------------------- Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы
Православие сегодня Иконы Образы и символы в деталях: иконография праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Образы и символы в деталях: иконография праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

0 Comments
Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы

Иконография праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы относится к композиционному типу – то есть на иконе изображается целый ряд людей, строений и т. д. Предлагаем рассмотреть каждую деталь старинной иконы из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1479 г.) «под лупой»: за зеленой кнопкой — интересная информация, нажав на фрагмент, можно максимально увеличить его. Вы увидите лики главных действующих лиц, узнаете какой смысл хотел донести иконописец до современников и потомков.

Читаем икону праздника

«Днесь Боговместимый храм, Богородица, в храм Господень приводится…».



В какой храм привели родители свою долгожданную и единственную доченьку, которой ева исполнилось три годика?

Храм Соломона

Иерусалимский Храм (Соломонов) — храм, в который вошла Богородица, в тот момент находился на масштабной реконструкции. Началась она по приказу царя Ирода I Великого (ок. 74–4 гг. до Р. Х.). После реконструкции храм представлял из себя целую систему разных зданий и пристроек, напоминавших современный монастырь. На фото книжная миниатюра XVIII в. предполагаемого вида храма.

Подробнее о событии и значении здесь: Зимнее чудо в ночь с 3 на 4 декабря: На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы распускается верба

Изучим икону Богородичного праздника. На фото ниже иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, икона Введения во храм Пресвятой Богордицы расположена в праздничном ряду (отмечена стрелкой).

Образы и символы в деталях: иконография праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так… Даже самые маленькие атрибуты дают  «ключи» к их пониманию. Вглядимся же:

Образы и символы в деталях: иконография праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Галерея икон праздника

Основа иконографии Введения во храм Богородицы — события, зафиксированные в таких письменных источниках как «Протоевангелие Иакова» (гл. 7–8), «Евангелие псевдо-Матфея» (гл. 4–7), которые встречаются с IX в монументальных росписях. Первоначально — в составе цикла жития Божией Матери.




Первая событийная икона

Самое древнее из сохранившихся до наших дней изображений Введения – в храме свв. Иоакима и Анны в долине Кызылчукур в Турции (область Каппадокия, к которой относится долина, в первые века Церкви была центром христианской веры, родиной многих святых). Эта не полностью сохранившаяся фреска относится, по разным данным, к VII или IX вв.

Впоследствии событие стали достаточно часто изображать как на фресках церквей, так и на иконах.

Роспись церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде. 60-е гг. XIV в.
1192 год. Фреска. Церковь Панагиа ту Араку (Панагии Аракиотиссы), Лагудера, Кипр
XI век Собор святой Софии, Киев, Украина
XIII ве к Болгария. Бояны. Боянская церковь. Нартекс (Северная стена притвор)
Введение во храм Пресвятой Богородицы и обручение Иосифа. Фрагмент эпистилия. Кон. XII в. (мон-рь Ватопед)
XIV век. Успенский собор Протата, Карея (Афон). Иконописец Мануил Панселин
Вторая половина XI века Церковь Успения Богоматери, Дафни (близ Афин), Греция
Фрагмент мозаики ок 1316-1324 гг Кахрие Джами (мон - рь Хора, Константинополь), Стамбул , Турция
Собор Святой Софии, Киев. Введение во храм Богородицы, фрагмент
Ок 1316-1325 гг Кахрие Джами (монастырь Хора, Константинополь), Стамбул , Турция
Фрагмент фрески Введения во храм Богородицы в Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия
2-й Фрагмент фрески из Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия

Что и как изображают сегодня

Как правило, на таком образе смысловой центр – изображение фигуры Богородицы, Которая, хотя написана маленькой (ведь Она была ребенком), однако, облачена в мафорий – плат, который носили жены. К Пречистой склонилились родители, провожающие ее ко храму, и первосвященник – встречающий Деву.

