Любимая святая Белоруссии, покровительница и заступница родного города, прославленная чудотворениями при жизни, еще более – по кончине. Все это – о святой преподобной Евфросинии Полоцкой, мощи которой этой осенью совершают путешествие по многим городам России.
Кто она: основное, кратко
День памяти прп. Евфросинии бывает дважды в году – 5 июня (день преставления) и на третье воскресенье после праздника Троицы, когда отмечается Собор святых Белоруссии.
Она – представительница рода князей Полоцких, ведущего начало от сына Владимира Святого, Изяслава от местной княжны Рогнеды. Дед ее – легендарный Всеслав Брячиславич, правнук Владимира, правивший в Полоцке целых 55 лет. Отец – младший сын Всеслава, Святослав, в Крещении Георгий. Предполагают, что родители святой, Георгий и София, жили в Витебске, и там же родилась она сама. В семье были и другие дети – по данным источников, у Евфросинии было несколько младших братьев и сестер. Летописцы и авторы житий святой упоминают Градиславу, Давида, Василия. Девочку ждала обеспеченная жизнь, династический брак. Однако, мужем ее так никто и не стал: она решила стать инокиней.
Говоря о том, что сделала святая для Церкви, обычно упоминают:
- строительство храмов и двух монастырей, причем один из них она возглавила как игумения;
- распространение книжности и просвещения в Белоруссии;
- то, что она немало сделала, пытаясь прекратить в родном княжестве усобицы и водворить мир.
Кроме того, с преподобной связаны несколько реликвий:
- крест-реликварий с частицами христианских святынь, сделанный по заказу преподобной (утрачен в 1940-е гг.);
- икона Богородицы Эфесской, которая приобретена ею в Византии (впоследствии известная как Торопецкая, по месту нахождения в г. Торопце).
Что значит имя Ефросиния
До иноческого пострижения святая носила имя Предиславы, которое иногда трактуют как «прежняя слава» (Полоцкого княжества): может быть, называя так дочь, родители надеялись, что однажды она возвеличит Полоцк, как это было во времена ее дела, Всеслава.
Имя святой в Крещении точно не известно, а вот ее монашеское имя Евфросиния – греческого, причем изначально – языческого происхождения. «Евфросиной» или «радостной», а также «мыслящей благое» называли одну из трех «харит», или богинь радости. Но уже в первые века христианства имя было освящено подвигами святых христианок, среди которых – и прп. Евфросиния Александрийская, небесная покровительница юной дочери Полоцкого князя, после иноческого пострига.
Факты из жития: кратко, всё по порядку
- Точный год рождения святой неизвестен, предполагают, что она появилась на свет около 1104 г. Приблизительно определяется и год ее кончины – между 1167 и 1173.
- Семью преподобной можно назвать довольно неоднозначной в духовном отношении: например, основатель рода, Изяслав, родился в языческом браке Владимира, будушего крестителя Руси, еще до его Крещения. А дед святой, Всеслав, среди современников и ближайших потомков имел устойчивую репутацию «волхва» (например, так говорит о нем «Слово о полку Игореве»). Да и сейчас в Белоруссии не отрицают этого: к примеру «в честь» деда святой назван местный продукт, бальзам «Чародей». Вероятно, сложным было отношении к религии и у родителей преподобной: известно, что она сама и ее сестра, Градислава, приняли монашество против родительской воли.
- В то же время, девочка, очевидно, получила христианское воспитание: она была глубоко верующей, кроме того – образованной, любила книги, хорошо читала и писала.
- Предислава стала первой из своего рода, решившейся стать монахиней, притом – всего в 12 лет. Удивляться зрелости, как бы мы теперь сказали, девочки-подростка не стоит: тогда взрослели рано, и в этом возрасте девочку обычно старались выдать замуж. Но Предислава решила иначе: хотя ее руки и добивались множество женихов, она смогла уйти к своей тете, настоятельнице близлежащего монастыря, и стала одной из его насельниц. Около 1116 г. она приняла постриг и получила имя Евфросинии.
