«Он пришел в меру святых отцов», – так сказал один из Афонских подвижников, когда узнал, что умер Силуан Афонский. При земной жизни одни считали его простым неученым «рабочим» монахом, другие, знавшие ближе – сомневались, не в прелести ли он: потому что «что слишком прямо (непосредственно) говорит он с Богом». То, что среди братий жил святой, поняли позже…
Силуан – значение имени
Изначально имя, которое получил в постриге Симеон, как звали преподобного во время его мирской жизни – латинского, да еще языческого происхождения. Ранее оно чаще всего звучало, как «Сильван», от «silva», то есть «лес». Сильваном, или «лесным», римляне именовали бога Фавна, который традиционно был покровителем природы. Многих языческих отроков называли в его честь – причем имя могло звучать как «Силан», «Сильван», «Сила», «Селиван».
Когда же по Римской империи начало распространяться христианство, среди уверовавших было немало носителей языческих имен – притом прославивших себя подвигами проповеди веры, мученичества. Так языческое по происхождению имя получает своего рода освящение. Церкви известны:
- епископ Коринфа Сила, соратник Апостола Павла;
- еще один друг Апостолов, Силуан, епископ Фессалоник;
- мученик Силан, пострадавший в Галлии около 41 или 54 г.
Всего же, согласно Святцам, угодников Божиих с именами Сильван, Сила, Силуан – 16. Среди них есть также русский святой XX в., просиявший на Афонской горе.
День памяти преподобного Силуана Афонского
День памяти Силуана Афонского чтят 24 сентября. В день преставления преподобного в 1938 г. Кроме этого, память старца также чтится:
- вместе с другими Афонскими подвижниками – память их Собора приходится на второй воскресный день после праздника Св. Троицы;
- 7 мая, когда особо празднуется Собор русских святогорцев; святой чтится вместе с прпп. Антонием Печерским, Моисеем Угрином, Паисием Величковским, еще несколькими десятками святых;
- кроме этого, ему также особо молятся во дни общей памяти святых Липецкой (10 сентября) и Тамбовской (28 июля) земли; это связано с жизнью святого до его ухода на Афон.
Кто написал книгу «Старец Силуан»
По сути, это самая полная известная сейчас биография преподобного. Она создана его духовным чадом, схиархимандритом Софронием (Сахаровым), прожившим долгую жизнь: он родился еще до революции (1893 г.), а скончался в 1993 г. Сергей (таково его мирское имя) родился в мещанской семье Москвы. На его жизненном пути было участие в 1 мировой войне, несколько арестов при большевистской власти, затем (1922 г.) эмиграция, когда он несколько лет провел в Европе, работая как живописец (старец имел художественное образование).
С 1924 г. его жизнь круто изменилась – Сергий отправляется на Афон, где принимает постриг в русском Пантелеймоновом монастыре с новым именем. Около 1930 г. Софроний познакомился с о. Силуаном, 8 лет, до кончины старца, был его духовным чадом.
Впоследствии батюшке пришлось покинуть Афон, откуда высылали русских иноков. Он поселился во Франции. Именно здесь в 1948 г. он опубликовал книгу «Старец Силуан».
Последние десятилетия жизни о. Софроний провел в Англии, основал здесь монастырь св. Иоанна Предтечи. Скончался подвижник в 1993 г. 27 ноября 2019 г. он канонизирован Константинопольским Патриархатом, как преподобный.
В Святцах Русской Церкви его имени пока нет – отчасти ввиду того, что из-за известного церковного раскола на Украине общение двух Патриархатов сейчас не поддерживается, отчасти – в связи с неоднозначным отношениям к взглядам старца на монашескую жизнь, которые некоторые богословы признают близкими к католическим и протестантским.
Тем не менее:
- книга «Старец Силуан» с 1990-х гг. не раз переиздана в России;
- ее соответствие православному учению, а также достоверность фактов жизни святого сомнению не подвергаются.
Краткое содержание книги архимандрита Софрония (Сахарова)
Она содержит три части:
- первая описывает биографию старца, его монашеский путь, содержит выдержки из его поучений;
- во второй – только писания преподобного, бережно собранные духовными детьми;
- наконец, третий раздел книги посвящен основам православной аскезы.
