Вероятно, нет человека, который бы не знал знаменитый образ кисти прп. Андрея Рублева. Однако, это изображение – Троица икона – далеко не единственное среди множества, приоткрывающих тайну Божества.
Где находится оригинал
С 1929 по 2023 гг знаменитая икона XV века кисти Андрея Рублева хранилась в Третьяковской галерее, куда поступила из Загорского историко-художественного музея-заповедника, ныне Сергиев Посадский музей.
17 июля 2022 года впервые за сто лет она покинула Третьяковку: два дня пребывала дома — в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Произошло это событие ради 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
15 мая 2023 года было обнародовано историческое решение Президента Владимира Путина о возвращении иконы «Троица» Андрея Рублёва Русской Православной Церкви.
А в ночь на 4 июня святыню доставили в храм Христа Спасителя, где были подготовлены все условия для ее хранения.
В ночь с 3 на 4 июня 2023 г — Встреча Иконы Троица в храме Христа Спасителя и установка в специальной капсуле, которая обеспечивающую необходимый режим влажности.4 июня в 2023-м — это день Святой Троицы, в храме служили праздничную литургию и до вечера совершали молебны перед святыней.
В течение года образ будет доступен для поклонения в главном храме Москвы, затем займёт историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где она и пребывала до 20-х годов cуматошного XX века.
Как расшифровывается Святая Троица?
Святая Троица — так именуют христиане Единого Бога. Столь парадоксальное именование не взято из книг Ветхого или Нового Завета, где слово «Троица» применительно к Богу не встречается. Однако, именно христианам через Откровение открыто то, что было недоступно прор. Моисею, другим великим угодникам Божиих ветхозаветных времен. Согласно церковному учению, Единый Бог имеет три Ипостаси:
- Отец – от Него рождается Сын, исходит Дух Святой, поэтому это Лицо Троицы считается первым;
- Сын – рожденный от Отца, Он воплотился на земле, избавил людей от власти греха, почему именуется Христом, по-гречески Спасителем; ныне же Он пребывает «одесную Отца» – и, как Бог, с верующими «все дни до скончания века»;
- Дух – Он всегда пребывал среди людей, доносил волю Божию через пророков, но со всей силой открыт людям после Сошествия на Апостолов, через 10 дней по Вознесении Христа (через 50 дней после Пасхи православные отмечают праздник Троица)
Такова Троица, «Святой» же Ее именуют потому, что слово это значит неотмирность, иноприродность миру материальному.
Действительно:
- Бог – Дух, не связанный ни временем, ни определенным местом;
- в отличие от людей, их Создатель – всемогущ, всеведущ, абсолютно благ, как Бог, не имея недостатка или нужды.
Ветхозаветная и Новозаветная иконография Святой Троицы
Как же изобразить Существо, не похожее на что бы то ни было в этом мире? Возможно ли это?
Во времена ветхозаветных праотцев, пророков считалось, что не только невозможно, но – крайне кощунственно, ведь всякое изображение Бога Невидимого уподобляет Его твари, оскорбляя Божество. Все стало по-другому, когда на земле воплотилось Второе Лицо Троицы – Христос, ставший человеком, а потому – могущий быть изображенным.
Христос – Человек, потому возможно написать человеческий облик. Как же показать Невидимого Бога? «Живописать» «от своего ума», фантазии – было глубоко чуждо первым христианам. Так возникли особые иконы Троицы – где Бог изображен не непосредственно, но – под видом символов.
Почему изображены Ангелы на иконе Живоначальная Троица?
Самым древним из таких изображений стала Троица — икона под видом Ангелов.
Основанием стало глубокое христианское осмысление эпизода Ветхого Завета, когда праотцу Аврааму являются Три Мужа-странника близ дубравы Мамвре. Духовный человек, Авраам сразу понимает, что пред ним – не люди, но небесное видение (Быт.18:1-16). Впрочем, так как сама Книга Бытия не содержит каких-либо объяснений явления, святые отцы издавна не были едины, толкуя его:
- святой Иоанн Златоуст полагал, что Господа олицетворял лишь один из Ангелов;
- другие отцы считали, однако, что то было уникальное во всей человеческой истории явление именно Бога как Троицы – открывающего Себя настолько, насколько может воспринять ум человека.
