------------------- Где Бог, почему в мире так много зла
Православие сегодня Вопросы о вере Где Бог, когда я так несчастен? Ответы священника на каверзные вопросы журналиста

Где Бог, когда я так несчастен? Ответы священника на каверзные вопросы журналиста

0 Comments
Где Бог, почему в мире так много зла

Почему жизнь несправедлива и в ней есть смерти ни в чём не виновных детей и где Бог при этом – размышляет иеромонах Ефрем Метс.

Ефрем Метс

Иеромонах Ефрем (Метс), клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия)

Почему в мире так много зла и несправедливости?

— Проблема зла является самой острой богословской проблемой. С одной стороны, мы исповедуем, что Бог есть Любовь, а с другой, наблюдая страшные вещи в этом мире, задаёмся вопросом:

«Где ты, Господи?»

И для атеистов существование зла в мире является самым сильным аргументом против существования Бога. Но тогда откуда недовольство у человека этим миром? Откуда представление и стремление к идеальному миру без войн, смерти, печали и болезней, если такой жизни никто из нас никогда не видел? Для меня это лучшее доказательство библейской истории о том, что человек — существо райское, и подсознательная память о нашей небесной родине вшита в каждого из нас.

Может ли человек своими руками построить рай? Весь XX век предпринимались попытки в отдельных государствах построить счастливое сообщество, но получался какой-то ад, который в итоге разрушался. Зло – метафизическое понятие, а не экономическое или политическое, его корни гораздо глубже уходят в душу, и добраться туда своими силами у человека нет сил и возможности.

— А что тогда в человеческих силах?

— Человек по своей природе существо доброе, а зло является инфекционной паразитирующей болезнью души. Если человек подхватил вирус, то ему лучше сидеть дома, а не разносить болезнь на улице и на работе.

Также и со злом: если в вашем сердце появился гнев, то не надо им заражать окружающих. Нужно устроить «духовный карантин», иначе всех заразишь злобой, а они в свою очередь разнесут её дальше. Можно вспомнить, как Бог вразумлял Каина, чтобы тот победил в своём сердце зависть и гнев, но он не послушался и убил своего брата. Можно задаться вопросом:

«Почему Бог не спас Авеля, насильно не остановив Каина?»

Если мы смотрим на нашу земную жизнь, как на единственную, отрицая жизнь вечную, то будем действительно всё времянедоумевать и бунтовать, не понимая, что и почему происходит.

Выстраивая отношения с Богом, нужно настроиться, что мы не всегда будем Его понимать, а Он не всегда нам будет тут же отвечать на все наши вопросы. В этом нужно увидеть Премудрость и Любовь Божью, а не отвержение и недовольство нами — здесь и испытание для веры. Я думаю, что современная комфортная жизнь сделала нас духовно и психологически более слабыми, чем предыдущие поколения.

Мы избалованы и имеем множество претензий, потому вопрос о зле и несправедливости становится всё острее и острее.

— Болезни детей: за что, где Бог? Ладно мы – грешные, а в чем они виноваты?

— Я думаю, что нам нужно не смешивать такие понятия, как зло и страдание. Если зло всегда отрицательно по своей сущности, то страдание может быть двояким. Например, в Христианстве есть такое понятие, как греховная страсть (страдание), то есть, это страдание от греха, поскольку грех всегда приносит страдание душе. А есть страдание, которое приходит ко мне вне зависимости от меня. Например, смертельно заболел ребёнок.

В этой ситуации вопрос «за что?» не всегда верен, а вот вопрос «для чего?» имеет больше смысла.

А значит, это возможность принять ситуацию и начать действовать. Можно вспомнить психологическую теорию о том, как человек постепенно принимает неизбежное: отрицание – гнев – торг – депрессия – принятие. Обратите внимание, что конечная стадия связана не с решением проблемы, а с её принятием.

Подлинное смирение – это не отказ действовать и пораженческое настроение, а победа над своими иллюзиями, которые нам внушают в семье, школе, университете, рекламе, фильмах и т.п. На самом деле смирение всегда активно, оно видит свои пределы и возможности, а главное, что оставляет пространство для воли Божьей.

Подлинный покой души выражен в словах Христа:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф.11:28-29)

— Почему Бог не вылечит всех больных, даже если о них молятся многие люди?

— На этот вопрос нет ответа. Ведь и в Евангелии Христос исцеляет не всех, а только тех, кто имеет веру. А на примере исцелённых десяти прокажённых мы видим, что девять даже не стали благодарить Христа. Всегда ли здоровье является благом?

