Праздник того, кого Церковь издавна почитает как «Чиноначальника Вышних Сил» отмечается в обе эти даты. 19 сентября – воспоминание об одном из самых поразительных чудес, вторая дата, 21 ноября – установлена решением Собора как память не только Архангела Михаила, но и всех Ангельских Сил. Именно она исторически получила народное именование — «Михайлов день». Католики чествуют Архистратига 29 сентября.
Когда празднуют Михайлов день
Наиболее важным праздником считается Собор Архангела Михаила и Небесных Сил Бесплотных: это 21 ноября, когда люди чтят не только Архистратига Небесного Воинства, но весь Ангельский мир (тотчас перейти к дате). Однако, церковный календарь знает еще одно празднование, посвященное собственно Архангелу.
Осенью празднуют целых три Родительские субботы : Покровскую, Дмитриевскую и Михайловскую — откуда взялись +актуальные даты
Какой отмечают праздник 19 сентября
Это воспоминание чуда, которое совершилось недалеко от города Иераполя в IVв. Оно сопровождалось видимым явлением Архангела Михаила, а совершенное им было столь поразительно, что Церковь установила особое празднование этой даты.
Михайлово чудо в Хонех
Местом события был источник, который издавна славился чудотворениями. Первое чудо, как говорит церковное предание, произошло с немой дочерью состоятельного язычника. Отцу девочки было явление Архангела, который повелевал найти источник, вода которого вернет больной речь. Когда это случилось, оба, отец и дочь, уверовали во Христа, приняли Крещение.
А близ источника появился храм арх. Михаила. Здесь совершалось множество чудес исцеления тела и души, но самым поразительным стало чудо по молитвам пономаря Архиппа.
Этот старец пришел на источник еще мальчиком, да так и остался при здешней церкви. Священного сана у Архиппа не было, но святость его жизни многих заставляла задуматься и о себе.
Многие столетия спустя митр. Антоний Сурожский скажет: «Никто не может уверовать в Бога, если не увидит свет вечной жизни в глазах другого человека».
Этот свет сиял через Архиппа – но не всем был приятен. Язычники Иераполя злобились на святого, хотели уничтожить храм, убить его. Архипп же лишь смирялся и молился. Однажды, особенно озлобившись, кощунники решили смыть ненавистную церковь водным потоком: перегородили плотиной реку Ликос, а затем – пустили воду, предполагая, что страшный поток горной реки сметет здание, уничтожит также источник.
Архиппу, вероятно, многие предлагали покинуть церковь – но он решил остаться, чтобы или умереть за Христа, или вымолить, да отвратит Господь бедствие.
Дальнейшее произошло именно по его усердному прошению:
- когда вода уже устремилась на церковь, множество людей вдруг увидели высокого мужа-воина, с гневом смотревшего на собравшихся на «зрелище» язычников;
- своим жезлом он ударил по большому камню близ храма, так, что там образовалась трещина; все услышали громогласный голос, повелевавший водному потоку войти в расселину, не причинив вреда зданию церкви и людям;
- а потом случилось невозможное по законам природы: река послушалась гласа Небесного Воеводы.
Именно с этого времени место стали именовать «хонасом», то есть, по-гречески, «трещина», как память об Ангельском явлении. Позже это именование получили:
- близлежащая гора;
- город Колоссы, находившийся поблизости, христиане которого (община известна со времен Апостола Павла) особо чтили это место.
Сейчас, когда эти земли принадлежат Турции, рядом с давно разоренным храмом – деревня Хоназ, название которой также имеет греческие корни и напоминает о чуде.
Видео
Место, на котором произошло это чудо, сохранилось до сих пор. Подробно можно посмотреть в этом видео.
Чудов Монастырь в Москве
Чудо «в Хонех» стало особенно близким сердцам жителей Руси с тех пор, как именно 19 сентября 1357 года по молитве свт. Алексия Московского исцелилась жена монгольского хана, Тайдула.
Памятью о «чуде в день чуда» стал монастырь в Московском Кремле. Чудовская обитель стала местом Крещения детей правящей династии, а на ее территории был некрополь многих российских аристократических семей. Недаром, как говорят современные историки, большевики, обстреливавшие Кремль в 1917 г., старались прицельно попасть именно по обители, тесно связанной с царским домом. Находился в восточной части Кремля на Ивановской площади – теперь на его месте мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание рядом с Сенатом.
А позже она, как и другие храмы, монастыри Кремля была просто стерта с лица земли, так что сейчас нет и следа бывшего Чудова, а значение праздника для России современному человеку приходится объяснять.
Видео
Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли Великой лаврой. При патриархе Филарете здесь открылось греко-латинское училище. В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей и великих князей, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.
В монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены:
- митрополиты Московские Алексий, Феодосий и Афанасий;
- последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон;
и представители многих княжеских и боярских фамилий:
- боярин Морозов;
- князья Трубецкие;
- Оболенские;
- Хованские;
- Щербатовы ;
- Куракины
Что празднуют православные 21 ноября
По Церковному календарю 21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Хотя празднование кратко и именуется «Михайловым днем», это – день, когда поминаются вообще все Ангельские чины, Михаил же особенно выделяется как начальствующий среди Архангелов, которых церковное предание называет учителями людей, теми, кто возвещает им волю Божию и начальствует над Ангелами – наиболее близкими роду людскому, ведущими каждого крещенного христианина по пути спасения, избавляющими от бедствий и духовных падений.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил
Именование праздника означает, что:
- верующие собираются во храме для совместной молитвы – отсюда название «Собор»;
- чтится не только арх. Михаил, как 19 сентября, но вообще все Ангелы.
«Небесные силы»
Об Ангельском мире мы узнаем из сочинения «О небесной иерархии», известного с V в. Создание которого приписывается духовному сыну Апостола Павла, свт. Дионисию Ареопагиту (возможно, это действительно список какого-то из сочинений святого I в., либо оно доносит древнее церковное предание).
Согласно ему, всего «чинов» Ангельских насчитывается 9:
- самые близкие к Богу – Серафимы, Херувимы и Престолы; они созерцают сияние Божества, сами пронизаны им;
- «средних» чинов тоже 3 – это Ангелы, именуемые Господствами (наставники земных правителей, помощники людей, борющихся со страстями), Силами (Силы передают Божию благодать праведникам, творят чудеса) и Властями (повелители земных стихий, обладающие также властью запрещать силам бесовским вредить людям);
- наконец, три чина иерархии более всего близки человеку: это Начала, Ангелы, приданные оберегать страны, народы, управлять природой; Архангелы и Ангелы, непосредственно возвещающие человечеству Божии повеления.
Первым среди Архангелов является Михаил, чье участие в жизни человечества засвидетельствовано сотни раз на протяжении истории. Именно поэтому день называется народом «Михайловым». Его также именуют греческим словом «Архистратиг», что означает военачальника.
Такое название значит, что:
- Михаил, как это открыто людям, как не раз говорит Библия (например, книга прор. Даниила) – предводитель Ангельского воинства, а также людей, поборающих за правду Божию;
- основное действие Архангела в мире людей – защита верующих, наказание кощунников, борьба с силами бесовскими, словом, духовная война – потом он и на иконах часто изображается в доспехах, с мечом.
Битва: Архангел Михаил против Денницы
Слово «денница» означает рассвет, утреннюю зарю. «Денницей, сыном зари», который был низвержен с неба за нечестие, одного из высших Ангелов именует прор. Исайя: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис.14:12)». С тех пор это именование применяется к сатане, отпавшему от Бога Ангелу, утратившему благодать, а значит – добро, ставшему чистым злом.
О битве Михаила, предводителя Ангелов, и их войска с сатаной говорит ап. Иоанн Богослов:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе»
(Откр.12:7-8)
Свт. Андрей Кесарийский, один из самых вдумчивых толкователей «Откровения», говорит, что эти слова «можно отнести и к первому диавольскому за гордость и зависть низвержению из Ангельского чина, а также и поражению его Владычным крестом, когда, говорит Господь, князь миpa сего был осужден и изгнан из прежнего владычества (Ин. 12:31)».
Таким образом, Иоанн говорит одновременно о прошлом – низвержении сатаны с неба еще до создания человека – и о будущем, когда после последней битвы со злом настанет Страшный Суд. Слова Апостола также говорят о прямом участии здесь арх. Михаила – именно поэтому у христиан к нему особое отношение.
- Читайте подробнее:
- Самый известный из Михаилов — Архангел, покровитель полководцев и воинов
История праздника, установленного 21 ноября
Известно, что установление общецерковного почитания Ангелов, его сути и порядка, начинается, вероятно, с Собора, который происходил около 363 г. от Рождества Христова в Лаодикии. Тогда многие христиане, еще недавно пребывавшие в язычестве, принесли с собой в Церковь неверные представления о духовном мире: многие считали, что Ангелы создали землю и человека, приравнивая их к Богу, другие же, как бы из смирения, считали, что грешники недостойны молиться Христу, а должны призывать только Ангелов. Такие христиане даже уклонялись от богослужений, таинств.
Проблема существовала, судя по всему, еще во времена Апостолов.
Так, в послании Колоссянам Апостол Павел писал: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом»
(Кол.2:18).
Отцы Лаодикийского Собора в его 35 Правиле приравнивают такое поклонение Ангелам к языческому поклонению ложным богам:
«Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и аггелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».
Однако, в дошедших до нас соборных «Правилах» нет точно установленной даты празднования Собору Небесных Сил и Арх. Михаилу. Русский церковный историк XIX в. В.В.Болотов установил, что:
- празднование Собора 21 ноября начинается в Константинополе не ранее начала VI в.;
- сама дата, возможно, первоначально установлена Александрийской Патриархией, чьей канонической территорией был Египет – родина очень развитых языческих культов; по мнению историка целью священноначалия Александрийской Церкви было «воцерковить» различные языческие обычаи, связанные земледельческими работами, которые египтяне начинали как раз 8 ноября, при этом совершая разные ритуалы, посвященные языческому богу Усири (Осирису);
- Церковь первоначально противопоставила этому праздник Крещения Господня, который установили 21 ноября, с последующим 40-дневным постом, по подобию того, как Христос постился в пустыне; когда же общецерковное празднование Крещения было перенесено на 19 января, 21 ноября стало празднованием Ангелам, помогающим людям вершить земные дела.