Именно поэтому Троицу первые века Церкви изображали под видом Трех Мужей, облаченных белыми одеждами. Таковы древнейшие образы:
- IV в. – в римских катакомбах Виа Латина; это простой, безыскусный образ трех Странников, без нимбов, крыльев, явившихся Аврааму, который тоже показан на этой фреске; крылья, нимбы Ангелам, святым, даже Христу тогда не писали, считая их атрибутами изображений языческих божеств;
- V в. – на мозаике знаменитой римской церкви Санта Мария Маджоре мы видим уже более сложную композицию, именуемую «гостеприимством Авраама»: наверху – праотец, встречающий Странников, ниже – те же гости за его трапезой; на них – неизменные белые одежды, но вокруг глав уже – нимбы, а средний Ангел окружен мандорлой– особым нимбом, охватывающим всю фигуру; возможно, создатель мозаики вдохновлялся толкованием эпизода Библии свт. Иоанном Златоустом, или, может быть, церковного историка Евсевия Кесарийского, который также считал олицетворением Бога только одного из Явившихся.
Во всяком случае, то, что Бог показан под видом Ангелов вполне очевидно вызвано тем, что исторически именно так Он благоволил открыться Аврааму, а чрез Него – человечеству.
Эпизод, получивший название «Гостеприимство Авраама», имел разные варианты:
- с предстоящими Авраамом, Саррой, отроком, готовящим Гостям тельца;
- с теми же лицами, но находящимися на некотором отдалении, иногда даже выглядывающими из дома;
- вообще без героев праотца, его супруги, других лиц – только Ангелы.
Именно к третьему типу принадлежит творение прп. Андрея Рублева.
Другие символические образы
Они появляются во времена иконоборческой ереси, когда запрещались любые антропоморфные изображения, тем паче – Бога. Поэтому начинаются попытки показать Божество при помощи иных символов. Так, довольно известной мозаикой была находившаяся во храме Успения Богородицы Никеи: здесь Отца символизирует престол, Сына (именуемого также Словом Божиим) – лежащее на престоле Евангелие; а вверху композиции – символ Духа, белый парящий голубь.
Троица икона: что означает, богословский смысл
Образ Троицы, не изображая внешности,природы Божией, говорит:
- о том, что счастье общения с Богом может быть даровано человеку, хотя Господь свят, неприступен, велик – но благоволит заботиться о Своем творении, любит его;
- о Троичности и Единстве Бога: единственная надпись, которая принята – «Святая Троица»; ипостаси никогда обозначаются;
По слову свт. Василия Великого, «в Боге Отце и в Боге Единородном созерцаем один как бы образ, отпечатлевшийся в неизменности Божества. Ибо Сын в Отце и Отец в Сыне, потому что и Сын таков же, каков Отец, и Отец таков же, каков Сын; и в этом Они едино». А прп. Иоанн Дамаскин пишет, что «в Духе Святом мы познаем Христа как Сына Божия и Бога, и через Сына мы видим Отца».
Наконец, «Троица» икона прп. Андрея Рублева явила новые богословские значения, свидетельствуя:
- о том, что любовь, гармония, согласие есть сущность Божия; Ангелы, символизирующие Бога как бы вписаны в круг, символ Вечности и единения одновременно, их главы склонены друг к другу;
- что любовь Божия изливается на мир как Крестная Жертва Спасителя; олицетворяющий Христа (по ряду толкований) средний Ангел благословляет Чашу, стоящую на столе, там– жертвенная кровь Спасителя; другие Ипостаси, склонив главы, присоединяются к благословению.