У нас в Ижевске жила монахиня Наталья – инвалид с детства. Она поехала в Почаевскую лавру, чтобы испросить себе исцеление. После нескольких дней молитвы пред чудотворным образом Божией Матери она в откровении услышала вопрос:

«Если я тебя исцелю, будешь ли жить духовной жизнью?»

В моменте монахиня Наталья задумалась и поняла, что, будучи здоровой, она оставит Бога и погрузится в светскую жизнь. В итоге, она отказалась от чуда и уехала домой. То есть, она увидела в своей болезни пользу, несмотря на то, что она доставляла ей немало хлопот. Болезнь — всегда испытание для веры, всегда подвиг преодоления греховных страстей или же рабство им, здесь воля человека имеет решающее значение.

— Как смотрит на болезнь христианин? И что об этом нужно знать всем нам?

— Раньше верующие люди про болезнь говорили:

«Господь посетил».

Внимание сосредотачивалось не на страдании и сопутствующих проблемах, а на божественном присутствии. Это Таинство человек рассматривает как задание остановиться, обратиться к своей душе, рассмотреть свою жизнь через Евангелие. Ведь суетность погружает в иллюзию и не даёт правильно расставить приоритеты, а болезнь к этому располагает.

Страдание заставляет человека войти внутрь себя, начать размышлять о том, о чём раньше не было времени думать. Если есть возможность, то надо обязательно пригласить священника для Исповеди и Причастия, особенно если человек смертельно болен. Нужно обязательно примириться с Богом.

Как говорил один священник:

«В образе предельного бессилия, внешнего ничтожества, демонстрации телесных руин на жалком одре открывается сила для бессильных и запуганных, свобода для несвободных, радость для несчастных, то есть раскрывается в действии и непосредственном опыте всепобеждающая сила Нагорной проповеди Христа».

Всякое время нужно проводить с духовной пользой и болезнь не исключение.

— Правда, что Бог забирает каждого человека в лучший для него момент?

— Я бы не стал так категорично утверждать. Можно вспомнить слова Христа:

«Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь».

(Мф.7:19)

Причиной смерти может быть и обратная сторона – человек уже не способен поменяться в лучшую сторону. Жизнь и смерть в руках Божьих, не по своей воле мы приходим в этот мир и не по своей воле уходим. Тут не нужно гадать о суде Божьем. Любовь к человеку побуждает нас молиться о нём, пока он жив, и молиться о нём после ухода из этого мира.

Главное, чтобы человек понимал цель и смысл своей жизни.

Например, апостол Павел пишет:

«Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение».

(Фил.1:21)

Это означает, что моя задача была в этой жизни сохранить веру и не потерять Бога, тогда и страдание, и смерть уже не будут ввергать в ужас безысходности, но станут помощниками на жизненном пути. Это высокое христианское учение и состояние, которое доверил нам Бог, потому мы стремимся воплотить всё это в жизни.

— Понятно: вместо того, чтобы обвинять Господа в том, что Он нас не любит, стоит задуматься о том, как мы, собственно, живем. Есть несколько простейших рецептов здорового образа жизни и возможного избегания болезней? Или в данном случае звучит не очень корректно?

— Тут может возникнуть другая проблема: человек всё делает правильно, живёт как надо, а его постигает какое-нибудь горе, типа смерти ребёнка, и тогда он начинает бунтовать: мол, трудился-трудился, угождал, а тут такое.

Тут и вопрос ожиданий, и вопрос веры, практического знания Бога. В общем, ситуации разные бывают, не всегда возможно указать на универсальность положений. В этом смысле Евангелие очень странная книга!

Христос обещает апостолам не комфорт, безопасность и благоденствие, а всё ровно наоборот: гонения, мучения и смерть. Из двенадцати апостолов только один умер своей смертью, остальных убили.

Ради чего всё это?

Тут же можно вспомнить библейского Иова, несмотря на его праведность по нему «каток ада» проехался так, что не существует такого горя, которое бы его не коснулось. Несмотря на весь ужас и кошмар Иов зовёт Бога, даже обвиняет Его, но всё равно оставляет пространство доверия, чтобы Бог смог войти в эту «дверь»…

Где Бог, почему в мире так много зла

Даниил Созонов — ижевчанин. От других парней его отличает диагноз «вялый парапарез нижних конечностей». Но это не мешает ему заниматься спортивными танцами на колясках и радоваться каждому прожитому дню.

