------------------- 7 смертных грехов
Православие сегодня Заповеди и грехи Сколько всего смертных грехов в православии на самом деле. Грехи против 10 Заповедей Божиих

Сколько всего смертных грехов в православии на самом деле. Грехи против 10 Заповедей Божиих

0 Comments
7 смертных грехов

В наши дни иногда можно встретить христианина, который, по слову свт. Феофана Затворника, «на каждом почти шагу думает, что он тяжко согрешил». Есть и другая крайность – полагать, что особенно тяжелы грехи, называемые «смертными», тогда как есть грехи «обычные», не столь страшные. Что же относить к 7 смертным грехам и что они собой представляют? Попробуем разобраться.

Список смертных грехов и описание

Свт. Игнатий Брянчанинов, чью книгу «В помощь кающимся» знают почти все православные, ведущие церковную жизнь, приводит вариант списка из семи. Однако, к ним добавлены еще два перечня грехов, с ними связанные, которые также могут быть оценены как смертные: это «грехи хулы на Духа Святого» и грехи против ближних, «вопиющие к небу об отмщении за них».

Таким образом, по этим трем перечням свт. Игнатия, можно говорить о следующих смертных грехах:

  1. Горыня (Superbia): «Гордость до самообожания», или, попросту, фактически самообожествления, когда человек мнит себя центром мира, и, конечно, в его жизни нет места Богу. Этот грех может привести к «хуле на Духа Святого», когда человек становится упорно неверующим, отрицающим Бога даже при явных чудесах.
  2. Avaritia (алчность): «Иудина жадность», то есть сребролюбие, ставшее смыслом жизни. Грех доводит до разных злодеяний из числа «вопиющих на небо об отмщении»: это притеснение вдов, сирот, бедняков, удержание платы у добросовестных работников, отнятие последнего у бедного человека, воровство – особенно у тех, кто и так материально не богат.
  3.  Luxuria (похоть, блуд): «Распутная жизнь» по подобию Евангельского блудного сына. Среди плотских грехов, к которым ведет такое устроение жизни, свт. Игнатий особо выделяет содомский – стоит сказать, что за это извращение Ветхий Завет однозначно требует смерти грешника, как уже духовно погибшего – христианство же говорит о возможности покаяния.
  4.  Invidia: «Зависть, доводящая до всевозможного злодеяния ближнему». Этот грех также связан с присвоением чужого, в том числе – силой, вплоть до грабежа, убийства.
  5. Gula — Чревоугодие, отрицающее посты, воздержание, ставящее угождение плоти на первое место в жизни – и, значит, ведущее к отрицанию Бога.
  6. Ira — Гнев «непримирительный» и доводящий до разрушений, убийств.
  7. Нерадение о своем спасении, леность. С этим грехом также связано упорное неверие, а также такие грехи «хулы на Духа Святого», как уныние и отчаяние и противоположные ему – беспечность и «продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие».

За какие грехи попадают в ад

Общее мнение святых отцов – за нераскаянные, будь то «мелкие грешки», которые человек не считал чем-то важным, или явные и злостные отступления от Бога. Безусловно, «смертные» грехи наиболее тяжелы, и чаще иных ведут к погибели.

Сколько всего смертных грехов в православии на самом деле. Грехи против 10 Заповедей Божиих

Ад. Иероним Босх. «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» (1475—1480)

Что такое смертный грех

Современные лингвисты говорят, что значение славянского слова «грех»… точно не известно! Предполагается, что слово может:

  • быть родственным с «gresis» из латышского и литовского языков (русичи, наши предки, активно взаимодействовали с прибалтийскими племенами); «gresis» означало «кривой» или «косой»;
  • иметь славянские корни – в старославянском языке есть слово «грезить», которое означает не «мечтать», как в наши дни, а «смешать», «спутать»; отсюда мнение, например, дореволюционного исследователя славянского языка И.И.Срезневского, что «грех» означает «ошибка» или «промах мимо цели».