Наконец, образ преподобного пронизан золотым сиянием – это свет Царства Небесного, «пришедшего в силе» для каждого, молящегося Богу; недаром многие говорят, что, подобно Апостолам, на горе Преображения, готовы долго созерцать написанную преподобным Вечность; не хочется уходить, а душа невольно вспоминает слова Св. Петра, видевшего славу Божию:
«Господи! Хорошо нам здесь быть…»
(Мф.17:4)
Новозаветная Троица: кто и как изображен
Появление таких икон на русской земле относится к XIVв. – они приходят из Византии, где, возможно, такая иконография складывается несколько раньше.
Один из древнейших образов, происходящий из Новгорода, носит название «Отечество» ввиду того, что здесь написан Бог Отец под видом старца, «ветхого денми», как пишет о том прор. Даниил, описывая кончину мира, последний суд. По его словам, одеяние Бога «бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна» (Дан 7. 9)», то есть также белы. Однако, святые отцы никогда не интерпретировали это пророческое речение как описание Бога Отца, более того, в «Ветхом денми» видели Христа. Об этом пишет, например, архиеп. Андрей Кесарийский пишет, что «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее – Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы».
Итак, иконография подобного типа появилась на волне общего духовного кризиса Византии XIV в., растущего влияния западной культуры.
Известны по крайней мере два извода Троицы Новозаветной:
- образ «Отечество», где «Ветхий денми» восседает на престоле, на Его коленах – Сын под видом отрока, охватывающий дланями сферу с белым голубем, символом Духа;
- разные варианты «сопрестольной» Троицы; здесь рядом восседают Бог Отец, также как старец, и Христос – написанный уже как муж, а не отрок; над Сидящими парит белый голубь.
Церковное священноначалие не раз высказывалось по поводу неканоничности таких изображений, антропоморфно показывающих Отца, облик Которого людям не открыт. В России с 1551 г. такие изображения запретил Поместный Собор Церкви, известный как Стоглавый (из 100 глав его постановлений этому вопросу посвящена 41-я). Тем не менее, Троицу Новозаветную достаточно часто можно увидеть по храмам.
О чем рассказывают старинные иконы и где хранятся
Помимо богословского содержания, древние образы хранят память о связанных с ними исторических событиях, эпоха, когда они созданы, обстановка, часто влияют на особенности изображаемого…
История создания и краткое описание
В России наиболее известны изображения Троицы письма Феофана Грека, прп. Андрея Рублева, иконописцев позднейшего времени – например, Симона Ушакова. Иногда же создателями икон выступали монахи, священники, даже архиереи, как свт. Стефан Пермский.
Троица Рублева
Ее Стоглавый собор определил как своего рода образец для других иконописцев. Именно поэтому существуют многочисленные копии, распространенные по всей стране.
Какое историческое событие послужило мотивом для создания образа
Считается, что Троица — икона, написанная как похвала прп. Сергию Радонежскому (скончался в 1392 г.) по благословению его ученика, преемника на игуменстве Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиевой лавры), а разместить святыню предполагалось во вновь возводимом Троицком соборе обители.
Год создания Троицы Андреем Рублёвым
Так как Троицкий собор строился в 1411 г. деревянным, а около 1425-27 гг. был отстоен каменным, неизвестно, к какой из этих двух дат относится написание иконы.
Что в чаше?
На иконе «Троица» кисти прп. Андрея чаша наполнена вином, которым Авраам угощал Странников. Его можно также интерпретировать не только исторически: очевидно, вино здесь также Кровь Христова, проливаемая ради людей. На копиях иногда можно видеть другой многозначный символ – главу агнца. Он также отражает историческую реальность – тельца, которого предложил Гостям праотец, но также – символ жертвующего Собой Агнца Божия, Христа.
Фреска Феофана Грека
Икона Троица Феофаном Греком была написана для церкви Спаса Преображения на Ильиной улице Великого Новгорода, в 1378 г. К настоящему времени полностью не сохранилась, однако, очевидно, что это – сюжет «Гостеприимства Авраама»: сохранилась фигура св. Сарры. Характерная особенность фрески – крылья среднего Ангела, заметно большие, как бы покрывающие других двух его спутников.
