Преподобная Евфросиния Московская прожила жизнь, полную горя и утрат: потеряла еще совсем молодого мужа, нескольких детей, сердце постоянно болело о живых сыновьях – и так почти до самой кончины. Но святая не отчаялась, не опустила рук, напротив, все свои надежды возложила на Господа, а незадолго до смерти приняла иноческий постриг. Такова издавна чтимая народом покровительница Москвы, прп. Евфросиния, которую современники больше знали как великую княгиню Евдокию.
Кто она+значение имени
Мирское имя преподобной – Евдокия – с греческого языка означает «любовь» или «благоволение». Монашеской, Евфросиния – также греческого происхождения, переводится как «радостная».
Святая – супруга благоверного князя Димитрия Донского, прожившая с мужем 22 года, до его смерти в 1389 г., затем – хранившая чистое вдовство, и, наконец, ставшая монахиней с именем Евфросинии.
Церковь знает несколько дней ее памяти:
- 30 мая;
- 20 июля (преставление в 1407 г.);
- 1 июня – вместе с супругом, Димитрием Донским; дата появилась в календаре только в 2015 г.
- 19 июля – в составе Собора святых Радонежа, ведь княгиня была тесно связана с прп. Сергием: он крестил двух ее старших детей;
- в Соборе Московских святых (это переходящая дата).
О чем молятся сегодня святой Евфросинии княгине Московской
К ней обращаются:
- прося исцеления болезней – таких чудес известно очень много;
- испрашивая молитвенной поддержки семьи, ее благополучия;
- молясь о вразумлении детей, устроения их судьбы;
- во время тяжких бед и несчастий – святая отзывчива на молитвы сирот и вдовиц, сама при жизни в полной мере изведавшая горе потери близких людей.
Житие в фактах
- Основные источники, рассказывающие о святой – сказание о ней из «Книги Степенной царского родословия» (XVI в.) и московские летописи.
- Родители святой – Суздальский князь Димитрий Константинович и его супруга Анна. Она появилась на свет между 1352 и 1357 г., точная дата рождения неизвестна.
- Первое упоминание о Евдокии встречается в 1366 г. Это летописное известие о свадьбе Московского князя Димитрия и дочери князя Суздальского, Евдокии. Династический брак знаменовал прекращение соперничества князей за великокняжеский стол во Владимире, который занял Димитрий.
- Судя по сохранившимся источникам, брак, хотя и заключенный по расчету, был счастливым: у Дмитрия и Евдокии было 12 детей, включая восьмерых сыновей. Но знали супруги и горе потерь: трое из родившихся княжичей безвременно скончались совсем маленькими.
- Княжеская чета была глубоко благочестива: ее окормлял свт. Алексий Московский, детей четы крестили прп. Сергий Радонежский (первых двух сыновей, один из которых, Василий I, наследовал позже престол), прп. Димитрий Прилуцкий.
- Периоды благоденствия у супруги великого князя случались редко: то было тяжелое время борьбы Руси с подчинившими ее монголами, и Литвой, претендовавшей на русские земли.
- Дважды, в 1368 и 1370 г. Москву осаждали литовцы и свои же, русские – войска Тверского князя, недовольного первенством Москвы. В 1380 г. Евдокия проводила мужа на Куликово поле.
- Летописец рассказывает, что в эти дни она много молилась в храме, раздавала милостыню.
- В 1382 г. Евдокии с детьми пришлось бежать из Москвы, на которую шли войска татарского хана Тохтамыша. Еще через год в Орду потребовали старшего сына, 13-летнего Василия – как заложник, он оставался там два года, к большому горю матери.
- Прошло еще несколько лет – и неожиданно смертельно заболел муж, которому было лишь 39 лет. Сказание о его кончине сохранило слова князя, обращенные к жене: «Ты же, драгая моя княгини, буди чадом своим отец и мати». Так началась совсем другая жизнь.
- Умирая, Димитрий позаботился о том, чтобы обеспечить жену: завещал ей земли, «прикупы» (право сбора торговых пошлин) в Москве.
- Но Евдокия жила, как бы не имевшая никаких богатств: ежедневно ходила в церковь, строго постилась.
- Отставленные же ей средства она тратила на строительство храмов и добрые дела: жертвовала деньги храмам и особенно – монастырям, в память о муже.
- Святой приписывают также сооружение церкви Рождества Богородицы в Кремле – она была освящена 1 февраля 1394 г. Посвящение храма было не случайным – ведь именно в праздник Рождества Пречистой русское войско одержало победу в Куликовской битве.
- Какова была внутренняя жизнь вдовы, как она молилась, какие подвиги несла, долгое время оставалось неизвестным.
- Через какое-то время злые люди начали рассказывать о якобы недостойном поведении вдовицы – лишь тогда, чтобы избавить от смущения детей, она показала им вериги, которые все время носила на теле. Было это уже за несколько лет до того, как святая оставила земную жизнь.
