О Родительской субботе накануне Михайлова дня знают не везде и далеко не все. А в общецерковном календаре этой даты нет вовсе – лишь 21 ноября, Собор Архангела Михаила. Что это за дата, надо ли поминать усопших в этот день, как молиться об усопших родителях, что читать дома и на кладбище — в статье.
Есть ли Михайловская родительская суббота в православии
В России Михайловская родительская суббота мало где отмечается, но есть отдельные регионы, а также православные страны, где существует такой день поминовения, хотя не прописанный Уставом.
Какого числа будет в 2024 году
Традиционно это – субботний день перед праздником Архангела Михаила и Небесных сил.
Так как в 2024 г. 21 ноября придется на четверг, поминальной субботой будет 16 число месяца.
А 2025 году этот день придется на 15 ноября.
Почему даты нет в Церковном календаре
В календаре нет Михайловской родительской субботы потому, что это – не общецерковное, а местное, исторически сложившееся поминовение усопших.
В каких регионах выделяют эту дату
На канонической территории Русской Церкви Михайловскую субботу служат на приходах Белоруссии, а также некоторых епархий юга России.
Например, усердную молитву об усопших сродниках в преддверии Рождественского поста в субботу после Димитриевской родительской совершают на православных приходах Карачаево-Черкесской республики.
Из других славянских стран традицию таких суббот имеет Болгария.
История: кто, когда и где установил
Появление даты связано с Крещением славянских народов. Процесс принятия христианства был долгим и непростым, прежде всего, потому, что дело было не только в том, чтобы убедить язычника, что его «боги» ложны, но также – «воцерковить» его быт, где давно сложились свои традиции, праздники, памятные даты.
По справедливому замечанию русского церковного историка В.В.Болотова:
«Порвать свои житейские сношения с соседями-язычниками новообращенный не имел возможности. Нужно было охранить его от рецидива, и праздники занимали едва ли не главное место между теми оружиями, которыми отвергнутое язычество могло вести партизанскую войну с побеждающим его христианством.
«Общие радости» языческих празднеств то разжигали низкие страсти, не умершие еще в душах уверовавших, то будили в них человечно светлые воспоминания, вызывали картины того, что было в их прошлом отрадного…»
Именно поэтому еще с первых веков христианства Церковь начала устанавливать даты своих торжеств тогда, когда совершались языческие празднования: к примеру, общеизвестно, что 25 декабря – не исторический день Рождества Христова, а так называемый «день Солнца» у римлян, который был теперь переосмыслен христианами, как время пришествия Христа – Солнца правды.
Подобной была судьба и так называемых родительских дней, когда языческие тризны с магическими обрядами постепенно заменялись тем, что действительно нужно умершим – церковной молитвой, милостыней. Так у новообращенных стран появлялись даты поминовения, связанные с прежде бывшими у язычников днями поминания усопших.
Среди них также Михайловская Суббота, у белорусов, например, именовавшаяся «осенние деды», а позже, с постепенным воцерковлением этого поминания, названная «Михайловские деды».
Как всегда при подобных случаях, при «воцерковлении» языческой традиции различные обряды, идущие с древности, суеверные традиции переплетались с христианством, сочетали искреннюю скорбь о почивших, желание помочь им, но также суеверные страхи.
Так что народные традиции Михайловской субботы можно оценить, как очень неоднозначные с христианской точки зрения – хотя представляющие собой проявление искренней любви к своим усопшим.
Приметы и обряды
Они сохранились до наших дней в Белоруссии, особенно в сельской местности. «Михайловские деды» также иногда именуются «Филипповскими», ведь память Апостола Филиппа предшествует Рождественскому посту, до которого остается чуть более недели.
«Михайловские деды»
Вот каков домашний ритуал «Осенних Дедов» в Беларуси:
- поминать усопших начинают с вечера пятницы, когда собирают постный ужин; перед его началом читается молитва «Отче наш»; обязательно готовятся ритуальные поминальные блюда, например, кутья, одну ложку которой откладывают на отдельную тарелку – для усопших; принято есть по одной ложке: «Черпнули раз, два раза, положили ложку, полежит, потом снова»; за трапезой горит свеча, которая по ее окончании тушится блином или мякишем хлеба; на направлению, куда идет дым определяют, что ждет дом: потянулся дым к двери – кто-то умрет, пошел внутрь дома – будет процветание;
- после этого часть пищи выливается под стол – жертвуется для мертвых; это – ритуал поминания именно «дедов», то есть усопших мужчин;
- утром субботы начинается день, именуемый «бабы» (ударение на последний слог), когда такое поминание совершается о женщинах; теперь стол скоромный и очень обильный;
- принято также поминать усопших на месте их кончины – если она произошла не дома; например, если человек утонул, пищу (хлеб, пироги) приносят на водоем, бросают в воду.
Кроме этих собственно поминальных ритуалов, в пятницу принято мыться в бане (не забыв после этого оставить ведро воды и веник – для предков). Делается также уборка дома – чтобы достойно встретить души, которые придут навестить родных.
«Деды» настолько распространены в Белоруссии, что сейчас день поминовения является официальной памятной датой на государственном уровне. Правда, это 2 ноября – дата, далекая от традиционно принятой. Поэтому она практически не прижилась – белорусы продолжают поминать родных на «Михайловские деды».