Определение

Исходя из всех известных значений. и понятия греха в Писании, современные богословы чаще определяют его, как «нарушение норм бытия тварного мира, установленных Богом» (профессор Московской Духовной Академии М.С.Иванов, «Православная энциклопедия»). Это нарушение может произойти от неразумия или незнания, или же сознательно, намеренно.

Что касается греха, подпадающего под понятие «смертного», то это – особо тяжелый грех.

Значение

Такое преступление против Божиих законов:

  • опасно для окружающих – и как реальная угроза их жизни, здоровью, и как соблазн;
  • повреждает душу до такой степени, что она не может быть в общении с Богом, следовательно – умирает духовной смертью; по кончине физической это влечет за собой окончательное удаление от Бога – ад.

Но вот о том, «обратим» ли запущенный смертным грехом процесс, Ветхий и Новый Заветы говорят различно.

«Смертью да умрет»: Законы Моисея

В книгах Ветхого Завета мы часто встречаем проступки, преступления, которые влекут за собой телесное наказание, или же материальную компенсацию тому, кто пострадал. Но есть и такие грехи, за которые следует смертная казнь – это и есть «смертные». Среди них, например, богохульство, поклонение языческим божествам, непочтение к родителям. По Библии, такие проступки – следствие практически необратимого повреждения души, а единственный способ остановить человека – прервать его земную жизнь, чтобы и он не продолжал грешить, и окружающие не соблазнялись его примером, не страдали от его действий.

Христианство

Понимание смертного греха у первых христиан во многом основано на нормах Ветхого Завета. Так, Апостол Иоанн Богослов говорит, что есть грехи «к смерти», особенно тяжкие, так что и молиться за такого грешника невозможно, а есть вообще «всякая неправда», которая «грех не к смерти», то есть могущий быть уврачеванным (1 Ин.5:16-17). Однако, в отличие от Ветхого Завета, в Евангелиях и посланиях Апостолов нигде не говорится о лишении грешника жизни – христиане оставляют это на суд Божий.

  1. Из 5 главы «Деяний Апостолов» известно, что один из новообращенных христиан, Анания, продал свое имение, чтобы передать деньги христианской общине, но оставил часть себе – за что его и супругу постиг немедленный суд Божий, они пали мертвыми.
  2. А вот в Посланиях Апостола Павла к Коринфянам – иной пример: св. Павел категорически потребовал упорного грешника «в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор.5:4-5). Но из следующего послания общине Коринфа мы узнаем, что виновный принес глубокое покаяние, осознал свою вину – и вот уже св. Павел советует христианам: «… Вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» (2 Кор.5-7)

Таким образом, основное отличие христианского понятия смертного греха от ветхозаветного – то, что греховное повреждение не считается абсолютно необратимым и может быть исцелено через покаяние. Именно на этом основании многие святые отцы указывают, что смертным является не только тяжкий грех, но вообще любой, если за него не принесено покаяние. Именно поэтому в первые века Церкви христиане вовсе не были озабочены составлением списков и перечней самых страшных согрешений.

Блаженный Августин (IVV вв.) относит к их числу вообще все якобы «малые» грехи, предупреждая: «Эти грехи, которые мы называем легкими, не полагай их безобидными: если ты находишь их безобидными, взвешивая их, содрогнись, их подсчитывая. Множество легких предметов составляет большой вес; множество капель наполняет реку; множество зерен составляет груду».

7 смертных грехов: откуда термин

Из западного богословия. При этом история появления термина изначально связана с монашеством христианского Востока и может быть представлена так:

  • в IV в. прп. Евагрий Понтийский выделил 8 (не семь!) главных страстей, удаляющих душу от Бога: это чревоугодие, блуд и прелюбодеяние, жадность (сребролюбие и скупость), печаль, гнев, «акедия» (греческое слово может быть переведено как «апатия»), тщеславие и гордыня;
  • ученик святого, Иоанн Кассиан Римлянин, ставший одним из зачинателей монашества на Западе, перевел труды прп. Евагрия на латынь; таким образом, учение о смертных грехах распространилось в Европе;
  • в 590 г. Папа Римский Григорий переработал список прп. Евагрия: «акедия» и печаль вместе были определены как уныние, тщеславие и гордость также стали пониматься как один и тот же грех гордыни и спеси; кроме того, в список смертных грехов добавлена была зависть – тем самым их стало семь.

