------------------- Вселенская родительская перед Великим Постом
Православие сегодня Поминальные дни Молитвы в храме, дома и на кладбище: 9 марта – мясопустная родительская суббота, Вселенская дата поминовения усопших

Молитвы в храме, дома и на кладбище: 9 марта – мясопустная родительская суббота, Вселенская дата поминовения усопших

0 Comments
Вселенская родительская перед Великим Постом

Перед тем, как зазвучат под церковными сводами покаянные песнопения Великого Поста, верующие собираются, чтобы помолиться о всех «от века» скончавшихся православных. 9 марта — Мясопустная родительская суббота. Вселенская дата поминовения усопших. Напоминаем, что накануне поминальных родительских суббот (пятница вечер) служится вечернее заупокойное богослужение — Парастас. Впрочем, расскажем обо всем по порядку.

Что такое Вселенская мясопустная родительская, когда бывает

Это поминовение православных усопших во все времена, от основания Христианской Церкви даже до наших дней. Оно совершается во всем православном мире, потому суббота и именуется Вселенской. Именование «родительской» сложилось ввиду того, что издавна, прежде всего, поминали усопших родителей, а также вообще предков. Но, конечно, молиться можно и нужно за всех усопших – родных или просто знакомых, близких друзей и бывших при жизни врагами.

Дата этой Родительской – первой в календарном году – подвижная, и зависит от времени Пасхи (дата меняется год от года), следовательно, и начала Великого Поста. Она всегда приходится на субботу так называемой Недели мясопустной (когда в последний раз перед постом Церковь благословляет вкушение мясной пищи). Потому не только воскресный день, но и предшествующая ему суббота также именуется «мясопустной».

Заупокойные службы Вселенской Родительской, однако, не всегда именно накануне Недели мясопустной. Если на этот день приходится праздник Сретения Господня или престольное торжество храма (память святого или события, в честь которого он освящен), заупокойная служба может быть совершена:

  • в другой день, например, на неделю раньше, смотря по обстоятельствам;
  • в этот же день, но вне церковных стен, например, на кладбище.

Мясопуст и сыропуст: что это такое и когда бывает — разбираемся и приводим в систему

Что делать в родительскую субботу

  1. Посетить храм накануне Родительской, вечером. Именно с этого времени начинается богослужебный день, а значит – звучат и первые молитвы о упокоении почивших православных. В это время можно и нужно подать записки о упокоении с именами близких, в том числе сорокоуст.
  2. Прийти утром на литургию – во время нее также будут поминать усопших, после же службы состоится панихида.
  3. По возможности – если позволяют силы, время, наконец, погода, посетить кладбище, прибраться на могилах близких людей и, конечно, помолиться о них. Вместе с тем, если нет возможности посетить могилу именно в этот день – слишком сокрушаться не стоит, ведь душе куда важнее церковная молитва.
  4. Раздать милостыню, как говорили наши предки, «на помин души» усопших. Это могут быть продукты, принесенные в храм, и/или розданные нуждающимся, а также – скромное поминальное застолье, особенно, если усопший скончался недавно, и/или если на Родительскую приходится его памятная дата (день кончины, день рождения, день свадьбы у супругов).
  5. Сугубо помянуть близких усопших на домашней молитве.

Записки, свечи 

В записки о упокоении следует вносить имена только тех христиан, кто крещен в православии. Необходимо:

  • писать имя в Крещении, даже если по паспорту имя иное – именно по крещенным именем верующего знает Господь;
  • указывать имя в родительном падеже;
  • называть имя христианина или христианки полностью, без сокращений или уменьшительных форм («Валентины», а не «Вали», «Сергия», а не «Сережи» и так далее);
  • стараться писать имена максимально разборчиво, чтобы служащие, молящиеся за усопших, не делали ошибок.

Подавая записки, здесь же, в притворе церкви, приобретают и свечи. Наряду с продуктами они – также жертва Богу о душе.  Свечу следует поставить на панихидный столик (его также называют «канон»), который стоит, как правило, в центре храма, при этом перекреститься, про себя читая краткую молитву о усопшем. Часто она, для удобства новоначальных христиан, даже бывает написана рядом с панихидным столиком.

Продукты в церкви

В родительские дни в храм также можно и нужно приносить продукты, они – милостыня о душе почившего. Их кладут на большой стол в центре храма. По окончании богослужения священник особо благословляет приношения и молится о усопших, «их же ради принесоша». Принося продукты, лучше приходить к службе до ее начала, чтобы во время богослужения не мешать другим молящимся, размещая на столе приношения и излишней суетой отвлекая от молитвы.

