------------------- Неделя о самаряныне: что значит
Православие сегодня Календарь на 2023 14 мая — Неделя о самаряныне: что читают и о чем поют в храме в 5-е воскресенье по Пасхе

14 мая — Неделя о самаряныне: что читают и о чем поют в храме в 5-е воскресенье по Пасхе

0 Comments
Неделя о самаряныне: что значит

Евангельский отрывок, повествующий о встрече Христа с самарянкой Фотинией (ее имя известно лишь из церковного предания), всегда воспринимается как-то по-особому, радостно, торжественно – ведь он всегда читается пятым воскресным днем после Пасхи.

Евангелие, которое читается на литургии

Как говорит в одной из проповедей игумен Филарет (Безукладников), после Пасхи «в первые три недели Святая Церковь не может оторваться от Евангельского повествования о Воскресении Христа».

Действительно, Евангельские чтения посвящены Апостолу Фоме, которого Христос уверил в Воскресении на 8 день, Мироносицам – первым свидетельницам этого события (детали).

Но следующие Евангельские чтения – о событиях, которые происходили до взятия Господа на смерть, во время Его земной проповеди. Многие толкователи считают, что Церковь напоминает верующим о великих проявлениях силы Божией. И если в предыдущий воскресный день, посвященный исцелению расслабленного, это было чудесное исцеление неизлечимой силами человеческими болезни, то теперь – исцеление души, изменение жизни.

Вот эта история, рассказанная Евангелистом Иоанном:

«Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.Женщина говорит Ему: Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

Они вышли из города и пошли к Нему.Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

И еще большее число уверовали по Его слову.А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4:5-42).

14 мая - Неделя о самаряныне: что читают и о чем поют в храме в 5-е воскресенье по Пасхе

Палестина. Наблус. Колодец Иакова находится в крипте, расположенной под алтарём монастырского храма, посвящённого Фотинии Самарянке

14 мая - Неделя о самаряныне: что читают и о чем поют в храме в 5-е воскресенье по Пасхе

Колодец Иакова очень глубокий, около 40 метров, и по свидетельству паломников, вода из него очень вкусная. Он находится под алтарем храма.

Толкование отрывка

Самарянка, которую встретил Иисус близ города Сихарь, принадлежала к народу, который иудеями считался нечистым, полуязыческим.

карта городов и дорог Палестины в I веке н.э.

Где находится Самария? Подробная карта городов и дорог Палестины в I веке н.э.

Самаряне – переселенцы, переведенные сюда ассирийским царем в VIII в. до Рождества Христова. Общность, позже названную самарянами, образовали разные народы – халдеи, арамейцы, гутии, другие племена, все – язычники. Поселение на земле, которую Сам Бог благословил для обитания народа Израиля, не прошло даром: предания говорят, что многие бедствия обрушились на переселенцев.

И тогда, услышав, что здесь жили чтители Истинного Бога, они решили, наряду со своими «богами», кланяться и Богу Израиля. И даже – построили Ему храм. Именно поэтому иудеи, как и говорит самарянка, гнушались общением с полуязычниками, которые к тому же не чтили Иерусалим, как место поклонения Единому Богу, но молились на горе Гаризим.

Но вот в Евангелии Самария упоминается даже дважды:

  • первый раз – это притча о милосердном самарянине, проявившем человеческое участие по отношению к попавшему в беду; Господь ставит этого милосердного человека в пример иудеям, свято хранящим веру и Закон, но уклоняющимся от помощи ближнему, если он не единоверец;
  • во второй раз о Самарии говорится в рассказе уже о реальной «жене самаряныне», а не героине иносказательной притчи.

Ситуация вполне обыденное – путник у колодца, женщина с сосудом, пришедшая за водой, и естественная, по-видимому, просьба Христа.