— Но если человек обиделся на Бога, что делать?

— Главная проблема для нас состоит в том, что мы воспринимаем современный мир, как пространство счастья именно здесь «под солнцем», потому и Богу отводится место обеспечивать это счастье, поддерживать его во всех проявлениях.

То есть, Бог должен быть у меня работником на побегушках. Вся метафизика в современном мышлении выкинута на обочину, Царство Божие не пользуется спросом, не входит в цели и планы моего бытия, слишком уж оно туманно и абстрактно.

Если здесь хорошо и комфортно прожить, то и вечность не нужна. В такой парадигме любая проблема рассматривается как временный дискомфорт, а поиск смыслового содержания этой проблемы или её духовные плюсы в расчёт не берутся. Например, популярная формула жизни звучит как «построить дом, посадить дерево и вырастить сына».

А если дом сгорел, дерево срубили, а сын наркоман, то что теперь делать?

Подводя итог, можно сказать, что обида на Бога появляется либо от эгоистичной зацикленности на себе, нежелания выйти за пределы своего «я», но тогда нужно начать перестраивать свою жизнь по заповедям Божьим.

Либо в тяжёлых обстоятельствах от невозможности довериться Богу и перепоручить, то есть, передать всего себя и своих близких в руки Божьи, помня, что Бог любит меня и тех, кто мне дорог больше, чем я могу себе представить.

И все обстоятельства: смерти детей, лишение здоровья или иные тяжёлые ситуации, можно лишь принять молитвенно так, как принял их Христос в Гефсиманском саду:

«Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». (Лк.22:42)

Нам нужно именно Божье утешение, а не просто какой-то ответ, почему это произошло. Ведь всякий страдающий человек никогда не одинок — вместе с Ним всегда сострадающий Христос на Кресте: Он даёт и утешение, и силы, чтобы пережить всякую боль.

С иеромонахом Ефремом (Метсом) беседовала Алина Шадрина

Детали: Человек обиделся на Бога

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Первый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обрядаПервый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обряда

0 Comments
Первый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обряда

Первый венчался на Русское царство великий князь Иван Васильевич, сын Василия III и литовской княжны Елены Глинской. Венчание состоялось в Успенском соборе Кремля Москвы – главном храме страны. Чин венчания на царство русских царей На территории России первый Чин венчания был совершен в 1547 году,

Вопросы о вере

«И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была Любовь!» Будет ли вердикт Божий страшным?«И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была Любовь!» Будет ли вердикт Божий страшным?

0 Comments
Страшный Суд

О том, что Страшный Суд случится, знают даже далекие от веры люди. В него верят не только христиане, но и мусульмане, иудеи. Последний суд этого мира – каким он будет? Что такое Страшный Суд Его также называют «кончиной мира», сравнивая его судьбу со смертью человека.

Вопросы о вере

Почему евреи не христианеПочему евреи не христиане

0 Comments
Какая вера у евреев

Древняя земля, которую издавна принято называть Святой – такова Палестина. Ныне здесь звучит и арабская, и еврейская речь: когда-то единая земля ныне разделена между евреями и арабами. Здесь – Израиль, еврейское государство, образованное в 1948 г. и Палестинская национальная автономия (с 1988). А ведь было

Вопросы о вере

Цитаты об алкоголе из Библии: разбор 6 знаменитых высказываний от иеромонаха Ефрема (Метса)Цитаты об алкоголе из Библии: разбор 6 знаменитых высказываний от иеромонаха Ефрема (Метса)

0 Comments
Библия о вине: разбор цитат

Иеромонах Ефрем (Метс) выписал из Священного Писания высказывания об алкоголе и прокомментировал их. Начнём разбор Сегодня в России огромное количество преступлений совершается в состоянии алкогольного и наркотического опьянения: не хотел человек ничего плохого делать, но себя не контролировал и что вышло – то вышло. Если

Вопросы о вере

Человек обиделся на Бога! Что делать?Человек обиделся на Бога! Что делать?

0 Comments
Обиды на Бога за судьбу

Мне сразу вспомнился советский фильм «Евдокия», в котором главная героиня была верующей женщиной и очень усиленно молилась, когда её сын ушёл на фронт. После того как ей принесли «похоронку», она отреклась от Бога и в Церковь больше не ходила. Конечно же, отречению предшествовала обида. Таких

Вопросы о вере