Праздник того, кого Церковь издавна почитает как «Чиноначальника Вышних Сил» отмечается в обе эти даты. 19 сентября – воспоминание об одном из самых поразительных чудес, вторая дата, 21 ноября – установлена решением Собора как память не только Архангела Михаила, но и всех Ангельских Сил. Именно она исторически получила народное именование — «Михайлов день». Католики чествуют Архистратига 29 сентября.
Когда празднуют Михайлов день
Наиболее важным праздником считается Собор Архангела Михаила и Небесных Сил Бесплотных: это 21 ноября, когда люди чтят не только Архистратига Небесного Воинства, но весь Ангельский мир (тотчас перейти к дате). Однако, церковный календарь знает еще одно празднование, посвященное собственно Архангелу.

Иконография: Собор Архангела Михаила. XVI в. Материал: Дерево, темпера. Размеры: 67,7*54,4 см. Многофигурная композиция, посвященная единогласному прославлению ангелами Бога. Композиционный центр иконы составляет изображение двух ангелов держащих на руках над престолом фронтальное поясное изображение Спаса Эммануила в круглой славе. Кроме ангелов на иконе изображены ангельские чины: серафим и херувим.
Осенью празднуют целых три Родительские субботы : Покровскую, Дмитриевскую и Михайловскую — откуда взялись +актуальные даты
Какой отмечают праздник 19 сентября
Это воспоминание чуда, которое совершилось недалеко от города Иераполя в IVв. Оно сопровождалось видимым явлением Архангела Михаила, а совершенное им было столь поразительно, что Церковь установила особое празднование этой даты.

19 сентября — День Архангела Михаила: Чудо в Хонех в IV в

На Яндекс.Маркете до 30 ноября можно купить православную литературу со скидкой 500 рублей при покупке на сумму от 2000 руб. Вставьте промокод KNIGAS-AF при оформлении заказа, перейдите, пожалуйста, по ссылке Мой первый заказ на Яндекс Маркете
Михайлово чудо в Хонех
Местом события был источник, который издавна славился чудотворениями. Первое чудо, как говорит церковное предание, произошло с немой дочерью состоятельного язычника. Отцу девочки было явление Архангела, который повелевал найти источник, вода которого вернет больной речь. Когда это случилось, оба, отец и дочь, уверовали во Христа, приняли Крещение.

Гора Хоназ — Национальный горный парк в Турции сегодня славится целебными источниками, ручьями и водопадами — тут же находятся руины древнего города Хоны (Колоссы). Фото с сайта «Малиновые каникулы»
А близ источника появился храм арх. Михаила. Здесь совершалось множество чудес исцеления тела и души, но самым поразительным стало чудо по молитвам пономаря Архиппа.

В 5 км от Иераполиса и сегодня находится целебный источник Карахайыт — красная вода, центр термального туризма на протяжении уже 5000 лет. Содержащийся в воде оксид металла окрашивает воды всеми цветами радуги. Фото с сайта «Малиновые каникулы»
Этот старец пришел на источник еще мальчиком, да так и остался при здешней церкви. Священного сана у Архиппа не было, но святость его жизни многих заставляла задуматься и о себе.
Многие столетия спустя митр. Антоний Сурожский скажет: «Никто не может уверовать в Бога, если не увидит свет вечной жизни в глазах другого человека».
Этот свет сиял через Архиппа – но не всем был приятен. Язычники Иераполя злобились на святого, хотели уничтожить храм, убить его. Архипп же лишь смирялся и молился. Однажды, особенно озлобившись, кощунники решили смыть ненавистную церковь водным потоком: перегородили плотиной реку Ликос, а затем – пустили воду, предполагая, что страшный поток горной реки сметет здание, уничтожит также источник.
Архиппу, вероятно, многие предлагали покинуть церковь – но он решил остаться, чтобы или умереть за Христа, или вымолить, да отвратит Господь бедствие.

