------------------- Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы
Православие сегодня Иконы Образы и символы в деталях: иконография праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Образы и символы в деталях: иконография праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

3 комментария
Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы

Иконография праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы относится к композиционному типу – то есть на иконе изображается целый ряд людей, строений и т. д. Предлагаем рассмотреть каждую деталь старинной иконы из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1479 г.) «под лупой»: за зеленой кнопкой — интересная информация, нажав на фрагмент, можно максимально увеличить его. Вы увидите лики главных действующих лиц, узнаете какой смысл хотел донести иконописец до современников и потомков.

Читаем икону праздника

«Днесь Боговместимый храм, Богородица, в храм Господень приводится…».



В какой храм привели родители свою долгожданную и единственную доченьку, которой ева исполнилось три годика?

Храм Соломона

Иерусалимский Храм (Соломонов) — храм, в который вошла Богородица, в тот момент находился на масштабной реконструкции. Началась она по приказу царя Ирода I Великого (ок. 74–4 гг. до Р. Х.). После реконструкции храм представлял из себя целую систему разных зданий и пристроек, напоминавших современный монастырь. На фото книжная миниатюра XVIII в. предполагаемого вида храма.

Подробнее о событии и значении здесь: Зимнее чудо в ночь с 3 на 4 декабря: На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы распускается верба

Изучим икону Богородичного праздника. На фото ниже иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, икона Введения во храм Пресвятой Богордицы расположена в праздничном ряду (отмечена стрелкой).

Образы и символы в деталях: иконография праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так… Даже самые маленькие атрибуты дают  «ключи» к их пониманию. Вглядимся же:

Образы и символы в деталях: иконография праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Галерея икон праздника

Основа иконографии Введения во храм Богородицы — события, зафиксированные в таких письменных источниках как «Протоевангелие Иакова» (гл. 7–8), «Евангелие псевдо-Матфея» (гл. 4–7), которые встречаются с IX в монументальных росписях. Первоначально — в составе цикла жития Божией Матери.




Первая событийная икона

Самое древнее из сохранившихся до наших дней изображений Введения – в храме свв. Иоакима и Анны в долине Кызылчукур в Турции (область Каппадокия, к которой относится долина, в первые века Церкви была центром христианской веры, родиной многих святых). Эта не полностью сохранившаяся фреска относится, по разным данным, к VII или IX вв.

Впоследствии событие стали достаточно часто изображать как на фресках церквей, так и на иконах.

Роспись церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде. 60-е гг. XIV в.
1192 год. Фреска. Церковь Панагиа ту Араку (Панагии Аракиотиссы), Лагудера, Кипр
XI век Собор святой Софии, Киев, Украина
XIII ве к Болгария. Бояны. Боянская церковь. Нартекс (Северная стена притвор)
Введение во храм Пресвятой Богородицы и обручение Иосифа. Фрагмент эпистилия. Кон. XII в. (мон-рь Ватопед)
XIV век. Успенский собор Протата, Карея (Афон). Иконописец Мануил Панселин
Вторая половина XI века Церковь Успения Богоматери, Дафни (близ Афин), Греция
Фрагмент мозаики ок 1316-1324 гг Кахрие Джами (мон - рь Хора, Константинополь), Стамбул , Турция
Собор Святой Софии, Киев. Введение во храм Богородицы, фрагмент
Ок 1316-1325 гг Кахрие Джами (монастырь Хора, Константинополь), Стамбул , Турция
Фрагмент фрески Введения во храм Богородицы в Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия
2-й Фрагмент фрески из Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия

Что и как изображают сегодня

Как правило, на таком образе смысловой центр – изображение фигуры Богородицы, Которая, хотя написана маленькой (ведь Она была ребенком), однако, облачена в мафорий – плат, который носили жены. К Пречистой склонилились родители, провожающие ее ко храму, и первосвященник – встречающий Деву.

Образы и символы в деталях: иконография праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Иконография: Введение во храм Пресвятой Богородицы . Конец XIX века. Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы:  высота 44,6 см, ширина 37,2 см © Государственный музей Палехского искусства

Иногда на образах также можно увидеть последующие события – например, Марию во «святом святых», восседающую на престоле, принимающую пищу из рук Ангела.