Жизнь преподобного Силуана Афонского
На его родине, в селе Шовском, тогда Тамбовской губернии, ныне же – Липецкой области, сейчас есть дом-музей преподобного. Восстановлен, действует разоренный в советские Христорождественский храм, где Семен Антонов был крещен. На родине святого бережно хранят его память.
До монашества
Подвижник родился в 1866 г. Известно, что семья его родителей была бедной, при этом – очень благочестивой. Особенной духовной мудростью отличался отец, Иван Петрович. Сам прп. Силуан после рассказывал о нем:
«Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный. Когда случится в доме беда, он остается покоен. После пожара ему говорили: «Ты, Иван Петрович, погорел», а он отвечает: «Бог даст, поправлюсь». Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: «Смотри, у нас воруют снопы», а он: «Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует – стало быть, у него нужда есть».
При таком, можно сказать, практически монашеском внутреннем устроении родителя, не привязывавшегося ни к чему мирскому, неудивительно, что Семен рано почувствовал желание быть иноком, ощутил к этому зов Божий. Согласно его воспоминаниям, записанным о. Софронием:
- впервые Господь постучался в сердце будущего подвижника, когда тот был еще подростком: услышав рассказ о местночтимом угоднике Божием, Иоанне Сезеновском (он скончался чуть менее, чем за 20 лет до рождения Семена), мальчик загорелся желанием уйти в монастырь; три месяца не отпускало его это настроение – хотя отец категорически велел сначала отслужить в армии;
- второй зов на иноческий подвиг приходится на юность преподобного; уже позабыв первый духовный порыв, он, по его воспоминаниям, совсем погрузился в мирскую суету: много работал, благо, был очень физически силен, любил также погулять, выпить спиртного; однажды после так проведенного вечера Семен задремал; ему приснилась вошедшая внутрь него змея; с ужасом он проснулся, после чего уже наяву услышал необыкновенный голос, мягко укорявший его за беспутную жизнь; впоследствии старец был уверен: то была Богородица, видеть Которую он, по своим грехам, тогда оказался недостоин.
С тех пор юноша принял твердое решение: стать иноком. Он, как благословил родитель, прошел службу, а затем отправился на Святую Гору – чтобы провести там 46 лет, как писал о. Софроний, «монотонной монастырской жизни простого монаха»: постриг с именем Силуана он принял через 4 года по прибытии на Афон, в 1896 г., в 1911 г. – стал схимником. Впрочем, впечатление «монотонности» этого пути, отраженного в документах Святой Горы, разумеется, было лишь внешним.
«Скучает душа моя о Господе»
Иноческий путь подвижника внешне был ничем не примечательным, однако был полон внутренних борений, тяжелых искушений, которые Господь посылает лишь Своим особым избранникам. По смирению получал прп. Силуан также утешения – но все же скорбей было больше, особенно при начале подвижничества.
Преподобный рассказывал, что перед отъездом на Афон отправился к прав. Иоанну Кронштадтскому. Не найдя святого, он письменно попросил его «помолиться, чтобы мир не задержал». Скорее всего, св. Иоанн действительно попросил Господа о молодом подвижнике: уже на другой день Семен ощутил, что вокруг него как бы «гудит адское пламя» его грехов. Месяцы проходили, не облегчая страданий души, уже близкой к отчаянию. Но однажды Силуан во время богослужения увидел Самого Воскресшего Христа, Который благословил его на духовное делание.
Явление это, особо воодушевившее инока, стало, однако, как бы предвестием новых искушений: опытно узнав Господа, о. Силуану предстояло испытать также весь ужас души, потерявшей Его – Благодать отступила от подвижника, промыслительно оставив его наедине с собой. Преподобный писал: «О, помолитесь за меня все Святые, чтобы душа моя научилась смирению Христову; жаждет Его душа моя, но стяжать не могу, и слезно ищу Его, как потерявшееся дитя ищет мать свою».