Образы и символы в деталях: иконография праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Иконография: Введение во храм Пресвятой Богородицы . Конец XIX века. Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы:  высота 44,6 см, ширина 37,2 см © Государственный музей Палехского искусства

Иногда на образах также можно увидеть последующие события – например, Марию во «святом святых», восседающую на престоле, принимающую пищу из рук Ангела.

Рассмотрите также: Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом

Богословский смысл иконографии праздника

Он хорошо виден из, казалось бы, второстепенных деталей икон, фресок, мозаик: это особенности изображения самого Иерусалимского храма:

  • часто за спиной первосвященника пишутся закрытые врата, внешне похожие на «царские», которые в православных храмах находятся по центру иконостаса;
  • можно увидеть также подобие престола и сени над ним, что также напоминает о христианском, а не об иудейском богослужении.

Ко времени создания икон Иерусалимский храм был давно разрушен, но сохранились его описания, которыми могли бы пользоваться иконописцы. Но – не пользовались, так как мастерам важно было показать, что Введение – начало Нового Завета, конец – Ветхого, когда и служба, и сами храмы будут совсем другими, и все – благодаря Пречистой Деве, Которая вместила Самого Бога. Поэтому все склоняются перед Той, Кому суждено стать Матерью Спасителя человечества.

Читайте также: Спас Нерукотворный — Куда исчез оригинал 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Знамение» Богородицы — невероятные путешествия Курской Коренной иконы«Знамение» Богородицы — невероятные путешествия Курской Коренной иконы

2 комментария
Курская Коренная икона Божией Матери

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» была явлена в трудные для страны времена. Ее пытались уничтожить, похищали – но до наших дней Пресвятая Богородица благодетельствует христианам через этот образ. Дни празднования Курской Коренной 21 марта (день спасения иконы из рук большевиков); 21 сентября обретение образа); 10 декабря

Иконы

Спас Нерукотворный: куда исчез оригинал первой в мире иконы и где находятся копииСпас Нерукотворный: куда исчез оригинал первой в мире иконы и где находятся копии

0 Comments
Спас Нерукотворный

Образ Спас Нерукотворный (αχειροποίητος, acheiropoietes) узнаваем  сразу по своим отличительным особенностям. Важнейшие из них: это единственная икона, где нимб имеет форму полностью замкнутого круга, в котором изображен только Лик Спасителя; чаще всего фон, на котором находится изображение, представляет плат белого цвета; кроме этого, часто встречаются

Иконы

«9 квадратных метров»: в каком храме находится и чем знаменита икона в Тутаеве«9 квадратных метров»: в каком храме находится и чем знаменита икона в Тутаеве

2 комментария
Всемилостивый Спас - икона в Тутаеве под которой надо пролезать

Старинная, величественных размеров икона в Ярославской области — это, пожалуй, самый известный на сегодняшний день образ Всемилостивого Спаса. Кроме того, что это «такая специальная икона в Тутаеве, под которой нужно пролезать с молитвой ради здоровья и исполнения желаний» о ней можно ещё много чего интересного

Иконы

Перед чудотворной иконой Богородицы «Всецарица» молятся об исцелении от ракаПеред чудотворной иконой Богородицы «Всецарица» молятся об исцелении от рака

0 Comments
Икона Всецарица

Сейчас, видимо, нет храма, где не было бы иконы Божией Матери «Всецарица». Многие из этих образов, ввиду огромного количества чудес признаны чудотворными. А сколько еще людей, не предавших гласности совершившиеся с ними чудеса! Когда день празднования 31 августа православные чтут память иконы Божией Матери «Всецарица»

Иконы

Христос с младенцем на руках. Иконография праздника Успения: фрески, мозаики, иконы и картиныХристос с младенцем на руках. Иконография праздника Успения: фрески, мозаики, иконы и картины

0 Comments
Икона Успения

Изображать событие, лежащее в основе церковного празднования Успения Пресвятой Богородицы, впервые начали во времена Вселенских Соборов, когда Церковь начала осмысливать жизнь Матери Иисуса, о которой несколько столетий хранила благоговейное молчание. А иконы Успения, привычные нам, появились и вовсе не ранее X в. Коротко о празднике

Иконы