Есть в этом мире две абсурдные вещи: крест как Таинство ненависти и зла, и боговоплощение как Таинство Любви и Блага. Их абсурдность заключена в том, что рассудком эти две вещи никак не схватываются, логика, касаясь их, превращается в пепел, а сознание упирается в какой-то тупик, оставаясь в изумлении. Но когда эти два абсурда объединяются и переплетаются на Кресте Христовом в одно целое: рай и ад, красота и уродство, добро и зло, сила и бессилие, истина и ложь, жизнь и смерть, то именно в этот момент возникает тертуллиановское «Верую, ибо абсурдно»! Мир никогда не знал ничего абсурдней, чем молитва за распинателей на Кресте: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий».
(Лк.23:34)
Распятие на кресте придумали персы
дабы казнённый максимально мучительно и долго умирал. Никто кроме сил ада такую творческую задачу человеку не мог поставить. Цель ада всегда одна: человек должен проклясть Бога, что и описано в библейской книге Иова. Видимо Господь ждал не только самую чистую деву, через которую можно прийти в наш мир, но и самую страшную и позорную пытку, которую можно взять на Себя.
Уже при жизни Христа у учеников начался бунт против Креста:
«И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф.16:22)
Апостол Пётр искренне желает любимому Учителю добра, ведь что хорошего в страдании, стыде, позоре, смерти и несправедливости? Но в ответ на это утешение, слышится как раскат грома:
«Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». (Мф.16:23)
Апогеем бунта против креста явилось отречение апостола Петра от Христа.
Бунт против креста
Очень ярко бунт против креста описан в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Иван Карамазов в беседе с Алёшей перечисляет все ужасы жизни: несправедливость, зло, жестокость, приводя примеры из жизни, особенно связанные с детьми, дабы контраст добра и зла был ярче. Подводя итог, он восклицает:
«Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, Им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять».
Иван бунтует против того, что Бог сделал с миром после грехопадения. Он бунтует против изгнания человека из Рая, но именно этот бунт приводит его к сумасшествию.
Потому что этот бунт навязан сатаной, который говорил то же самое через апостола Петра. Закостенение в стадии «отрицания» всегда приводит к самоуничтожению, а стадия «принятие» к покою души и обретению новых сил. Любовь без креста образует в человеке «синдром спасителя», который только умножает страдание и безумие.
Есть также другая сторона, когда мы принимаем Крест, но не принимаем Любовь.
Как-то в телепередаче выступал митрополит Илларион (Алфеев). Ему задали такой вопрос: одна женщина пришла к священнику и сказала, что муж у неё алкоголик и постоянно её бьёт. Священник ответил ей, мол, терпи, смиряйся, крест твой. Она попыталась дальше жить с мужем, но было уже невыносимо, и она пошла к психологу.
Психолог сказал ей: скажи мужу, ещё раз меня тронешь, подаю на развод. Она так поступила и муж больше её не трогал. Как же так получилось? – спросили митрополита. Владыка Илларион ответил, что священник дал неправильный совет, перед злом нельзя смиряться. Т.е. по сути, священник назвал крестом то, что крестом в духовном смысле не является.
Подлинное взятие Креста сопровождается покоем и даже радостью, а ложный крест приносит уныние, отчаяние, ненависть и ропот на Бога.
Есть много пророческих образов Таинства Креста в Ветхом Завете.
«Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре..»
Мой любимый сюжет таков:
«Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его».
(Исх.15:23-25)
Наша жизнь тоже горька как эта вода.
Святой Никодим Святогорец говорит такие слова:
«Каким же образом горечь мира может превратиться в сладость? – Если ты положишь на себя противоядие – крест Господень, иначе говоря, если ты сообразишь следующее: если единый безгрешный Бог принял за мои грехи столь великие страдания на кресте, вкусил уксус и самую горькую желчь; если Он, будучи владыкою всех, испытал столь великие горести и скорби; то великое ли дело, если я, раб, и раб грешный, испытываю скорби и горести не за чужие, а за свои собственные грехи?
Такое соображение, когда оно глубоко напечатлено в твоем воображении, христианин, может превратить в сладость и радость всякую горечь и скорбь, которую ты испытываешь в мире. Вот почему Григорий Богослов говорит: «мы все принимаем ради Слова: страданиями подражаем Его страданию, кровию чтим Его кровь, на крест с готовностию восходим, сладки гвозди, хотя и очень мучительны; страдать со Христом и за Христа лучше, чем вести полную наслаждений жизнь с другими».
Иеромонах Ефрем (Метс)
Неси свой крест! Чужой не примеряя…
Как стать дельфином птицу не учи…
Но если миллион свечей сгорает,
То их спасёт огонь одной свечи…
Вот так и ты, тепла отдай немного,
И ничего не требуя вернуть,
Почувствуешь, как много в сердце Бога…
А хочешь быть счастливым, значит – будь…
(Стихи Ирина Самарина)