Чудо Архангела Михаила в Хонех. Палех. Икона начала 19 века
Дальнейшее произошло именно по его усердному прошению:
- когда вода уже устремилась на церковь, множество людей вдруг увидели высокого мужа-воина, с гневом смотревшего на собравшихся на «зрелище» язычников;
- своим жезлом он ударил по большому камню близ храма, так, что там образовалась трещина; все услышали громогласный голос, повелевавший водному потоку войти в расселину, не причинив вреда зданию церкви и людям;
- а потом случилось невозможное по законам природы: река послушалась гласа Небесного Воеводы.
Именно с этого времени место стали именовать «хонасом», то есть, по-гречески, «трещина», как память об Ангельском явлении. Позже это именование получили:
- близлежащая гора;
- город Колоссы, находившийся поблизости, христиане которого (община известна со времен Апостола Павла) особо чтили это место.

Руины города Колоссы были обнаружены в 1835 г.(территория современной Турции). Город, жителям которого некогда писал ещё апостол Павел, стоял храм во имя Архангела Михаила, построенный местным жителем в благодарность Архистратигу за исцеление дочери. Расположен в 25 км. от Денизли, один из 6 самых больших городов Фригии
Сейчас, когда эти земли принадлежат Турции, рядом с давно разоренным храмом – деревня Хоназ, название которой также имеет греческие корни и напоминает о чуде.

Возможно это место, где пробил источник. Фото avdy_san

Место чуда Архангела Михаила в Хонях, скорей в Колоссах. Это видно на современной карте. Колоссы находятся на реке, а Хони в горах
Видео
Место, на котором произошло это чудо, сохранилось до сих пор. Подробно можно посмотреть в этом видео.
Чудов Монастырь в Москве
Чудо «в Хонех» стало особенно близким сердцам жителей Руси с тех пор, как именно 19 сентября 1357 года по молитве свт. Алексия Московского исцелилась жена монгольского хана, Тайдула.

Митрополит Алексий излечивает царицу Тайдулу. Клеймо иконы «Митрополит Алексий с житием». Митрополит, впоследствии прославленный в лике святых отправился к властителю Орды. Господь призрел на молитвы Своего угодника и возвратил зрение Тайдуле, за что был всячески награжден ханом. Святитель попросил подарить участок земли в самом центре Москвы. Ханша не отказала.
Памятью о «чуде в день чуда» стал монастырь в Московском Кремле. Чудовская обитель стала местом Крещения детей правящей династии, а на ее территории был некрополь многих российских аристократических семей. Недаром, как говорят современные историки, большевики, обстреливавшие Кремль в 1917 г., старались прицельно попасть именно по обители, тесно связанной с царским домом. Находился в восточной части Кремля на Ивановской площади – теперь на его месте мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание рядом с Сенатом.

Вид на Чудов монастырь. 1900-е гг. Закрыт в 1919 году, а в октябре 1930 года взорван вместе с фресками и многими другими церковными и историческими реликвиями, а затем полностью разобран…
А позже она, как и другие храмы, монастыри Кремля была просто стерта с лица земли, так что сейчас нет и следа бывшего Чудова, а значение праздника для России современному человеку приходится объяснять.

Иконостас собора Архангела Михаила Чудова монастыря 1 дек 1910
Видео
Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли Великой лаврой. При патриархе Филарете здесь открылось греко-латинское училище. В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей и великих князей, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.
В монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены:
- митрополиты Московские Алексий, Феодосий и Афанасий;
- последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон;
и представители многих княжеских и боярских фамилий:
- боярин Морозов;
- князья Трубецкие;
- Оболенские;
- Хованские;
- Щербатовы ;
- Куракины
Что празднуют православные 21 ноября
По Церковному календарю 21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Хотя празднование кратко и именуется «Михайловым днем», это – день, когда поминаются вообще все Ангельские чины, Михаил же особенно выделяется как начальствующий среди Архангелов, которых церковное предание называет учителями людей, теми, кто возвещает им волю Божию и начальствует над Ангелами – наиболее близкими роду людскому, ведущими каждого крещенного христианина по пути спасения, избавляющими от бедствий и духовных падений.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил
Именование праздника означает, что:
- верующие собираются во храме для совместной молитвы – отсюда название «Собор»;
- чтится не только арх. Михаил, как 19 сентября, но вообще все Ангелы.