Список

Как правило, на канон кладут:

  • хлеб;
  • фрукты и сухофрукты;
  • овощи;
  • овощные консервы;
  • рыбные пресервы;
  • мед;
  • выпечка;
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • крупы;
  • макароны;
  • чай;
  • растительное масло;
  • муку для просфор.

В родительские субботы Великого поста из списка исключаем молочную, рыбную продукцию и яйца.

Что будет в храме

Три важных богослужения, на которые необходимо подать записки с именами близких:

  • Великая Панихида, или Парастас;
  • литургия;
  • еще одна панихида после ее окончания.

Цвет облачения священника в Родительскую субботу

Вселенскую родительскую субботу священники служат в белом облачении. Эта информация пригодится барышням, желающим попадать платками в тон церковных богослужений. Крещение, венчание, погребение — все в белом. Белый — цвет перехода, потому что с точки зрения физики — это не цвет, а его отсутствие.

Родительские субботы

Вселенскую родительская суббота в храме. Фото пресс-службы Удмуртской епархии

Пятница, вечер

Служится вечерня, соединенная с Утреней. При этом особенность богослужения – то, что во время него совершается особая панихида, называемая Великой.

Парастас

Это греческое слово («παράστᾰσις», «парастасис») означает «предстояние», в данном случае – Богу, с молитвой об усопших. Ныне известная практика парастасов восходит к XVII в., когда так стали называть особенно длительные, «великие» заупокойные службы, обычно совершаемые в Родительские Субботы. Основное отличие парастаса от «обычной» панихиды – то, что во время него полностью поется самый большой из псалмов, 118-й (кафизма 17), также часто называемый «Блаженны» (по первым словам: «Блаженны непорочные в путь…»). Этот псалом с древности считался заупокойным, так как в нем – как бы осмысление и итог земного пути человека.

Родительская

Во время парастаса псалом обычно читает священник, стоящий посреди храма перед каноном, на котором горят панихидные свечи.

Хор же поет припевы к каждому стиху:

«Покой, Господи, души усопших раб Твоих».

Что поют на клиросе, в чем суть и смысл

Заупокойные песнопения, которые хорошо известны верующим, заботящимся о поминовении близких, по «обычным» панихидам, которые служатся в будние дни.

В заупокойном тропаре мы просим Христа устроить спасение душ усопших, как Ему угодно: ведь именно Он вел их к Своему Царству через всю жизнь:

«Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся́ стро́яй, и поле́зное все́м подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й Го́споди ду́ши ра́б Твои́х: на Тя́ бо упова́ние возложи́ша, Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего».

Далеко не всегда получается прочувствовать последние слова песнопения, о надежде, которую возложили на Господа усопшие. Ведь часто случается, что человек был крещен, но не воцерковлен, а может быть, даже не задумывался о Боге. В этом случае нужно просить, чтобы Господь помиловал удалившуюся от Него душу ради молитв верующих близких, их слез о почившем и любви к нему.

А вот кондак дня, практически не требующий перевода:

«Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́ши раб Твои́х, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная».

И хотя святость – удел далеко не каждого, кто переступил черту этой жизни, Церковь, прося Христа водворить усопших со святыми, верует, что ради молитв родных и друзей душа будет помилована и примет Божию благодать.

Из службы в субботу мясопустную

Стихиры на Господи воззвах, глас 8:
  • От ве́ка ме́ртвых днесь / всех по и́мени, ве́рою пожи́вших благоче́стно, / па́мять сотворя́юще ве́рнии, / Спа́са и Го́спода воспои́м, прося́ще приле́жно / сим в час суда́ отве́т благи́й да́ти, / Тому́ Самому́ Бо́гу на́шему, / всей судя́щему земли́, / десна́го Его́ предстоя́ния получи́ти в ра́дости, / в ча́сти пра́ведных, и во святы́х жре́бии све́тлем, / и досто́йным бы́ти Небе́снаго Ца́рствия Его́.
  • Твое́ю кро́вию челове́ки Спа́се искупи́вый, / и сме́ртию Твое́ю от сме́рти го́рькия изба́вивый нас, / и жизнь ве́чную подая́й нам Воскресе́нием Твои́м, / вся упоко́й Го́споди, усо́пшия благоче́стно, / или́ в пусты́нях, или́ во граде́х, или́ в мо́ри, / или́ на земли́, или́ на вся́ком ме́сте: / цари́ же, свяще́нники, архиере́и, / мона́хи, и бельцы́ в во́зрасте вся́ком всеро́дном, / и сподо́би я́ Небе́снаго Ца́рствия Твоего́.