«Зырянская» Троица Стефана Пермского
Ещё одна Троица — икона, относящаяся к XIV в., написанная монахом-миссионером (позже – епископом Пермским), свт. Стефаном. На ней представлен традиционный сюжет «Гостеприимства Авраама». Особенность здесь – надписания, сделанные на пермском языке. Образ был предназначен, конечно, для пермской паствы святого, хранился при построенном по его благословению храме.
После революции его забрали музейщики Вологды, но 26 апреля 1996 г. Патриарх Алексий II освятил сделанную современными иконописцами копию, которую передал, как дар, народу коми.
Троица Симона Ушакова
Она также имеет множество списков, разных вариаций. Создание относят ко 2 пол. XVII в. Композиционно «Троица» восходит к образу Рублева, однако, имеет ряд отличий, причем серьезных.
Среди них:
- цвет одежд Ангелов; на разных версиях иконы он может быть даже розовым (цвет, несущий эстетический, а не богословский смысл, в иконописи до этого времени не употреблялся);
- стол изображается уставленным кушаньями, что отражает только историческую реальность, но не делает акцента на духовном смысле трапезы;
- задний план может изображать дворец, сад, даже море.
Все это – проявления не только духовного кризиса времени, но – выделения из иконописи чисто светской живописи, которое произойдет с XVIII в.
Об авторстве
Есть существенная разница между древними и позднейшими иконами:
- первые лишь приписываются тому или иному мастеру на основании предания, иных косвенных признаков; до середины XVII в. не принято было указывать имя мастера, так как образ считался боговдохновенным;
- а вот изображения авторства Симона Ушаков, его современников, хорошо известны именно по надписаниям (обычно на оборотной стороне, иногда – даже внизу самого изображения); ну а сами иконы несут немало «от своего ума» или даже фантазии художника.
Чем деревянная икона отличается от картины художника
Прежде всего – выбором материала. Священник Павел Флоренский в работе «Иконостас» говорит, что он не случаен с психологической точки зрения:
- для изображения Вечного берется материал, не поддающийся прикосновениям художника, как бы сам символизирующий неизменность, вечность: это либо камень, либо дерево;
- создавая «мир» на полотне своим воображением, живописец подбирает также материал, отзывающийся на прикосновения кисти – податливый холст.
Кроме того, иконописцу важно передать то реальное, что явилось его духовному зрению, художнику – создать у зрителя иллюзию «присутствия». Отсюда склонность художников к фотографического типа изображениям, а иконописцев – к так называемой «обратной перспективе», когда пишутся не видимые зрителю части лица, одежды, или плоскости стола, стены здания. Чтобы понять икону, необходимо духовно войти внутрь ее. Картина такой работы не требует.
Как повесить икону Троица дома
Наши предки считали, что «красный угол» должен быть на восточной стороне дома, подобно тому, как к востоку обращен алтарь церкви. Для современных квартир это не всегда возможно. Святыню размещают там, где это удобно, благочестиво (например, вряд ли допустимо вешать рядом светские картины, плакаты).
О чем и как молиться
Можно читать особые молитвы Троице, которые содержат утреннее, вечернее правила. Ко Господу обращаются при любых своих нуждах.
Полезный материал по этой теме:
День Святой Троицы — как праздновать, что делать с березой?
В чем поможет Бог
В том, что:
- полезно для земной жизни человека, его вечного спасения;
- не наносит зла ближнему молящегося.
Почему помогает Господь, а не икона
Об этом писал еще прп. Иоанн Дамаскин: он указывал, что сами по себе дерево, краски – лишь вещи материального мира. Но, впрочем, особые – освященные, ведущие человека к Богу, собирающие его ум, внимание, волю для достойного восхваления Творца – а такая молитва не останется без ответа.
Троица – икона уникальная, не отражающая внешность Бога, но – Его любовь. Хотя Божество изображается под видом понятных человеку символов, у молящегося нет сомнений, к Кем он говорит. Сомневающемуся же остается сказать Евангельскими словами:
«Приди и виждь!» (Ин.1:46).
Наталья Сазонова
https://pravslov.ru/vselenskaja-roditelskaja-subbota-pered-troicej.html