Икона праздника: Собор архангела Михаила Датировки: XVIII в. Начало XVIII века.Иконописец: Уланов Кирилл (Корнелий) Иванов.Происхождение: Из иконостаса ц. Архангела Михаила в с. Бронницы Московской области.Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры: 155,5 *97,5 см. Многофигурная композиция, изображающую соборное, единогласное прославление ангелами Бога — Творца и Спасителя. В верхней части иконы на херувимском престоле восседает Христос, благословляющий обеими руками. Его круглая слава окружена небесными силами. Ниже, на облаках, представлен Архангел Михаил в окружении небесных сил. КП 0204. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
«Небесные силы»
Об Ангельском мире мы узнаем из сочинения «О небесной иерархии», известного с V в. Создание которого приписывается духовному сыну Апостола Павла, свт. Дионисию Ареопагиту (возможно, это действительно список какого-то из сочинений святого I в., либо оно доносит древнее церковное предание).
Согласно ему, всего «чинов» Ангельских насчитывается 9:
- самые близкие к Богу – Серафимы, Херувимы и Престолы; они созерцают сияние Божества, сами пронизаны им;
- «средних» чинов тоже 3 – это Ангелы, именуемые Господствами (наставники земных правителей, помощники людей, борющихся со страстями), Силами (Силы передают Божию благодать праведникам, творят чудеса) и Властями (повелители земных стихий, обладающие также властью запрещать силам бесовским вредить людям);
- наконец, три чина иерархии более всего близки человеку: это Начала, Ангелы, приданные оберегать страны, народы, управлять природой; Архангелы и Ангелы, непосредственно возвещающие человечеству Божии повеления.
Первым среди Архангелов является Михаил, чье участие в жизни человечества засвидетельствовано сотни раз на протяжении истории. Именно поэтому день называется народом «Михайловым». Его также именуют греческим словом «Архистратиг», что означает военачальника.

Арх. Михаил. Роспись ц. Спаса Преображения на Нередице, Новгород. 1199 г. Фотография И. Ф. Чистякова. 1903 г
Такое название значит, что:
- Михаил, как это открыто людям, как не раз говорит Библия (например, книга прор. Даниила) – предводитель Ангельского воинства, а также людей, поборающих за правду Божию;
- основное действие Архангела в мире людей – защита верующих, наказание кощунников, борьба с силами бесовскими, словом, духовная война – потом он и на иконах часто изображается в доспехах, с мечом.

Иконография: Михаил, архангел 1904 г Иконописец: Кубрин Михаил (?) Трофимович Материал: Дерево, темпера, позолота Размеры: высота 22*27 см. Архистратиг изображён в рост, в воинском облачении, в левой руке он держит щит, а в правой – огненный меч. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля

Такая информация вирусится в Интернете! ТЕСТ НА ФЕЙК здесь
Битва: Архангел Михаил против Денницы
Слово «денница» означает рассвет, утреннюю зарю. «Денницей, сыном зари», который был низвержен с неба за нечестие, одного из высших Ангелов именует прор. Исайя: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис.14:12)». С тех пор это именование применяется к сатане, отпавшему от Бога Ангелу, утратившему благодать, а значит – добро, ставшему чистым злом.