- Через некоторое время епископ Полоцка Илия благословилю молодую инокиню поселиться при городском Софийском соборе, выделил келью. Здесь Евфросиния переписывала книги по частным заказам. Труд переписчика был дорогим, но, верная монашеским обетам, Евфросиния не брала себе деньги – она раздавала их нищим.
- Однажды святой в сонном видении явился Ангел, который повелел ей основать монастырь в местечке Сельцо, где было подворье Полоцких епископов с церковью Преображения Господня. То же откровение получил и епископ Илия. Так возник монастырь, ныне известный как Спасо-Евфросиниевский. При нем открылась школа для девушек, где их учили грамоте и Писанию. Многие из учениц впоследствии стали монахинями обители.
- Одной из первых пострижениц монастыря стала сестра прп. Евфросинии, Градислава, получившая в иночестве имя Евдокии. Через небольшое время монашество приняла двоюродная сестра преодобной, Звенислава (в монашестве Евпраксия). Позже монахинями стали и две племянницы святой.
- Постриг княжеских дочерей вызвал возмущение их семей. Однако, поговорив с преподобной, родители смирились. Многие считали, что она имела особое духовное дарование: видела, годен ли тот или иной человек для монашества. А потому – всегда решительно и однозначно давала благословение на монашеский путь, или же советовала остаться в миру.
- Постепенно труды сестер, пожертвования князей укрепили положение обители, и появилась возможность возвести первый каменный храм. Это Преображенская церковь, на сегодняшний день – единственная в Белоруссии с фресками XII в. Житие святой сообщает, что, когда строительство ее шло к концу, оказалось, что не хватает кирпича. Тогда преподобная стала на молитву – и к утру изумленные работники увидели, что необходимый кирпич уже близ храма.
- Позже Евфросиния также основала в Полоцке еще один каменный храм, в честь Пресвятой Богородицы. Именно для него она приобрела в Константинополе икону Богородицы Эфесской. Позже и при этой церкви появился монастырь – мужской.
- Духовное влияние преподобной было столь велико, что она, пусть и принявшая монашество, иногда все же вступалась в мирские дела – например, во время захлестнувших тогда княжество междоусобиц и войн. Именно поэтому в наши дни националистически настроенные историки часто именуют ее чуть ли не «знаменем борьбы за независимость Полоцка» от Киев, тогдашней столицы Руси. На самом же деле святая не занимала политической позиции, она старалась водворить мир, ибо, как говорит ее житие, не хотела видеть враждующими «ни князя со князем, ни бояре с боярин, ни служанина со служанином — но всех хотяше имети, яко един душю».
Смерть и канонизация
Преподобная скончалась во время своего паломничества на христианский Восток. Она побывала в Константинополе, затем отправилась в Палестину, где и заболела «к смерти». Глубоко полюбившая обитель прп. Саввы Освященного, она хотела быть похороненной там, однако, у братии не было обычая погребать у себя инокинь. Тело святой принял другой монастырь, обитель прп. Феодосия Великого недалеко от Иерусалима.
Хотя святость прп. Евфросинии была широко известна при жизни и по кончине, церковно она почти до конца XIX в. считалась «месточтимой святой». Лишь на рубеже XIX-XX вв. ее имя появилось в общецерковном Месяцеслове Русской Церкви.
Почитание
В настоящее время прп. Евфросинию чтут как православные, так и католики., возрожден после десятилетий гонений и основанный ею монастырь.
Мощи
Они пребывали в монастыре св. Феодосия Великого до 1187 г., после чего, по ряду данных, были перенесены в Киев, в Киево-Печерскую обитель. Перенести их в Полоцк не удавалось несколько столетий, несмотря на многократные просьбы верующих. Лишь в 1870 г. Полоцку была передана малая частица – и только в 1910, по распоряжению Николая II, были возвращены мощи целиком.
Но и на родине святой их ждала непростая судьба:
- эвакуация в Ростов в годы 1 мировой войны;
- вскрытие в рамках кощунственной кампании коммунистов, превращение в «музейный экспонат» в 1920-30-е гг.
- возвращение в родную обитель в 1943 г.;
- многолетнее пребывание в домах верующих, сохранявших святыню от безбожников после закрытия монастыря в 1960-е.