Духовный поиск, о котором духовным детям было известно из рассказов самого старца, сопровождался как бесовскими нападениями, искушениями, так – утешениями Божиими, когда подвижник изнемогал. Опытно познал он, что к оставленности Богом ведет гордость, боролся с собой годы…
Видимо, душевный покой, святость старец стяжал в последние десятилетия жизни. Именно к этому времени относится, например, свидетельство о. Трофима, хорошо знавшего подвижника. Вот какой разговор с ним записал архим. Софроний. Схимонах Трофим рассказывает:
«Я всегда любил его и радовался, встречаясь с ним, но мне казалось, что слишком прямо (непосредственно) говорит он с Богом, и я, правду сказать, боялся за него… Он хоть очень просто, но как-то так смело и дерзновенно говорил о молитве и о Боге, как об одном Отце, что я, бывало, останавливал его и говорил: «перестань, отец…» Мне казалось, что он потерял страх Божий…
– А когда вы его останавливали, то как он отвечал?
– Он всегда был ровный. Остановлю, и он замолчит.
– А сердился ли он, когда вы его останавливали?
– О, нет! Он был мягкий человек и не помню, чтобы он когда-нибудь рассердился.
– Отец Трофим, вы же знаете, что прельщенные всегда бывают непослушливы и обижаются, если их порицают. Как же вы не обратили на это внимания?
– Так вот Бог скрыл от меня… Уж очень был он прост… Я только теперь понял свою ошибку…
«Теперь» означает, что разговор происходил по кончине о. Силуана. Она была тихой, мирной – в монастырской больнице, где лежал 70-летний старец. Скончался он 24 сентября 1938 г. во время Утрени, на которой были большинство иноков, не присутствовавших при его смерти.
Поучения святого старца
Они записаны немногими духовными чадами «рабочего монаха», каким всегда считали о. Силуана, но больше всего – архим. Софронием. Некоторая часть поучений – найденные по смерти святого личные записи.
О любви
Сердце святого, опытно знавшее Господа, горело любовью о всем мире. Однажды во время разговора с одним из монахов зашла речь об участи грешников по Страшном Суде. Собеседник старца начал рассуждать, что их ждет геенна, о. Силуан же со скорбью спросил – неужели праведнику, находящемуся с Богом, не будет жаль собратий. И добавил:
«Любовь не может этого понести. Надо молиться за всех..»
О смирении
Старец говорил об этом так:
«Господь так любит человека, что дает ему дары Святого Духа, но пока душа научится хранить благодать, то много намучается.В первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо? Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие помыслы? Но Господь меня пожалел, и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу…»
О Христе
Преподобный много говорил, что те, кто исполняет заповеди Божии, становятся Ему подобны – насколько это возможно по силам каждого человека. Старец писал:
«Так возлюбил Господь создание Свое: человек подобен Богу».
Молитва о мире
Старец говорил:
«Господь хочет, чтобы мы любили ближнего; и если ты помышляешь о нем, что любит его Господь, то значит, что любовь Господня с тобою; и если ты думаешь, что много любит Господь создание Свое, и сам жалеешь всю тварь, и любишь врагов своих, себя же считаешь хуже всех, это значит, что с тобою большая благодать Святого Духа.
Кто носит в себе Духа Святого хотя бы и немного, тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся Ему, и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше, чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа…»
О силе молитвы святого читайте подробнее:
«Господи, даруй мир Твой людям Твоим»: молитва Силуана Афонского
Почитание
Преподобный прославлен Константинопольской Церковью с 1987 г., а в календаре Русской Церкви его имя появилось с 1992 г. К настоящему времени храмов святого сравнительно немного – по всему миру всего 16, 10 из которых находятся в России. За пределами страны есть церкви, часовни св. Силуана в Белоруссии, Румынии, Франции, Бельгии.
Мощи
По традиции святогорцев, умерших иноков погребают через несколько часов по кончине, но тело закапывают неглубоко: ведь спустя год мощи извлекают. Иноки полагают: если за год плоть подверглась истлению до костей, подвижник угодил Господу – особенно, если мощи имеют янтарный цвет. А вот нетление тела считается признаком того, что душе брата, находящейся на удалении от Бога, нужны сугубые молитвы. Господь же никогда не посрамляет веры Своих рабов.
Вот и прп. Силуана погребли уже к 4 часам дня его смерти – через год же мощи его оказались в костях, имевших янтарный оттенок. От главы угодника Божия, которая ныне находится при монастыре св. Пантелеймона, начались исцеления – записывать их стали с 1970-х, когда всем стала ясна святость смиренного схимонаха. Кроме того, частицу мощей хранит основанный архим. Софронием монастырь св. Иоанна Предтечи в Англии.
