пищу мне
В виду моих врагов,
Возлил на голову елей,
Дал клад Своих даров.
Твоя любовь и доброта
Идут за мною вслед.
И в доме Божьем навсегда
Войду в небесный свет.
Псалом 22 слушать
Святогорский собеседник. Исполнитель: Анатолий Кашка.
Источники:
https://bible.optina.ru/old:ps:022:06
https://azbyka.ru/otechnik