Позже, к VI-VII вв. дата была принята другими Восточными Церквями – тем более, что в странах, принимавших христианство, тоже часто приходилось заниматься «воцерковлением» языческих земледельческих обычаев – как это было, например, на славянских землях.
Народные приметы, традиции и обычаи
У славян 21 ноября – конечно, не начало, как в Египте, а окончание всех полевых работ. Есть в России и местности, где к этому времени уже устойчивый снежный покров. Среди благочестивых обычаев русских крестьян можно назвать:
- традицию приглашать гостей, ведь окончена трудная пора уборки урожая, можно и отдохнуть, возблагодарив да прошедшее лето Бога и Его Ангелов;
- кроме того, стол Михайлова дня (если только он не приходился на среду или пятницу – постные дни) старались разнообразить, поставить вкусные яства – ведь оставалась буквально неделя до начала Рождественского поста.
Вместе с тем, вплоть до начала XX в. сохранялись разные суеверия, имеющие источником язычество. Среди них:
- запрет на работу, чтобы не прогневать Архангела; такой обычай был у белорусов, которые вообще считали Михаила «злым», могущим наслать на людей стихийные бедствия, например, шквалистый ветер;
- «ублажение» дворового (младшего брата домового), дабы он не покинул двор – ему оставляли даже «ужин», в сенях, либо в хлеву, прося присмотреть за скотиной.
Так почитание Архангела удивительным образом совмещалось с поклонением бесовским силам – тем самым, с которыми ведет войну за души людские воинство Небесное.
Что нельзя делать в этот день, а что можно
В последние же десятилетия начали «возрождаться» уже обычаи, которых не знали наши предки, скорее – восходящие к еретикам первых веков Церкви, которые использовали имена Архангелов и Ангелов при разного рода магических ритуалах, гаданиях.
Подобные «техники» сейчас можно легко найти в сети: от явно рассчитанных на легковерных людей «советов Архангела Михаила», которые можно получить щёлкнув курсором на его изображение, до гаданий с использованием карт Таро.
Все подобные практики противоречат христианству, делают человека подверженным анафеме, как пишут отцы Лаодикийского Собора. Кроме того, общеизвестно, что Архангел Михаил – обличитель нечестия, наказывающий вероотступников, чему немало примеров из истории. И, не имея страха Божия, кощуннику стоит хотя бы убояться страхом человеческим.
В этот день можно:
- поздравить христиан тезоименитых арх. Михаилу; чаще всего это мужчины, но есть и жены, носящие это имя – как правило, оно дается в иноческом пострижении;
- по возможности, посетить богослужение накануне и на сам день праздника; если такой возможности нет – хотя бы прочитать акафист арх. Михаилу и Небесным Силам дома;
- собрать гостей за праздничный стол;
- от сердца поблагодарить всех Ангелов за заступничество, покровительство – не только арх. Михаила, но и своего Хранителя, неустанно защищающегося от бед, молящегося о спасении.
О чем молятся Михаилу Архангелу
Словами молитв, акафистов и канонов к Архистратигу Божиему Михаилу обращаются, прося:
- о заступничестве при нападении врагов; особенно милостив Архистратиг к православным воинам, будучи сам также воином;
- об укреплении веры;
- об исцелении болезней.
День Сил Небесных – не только память их предводителя, воителя, победителя сил зла, но – всех Ангелов. Этот день любят монахи, ибо «свет монахам – Ангелы». Но и мирянин именно сейчас ощущает, как близко небо, наши заступники, день и ночь молящиеся о спасении.
Наталья Сазонова
Молитва
Текст молитвы Архистратигу Божиему Михаилу
О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, светлообра́зный и гро́зный Небе́снаго Царя́ воево́до! Пре́жде Стра́шнаго Суда́ осла́би ми пока́ятися от грехо́в мои́х, от се́ти ловя́щих изба́ви ду́шу мою́ и приведи́ ю́ к сотво́ршему ю́ Бо́гу, седя́щему на Херуви́мех, и моли́ся о ней приле́жно, да твои́м хода́тайством по́слет ю́ в ме́сто поко́йное. О гро́зный Воево́до Небе́сных Сил, предста́телю всех у Престо́ла Влады́ки Христа́, храни́телю тве́рдый всем челове́ком и му́дрый ору́жниче, кре́пкий Воево́до Небе́снаго Царя́! Поми́луй мя, гре́шнаго, тре́бующаго твоего́ заступле́ния, сохрани́ мя от всех ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би мя непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри мене́, гре́шнаго, моля́щагося тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м, в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би мя та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.