Икона
На образах святой пишется в монашеском одеянии. Силуан Афонский чаще всего изображается молящимся. На иконе преподобный старец держит свиток, имеющий надпись на греческом языке или же по-славянски:
«Молю Тя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли…».
Часто вверху образа изображается благословляющий подвижника Христос, так отвечающий на моление Своего послушника.
В чем помогает святой
В сентябре 2016 г. мощи святого побывали в России, проехали по нескольким городам. Вот как отвечает на этот вопрос афонский иеромонах Кирил (Ольховик): «То, о чем будет просить человек, зависит от его духовного уровня. Если человек в младенческом духовном возрасте, он испросит что-то житейское, и Господь снисходит к этому. Человек более окрепший духовно, будет просить помощи в духовной жизни. А преподобный Силуан услышит просьбы каждого, кто с искренней верой в Бога будет просить его заступничества»
О чем молятся
К преподобному Силуану Афонскому обращаются:
- ищущие исцеления души, особенно же – вступающие на иноческий путь;
- во время телесных болезней – к этим немощам святой, еще при жизни стяжавший плач о всех людях, также снисходит, старается помочь.
Примеры помощи
Первые свидетельства о посмертных чудесах старца записаны в его родной обители, монахами, хорошо его знавшими. Иеромонах Давид (Чубарь), лично знавший о. Силуана при жизни, однажды отравился ухой, так, что уже был близок к кончине. Вдруг он, уже теряющий сознание, заметил в келье старца, который со словами «Ты что, болеешь?» коснулся его рукой. После этого о. Давид пришел в себя – но святого уже не было рядом. При этом, по его словам, дверь «как была, так и осталась запертой изнутри на крючок».
А вот свидетельство о духовной помощи старца от епископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина):
«Это был, пожалуй, единственный человек из всех, кого я знал, который никогда не осуждал ближнего своего. У него, несомненно, была весьма богатая внутренняя жизнь. Он обладал даром непрестанной умной молитвы. Крестьянин по происхождению, без всякого светского образования, он стяжал исключительную духовную мудрость. Все, кто имел возможность общаться с ним, скоро убеждались в этом. Он был одним из тех духовных отцов, которые способны сказать каждому именно то, в чем он нуждается. После его кончины остались его записи, в которых мы находим его духовные размышления и опыт. Язык его писаний иногда, быть может, неискусен, но, несмотря на это, они производят глубочайшее впечатление своею подлинностью и совершенно особым характером. Нередко они достигают высоты древних мистических творений святых отцов. От личного общения с ним многие испытали на себе его сильное и благотворноевлияние, изменившее коренным образом всю их дальнейшую жизнь…»
А вот свидетельство святого о святом: епископ Сербский Николай (Велимирович), ныне также прославленный угодник Божий, не раз бывал на Афоне, знал старца. Вот что он рассказывал:
«Я чувствовал, что он молится за меня. Всякий раз, когда бывал я на Святой горе, спешил повидаться с ним. В монастыре он нес трудное послушание. Он заведовал складом, и в его ведении находились ящики, сундуки, мешки и все то, чем был наполнен магазин. Говорили мы с ним о том, что русские монахи очень возмущаются против тирании, которую учинили большевики над Церковью Божией в России. И вот что он сказал: «И я сам вначале возмущался этим, но после долгой молитвы пришли ко мне такие мысли: Господь всех безмерно любит. В Его ведении все времена и причины всего. Ради какого-то будущего блага Он допустил это страдание русского народа. Я не могу этого понять и не могу остановить. Мне остается только любовь и молитва. Так я буду говорить и с возмущенной братией. Вы можете помочь России только любовью и молитвой. А возмущение и злоба на безбожников не поправят дела».
Нет сомнений, что личность угодника Божия, его духовные советы привели к святой жизни также еп. Николая.
Читайте также:
Молитва Николая Сербского о мире и за врагов
Слова священного Писания актуальны для наших дней. Чтения дня с комментариями современных священников Русской Православной Церкви. Телеграмм-канал для тех, кто желает читать Священное Писание каждый день осмысленно. Присоединяйтесь.
Высказывания (цитаты)
«Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге».