14 мая - Неделя о самаряныне: что читают и о чем поют в храме в 5-е воскресенье по Пасхе

Храм св. Фотинии Самарянки, внутри которого расположен Колодец Иакова, Наблус. этот город носит назвние Наблус (арабский вариант греческого названия Неаполис) в Самарии. Библейское название города – Сихем. Здесь праотец Аврам говорил с Богом (Быт. 12, 6-7). Впоследствии здесь жил и выкопал колодец праотец Иаков (Быт. 33, 18-20; Ин. 4, 12). Спустя столетия у колодца Господь Иисус Христос беседовал с самарянкой о воде живой и открыл ей, что Он есть Мессия (Ин. 4, 1-44). В римскую эпоху близ исчезнувшего Сихема возникла римская колония Флавия Неаполис, где около 100 г. н.э. родился христианский апологет св. Иустин Философ.
На месте евангельской беседы Спасителя с самарянкой у древнего колодца Иакова находится греческий монастырь, построенный на территории византийского храма 4 в., разрушенного в 6 в. В 1914 г. Иерусалимская Патриархия начала восстановление храма при финансовой поддержке России, прерванной Первой мировой войной. Завершение и освящение состоялось только в 2008 г.

 

Но самарянка удивлена: человек, выглядящий как иудей, просит пить у нее, зная, что это может его «осквернить». Еще более удивителен ответ Христа, который вдруг начинает говорить о «воде живой», которую Он дает людям.

Понятно, что Господь, видящий сердце человека, видит пред Собой не обыкновенную женщину, но – человека, сердце которого ищет Бога, даже несмотря на внешне греховный образ жизни. Заметим, как легко самарянка признается Христу, что «у нее нет мужа», зная свою греховную жизнь – и как просто принимает Его кроткое обличение:

«У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала»

А из дальнейшего разговора выясняется: она не только знает об ожидаемом Мессии, но и ждет Его сама. Он, как сама она говорит, «объяснит нам все», и даже скажет, где и как правильно поклоняться Богу. И ей, ищущей «Царства Божия и правды его» Христос открывается самыми простыми словами:

«Это Я, Который говорю с тобою».

Евангелие рассказывает, как женщина оставила водонос, как она шла по городу рассказывая о Христе, как десятки людей уверовали в Него по ее слову – а потом уже и сами увидев Господа.

А завершается Евангельский рассказ своего рода толкованием происшедшего, которое дает Сам Христос:

«Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их…»

О полях ли говорит здесь Спаситель? Нет, но о сердцах людей. И говорит – в Самарии, городе людей, почти не знавших Истинного Бога. Их ли одних Он имеет ввиду? Не только, и не столько. Смысл этих слов Спасителя станет ясен позже, когда христианскую веру примут тысячи язычников по всему миру, когда она – уже через столетия после Апостолов – придет в другие, дальние страны, включая и Русь.

14 мая - Неделя о самаряныне: что читают и о чем поют в храме в 5-е воскресенье по Пасхе

Храм св. Фотинии Самарянки, в котором расположен колодец Иакова. Этот палестинский город носит назвние Наблус (арабский вариант греческого названия Неаполис) в Самарии. Библейское название города – Сихем. Здесь праотец Аврам говорил с Богом (Быт. 12, 6-7). Впоследствии здесь жил и выкопал колодец праотец Иаков (Быт. 33, 18-20; Ин. 4, 12). Спустя столетия у колодца Господь Иисус Христос беседовал с самарянкой о воде живой и открыл ей, что Он есть Мессия (Ин. 4, 1-44). В римскую эпоху близ исчезнувшего Сихема возникла римская колония Флавия Неаполис, где около 100 г. н.э. родился христианский апологет св. Иустин Философ.
На месте евангельской беседы Спасителя с самарянкой у древнего колодца Иакова находится греческий монастырь, построенный на территории византийского храма 4 в., разрушенного в 6 в. В 1914 г. Иерусалимская Патриархия начала восстановление храма при финансовой поддержке России, прерванной Первой мировой войной. Завершение и освящение состоялось только в 2008 г.

О чем вещает Апостол

По сути – об исполнении слов Христа о нивах, поспевших к жатве. В читаемом фрагменте «Деяний Апостолов» речь идет о проповеди веры Христовыми учениками – и о том, как они начали нести ее язычникам. Именно тогда, живя среди них в Антиохии, как повествует Апостол Лука, «ученики в первый раз стали называться христианами».

