------------------- Крест Христов
Православие сегодня Вопросы о вере Что есть Крест Христов? Проповедь

Что есть Крест Христов? Проповедь

0 Comments
Крест Христов

Есть в этом мире две абсурдные вещи: крест как Таинство ненависти и зла, и боговоплощение как Таинство Любви и Блага. Их абсурдность заключена в том, что рассудком эти две вещи никак не схватываются, логика, касаясь их, превращается в пепел, а сознание упирается в какой-то тупик, оставаясь в изумлении. Но когда эти два абсурда объединяются и переплетаются на Кресте Христовом в одно целое: рай и ад, красота и уродство, добро и зло, сила и бессилие, истина и ложь, жизнь и смерть, то именно в этот момент возникает тертуллиановское «Верую, ибо абсурдно»! Мир никогда не знал ничего абсурдней, чем молитва за распинателей на Кресте: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий».
(Лк.23:34)

Распятие на кресте придумали персы

дабы казнённый максимально мучительно и долго умирал. Никто кроме сил ада такую творческую задачу человеку не мог поставить. Цель ада всегда одна: человек должен проклясть Бога, что и описано в библейской книге Иова. Видимо Господь ждал не только самую чистую деву, через которую можно прийти в наш мир, но и самую страшную и позорную пытку, которую можно взять на Себя.

Уже при жизни Христа у учеников начался бунт против Креста:

«И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф.16:22)

Апостол Пётр искренне желает любимому Учителю добра, ведь что хорошего в страдании, стыде, позоре, смерти и несправедливости? Но в ответ на это утешение, слышится как раскат грома:

«Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». (Мф.16:23)

Апогеем бунта против креста явилось отречение апостола Петра от Христа.

Бунт против креста

Очень ярко бунт против креста описан в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Иван Карамазов в беседе с Алёшей перечисляет все ужасы жизни: несправедливость, зло, жестокость, приводя примеры из жизни, особенно связанные с детьми, дабы контраст добра и зла был ярче. Подводя итог, он восклицает:

«Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, Им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять».

Иван бунтует против того, что Бог сделал с миром после грехопадения. Он бунтует против изгнания человека из Рая, но именно этот бунт приводит его к сумасшествию.

Потому что этот бунт навязан сатаной, который говорил то же самое через апостола Петра. Закостенение в стадии «отрицания» всегда приводит к самоуничтожению, а стадия «принятие» к покою души и обретению новых сил. Любовь без креста образует в человеке «синдром спасителя», который только умножает страдание и безумие.

Есть также другая сторона, когда мы принимаем Крест, но не принимаем Любовь.

Как-то в телепередаче выступал митрополит Илларион (Алфеев). Ему задали такой вопрос: одна женщина пришла к священнику и сказала, что муж у неё алкоголик и постоянно её бьёт. Священник ответил ей, мол, терпи, смиряйся, крест твой. Она попыталась дальше жить с мужем, но было уже невыносимо, и она пошла к психологу.

Психолог сказал ей: скажи мужу, ещё раз меня тронешь, подаю на развод. Она так поступила и муж больше её не трогал. Как же так получилось? – спросили митрополита. Владыка Илларион ответил, что священник дал неправильный совет, перед злом нельзя смиряться. Т.е. по сути, священник назвал крестом то, что крестом в духовном смысле не является.

Подлинное взятие Креста сопровождается покоем и даже радостью, а ложный крест приносит уныние, отчаяние, ненависть и ропот на Бога.

Есть много пророческих образов Таинства Креста в Ветхом Завете.

«Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре..»

Мой любимый сюжет таков:

«Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его».

(Исх.15:23-25)

Наша жизнь тоже горька как эта вода.

Святой Никодим Святогорец говорит такие слова:

«Каким же образом горечь мира может превратиться в сладость? – Если ты положишь на себя противоядие – крест Господень, иначе говоря, если ты сообразишь следующее: если единый безгрешный Бог принял за мои грехи столь великие страдания на кресте, вкусил уксус и самую горькую желчь; если Он, будучи владыкою всех, испытал столь великие горести и скорби; то великое ли дело, если я, раб, и раб грешный, испытываю скорби и горести не за чужие, а за свои собственные грехи?

Такое соображение, когда оно глубоко напечатлено в твоем воображении, христианин, может превратить в сладость и радость всякую горечь и скорбь, которую ты испытываешь в мире. Вот почему Григорий Богослов говорит: «мы все принимаем ради Слова: страданиями подражаем Его страданию, кровию чтим Его кровь, на крест с готовностию восходим, сладки гвозди, хотя и очень мучительны; страдать со Христом и за Христа лучше, чем вести полную наслаждений жизнь с другими».

Иеромонах Ефрем (Метс)

Неси свой крест! Чужой не примеряя…
Как стать дельфином птицу не учи…
Но если миллион свечей сгорает,
То их спасёт огонь одной свечи…
Вот так и ты, тепла отдай немного,
И ничего не требуя вернуть,
Почувствуешь, как много в сердце Бога…
А хочешь быть счастливым, значит – будь…

(Стихи Ирина Самарина)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Какая вера у армян? Спойлер: не православные и не католики, но христианеКакая вера у армян? Спойлер: не православные и не католики, но христиане

0 Comments
Какая религия у армян

Около 6 млн. последователей в разных странах мира, традиция, идущая от Апостольского времени, причудливо сочетающая христианские обычаи Запада и Востока – такова ныне Армянская Церковь, которая в полной мере не относится ни к католической, ни к православной христианской традиции. Чем отличается религия Армении и России

Вопросы о вере

Почему ты опять пьяный, или Как Церковь может помочь зависимым на самом делеПочему ты опять пьяный, или Как Церковь может помочь зависимым на самом деле

0 Comments
Помощь Православной Церкви при пьянстве

«Алкоголизм (пьянство) – проявление страсти чревоугодия, попытка решения духовных проблем употреблением некоторых продуктов в пищу». В небольших российских городах, увы, пьяниц много. Наркоманы тоже есть. Судьбы таковых людей и их родственников несчастны. Все про алкоголизм: интервью со священником Именно о том, как влияют зависимые на других

Вопросы о вере

Что лучше для россиянина Хэллоуин или «тыквенный спас»?Что лучше для россиянина Хэллоуин или «тыквенный спас»?

0 Comments
Хэллоуин и Тыквенный спас

Страна в активных поисках замены Хэллоуину, в интернетах завирусилось множество открыток на тему «А у нас тыквенный спас!».  Журналист «Правслова» Алина Шадрина спросила у иеромонаха Ефрема (Метса) про иностранный праздник и его альтернативу. Отец Ефрем, как вы относитесь к Хэллоуину? Или же к «тыквенному спасу».

Вопросы о вере

«Вы – наследники великой России». Что значат слова Папы Римского на самом деле«Вы – наследники великой России». Что значат слова Папы Римского на самом деле

0 Comments
Наследники Великой России

Не на пустом месте разразился скандал из-за обращения Папы Римского Франциска к русским католикам. Вот его слова: «Никогда не забывайте о наследии. Вы – наследники великой России: великой России святых, правителей, большой России Петра I, Екатерины II, той империи – великой, просвещенной, большой культуры и

Вопросы о вере

Первый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обрядаПервый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обряда

0 Comments
Первый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обряда

Первый венчался на Русское царство великий князь Иван Васильевич, сын Василия III и литовской княжны Елены Глинской. Венчание состоялось в Успенском соборе Кремля Москвы – главном храме страны. Чин венчания на царство русских царей На территории России первый Чин венчания был совершен в 1547 году,

Вопросы о вере