«Если человек в брате своем видит присутствие Духа Святого, то это значит, что и сам он имеет большую благодать. А если кто ненавидит брата своего, то это значит, что сам он одержим злым духом».
«Как счастливы мы, христиане: КАКОГО Бога мы имеем!Жалко тех людей, которые не знают Бога… О братья, прошу вас и умоляю от лица Божия милосердия, веруйте в Евангелие и во свидетельство Святой Церкви, и вы еще на земле вкусите райское блаженство. Ведь Царство Божие – внутри нас, любовь Божия дает душе рай. Многие князья и владыки, познав любовь Божию, оставили свои престолы. И это понятно, потому что любовь Божия горяча: она до слез услаждает душу благодатью Святого Духа, и ничто земное не может сравниться с ней».
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнает Его, то удивляется без конца и говорит: Ах, какой у нас Господь!… Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов ее. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы… Господь Сам есть одна Любовь».
«Надо чаще обращаться к Богу с теми просьбами, какие мы хотели бы высказать ближним. Хотим, например, чтобы муж стал лучше, переменился, покаялся? Выскажем это Богу а супруга будем продолжать любить».
За считанные дни до кончины старец говорил о себе:
«Я еще не смирился».
До самого конца он, по слову к нему Господа, «держал ум во аде и не отчаивался», человеческой же славы не желал. Не стремится к ней и ныне – потому не так много храмов, посвященных подвижнику, немногие молятся ему постоянно. Но сам он – всегда просит о каждом, кто обращается к нему, да и о тех, кто не обращается – тоже. Таков ныне подвиг святого, молящегося о всем мире у престола Божия.
Наталья Сазонова
Читайте также:
Как молиться о мире на Украине, чтобы не было войны
Тропарь, кондак, величание святому Силуану Афонскому
Тропарь, глас 4: Хpиста́ Учи́теля/ в пути́ смиpе́нне помоли́вся пpия́л еси́/ свиде́тельствующу Ду́ху в се́pдце твое́м спасе́ние./ Сего́ pа́ди веселя́тся ны́не лю́дие вси/ о па́мяти твое́й на упова́ние зва́нии,/ пpеподо́бне о́тче Силуа́не,// моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 2:
Серафи́мския любве́ ко Го́споду пла́менный ревни́телю, / и Иереми́и, о наро́де пла́чущему, / усе́рдный подража́телю, / всеблаже́нне о́тче Силуа́не, / ты зо́ву Ма́тере Го́спода сил вне́мляй, / зми́я грехо́внаго мужему́дренно изрыгну́л еси́, / и в го́ру Афо́нскую от суеты́ ми́ра удали́лся еси́, / иде́же в труде́х и моли́твах со слеза́ми / благода́ть Свята́го Ду́ха оби́льно стяжа́в, / е́юже сердца́ на́ша воспламени́ / и с тобо́ю уми́льно взыва́ти укрепи́: / Го́споди мой, Жи́зне моя́ и Ра́досте Свята́я, // спаси́ мир и нас от вся́ких лю́тых.
Ин тропарь, глас 3:
В вертогра́де духо́внем Святы́я горы́ Афо́нския в уде́ле Пречи́стыя Де́вы Богоро́дицы, в труде́х, бде́ниих и моли́твах стяжа́л еси́ благода́ть Го́спода Бо́га, Его́же моли́, Силуа́не преподо́бне, спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 2:
Смиренному́дрия испове́дниче преди́вный, / и человеколю́бия Ду́хом Святы́м согрева́емая добро́то, / Бо́гу возлю́бленне Силуа́не, / о по́двизе твое́м Це́рковь Росси́йская ра́дуется, / и́ноцы же Горы́ Афо́нския и вси христиа́нстии лю́дие, / веселя́щеся, сыно́внею любо́вию к Бо́гу устремля́ются. / Его́же моли́ о нас, равноа́нгельне богове́дче, // во е́же спасти́ся нам, в горе́нии любве́ тебе́ подража́ющим.
Ин кондак, глас 3: Страстьми́ обурева́емую ду́шу мою́ всеблаже́нне Силуа́не, приле́жно очи́сти моли́твами твои́ми, да зову́ ти с весе́лием, я́ко сла́ву стяжа́вшему у Бо́га, сла́ва просла́вльшему тя Христу́, сла́ва удиви́вшему тя, сла́ва ти кро́тко я́вльшемуся, и ра́дости безконе́чныя испо́лнившему.