Художник Рафаэль, 1518 г. Лувр, Париж. Тип: масло, перенесенное с дерева на холст. Размеры: 268 см × 160 см
О битве Михаила, предводителя Ангелов, и их войска с сатаной говорит ап. Иоанн Богослов:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе»
(Откр.12:7-8)
Свт. Андрей Кесарийский, один из самых вдумчивых толкователей «Откровения», говорит, что эти слова «можно отнести и к первому диавольскому за гордость и зависть низвержению из Ангельского чина, а также и поражению его Владычным крестом, когда, говорит Господь, князь миpa сего был осужден и изгнан из прежнего владычества (Ин. 12:31)».
Таким образом, Иоанн говорит одновременно о прошлом – низвержении сатаны с неба еще до создания человека – и о будущем, когда после последней битвы со злом настанет Страшный Суд. Слова Апостола также говорят о прямом участии здесь арх. Михаила – именно поэтому у христиан к нему особое отношение.
- Читайте подробнее:
- Самый известный из Михаилов — Архангел, покровитель полководцев и воинов
История праздника, установленного 21 ноября
Известно, что установление общецерковного почитания Ангелов, его сути и порядка, начинается, вероятно, с Собора, который происходил около 363 г. от Рождества Христова в Лаодикии. Тогда многие христиане, еще недавно пребывавшие в язычестве, принесли с собой в Церковь неверные представления о духовном мире: многие считали, что Ангелы создали землю и человека, приравнивая их к Богу, другие же, как бы из смирения, считали, что грешники недостойны молиться Христу, а должны призывать только Ангелов. Такие христиане даже уклонялись от богослужений, таинств.
Проблема существовала, судя по всему, еще во времена Апостолов.
Так, в послании Колоссянам Апостол Павел писал: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом»
(Кол.2:18).
Отцы Лаодикийского Собора в его 35 Правиле приравнивают такое поклонение Ангелам к языческому поклонению ложным богам:
«Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и аггелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».
Однако, в дошедших до нас соборных «Правилах» нет точно установленной даты празднования Собору Небесных Сил и Арх. Михаилу. Русский церковный историк XIX в. В.В.Болотов установил, что:
- празднование Собора 21 ноября начинается в Константинополе не ранее начала VI в.;
- сама дата, возможно, первоначально установлена Александрийской Патриархией, чьей канонической территорией был Египет – родина очень развитых языческих культов; по мнению историка целью священноначалия Александрийской Церкви было «воцерковить» различные языческие обычаи, связанные земледельческими работами, которые египтяне начинали как раз 8 ноября, при этом совершая разные ритуалы, посвященные языческому богу Усири (Осирису);
- Церковь первоначально противопоставила этому праздник Крещения Господня, который установили 21 ноября, с последующим 40-дневным постом, по подобию того, как Христос постился в пустыне; когда же общецерковное празднование Крещения было перенесено на 19 января, 21 ноября стало празднованием Ангелам, помогающим людям вершить земные дела.

Арх. Михаил. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.
Позже, к VI-VII вв. дата была принята другими Восточными Церквями – тем более, что в странах, принимавших христианство, тоже часто приходилось заниматься «воцерковлением» языческих земледельческих обычаев – как это было, например, на славянских землях.
Народные приметы, традиции и обычаи
У славян 21 ноября – конечно, не начало, как в Египте, а окончание всех полевых работ. Есть в России и местности, где к этому времени уже устойчивый снежный покров. Среди благочестивых обычаев русских крестьян можно назвать:
- традицию приглашать гостей, ведь окончена трудная пора уборки урожая, можно и отдохнуть, возблагодарив да прошедшее лето Бога и Его Ангелов;
- кроме того, стол Михайлова дня (если только он не приходился на среду или пятницу – постные дни) старались разнообразить, поставить вкусные яства – ведь оставалась буквально неделя до начала Рождественского поста.
Вместе с тем, вплоть до начала XX в. сохранялись разные суеверия, имеющие источником язычество. Среди них:
- запрет на работу, чтобы не прогневать Архангела; такой обычай был у белорусов, которые вообще считали Михаила «злым», могущим наслать на людей стихийные бедствия, например, шквалистый ветер;
- «ублажение» дворового (младшего брата домового), дабы он не покинул двор – ему оставляли даже «ужин», в сенях, либо в хлеву, прося присмотреть за скотиной.
Так почитание Архангела удивительным образом совмещалось с поклонением бесовским силам – тем самым, с которыми ведет войну за души людские воинство Небесное.
Что нельзя делать в этот день, а что можно
В последние же десятилетия начали «возрождаться» уже обычаи, которых не знали наши предки, скорее – восходящие к еретикам первых веков Церкви, которые использовали имена Архангелов и Ангелов при разного рода магических ритуалах, гаданиях.