Лишь после нового открытия монастыря в 1990 г. святыню удалось вернуть. Ныне мощи находятся в раке (изготовлена в 2007 г.) в Спасо-Евфросиниевом монастыре.
Иконы
Считается, что самое древнее изображение святой находится на одном из столпов Преображенского храма основанного ею монастыря. Оно, скорее всего, написано современником святой, так как имеет черты индивидуальности – широко расставленные глаза, округлые брови.
На более поздних изображениях преподобная пишется в черном монашеском одеянии, с четками в руках. Есть много ее изображений в келье: на столе может лежать книга, рядом – знаменитый крест.
В руководстве для иконописца за 1910 г. об иконах святой сказано так:
«…типа русскаго, преклонных лет, собой красива, но очень худа от поста и бледна, ростом высока; одежды монахинь… Ей можно писать хартию с ея изречением: Никакоже хотяше сочетатися земному смертному мужу, уязвлена бывши желанием Безсмертнаго Небеснаго Жениха Христа Сына Божия, весь бо ум свой преложи на любовь Божественную».
Храмы в России и Беларуси
Конечно, самый известный из них – в монастыре Полоцка, он построен в середине XIX в. Большинство же других церквей в честь святой в Белоруссии (около 15) и России (чуть менее десятка) – постройки последних десятилетий. Есть небольшой деревянный храм преподобной и в Москве. Он находится в микрорайоне Кунцево.
О чем молятся
Святая считается:
- покровительницей женского монашества;
- молитвенницей за девушек и женщин, ищущих устроения семейной жизни, доброго спутника;
- целительницей недугов, о чем собраны сотни свидетельств только в последние годы.
Ну а в наши дни святой молятся еще и о возвращении утраченного единства славянских народов, о мире на земле Святой Руси, вновь раздираемой междоусобицами. И об этом – а не только о своих нуждах – будут просить преподобную многочисленные паломники, которые соберутся к мощам угодницы Божией во время их путешествия по России.
В чем помогает
«До 50 лет я был абсолютно неверующим, некрещеным. Более того, был профессиональным атеистом, защитил диссертацию по религиоведению. Я часто выступал на конференциях, где меня однажды услышал владыка Полоцкий и Глубокский Феодосий. Я благодарен этому человеку. Независимо от моих убеждений он пригласил меня в Полоцк.
На протяжении 20 лет до этого я страдал тяжелейшей формой радикулита. Заболел еще на Северном Ледовитом океане, где несколько лет ходил в море. Болезнь была тяжелой, я годами не мог передвигаться самостоятельно. Собственно, и в Спасо-Преображенский храм меня привели под руки. Среди множества религиозных людей я, наверное, один был атеистом.
Дело было в феврале. Поднявшись в келью Евфросинии Полоцкой, я увидел, в каких спартанских, аскетичных условиях она жила, и проникся этим. Раньше я занимался спортом, боксировал, боролся и не был сентиментальным человеком. А тут вдруг полились слезы.
Я подошел к раке. Поверх стекла лежали вериги, чудесным образом, как я узнал впоследствии, обретенные. Эти вериги были очень тяжелые. Я представил, как она надевала эту цепь с крестом и ходила в зной и в лютый мороз. А от холодного металла в организме образуются болезненные радикулитные патологии. Это все мне было знакомо. И поэтому появилось необыкновенное сострадание к святой. Даже сейчас меня охватывают чувства, которые тогда возникли.
Я осторожно взял в руку вериги и стал поднимать над стеклом, чтобы ощутить их вес. Когда поднял примерно на полметра, случилось чудо. Вдруг исчезла острая боль, и я почувствовал необыкновенный комфорт, будто очутился в ином плане бытия. Не веря этому, я осторожно стал класть вериги на место. Сделал шаг, другой – боль не возвращалась. Тогда потихоньку вышел из храма, там уже столпились мои друзья и коллеги. И смотрю: от крыльца, где сейчас брусчатка, ведет наезженная детьми ледяная дорожка. С разбега я заскользил по ней, что привело всех в изумление. «Александр Антонович, вы что, нас разыгрываете?» — спросили они. «Люди добрые, – отвечаю, – да я, похоже, исцелился!» А рядом владыка Феодосий стоит. Я говорю: «Разве такое возможно?» «Эка невидаль, – с улыбкой отмечает архиепископ, – у меня в кабинете лежит куча медицинских справок о том, что люди болели, а здесь исцелились».