Молитва старцу Силуану Афонскому
Молитва первая
О преди́вный уго́дниче Бо́жий о́тче Силуа́не! По благода́ти, тебе́ от Бо́га да́нной, сле́зно моли́тися о всей вселе́нней, ме́ртвых, живы́х и гряду́щих, не премолчи́ за нас ко Го́споду, к тебе́ усе́рдно припа́дающих и твоего́ предста́тельства уми́льно прося́щих. Подви́гни, о всеблаже́нне, на моли́тву Усе́рдную Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, Преблагослове́нную Богоро́дицу и Присноде́ву Мари́ю, чу́дно призва́вшую тя бы́ти ве́рным де́лателем в Ея́ земно́м вертогра́де, иде́же избра́нницы Бо́жии о гресе́х на́ших ми́лостива и долготерпели́ва бы́ти Бо́га умоля́ют, во е́же не помяну́ти непра́вд и беззако́ний на́ших, но по неизрече́нной бла́гости Го́спода на́шего Иису́са Христа́ уще́дрити и спасти́ нас по вели́цей Его́ ми́лости.
Ей, уго́дниче Бо́жий, с Преблагослове́нною Влады́чицею ми́ра — Святе́йшею Игу́мениею Афо́на и святы́ми подви́жниками Ея́ земна́го жре́бия испроси́ у святы́х Святе́йшаго Сло́ва Святе́й Горе́ Афо́нстей и боголюби́вым пустынножи́телем ея́ от всех бед и наве́тов вра́жиих в ми́ре сохрани́тися. Да А́нгелы святы́ми от зол избавля́еми и Ду́хом Святы́м в ве́ре и братолю́бии укрепля́емы, до сконча́ния ве́ка о Еди́ней, Святе́й, Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви моли́твы творя́т и всем спаси́тельный путь указу́ют, да Це́рковь земна́я и Небе́сная непреста́нно славосло́вит Творца́ и Отца́ Све́тов, просвеща́ющи и освяща́ющи мир в ве́чней пра́вде и бла́гости Бо́жией. Наро́дам земли́ всей испроси́ благоде́нственное и ми́рное житие́, дух смиренному́дрия и братолю́бия, добронра́вия и спасе́ния, дух стра́ха Бо́жия.
Да не зло́ба и беззако́ние ожесточа́ют сердца́ людски́я, могу́щия истреби́ть любо́вь Бо́жию в челове́цех и низве́ргнуть их в богопроти́вныя вражду́ и братоуби́йства, но в си́ле Боже́ственныя любве́ и пра́вды, я́коже на Небеси́ и на земли́ да святи́тся и́мя Бо́жие, да бу́дет во́ля Его́ свята́я в челове́цех, и да воцаря́тся мир и Ца́рствие Бо́жие на земли́. Та́кожде и земно́му Оте́честву твоему́ — земли́ Росси́йстей испроси́, уго́дниче Бо́жий, вожделе́нный мир и небе́сное благослове́ние, во е́же, всемо́щным омофо́ром Ма́тере Бо́жия покрыва́емому, изба́витися ему́ от гла́да, губи́тельства, тру́са, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни и от всех враг ви́димых и неви́димых, и та́ко святе́йшим до́мом Преблагослове́нныя Богоро́дицы до сконча́ния ве́ка ему́ пребы́ти Креста́ Животворя́щаго си́лою и в любви́ Бо́жией; неоскудева́ему утверди́тися.