Из ме́ртвых воста́нием Твои́м Христе́, / не ктому́ смерть облада́ет уме́ршими благоче́стно. / Те́мже мо́лимся приле́жно: / рабы́ Твоя́ упоко́й во дво́рех Твои́х, / и в не́дрех Авраа́ма, от Ада́ма да́же до днесь, / послужи́вшия Тебе́ чи́сто, / отцы́ и бра́тию на́шу, / дру́ги вку́пе и сро́дники, / вся́каго челове́ка, в житии́ послужи́вша ве́рно, / и к Тебе́ преста́вльшася многови́дно и многообра́зно, Бо́же, / и сподо́би я́ Небе́снаго Ца́рствия Твоего́.

Слава, глас 8:

Пла́чу и рыда́ю, / егда́ помышля́ю смерть, / и ви́жду во гробе́х лежа́щую / по о́бразу Бо́жию созда́нную на́шу красоту́, / безобра́зну, и безсла́вну, / не иму́щу ви́да. / О́ле чудесе́! / Что е́же о нас сие́ бысть та́инство? / Ка́ко преда́хомся тле́нию? / Ка́ко припряго́хомся сме́рти? / Вои́стинну Бо́жиим повеле́нием, / я́коже есть пи́сано, / подаю́щаго преста́вльшимся поко́й.

Тропарь, глас 8:

Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй / и поле́зное всем подава́яй, / Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х, / на Тя бо упова́ние возложи́ша, / Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.

Стихира на стиховне, покойна:
  • Кая житейская сладость / пребывает печали непричастна? / Кая ли слава стоит на земли непреложна? / Вся сени немощнейша, вся соний прелестнейша: / единем мгновением, и вся сия смерть приемлет. / Но во свете, Христе, лица Твоего / и в наслаждении Твоея красоты, / яже избрал еси, упокой, яко Человеколюбец.

Суббота, утро

В этот день имена усопших будут помянуты за двумя службами.

Литургия

Во время нее не раз будет совершена ектения о почивших христианах, когда диакон будет призывать всех предстоящих вознести свои молитвы о усопших.

Апостол

За упокой: 1 Сол., 270 зач., IV, 13–17:

  • 13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
  • 14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
  • 15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
  • 16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
  • 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
  • 18 Итак утешайте друг друга сими словами.
Чтение Евангелия

За упокой: Ин., 16 зач., V, 24–30:

  • 24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
  • 25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
  • 26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
  • 27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
  • 28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
  • 30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Панихида

Она пройдет после литургии – теперь это уже не Великая Панихида, а более краткая служба, без чтения «Блаженных». Обычно ее совершают несколько священников. Имена усопших звучат на ектении, кроме того, иереи, хотя не во всеуслышание, читают все поданные записки, молясь о каждом из христиан.

Песнопения Панихиды

Тропарь, глас 4

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой диши раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.

Икос по 6-й песни канона, глас 8

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека. Земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми, яко земля еси и в землю отидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуия.

Традиции дня

Они, как правило, были связаны с поминовением предков: люди ходили на кладбище, украшали могилы, а также подавали обильную милостыню о почивших.

Кроме того, с Родительской начинали готовиться к встрече Масленицы: например, по материалам этнографов XIX в. в Калужской губернии было принято «провожать зиму» и «встречать весну», причем делали это дети от 8 до 10 лет. Им давали блин, после чего те прыгали на кочерге, изображая всадника и крича:

«Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — и пахать пойду!».

В наше время эти полуязыческие обычая, конечно, отошли в прошлое. А вот на кладбищах иногда можно встретить неразумных христиан, совершающих тризны со спиртным, вместо того, чтобы раздать милостыню о своих близких.

Как молиться дома

По силе и возможностям. Уставных правил для мирян нет, поэтому, в зависимости от желания и умения читать и понимать славянские тексты, можно:

  • помолиться краткими молитвами о усопших;
  • прочитать литию по мирскому чину; она включает 90 псалом, тропари и кондаки о упокоении;
  • совершить полную панихиду по чину мирян (особенно, если, например, из-за работы нет возможности попасть на парастас); она во всем идентична той, что пройдет в храме, лишь опущены молитвы священника и ектении диакона.

Таков этот день, когда мы, собравшись незадолго до Великого Поста, не только молимся о наших близких, но взаимно и испрашиваем их благословения, духовной поддержки на постное поприще. Недаром в древней Церкви молились и о усопших, и – им самим, твердо веруя, кто приобщившийся ко Христу к Крещении с Ним и будет в Вечности.

Следующая родительская суббота — Первая из трех Великопостных

 

Молитвы дня

В вселенскую родительскую (мясопустную) субботу

Тропарь заупокойный, глас 8

  1. Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй, / и поле́зное всем подава́яй, / еди́не Соде́телю, / упоко́й Го́споди, ду́ши раб Твои́х: / на Тя бо упова́ние возложи́ша, / Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.
  2. Перевод: Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий и полезное всем подающий, Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, ибо на Тебя они надежду возложили, Творца, и Промыслителя, и Бога нашего.