Я тут же попросил владыку, чтобы меня крестили. Но он сказал, что это непросто, надо сначала трудником поработать. Воду таскал, снег чистил. А потом меня отвезли в церковь. Уборщица стала крестной матерью, крестным – настоятель храма отец Владимир. Меня крестили, и я уехал здоровым, исцеленным человеком».
Р.Б. Александр, 2016 г.
«Однажды в Спасский храм вошли мужчина и женщина. Они поставили свечи и сразу же подошли к раке со святыми мощами преподобной Евфросинии. Казалось, что в их жизни должно было произойти какое-то событие, в преддверии которого они хотели помолиться святой угоднице и испросить благословение Божие. Женщина, трижды перекрестившись, поцеловала святые мощи, а мужчина, после того как дотронулся рукой до края раки, внезапно отпрянул в сторону. Это было так неожиданно, что привело его в крайнее смущение. И мужчина, и женщина были очень огорчены необъяснимым для них происшествием. Было видно, что они о чем-то разговаривали между собой, а затем женщина стала уговаривать своего спутника хотя бы проползти под мощами. Мужчина наклонился и полез под мощи, но вскоре выскочил из-под раки, задыхаясь, и сразу же выбежал из церкви. Следом за ним вышла и женщина.
Спустя некоторое время эта пара вновь вернулась в храм. Монахиня Агриппина и раба Божия Зинаида, дежурившие у мощей, стали расспрашивать их о том, откуда они приехали и что привело их к Преподобной. Оказалось, что женщина была полочанкой, а мужчина ― жителем Москвы. К Преподобной они пришли просить благословение на брак. На вид, женщина была намного старше мужчины, так что, казалось, он годился ей в сыновья. У женщины этой были свои, уже взрослые, дети, у мужчины также ― жена и маленький ребенок. Монахиня Агриппина и Зинаида объяснили «влюбленным» значение происшедшего с ними у святых мощей. Матушки сказали, что преподобная Евфросиния дала им прямой ответ: она не благословляет такой брак».
Рассказ составлен на основании свидетельства Зинаиды Колыбаловой, трудящейся в Спасо-Евфросиниевском монастыре.
«В один из апрельских дней 2004 года в Спасо-Евфросиниевский монастырь приехали паломники из Могилевской области. Когда они вошли в Спасский храм, то одна из женщин, находившихся в этой группе, начала страшно кричать и браниться. При приближении к святым мощам женщина кричала еще громче, из уст ее вырывались скверные слова. Раба Божия Зинаида, дежурившая у мощей преподобной Евфросинии, желая помочь болящей, подошла к ней и стала ее увещевать повторять со смирением: «Преподобная Евфросиния, исцели меня!». На некоторое время несчастная женщина успокоилась, а когда Зинаида отошла к свечному ящику, бесноватая вновь стала истошно кричать. Склонившись под ракой с мощами, она вопила: «Зачем я сюда приехала?». Зинаида еще несколько раз подходила к болящей и сама просила Преподобную о ее исцелении. Время от времени из-под раки были слышны слова, произносимые надрывным голосом: «Не исцеляй!».
Но вскоре бесновавшаяся женщина притихла, успокоилась и смогла проползти под мощами. Нечистый дух оставил ее. Поведение прежде одержимой стало совсем другим: в полном молчании некоторое время она стояла у раки, затем, приблизившись к своим спутникам, о чем-то тихо разговаривала с ними, а перед выходом из храма женщина уже сама, с благодарностью, подошла и приложилась к святыне».
Составлено на основании свидетельства Зинаиды Колыбаловой, трудящейся в Спасо-Евфросиниевском монастыре.