Сколько их на самом деле

7 (как и 8) – символическое число полноты, поэтому католики стали активно использовать перечень в духовном руководстве прихожанами. Из него же исходят современные протестантские конфессии.

С XVII в., когда в России растет влияние западной культуры, представление о том, что смертных грехов именно семь, приходит и в Русскую Церковь. Впрочем, «соблюдение перечня», как это называют на Западе, в России никогда не было строгим, поскольку, как и для христиан первых веков, для православных важно было не число смертных грехов, а понимание их значения и опасности. Что же до того, сколько «на самом деле» смертных грехов, то в разных святоотеческих сочинениях можно встретить 7, 8, 10, 13 смертных грехов, а иногда и существенно больше – причем зачастую у одного и того же духовного писателя. Например:

  • свт. Игнатий Брянчанинов в книге «В помощь кающимся», которую и сейчас многие используют при подготовке к Исповеди, выделяет 8 главных страстей и «грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели», которых насчитывает семь;
  • но он же в другом труде, «Слове о смерти» пишет о 16 грехах, навечно удаляющих от Бога.

Чем страсти отличаются от грехов

Страсть представляет собой грех, который обратился в привычку и даже в необходимость. К примеру:

  • если человек однократно злоупотребил алкоголем – это грех пьянства; страсть пьянства – зависимость от спиртного, когда оно становится необходимым человеку, и, наконец, подавляет в нем все иные стремления, включая и веру в Бога;
  • осуждение – также грех, но бывает – человек согрешает так по немощи, невнимательности к себе, а после – замечает, что сделал, и раскаивается, больше того, пытается не повторять содеянное; страсть же злословия – осуждение, обратившееся в злой навык; такой человек неприятен окружающим, часто устраивает интриги, скандалы, вредит ближним тем или иным образом, творя зло не однократно, но постоянно.

Страсти зачастую смешивают со смертными грехами – и в определенной степени это справедливо. Ведь, по слову Апостола, «кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19). Победа страсти выражается в том, что человек, даже возжелавший отказаться от нее, не может оставить пагубного пристрастия, как бы действительно будучи его рабом. Так отходит от Источника Жизни, Бога – и потому умирает.

Свт. Игнатий Брянчанинов, опираясь на список прп. Евагрия Понтийского приводит список из 8 страстей: это чревоугодие, «любодеяние», сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. От них, по свт. Игнатию, происходят все прочие грехи, среди которых есть и смертные, совершенно удаляющие от Бога.

Сколько всего смертных грехов в православии на самом деле. Грехи против 10 Заповедей Божиих

Аллегорическое изображение человеческого сердца, подверженного семи смертным грехам, каждый из которых представлен животным (по часовой стрелке: жаба = алчность; змея = зависть; лев = гнев; улитка = лень; свинья = чревоугодие; коза = похоть; павлин = гордыня).

 

За что и зачем отлучают от Причастия

Помимо приводимых в разных перечнях, есть и другие согрешения, за которые христиан в древности отлучали от Причастия на многие годы, например:

  • за отречение от веры из-за угрозы мучений лишали Причастия на 8 лет;
  • за сознательное и произвольное отречение от Бога – пожизненно;
  • за совершение аборта следовало отлучение на 10 лет.

Были также свои правила отлучения обращающихся к колдунам, что также считалось формой отречения от веры, за убийство и другие смертные грехи. Отлучение от Причастия не означало полного изгнания из Церкви – все годы человек должен был приносить деятельное покаяние, молиться, приходить в храм – но лишь стоять у входа, а не принимать участие в богослужении.