Рассмотрите также: Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Богословский смысл иконографии праздника

Он хорошо виден из, казалось бы, второстепенных деталей икон, фресок, мозаик: это особенности изображения самого Иерусалимского храма:

  • часто за спиной первосвященника пишутся закрытые врата, внешне похожие на «царские», которые в православных храмах находятся по центру иконостаса;
  • можно увидеть также подобие престола и сени над ним, что также напоминает о христианском, а не об иудейском богослужении.

Ко времени создания икон Иерусалимский храм был давно разрушен, но сохранились его описания, которыми могли бы пользоваться иконописцы. Но – не пользовались, так как мастерам важно было показать, что Введение – начало Нового Завета, конец – Ветхого, когда и служба, и сами храмы будут совсем другими, и все – благодаря Пречистой Деве, Которая вместила Самого Бога. Поэтому все склоняются перед Той, Кому суждено стать Матерью Спасителя человечества.

Читайте также: Спас Нерукотворный — Куда исчез оригинал 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

3 thoughts on “Образы и символы в деталях: иконография праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы”

  1. зинаида гаркушина:

    Очень полезный и интересный материал. Очень удачно подобран зрительный Большое спасибо .

    1. Благодарим вас, Зинаида, за то, что нашли время для отзыва. Это вдохновляет редакцию сайта на дальнейшее творчество и поиск новых форм подачи материала.

  2. зинаида гаркушина:

    Большое спасибо. Уважаемая редакция, если возможно, подберите, пожалуйста, материал по иконографии других двунадесятых праздников или по иконографии православных икон на библейские сюжеты. Большое спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Два явления чудотворного образа Спаса Нерукотворного в ЯрославлеДва явления чудотворного образа Спаса Нерукотворного в Ярославле

0 Comments
Явление в Ярославле иконы Спаса Нерукотворного

Празднование явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного 6 июня внесено в общецерковный месяцеслов. Решение об этом принято на заседании Священного Синода в июне 2021 года. Ополчение Минина и Пожарского: первое явление Спас Нерукотворный — это образ на котором Лик Христа написан на белом плате. Явление

Иконы

«Нечаянная Радость»: чем славен, что значит чудотворный образ Божией Матери+где поклониться святыне сегодня«Нечаянная Радость»: чем славен, что значит чудотворный образ Божией Матери+где поклониться святыне сегодня

0 Comments
Икона Нечаянная Радость

Икона «Нечаянная Радость» чествуется 14 мая и 22 декабря. Есть еще одна дата, переходящая: воскресенье, когда празднуют Собор всех святых (в 2024 году — 30 июня). В отличие от других образов Пресвятой Богородицы на иконе изображены не только Она и Христос, но также – человек,

Иконы

Московский список Казанской иконы Богородицы — полковой образ ополчения Минина и Пожарского находится в Успенском соборе на Красной площадиМосковский список Казанской иконы Богородицы — полковой образ ополчения Минина и Пожарского находится в Успенском соборе на Красной площади

0 Comments
Казанская икона - полковой образ Минина и Пожарского

Главная иллюстрация к статье — фотография Московской копии Казанской иконы Богородицы — полковой образ ополчения Минина и Пожарского, принесенного в 1611 году казанским отрядом под занятую поляками Москву. Датируется рубежом XVI–XVII вв; Поновления 1687/88 и 1754 гг. Примерный размер: 27 × 24 см.  Фотография подлинного

Иконы

Образ Богородицы «Живоносный Источник»: история и традиция водосвятияОбраз Богородицы «Живоносный Источник»: история и традиция водосвятия

0 Comments
Живоносный Источник: икона и молебен Светлую Пятницу в честь образа

Издавна память чудотворного образа «Живоносный Источник» – из числа так называемых переходящих, дата меняется год от года и всегда приходится на пятницу после Пасхи, когда каждый из дней Седмицы именуется Светлым. 10 мая в 2024 году. В воспоминание о чудесах на источнике близ Константинополя в

Иконы

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина РубенсаВоздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

0 Comments
Воздвижение Креста икона

Икона Воздвижение Креста Господня. Этот образ легко узнать по Распятию в его центре. Крест держит епископ, а окружают его множество людей, на некоторых же иконах можно увидеть даже Ангелов. Что изображено на иконе Воздвижения Креста Главным образом – событие, которое произошло в Иерусалиме в 326

Иконы