Нам же всем, во тьму грехо́в погружа́емым и покая́ния тепла́, ниже́ стра́ха Бо́жия не иму́щим и си́це безме́рно лю́бящаго нас Го́спода непреста́нно оскорбля́ющим, испроси́, о всеблаже́нне, у Всеще́драго Бо́га на́шего, да Свое́ю всеси́льною благода́тию боже́ственне посети́т и оживотвори́т ду́ши на́ша, и вся́ку зло́бу и го́рдость жите́йскую, уны́ние и нераде́ние в сердца́х на́ших да упраздни́т. Еще́ мо́лимся, о е́же и на́м, благода́тию Всесвята́го Ду́ха укрепля́емым и любо́вию Бо́жиею согрева́емым, в человеколю́бии и братолю́бии, смиренному́дрии и моли́твенном сраспина́нии друг за дру́га и за всех, в пра́вде Бо́жией утверди́тися и в благода́тней любви́ Бо́жией благонра́вно укрепи́тися, и сынолю́бие Тому́ прибли́житися. Да та́ко, творя́ще Его́ всесвяту́ю во́лю, во вся́ком благоче́стии н чистоте́ вре́меннаго жития́ путь непосты́дно пре́йдем и со все́ми святы́ми Небе́снаго Ца́рствия и Его́ А́гнчаго бра́ка сподо́бимся. Ему́ же от всех земны́х и Небе́сных да бу́дет сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, Пресвяты́м и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О преди́вный уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче Силуа́не, святы́я горы́ Афо́нския но́вый свети́льниче, Пресвято́ю Богоро́дицею возлю́бленный и бы́ти ве́рным де́лателем в Ея́ земне́м вертогра́де призва́нный, со умиле́нием ны́не преклоня́ем коле́на серде́ц на́ших и взыва́ем ти: принеси́ моли́тву на́шу к Всеми́лостивому Бо́гу и испроси́ вся, я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниих и боле́знех терпе́ние, во благоче́стии преспе́яние, в моли́твах усе́рдие; приими́ смире́нное моле́ние на́ше, согре́й нас дыха́нием любве́ твоея́, озари́ нас све́том дарова́нныя тебе́ благода́ти и бу́ди о нас хода́тай ко Го́споду, проле́й к Нему́ моли́тву твою́, да ути́шит бу́рю страсте́й на́ших и хла́дная сердца́ на́ша огне́м Боже́ственныя любве́ своея́ да согре́ет и та́ко сподо́бит нас те́плое покая́ние со слеза́ми Ему́ приноси́ти, труды́ же и ско́рби жития́ сего́ терпели́во, безро́потно и со благодаре́нием понести́, и в час исхо́да на́шего от земна́го жития́, бе́здну грехо́в на́ших в мо́ри милосе́рдия Своего́ да погрузи́т и нас поми́лует ра́ди Своея́ неизрече́нныя любве́ к ро́ду челове́ческому и да сподо́бит в Ца́рствии Небе́снем наслажда́тися Его́ Боже́ственною любо́вию ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми, во ве́ки веко́в . Ами́нь.
Молитва, чтомая в Свято-Пантелеимонове монастыре Святыя Горы Афонския
О преди́вный уго́дниче Бо́жий, о́тче Силуа́не, преподо́бных оте́ц Афо́нских похвало́ и украше́ние! Услы́ши нас, гре́шных, моля́щихся тебе́, покры́й и заступи́ всех подвиза́ющихся во оби́тели свята́го великому́ченика Пантелеи́мона от вся́ких бед и печа́лей, помози́ уста́вы преподо́бных оте́ц Афо́нских непоколеби́мы сохрани́ти, изба́ви нас от паде́ний грехо́вных, да́руй нам дух сокруше́ния и смире́ния, наста́ви на исполне́ние обе́тов и́ноческих и всех за́поведей Бо́жиих; научи́ нас ше́ствовати ко спасе́нию путе́м смире́ннаго пла́ча, покая́ния и послуша́ния, пребу́ди неотсту́пно с на́ми, наставля́я нас на и́стину Христо́ву; стено́ю моли́тв твои́х огради́ оби́тель сию́, вся живу́щыя и подвиза́ющыяся в ней и вся на поклоне́ние в ню приходя́щыя: во бра́тии мир и любо́вь соблюди́, осени́ покро́вом твои́м строи́телей, благотвори́телей и благоукраси́телей ея́; умоли́ Небе́сную Игу́мению Афо́на Преблагослове́нную Влады́чицу Богоро́дицу, да сподо́бимся сконча́ти житие́ на́ше в стена́х оби́тели, в ней же ты подвиза́лся еси́, и в Небе́сныя оби́тели пресели́мся, иде́же восхва́лим с тобо́ю и все́ми преподо́бными, на Святе́й Горе́ в по́двизех просия́вшими, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.