- Согласно «Степенной книге царского родословия», за некоторое время до смерти княгиня удостоилась явления самого Архангела Михаила. Случившееся так потрясло святую, что она даже не могла говорить. И лишь когда иконописец написал образ Архангела, речь к ней вернулась.
Когда и как умерла святая княгиня
Весной 1407 г., вероятно, чувствуя приближение кончины, 54-летняя Евдокия окончательно решилась оставить мир и принять монашество – впрочем, она и так много лет жила фактически как инокиня в миру. Именно тогда, по ее велению, в Кремле появился Вознесенский женский монастырь, где она и намеревалась окончить свои дни. Рассказывают, что, когда она шла в обитель из Успенского собора, чтобы принять постриг, из собравшегося народа получили исцеления недугов сразу 30 человек – такой святости к концу жизни сподобилась Евдокия Дмитриевна.
Монахиней Евфросинией она оставалась считанные недели: 20 июля 1407 г. Москва уже прощалась в преподобной.
Где похоронена
Она нашла последнее пристанище в недостроенной еще церкви Вознесения Господня. Впоследствии храм стал усыпальницей женщин и девушек из московского великокняжеского (позже – царского) дома.
Почитание
В «Степенной книге царского родословия» прп. Евфросиния называется «преподобной и благоверной», как обычно говорили о святых. Церковные историки полагают: это говорит о том, что шла подготовка к общецерковному прославлению княгини-инокини. Но лишь в середине XVII в. в Месяцеслове появляется память «святыя благоверные великия княгини Евдокеи князя Дмитреевы Ивановича Донского, а во иноцех Евфросинии».
Однако, первые службы святой были написаны по инициативе свт. Филарета Московского лишь в середине XIX в., тогда как до этого времени ее гробница ничем не выделялась из других погребения княгинь и княжон, и здесь служили панихиды, как по всем усопшим, а не молебны святой.
Лишь в 1872 г. над ее могилой появилась особая сень, и только с 1880 г. сестры Вознесенского монастыря стали читать акафист основательнице обители – каждый воскресный день, по окончании литургии.
Первый же, можно сказать, общегосударственный праздник в честь 500-летия кончины святой состоялся в 1907 г. Шли последние предреволюционные годы.
Мощи
До 1929 г. они находились под спудом в Вознесенском храме. Но с приходом советской власти монастырь был не просто упразднен, но – разрушен. Так гробница святой и ее честные останки – как и останки других погребенных в храме-усыпальнице – оказались в подклете кремлевского Архангельского собора. При перенесении мощей прп Евфросинии Московской в другое место гробница была вскрыта, и в ней, согласно данным властей, был найден «костяк хорошей сохранности».
Вторичное освидетельствование честных останков делали уже ученые – в 2000 г. Именно тогда удалось:
- по черепу сделать реконструкцию облика святой;
- установить, что она была, по современным меркам, небольшого роста, около 155 см, а умерла, когда ей было около 54-55 лет;
- узнать, что княгиня никогда, вероятно, даже в юности, не пользовалась косметикой, в отличие от других знатных жен: на ее костях не было следов ртути, свинца и мышьяка, которые входили в тогдашние косметические средства.
А 28 мая 2008 г. мощи святой были благоговейно перенесены в придел мч. Уара Архангельского собора. Здесь они находятся и сейчас.
Иконы
Первые иконы святой появились очень поздно – в конце XIX в. В Вознесенском монастыре даже было несколько особо чтимых образов преподобной.
Она изображается в монашеских одеждах, с главой покрытой куколем. Правая рука святой чаще всего прижата к сердцу, в левой – четки. Взгляд – сосредоточен и как бы отрешен от мира. Другой тип изображений преподобной – с храмом на левой руке. Такие иконы напоминают об основании ею монастыря, о возведении святой церквей.
Храмы
На сегодняшний день их совсем мало, все – постройки последних лет.
- Две церкви есть в столице. Это храм в районе Котловка, на Нахимовском проспекте (его возведение завершено в 2010-е гг.) и придел собора Всех Святых в Бибиреве.
- В Тульской области действует церковь блгв. Димитрия Донского с приделом, посвященным его святой супруге, она находится к Куркинском районе области и построена около 2017 г. А близ села Колюпаново чуть раньше, около 2000 г., освящена часовня святой на роднике.
Нынешние жители страны немного знают о ней. Трудно произносимое, ныне не очень популярное имя, жизнь в тени знаменитого супруга, о которой известно так мало – может быть, потому и в наши дни немногие молятся преподобной, мало строят ей и храмов. Но остановимся ненадолго перед ее жизнью, подвигом, кончиной – ведь именно благодаря таким, «потаенным», тихим, незаметным рабам Божиим, всю жизнь отдающих Христу, все еще стоит этот мир. И хорошо, что мы имеем возможность знать имена и жизнь хотя бы некоторых из них.