Пара савременных ну ООоОчень «мудрых гадательных советов»
Подобные «техники» сейчас можно легко найти в сети: от явно рассчитанных на легковерных людей «советов Архангела Михаила», которые можно получить щёлкнув курсором на его изображение, до гаданий с использованием карт Таро.
Все подобные практики противоречат христианству, делают человека подверженным анафеме, как пишут отцы Лаодикийского Собора. Кроме того, общеизвестно, что Архангел Михаил – обличитель нечестия, наказывающий вероотступников, чему немало примеров из истории. И, не имея страха Божия, кощуннику стоит хотя бы убояться страхом человеческим.
В этот день можно:
- поздравить христиан тезоименитых арх. Михаилу; чаще всего это мужчины, но есть и жены, носящие это имя – как правило, оно дается в иноческом пострижении;
- по возможности, посетить богослужение накануне и на сам день праздника; если такой возможности нет – хотя бы прочитать акафист арх. Михаилу и Небесным Силам дома;
- собрать гостей за праздничный стол;
- от сердца поблагодарить всех Ангелов за заступничество, покровительство – не только арх. Михаила, но и своего Хранителя, неустанно защищающегося от бед, молящегося о спасении.

Иконография: Михаил, архангел. XV века (1410-е). Московская иконописная школа. Рублев Андрей Происхождение: Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Материал: Дерево, темпера. Размеры: 158*108 см Поясное изображение архангела Михаила в трехчетвертном повороте. Плавные линии, изысканный колорит передают идеальный образ небесного покровителя и защитника рода человеческого, предстоящего Спасителю.Инв. № 12864. ©Москва, Государственная Третьяковская галерея
О чем молятся Михаилу Архангелу
Словами молитв, акафистов и канонов к Архистратигу Божиему Михаилу обращаются, прося:
- о заступничестве при нападении врагов; особенно милостив Архистратиг к православным воинам, будучи сам также воином;
- об укреплении веры;
- об исцелении болезней.
День Сил Небесных – не только память их предводителя, воителя, победителя сил зла, но – всех Ангелов. Этот день любят монахи, ибо «свет монахам – Ангелы». Но и мирянин именно сейчас ощущает, как близко небо, наши заступники, день и ночь молящиеся о спасении.
Наталья Сазонова
Молитва
Текст молитвы Архистратигу Божиему Михаилу
О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, светлообра́зный и гро́зный Небе́снаго Царя́ воево́до! Пре́жде Стра́шнаго Суда́ осла́би ми пока́ятися от грехо́в мои́х, от се́ти ловя́щих изба́ви ду́шу мою́ и приведи́ ю́ к сотво́ршему ю́ Бо́гу, седя́щему на Херуви́мех, и моли́ся о ней приле́жно, да твои́м хода́тайством по́слет ю́ в ме́сто поко́йное. О гро́зный Воево́до Небе́сных Сил, предста́телю всех у Престо́ла Влады́ки Христа́, храни́телю тве́рдый всем челове́ком и му́дрый ору́жниче, кре́пкий Воево́до Небе́снаго Царя́! Поми́луй мя, гре́шнаго, тре́бующаго твоего́ заступле́ния, сохрани́ мя от всех ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би мя непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри мене́, гре́шнаго, моля́щагося тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м, в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би мя та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.