Насельник Тихвинского монастыря села Паздеры иеромонах Ефрем (Метс) рассказал про отпевание усопших.
История первая
Батюшка отпевал мужика. Вдруг у него в Требнике начали бегать буквы так, что читать дальше было невозможно. Он остановился, сконцентрировался, снова начал читать и опять та же история. Обращаясь к родственникам, спросил о причинах смерти усопшего. Они что-то там ответили, вроде бы ничего такого.
Батюшка продолжил читать молитвы, но буквы продолжали бегать и никак не успокаивались. Он уже с негодованием обратился к родственникам, чтобы они подробней рассказали о том, кем был покойник. После небольшого прессинга они поведали, что в советское время этот мужик был каким-то там чиновником и активным богоборцем. С его подачи закрывали и разрушали храмы в той области, где он был ответственным. Батюшка понял, что Господь даёт знамение о неугодности молитвы за этого человека. Отпевание было прервано.
История вторая
Второй батюшка мне рассказывал, как на отпевании у него при чтении молитв вдруг парализовало горло, и он не мог продолжать отпевание. Хор стоит в недоумении и не понимает, почему он остановился. Батюшка поворачивается к ним и начинает говорить, что что-то с горлом. Вдруг он обнаружил, что беседовать с хором он может и горло не беспокоит, а когда читает молитвы, то горло «сжимается в кулак» и не слушается. Батюшка тоже начинает спрашивать у родных о смерти покойника и оказывается, что он был алкоголиком и какая-то там смерть нехорошая была. Отпевание в итоге тоже прервалось, как и в первом случае.
Когда Бог не принимает молитвы
Мне эти истории рассказывали священники, с которыми это произошло. А есть ли в Священном Писании подобные инциденты, когда Бог не принимает молитвы? Да, есть! Бог через пророка Иеремию обличает иудеев во всех греховных мерзостях и говорит самому Иеремии:
«Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя. Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?»
(Иер.7:16-17)
Ходатайство праведных о грешных имеет свой предел. Мы можем это видеть, когда Авраам вымаливает Содом и оказывается, что вымаливать там просто некого, кроме семьи Лота. Ещё Бог через пророка Иезекииля после обличения иудеев говорит такие слова:
«и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог». (Иез.14:14)
Сама по себе молитва праведных имеет свою силу, но в том случае, если сам человек готов меняться в лучшую сторону.
Сознательный выбор
Мы, например, не имеем заповеди вымаливать диавола и бесов, поскольку покаяние для них невозможно в силу их собственного и сознательного выбора. Нужно смириться с тем, что есть люди, которые тоже делают сознательный выбор в пользу тьмы и ненависти к Богу, Господь знает их сердца и иногда даёт об этом знамения: как при жизни они не нуждались в Боге, так и по смерти не хотят Его знать.
Нам же, пока мы живы, оставлено покаяние, которое состоит в богопознании и любви, как говорит об этом Бог через пророка Исайю:
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят».
(Ис.1:16-20)
Смерть подкрадывается незаметно, тихонечко и по сути человек редко бывает к ней готов, а надо ведь готовиться, а то получится так, как говорит Господь:
«Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».
(Лк.13:2-5)