На сегодняшний день, ввиду духовной слабости людей, столь длительные отлучения не приняты, и длительность епитимии – церковного наказания – определяется священником, как правило, избегающим надолго удалять человека от церковного общения: просто потому, что духовно немощный грешник может просто больше не прийти. Таким образом, как бы ни был тяжел смертный грех, он может быть уврачеван покаянием.

Самый страшный грех

Единственным грехом, прямо ведущим в вечную погибель, является самоубийство – потому, что совершивший его лишил себя жизни и, следовательно, не может принести покаяние. Поэтому самоубийстве говорят, что это «самый страшный грех», Церковь не молится о таком человеке (исключая лишивших себя жизни из-за душевного заболевания – при медицинском подтверждении), да и близким рекомендуется молиться, соблюдая осторожность: прося Господа о душе, мы вступаем с ней в духовное общение. Когда же человек добровольно послал себя в руки бесовских сил, они, в злобе на молящегося, могут причинить вред и ему.

Мудрый Оптинский старец, прп. Лев, советовал такую краткую молитву:

«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Как победить грех, который живет внутри нас

Прежде всего, необходимо понимать, что человеческая природа вообще повреждена после грехопадения Адама – это так называемый «первородный грех», из-за которого человек зачастую не имеет духовного рассуждения, склонен к падениям, ошибкам. Поэтому «победить», избавиться от греха – задача амбициозная, но практически невыполнимая своими силами. И даже достигший святости, духовных дарований, без Божией помощи может пасть в несколько секунд, погубив все свои труды.

Поучительна, к примеру, история прп. Иакова Постника, подвижника V в.: много лет прожив в пустыне, получив дары исцелений, прозорливости, он, лишь подумав, что достиг святости, тотчас лишился помощи Божией, и совершил множество гибельных грехов – вплоть до убийства отроковицы, которую родители привели к нему ради исцеления.

Лишь многолетнее покаяние исправило грешника, и Господь даровал ему прощение – но никогда уже прп. Иаков не помышлял о себе высоко: он теперь отлично понимал, что его стремление очистить душу от грехов в лучшем случае помогло… достигнуть временной ремиссии, и только. Ослабишь внимание – и гордыня завладеет тобой снова.

Святые отцы заповедуют труд, молитву и при этом – недоверие себе, своей «праведности», которая ничто без Господа. Все это, конечно, пугает современного человека, живущего в мире, где царит культ удобства и комфорта.

Так появляются легковесные, даже в чем-то шутливые «тесты» на тему «какой смертный грех живет внутри вас», предлагающие всего-то за 5 минут «разобраться в себе».

Разбираться же всерьез наш современник чаще всего начинает тогда, когда грех перешел в страсть, разрушительную для души и тела. Расплата за легкомыслие и неразумие – разрушенная жизнь, часто не только своя, но и близких.

Так что же делать?

  • Прежде всего – осознать глубину своего падения и собственную немощь. Но понимание того, что случилось – не повод впадать в уныние, но причина возложить свою надежду на Господа, Который может всё.
  • Приняв для себя решение бороться с грехом, необходимо не просто просить Божией помощи, но прибегнуть к средствам, которые Господом же даны грешникам: это Исповедь и Причастие. Иногда можно услышать, мол, «покайся, отпустит грехи батюшка, и все наладится». На самом деле Исповедь – не «волшебная палочка», решающая все проблемы (да и грехи отпускает не священник, а Господь через священника). Недопустимо исповедоваться формально, особенно если грех тяжел, необходимо твердо обещать Христу изменить свою жизнь.
  • Если ситуация тяжелая, священник может не сразу допустить к Причастию – последует епитимия, затем, может быть, еще одна исповедь. Если речь идет о грехе с нанесением вреда ближнему, простого покаяния, даже в Таинстве, может оказаться мало – во искупление содеянного необходимо постараться исправить случившееся: вернуть украденное, помочь тому, кому нанес вред.