Слава, и ныне: Богородичен

Тебе́ и сте́ну, и приста́нище и́мамы, / и моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, / Его́же родила́ еси́ Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.

Кондак заупокойный, глас 6

Со святы́ми упоко́й / Христе́, ду́ши раб Твои́х, / иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, / ни воздыха́ние, / но жи́знь безконе́чная.

Перевод: Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.

Тропари за упокой, глас 5-й

  • Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
  • Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.
  • Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
  • Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии; и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.
  • Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
  • В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавший верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных.
  • Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
  • Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.
  • Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
  • Древле убо от не сущих создавый мя и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди, паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, но еже по подобию возведи древнею добротою возобразитися.
  • Запев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
  • Упокой, Боже, рабы Твоя и учини я в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила; усопшия рабы Твоя упокой, презирая их вся согрешения.
  • Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
  • Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне, и Божественный Душе; просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.
  • И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих ( имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.

Конкретно:

  1. До и после похорон: Все молитвы об усопших

Значение даты

Обычай поминать усопших в Христианской Церкви имеет древнее происхождение, о нем есть свидетельства еще IV в. Однако, первые упоминания о Вселенской Родительской перед Великим Постом относятся к VII в. С этого времени постепенно утверждается практика сугубых молений о христианах, оставивших этот мир, накануне Великого Поста, когда полная литургия, на которой возможно поминовение, совершается не каждый день, поэтому почившие в это время как бы обделены церковной молитвой.

Смысл даты, однако, не только в том, чтобы «дополнительно» помянуть усопших христиан, но и в том, чтобы призвать чад Церкви, еще совершающих земное странствование, духовно соединиться с Церковью Небесной, молясь о близких. Это – своего рода подготовка к Святой Четыредесятнице, которая соединит земное и небесное и является путем к Пасхе – Воскресению Христа, у Которого нет «мертвых», но все живы в Боге.

  • Автор: Наталия Сазонова
  • Фото: Пресс-служба Удмуртской епархии

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Воинская поминальная суббота (Димитриевская родительская): как молиться об усопших в этот деньВоинская поминальная суббота (Димитриевская родительская): как молиться об усопших в этот день

0 Comments
Дмитриевская родительская суббота

Дмитриевская родительская суббота не значится в церковном Уставе, а усопших перед памятью вмч. Димитрия Солунского, поминают только три Православные Церкви – Русская, Сербская и Болгарская. Когда отмечается Дмитриевская родительская суббота Память вмч. Димитрия Солунского, который издавна считался покровителем воинов, всегда отмечается 8 ноября. Так как

Поминальные дни

Что такое лития по усопшим в православии, когда и как совершается: простым языком о краткой, но ёмкой заупокойной службеЧто такое лития по усопшим в православии, когда и как совершается: простым языком о краткой, но ёмкой заупокойной службе

0 Comments
Лития по усопшим

Из всех богослужений, на которых поминаются имена усопших христиан, лития – самое краткое, причем совершить его может как священник, так и любой крещеный православный.  Все заупокойные церковные службы Их пять: Отпевание (чин погребения) — совершается священником только один раз в храме (иногда дома) на третий

Поминальные дни

«Батюшка отпевал мужика»: Две истории из практики современного священника и один вывод«Батюшка отпевал мужика»: Две истории из практики современного священника и один вывод

0 Comments
Отпевание усопшего в церкви

Насельник Тихвинского монастыря села Паздеры иеромонах Ефрем (Метс) рассказал про отпевание усопших. История первая Батюшка отпевал мужика. Вдруг у него в Требнике начали бегать буквы так, что читать дальше было невозможно. Он остановился, сконцентрировался, снова начал читать и опять та же история. Обращаясь к родственникам,

Поминальные дни

 Когда отмечается Родительский день после Пасхи – Радоница-2024 Когда отмечается Родительский день после Пасхи – Радоница-2024

0 Comments
Полный список родительских дней на 2024 год: как поминать усопших по-христиански

В самом этом слове звучит радость – но можно ли радоваться о близких, уже оставивших этот мир? Можно. Более того – это день, когда мы радуемся не только о них, пребывающих у Бога, но еще с ними вместе – о Воскресении Христовом.

Поминальные дни

Полный список родительских дней на 2024 год: как поминать усопших по-христианскиПолный список родительских дней на 2024 год: как поминать усопших по-христиански

0 Comments
Родительские субботы

Родительская суббота - так именуются дни, когда Церковь соборно приносит моления о тех верующих, которые оставили земную жизнь – недавно ли, или может быть, десятилетия, может быть даже столетия назад.

Поминальные дни