Что на литургии поет клирос: кондак, тропарь

Вот какой кондак звучит в этот день:

  1. Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня,/ ви́дя Тя прему́дрости во́ду,/ е́юже напои́шася оби́льно,// Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.
  2. В переводе на современный русский: Сверою пришедшая к колодцу самарянка / увидела Тебя, премудрости воду. / Ею напоенная обильно, / она Царство Вышнее навеки унаследовала, славная.

Этот кондак – об изменении человеческой души, о том, как самарянка нашла Бога. И еще – о том, что Господь зачастую открывается человеку, который Его ищет, в самой простой обстановке, в самый «неожиданный», но на самом деле – подходящий момент, когда душа готова.

А вот тропарь дня посвящен проповеди Апостолов, несшим миру весть о Воскресении:

  1. Светлую Воскресения проповедь / от Ангела уведевша Господни ученицы / и прадеднее осуждение отвергша, / апостолом хвалящася глаголаху: / испровержеся смерть, / воскресе Христос Бог, / даруяй мiрови велию милость.
  2. Перевод:Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, / и избавившись от прародительского осуждения, / Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: / «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, / дарующий миру великую милость!»

Значение евангельского события сегодня

История, рассказанная св. Иоанном Богословом – глубока, как и вообще Евангельский текст. Поэтому каждый находит в ней свое, на что отзывается сердце. Кто-то считает, что она – о мнимом «благочестии», когда собственная правильность(«иудеи с самарянами не сообщаются») ведет к осуждению других.

Другой видит в ней предзнаменование будущего – основания Церкви Христовой, в которой «нет ни эллина, ни иудея». А еще эта история – о том, что, как бы ни был грешен человек, если его душа хотя бы пытается искать Бога, то и Бог будет искать ее. И однажды обязательно найдет.

Наталья Сазонова

Отрывок из проповеди

«Спаситель сидел, утомившись от пути, у колодца Иакова. Пришла женщина-самарянка набрать воды и, когда Господь сказал ей: «дай Мне пить» (Ин. 4:7), то получил холодный, отчужденный ответ: «как Ты, будучи еврей , просишь пить у меня, Самарянки?» (Ин. 4:9). Это, собственно, отказ. Дальше добавлено: «ибо Иудеи с Самарянами не соприкасаются». Но тут не совсем ясно: слова ли это самарянки, добавочные, или евангелист написал для пояснения читателю. Так или иначе, несмотря на этот почти отказ, на эту холодность и отчужденность ответа, Господь не прекратил беседу с ней. Уже после Его следующих слов, мы видим, как тон речи этой самарянки резко изменился.

Он ей сказал: «если бы ты ведала дар Божий и Кто говорит с тобою ты бы сама просила у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Оказалось, что хотя эта самарянка была большая грешница, как видно из дальнейшего, но под корой страстей и греха билось живое сердце. И это живое сердце почувствовало, что перед ней Некто, совсем необыкновенный Человек. Она сразу меняет тон, говоря: Господин, у Тебя почерпала нет, колодец глубок, откуда Ты можешь взять живую воду? Или Ты больше отца нашего Иакова, который нам дал этот водный источник? (Ин. 4:11, 12).

Дальше Господь беседует с ней об этой воде живой и, в конце концов, Своей мудрой, любви исполненной беседой, приводит ее наконец к такой фразе: «знаю, что когда придет Мессия, то есть Христос Он возвестит нам вся» – Он нам все объяснит, все расскажет. И слышит ответ: «это Я, Который говорит с тобой» (Ин. 4:25, 26)! Самарянка была потрясена, в этом нет никакого сомнения, потому что здесь мы не видим никакого уже ответа с ее стороны. У нее, вероятно, что называется «прилип язык к гортани», потому что она почувствовала всю правду святую и страшную истину этих слов. И бросивши тут свой водонос, не обращая на Него никакого внимания, устремилась, вероятно, бегом в город и стала говорить жителям города, чтобы они вышли и посмотрели, не Христос ли Тот Человек, Который все ей рассказал о ней самой, когда Он, как будто, и знать того не мог.