Наталия Сазонова
Отзывы о помощи
«Мне тогда было около двенадцати лет. Жила я в Москве и любила по воскресеньям ходить в храм и утром и вечером, но домашние не разрешали мне ходить на вечерние службы. Тогда я, отстояв раннюю и позднюю обедни, шла в те церкви, которые не закрывались до вечера, а вечером шла на всенощную в свой храм.
Поесть мне было негде, и я ходила целый день голодная. Отец часто сердился на меня за мое хождение по церквям. Если днем я не приходила домой, то он не велел моей мачехе давать мне вечером есть. Та жалела меня и, отпирая мне вечером дверь, шептала: «У тебя под подушкой кусок хлеба и вареная картошка».
Раз в воскресенье, простояв обе обедни и походив по Кремлю, я зашла к раке преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской. В церкви никого не было, кроме одной монахини, прибиравшей храм. Я подошла к раке преподобной, встала на колени и начала молиться: «Матушка Евфросиния, помоги мне, сделай так, чтобы мне есть не хотелось». Поднялась я с колен, приложилась к иконе и обернулась назад.
Посмотрела — и глазам своим не поверила. Передо мной стоит высокая, почтенная и величественная монахиня, а в руках держит такую большую просфору, каких я до тех пор не видела. Обомлела я, рот раскрыла, стою как вкопанная и молчу, устремив взгляд на монахиню.
А она так ласково говорит мне: «Вот тебе, девочка, просфора. Возьми ее и поешь».
Я взяла ее молча, не смея ни слова вымолвить, ни с места сойти, ни глаз своих отвести от монахини. А она повернулась и спокойной походкой, как бы плывя по воздуху, направилась к алтарю и исчезла в дверях. Тут только я опомнилась.
Пошла я затем в церковь, где, я знала, есть святая вода. Там я напилась и съела дарованную мне просфору. Такая она была вкусная, что и рассказать нельзя…»
Из книги «Просите, и дано будет вам. Непридуманные рассказы о помощи святых»
Молитва и тропарь
Тропарь, глас 8:
По земне́м вдовстве́ Небе́сному Жениху́ себе́ уневе́стивши/ и в кня́жестем чеpто́зе подви́жнически пожи́вши,/ по́слежде и чеpто́г, и чад твои́х/ Бо́га pа́ди оста́вила еси́, пpеподо́бная Евфpоси́ние,/ и вше́дши во оби́тель, тобо́ю созда́нную,/ во и́ночестем о́бpазе мно́ги по́двиги показа́ла еси́,/ и свято́е твое́ житие́ по благода́ти Бо́жией блаже́нною кончи́ною увенча́ла еси́./ И ны́не, пpедстоя́щи Хpисту́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 2:
Вся кра́сная ми́ра сего́, я́ко су́етная презре́вши,/ и те́ло твое́ посто́м и бде́нием изнури́вши,/ непреста́нными моли́твами Бо́гу угоди́ла еси́,/ преподо́бная Евфроси́ние,/ и, дар исцеле́ний от Него́ прия́ти сподо́бльшися,/ слепо́му прозре́ние, и мно́гим неду́жным исцеле́ние дарова́ла еси́./ Те́мже ра́достно взывае́м, глаго́люще:// сла́ва Бо́гу, прославля́ющему святы́я Своя́.
Молитва
О преподо́бная княги́не Евфроси́ние, до́брая в жена́х подви́жнице, прехва́льная уго́днице Христо́ва! Приими́ моле́ние о нас, недосто́йных, с ве́рою и любо́вию к тебе́ припа́дающих, и те́плым к Бо́гу хода́тайством испроси́ гра́ду Москве́ и лю́дем от бед и напа́стей сохране́ние, споспеше́ствуй, я́ко чадолюби́вая ма́ти, ча́дом, тобо́ю собра́нным, понести́ и́го Христо́во во благоду́шии и терпе́нии и до́бре подвиза́тися ко исправле́нию жития́ своего́, е́же ко спасе́нию; в ми́ре благоче́стно живу́щим испроси́ у Го́спода в ве́ре тве́рдость, во благоче́стии преспе́яние и всем, с ве́рою прибега́ющим к тебе́ и твоея́ прося́щим по́мощи и заступле́ния, подава́й всегда́ неду́гов исцеле́ние, в ско́рбех утеше́ние и во всем житии́ благопоспеше́ние, наипа́че же умоли́ Го́спода в ми́ре и покая́нии земно́е житие́ преити́ нам, мыта́рств го́рьких и мук ве́чных изба́витися и Ца́рство Небе́сное твои́м хода́тайством получи́ти, иде́же ты со все́ми святы́ми Го́споду предстои́ши, да всегда сла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.
Величание
Ублажа́ем тя,/ преподо́бная ма́ти Евфроси́ние,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́, Бо́га на́шего.