Молитва, тропарь
Тропарь, глас 4:
Подража́ющи дванадесятоле́тна дванадесятоле́тну Христу́,/ учи́вшему во святи́лищи Бо́жию сло́ву,/ после́довала еси́, Евфроси́ние./ Сла́ву вре́менную и земна́го обру́чника оста́вльши/ и вся мирска́я презре́вши/ красне́йшему па́че всех Христу́ себе́ уневе́стила еси́,/ крест взе́мши, путе́м а́нгельскаго жития́ ше́ствующи/ и мно́гия к Нему́ наставля́ющи,/ во благоуха́нии ми́ра, в Небе́сный Черто́г востекла́ еси́,/ иде́же моли́, Его́же возлюби́ла еси́,// о чту́щих благоче́стно па́мять твою́.
Кондак, глас 4:
Избра́нней Бо́гом от самаго́ рожде́ния/ и призва́нней на служе́ние Ему́,/ в чи́не а́нгельстем Го́сподеви послужи́вшей свя́то,/ и преподо́бно пожи́вшей,/ и ны́не с Небе́сными си́лами Го́спода восхваля́ющей,/ о нас же, гре́шных, пред Го́сподем хода́тайствующей,/ с ра́достию и любо́вию воззове́м:// ра́дуйся, Евфроси́ние, неве́сто Христо́ва всечестна́я.
Молитва
О преподо́бная и приснопа́мятная, всехва́льная ма́ти Евфроси́ние, А́нгеле во плоти, Богоизбра́нный сосу́де Свята́го Ду́ха, Це́ркве Христо́вы похвало́ и украше́ние, мона́шествующих сла́во и утвержде́ние, оте́честву, оби́тели твое́й и всей стране́ по́моще, покро́ве и защи́тнице!
Ты еси́, я́ко дре́во, насажде́нное при исхо́дищих вод, плоды́ доброде́телей твои́х и благода́тными дарова́нии Свята́го Ду́ха укра́шенная, наста́внице де́лом и сло́вом, избра́нная, непоро́чная и до́брая. Услы́ши ны, моля́щияся тебе́ и призыва́ющия и́мя твое́, и́маши бо дерзнове́ние у Го́спода. Испроси́ нам преспе́яние в жи́зни доброде́тельней, огради́ сердца́ на́ша ве́рою, наде́ждою и любо́вию и стра́хом Бо́жиим.
Пода́й нам по́мощь в труде́х и ско́рбех на́ших и, я́коже попече́ние име́ла еси́ в житии́ твое́м о оби́тели твое́й и и́ночествующих, та́ко и ны́не потщи́ся о нас, благопоспеши́ти нам во всем: и оби́тель твою́ огради́ ми́ром и защити́ от враг ви́димых и неви́димых, да преуспева́ет и процвета́ет в доброде́телех.
Изми́ ны от вся́кия ну́жды и тесноты́, от лю́тых боле́зней и от неча́янныя сме́рти и приведи́ ны ко и́стинному покая́нию при исхо́де из жи́зни сея́; испроси́ нам у Го́спода Бо́га кончи́ну ми́рну, безболе́зненну, непосты́дну, святы́х Та́ин прича́стну и преведи́ ны чрез мыта́рства возду́шная, да не похи́тят нас истяза́телие гро́знии по грехо́м на́шим, но да твои́м заступле́нием и по́мощию возмо́жем безбе́дно проити́ истяза́ние возду́шное, и ми́лость получи́ти, и предста́ти неосужде́нно стра́шному Престо́лу, и на Стра́шнем Суди́щи сподо́битися одесну́ю ста́ти Пра́веднаго Судии́, и насле́довати пра́ведных часть.
Ей, госпоже́, всечестна́я ма́ти, преподо́бная Евфроси́ние, помози́ нам моли́твами твои́ми, огради́ нас и заступи́ от вся́ких ко́зней вра́жиих, да сподо́бимся прейти́ вре́мя жи́зни сея́ непреткнове́нно и спасе́ние получи́ти моли́твами твои́ми у Христа́ Го́спода, Его́же и сподо́бимся пе́ти и славосло́вити со Безнача́льным Отце́м и со Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.