Это нам урок: Господь наш видел, что у этой женщины живое сердце под корой греха. Есть люди, которые как будто бы живут вполне благоприлично, но мертвы духовно. Она духовно не умерла, при всей той грязи, в которую она себя опустила. Мы видим это из того, что, как только она увидела, что Он знает то, что не может быть известно Ему обычным порядком, она сразу спрашивает у Него о духовных вопросах и говорит: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4:19).

Сейчас же она Его спрашивает о том, как правильно нужно кланяться Богу: так, как говорят иудеи или так, как говорят самаряне? Значит, жива была в ней душа. Значит, жила в ней эта мысль и жило недоумение и искание: где же именно правильное Богопоклонение и Богопочитание?

Мудрость, которой Господь вел ее все дальше и дальше в своей беседе, привела ее к тому, что наконец она высказалась, что «Мессия нам все объяснит!» И услыхала ответ. Отсюда да научится каждый из нас не осуждать никого! Вот эта самарянка была грешница, а потом стала праведницей. Да не только праведницей, потому что Церковь ее прославляет, как святую мученицу Фотину Самаряныню, которая пострадала за Христа. Поэтому никогда никого не следует осуждать – мы совершенно не знаем внутреннего мира человека…»

Митрополит Филарет (Вознесенский) (1903-1985 гг.)

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Почему Рождество Николая Чудотворца отмечают только в России?Почему Рождество Николая Чудотворца отмечают только в России?

0 Comments
Рождество Николая Чудотворца

«Всечестное твое рождество, отче Николае, ангелов множество на небеси и человеческий род на земли, честно ублажает…» Так поет на службе этого дня Русская Церковь. Именно Русская, только она. Ведь православные других стран Рождество Николая Чудотворца не отмечают. Не знают они такого праздника. Какого числа по

Календарь на 2023

21 мая – Неделя о слепом: что читают и о чем поют в храме в 6-е воскресенье по Пасхе21 мая – Неделя о слепом: что читают и о чем поют в храме в 6-е воскресенье по Пасхе

0 Comments
Исцеление Слепого Иисусом Христом

Вот и кончается пасхальное празднование: всего два дня отделяет православных от Отдания, три дня остается до Вознесения Господня. А в этот день, последний воскресный пред этим праздником, Церковь вспоминает одно из самых поразительных чудес Господа: исцеление слепорожденного. Какого евангельского слепого вспоминает Церковь Того, о котором

Календарь на 2023

Фотина, Фотиния, Светлана. Кто есть кто в святцах+как подавать в храм имя для поминовенияФотина, Фотиния, Светлана. Кто есть кто в святцах+как подавать в храм имя для поминовения

0 Comments
Святые Фотинии покровительницы Светлан

Женщин, носящих это имя, могут называть как Светланами, так и Фотиниями. Как правильно и когда отмечаются дни памяти святых, которым тезоимениты христианки? Имя Оно – греческое, с ударением на второй слог, и может звучать и как «Фотиния», и как «Фотина»: оба варианта правильные. Есть и

Календарь на 2023

Неделя о расслабленном: какую читают притчу в храме и о чем поют на клиросе в 4-е воскресенье по ПасхеНеделя о расслабленном: какую читают притчу в храме и о чем поют на клиросе в 4-е воскресенье по Пасхе

0 Comments
Неделя о расслабленном

Неделей о расслабленном называется четвертый воскресный день после праздника Воскресения Христова – по Евангельской истории, которая в этот день звучит за литургией. Что значит расслабленный Согласно современным словарям русского языка, расслабление – общее состояние бессилия, телесного и душевного, которое может происходить от усталости, от болезни.

Календарь на 2023

Когда празднуется Пасха в 2023 году и все переходящие даты церковного календаряКогда празднуется Пасха в 2023 году и все переходящие даты церковного календаря

0 Comments
Пасха в 2023 году

«Праздник Праздников», как называет этот день Церковь, бывает, как хорошо знали еще наши бабушки и дедушки, в очень разное время. Иногда еще лежит снег, в иной же год – почти распускаются листья. Любимый православным людом праздник Пасха в 2023 году приходится на 16 апреля. Почему

Календарь на 2023