Вместе с мученицей Александрой Римской 6 мая Церковь вспоминает и ее духовного учителя, великомученика Георгия Победоносца. А еще на этот день приходится празднование Иверского образа Богородицы.
Значение и происхождение имени
Оно – греческое, производное от мужского, «Александр» («защитник») и имеет то же значение. Ввиду этого так нарекали царских дочерей, которым предстояло стать женами правителей и действительно защищать своих подданных. А вот царственная мученица стала защитницей веры.
Житие святой Александры Римской в фактах
- Мы узнаем о подвиге святой из жития вмч. Георгия Победоносца: она пострадала в один день с ним в 303 г.
- Самые ранние упоминания святой в богослужебных текстах Византии датируются X в., от этого же времени сохранились древнейшие жизнеописания святой царицы. Вероятно, тем, что они отстоят от времени, когда она жила и страдала более чем на семь столетий, объясняется ряд неточностей в ее биографии.
- В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского (нач. XVIII в.) говорится, что она была супругой Диоклетиана. Однако, это не подтверждается более ранними источниками: ни древнейшие богослужебные тексты, ни знаток и собиратель древних житий, прп. Симеон Метафраст (X в.) прямо об этом не говорят, хотя и именуют святую императрицей. Зато точно известно, что жену императора звали Приска.
- Современные историки предполагают, что Александра могла носить царский титул не как супруга действующего правителя империи, а как как вдова одного из прежних императоров (время до Диоклетиана – примерно с 270 по 284 гг. было периодом нестабильности, когда императоры менялись 15 раз!).
- Святая присутствовала на суде над вмч. Георгием, военачальником, исповедавшим себя христианином. Видела она и великие чудеса, которые силой Божией совершались над ним: как Георгий остался жив после казни на колесе, утыканном лезвиями, как не пострадал, будучи брошен в яму с известью. По одной версии, она уже была христианкой. по другой – уверовала в Господа, видя чудеса святого. Но, так или иначе, она пожелала тут же исповедать Иисуса Богом и принять все возможные мучения. Однако, какое-то время ближнее окружение удерживало святую от «необдуманного» шага.
- Однако, когда Александра узнала, что Георгий сокрушил статуи ложных «богов» в храме Аполлона, уже ничто не могло удержать ее от того, чтобы во всеуслышание объявить себя христианкой. Разгневанный Диоклетиан тут же приговорил ее к смерти.
- Существует три версии кончины святой. По первой, ее должны были казнить вместе со св. Георгием, но, ведомая на казнь, она изнемогла – и скончалась. Другая версия утверждает, что Александре отрубили главу. Согласно же третьему мнению, она все же не была казнена и скончалась мирно, примерно через 10 лет после св. Георгия. Последняя версия считается большинством ученых маловероятной, так как основана на попытке отождествить Александру и императрицу Приску, которая действительно умерла в 313 г.
Почитание
В Византии оно сложилось поздно, вероятно, лишь к X в. Житие святой перевели на славянский язык только к XII в., и то – краткую версию, тогда как полная стала известна на Руси лишь с XIV в.
Мощи
Их местонахождение в настоящее время неизвестно, скорее всего, они утрачены.
Икона
Святую чаще всего изображают в алых одеждах, которые символизируют одновременно и мученичество, и царское происхождение святой. На ее главе, покрытой белым платком – корона, в руке – крест.
Кроме одиночных, существуют образы царицы вместе с другими святыми – до 1917 г. такие писались для храмовых приделов, освящаемых в память царицы и иных угодников Божиих. Кроме того, подобные образы заказывали иконописцам как семейные, изображающие покровителей супругов. К примеру, известны иконы царицы Александры и свт. Николая Мирликийского. Таких образов стало особенно много, когда на российский царский престол взошел Николай II, тезоименитый свт. Николаю, имевший супругу Александру.
Наконец, изображение мученицы можно увидеть на фресках в церквях – чаще всего она пишется вместе с другими святыми женами. Так, Феофан Грек в церкви Спаса на Ильине улице (Великий Новгород) написал святую вместе с вмц. Варварой.
Храмы
Исторически в России и за ее пределами известно около 90 церквей и их приделов, а также часовен в честь святой Александры. Многие из них – домовые церкви при гимназиях и приютах, воинских частях – только в Москве до 1917 г. подобных храмов с чтимыми образами святой было известно не менее пяти.
К настоящему времени многие из церквей святой – недействующие, или даже утрачены. Однако, есть и храмы, часовни постройки последних лет: например, в Красносельском районе Петербурга с 2008 г. действует часовня святой царицы. Есть и трехпрестольная церковь в честь святой, а также свт. Николая Мирликийского и вмч. Георгия в Кировском районе Петербурга. Возведена она в начале XX в.
Другие святые Александры
Церковный календарь знает еще 13 святых этого имени. Среди них:
- Амисийская (2 апреля) и Анкирская (31 мая и 19 ноября), пострадавшие, как и святая императрица, на рубеже III-IV вв.;
- преподобная Александра Дивеевская, основательница ныне всемирно известной женской обители (26 июня);
- страстотерпица, супруга Николая II (17 июля);
- девять новомучениц, память которых отмечается 18 февраля, 14, 22 марта, 30 сентября, 13, 15 октября, 23 декабря и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских (дата переходящая).
О чем молятся
К царице Александре обращаются и тезоименитые ей христианки, и просто все, кто любит и чтит эту святую. Она – покровительница страждущих, целительница больных, и, конечно, помощница тем, кто терпит гонения за веру. Недаром среди крещенных в честь нее так много жен и дев, тоже стяжавших мученический венец.
Наталия Сазонова
Другие святые:
Молитва
Це́ркве Святы́я украше́ние и му́чениц сла́во, пресла́вная цари́це Алекса́ндро! К тебе́ во умиле́нии серде́ц на́ших припа́даем и твоего́ заступле́ния у Го́спода о нас мо́лим.
Аще бо чистоте́ твое́й не поревнова́хом и безбоя́зненнаго испове́дания твоего́ не приобщи́хомся, па́че же мно́гими прегреше́ньми и лю́тыми паде́ньми и отсту́пствы гнев Бо́жий привлеко́хом, но не хо́щем во гресе́х на́ших умре́ти, и на твой по́двиг взира́юще, па́ки на одоле́ние страсте́й на́ших ополча́емся. Сие́ же ве́дуще, я́ко кроме́ благода́тныя по́мощи ничто́же благо́е сотвори́ти возмо́жем, ту́ю по́мощь нам от Го́спода пода́ти тя про́сим.
Ты бо, страстоте́рпице свята́я, ве́лие ко Влады́це дерзнове́ние стяжа́ла еси́, я́ко просла́вившая Его́ в чистоте́ души́ твоея́ и в телеси́ твое́м страда́льчестем, отрекла́ся еси́ сла́вы и че́сти ми́ра сего́, возлюби́вши бога́тство и похвалу́ Христо́вы.
Те́мже от того́ бога́тства и на́шей нищете́ духо́вная пода́ждь дарова́ния, и от безме́рных прегреше́ний жизнь на́шу соблюди́, мир и безмяте́жие нам испроси́, от ну́жды и уны́ния нас предста́тельством Твои́м огради́, друг ко дру́гу нас в послуша́нии и братолю́бии наста́ви и ко Го́споду Очи серде́ц на́ших всегда́ возводи́, во е́же сла́вити нам Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха держа́ву, и твое́ те́плое предста́тельство, во ве́ки веко́в. Ами́нь.