    Сколько всего смертных грехов в православии на самом деле. Грехи против 10 Заповедей Божиих

    Разбор 10 Заповедей Божиих, данных Моисею — объясняем суть и значение простыми словами для современного христианина-мирянина.

Возможно, прийти на Таинство Покаяния и на Причастие с одним и тем же грехом придется еще не раз и не два, особенно, если речь идет об укоренившейся страсти, когда одно прегрешение влечет за собой следующее и так далее. Но всегда нужно помнить совет, данный аввой Сисоем Великим своему духовному сыну.

Вот как рассказывает об этом древний Патерик: «Однажды Авве Сисою с горестью сердца сказал брат:

«Отец! Что мне делать? Я пал». Старец отвечал ему: «Восстань». Брат сказал: «Я восстал, и снова пал». Старец отвечал: «Опять восстань». Брат возразил: «Доколе же мне восставать и падать?» Старец сказал: «До кончины твоей».

Наталия Сазонова

Советуем почитать:

  1. Свт. Димитрий Ростовский. Житие прп. Иакова Постника
  2. Свт. Игнатий Брянчаникнов. В помощь кающимся.
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Простыми словами о чревоугодии: причины, следствия и последствия грехаПростыми словами о чревоугодии: причины, следствия и последствия греха

0 Comments
Чревоугодие

Чревоугодие называют источником множества грехов и страстей и не случайно святые отцы рекомендуют вступающим на путь духовной жизни ограничить себя в пище. Что же это за страсть? Что значит слово: определение «Чревоугодие» произошло от слова «чрево» (живот, желудок), а переводится со старославянского языка на современный

Заповеди и грехи

Мшелоимство – это шопоголизм+объясняем другие непонятные грехи из православного молитвословаМшелоимство – это шопоголизм+объясняем другие непонятные грехи из православного молитвослова

0 Comments
Мшелоимство: что это за грех

Многие из читающих покаянные молитвы часто останавливаются на непонятных современному человеку словах. Особенно смущают именования грехов, в которых молящийся кается, но… не понимает, в чем именно. Например, мшелоимство. Почему мы не понимаем? Во времена, когда свв. Кирилл и Мефодий перевели богослужебные тексты с греческого, славянский

Заповеди и грехи

«Взять гнев под контроль». Про управление греховной страстью рассказал иеромонах Ефрем (Метс)«Взять гнев под контроль». Про управление греховной страстью рассказал иеромонах Ефрем (Метс)

0 Comments
Гнев - это грех человеческий

Про управление гневом, опираясь на Священное Писание, в первую очередь на литературу Премудрости — иеромонах Ефрем (Метс). Как всегда, с комментариями. Что нужно  знать о гневе Гнев — одна из восьми греховных страстей, которую нужно врачевать. Идёт по списку сразу за сребролюбием, но возникает при

Заповеди и грехи

Что такое первородный грех и каковы его последствия: объясняем простыми словамиЧто такое первородный грех и каковы его последствия: объясняем простыми словами

0 Comments
Первородный грех

Первородный грех также называют «прародительским» и «Адамовым». Что же он собой представляет и чем отличается от личных грехов, совершаемых каждым человеком — кратко, понятно и предельно просто в  авторской статье профессора, доктора философских наук, религиоведа Наталии Ивановной Сазоновой.  Определение «Первородным», «Адамовым» и «прародительским» грехом именуют

Заповеди и грехи

10 Заповедей Ветхого Завета, которые Бог дал Моисею+исповедь по ним10 Заповедей Ветхого Завета, которые Бог дал Моисею+исповедь по ним

0 Comments
10 Заповедей Божьих в православии

10 Заповедей Божиих – основа жизни иудейского народа, их же призываются соблюдать христиане. Но к десяти Моисеевым заповедям иудейский Закон прибавляет еще более 600, касающихся внешнего устроения жизни, запретов, предписаний. Закон же христианский повелевает относить слова, написанные перстом Господа на каменных скрижалях, прежде всего, к

Заповеди и грехи