Приметы
Белорусы издавна считали также, что погода на «Михайловские деды» указывает на то, какой она будет зимой:
- если сухо, тепло – то и зимнее время не будет слишком холодным;
- если же выпал снег – жди больших сугробов даже до самой Пасхи.
А вот обряды субботы в Болгарии сосредоточены вокруг Архангела Михаила. Он считается «жнецом душ», существует мнение, что именно он благословляет, умереть человеку, или жить. Накануне празднике принято:
- обильно раздавать милостыню «ради Архангела»; она же помогает усопшим сродникам, над душами которых Михаил начальствует;
- приносить жертву (это явно говорит о языческих истоках этого дня поминовения), барана или ягненка, мужского пола.
Что надо делать православным в этот день
Разумеется, ничего из вышеперечисленного. А если есть желание устроить поминки, делать это нужно не с целями магическими или «гадательными», а с пониманием того, что это – милостыня о душе, доброе дело, которое привлекает к ней Божию милость. Но самое главное дело христианина – посещение храма.
Если суббота отмечается в регионе, накануне совершается заупокойная лития о усопших, на сам день – панихида после литургии. Все эти богослужения желательно посетить, подать записки о упокоении, оставить милостыню – и, конечно, помолиться самому о родных.
Если же Михайловская никак не отмечается, ничто не мешает христианину молиться дома, а в церкви заказать панихиду о своих родных лично.
Осенью празднуют целых три Родительские субботы : Покровскую, Дмитриевскую и Михайловскую — откуда взялись +актуальные даты
Какие молитвы читать дома и на кладбище
По возможности, желанию, можно читать:
- краткую молитву о усопших:
«Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное». Или: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя): и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».
- литию мирским чином;
- панихиду – более продолжительное моление;
- Псалтирь (например, поминальную 17 кафизму)
- Канон о упокоении усопших
Молитвословия в субботу всем святым и за умерших
Тот, кто придерживается церковных традиций, знает, что согласно недельному богослужебному кругу каждая суббота — день поминовения усопших, которое установлено в память о том, что тело Господа было во гробе, а душа побеждала ад силой Божества именно в этот день недели.
Тропарь, глас 2
- Апо́столи, му́ченицы и проро́цы, / святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии, / до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии, / дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су, / о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те, / спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
- Слава: Помяни́, Го́споди, я́ко Благ, рабы́ Твоя́, / и ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́: / никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты, / моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
- И ныне: Ма́ти Свята́я неизрече́ннаго Све́та, / а́нгельскими Тя пе́сньми почита́юще, / благоче́стно велича́ем.
Кондак всем святым, Глас 8
Я́ко нача́тки естества́ Насади́телю тва́ри, / вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики; / тех моли́твами в ми́ре глубо́це / Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́, / Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Кондак заупокой, Глас 6
Со святы́ми упоко́й, / Христе́, / ду́ши раб Твои́х, / иде́же несть / боле́знь, ни печа́ль, / ни воздыха́ние, / но жизнь безконе́чная.
Молитва Господу о усопшем
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та на́шего (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся во́льная его согреше́ния и нево́льная, изба́ви его ве́чныя му́ки и огня́ гее́нскаго, и да́руй ему прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящым Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго, ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да.
Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя, вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Молитва детей об усопших родителях
Публикуем молитву о упокоении усопших родителей. Текст на церковно-славянском и русском языках. Читается это поминовение не только в Родительскую, но и в любой другой день, в любом месте: на кладбище, дома, на работе, в общественном транспорте.
- Бо́же, прие́мый же́ртву Авраа́млю и призре́в на всесожже́ние, явле́й А́нну проро́чицу Самуи́ла роди́ти, приими́ до́брая роди́теля, отца́ и ма́терь, помяни́, Го́споди, дре́внее ма́тере моея́: помяни́, Го́споди, вскормле́ние, помяни́, Го́споди, сле́зы, помяни́, Го́споди, воздыха́ние, помяни́, Го́споди, я́ко не восхоте́ста разлучи́тися от мене́, и се разлучи́стася от мене́ в ве́це сем. Но за дое́ние и вскормле́ние, и за сле́зы и воздыха́ние, и за разлуче́ние, е́же от мене́, ра́дости ве́чныя сподо́би я. Не сведи́ их, Го́споди, от ско́рби в ско́рбь, от печа́ли в печа́ль, от се́тования в се́тование. Но за же́ртву рожде́ния и принесе́ния к Тебе́, Го́споди, мене́, недосто́йнаго раба́ Твоего́ (имя) Ца́рствия Небе́снаго сподо́би я. Я́ко благослови́ся и просла́вися пречестно́е и великоле́пое и́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
- Перевод: Боже, принявший жертву Авраамову и воззревший на всесожжение, сделавший возможным Анне пророчице родить Самуила, прими добрых родителей, отца и мать, помяни, Господи, давнее матери моей: помяни, Господи, воспитание, помяни, Господи, слезы, помяни, Господи, стенание, помяни, Господи, как не хотели разлучаться со мной, и вот разлучились со мной в мире этом. Но за вскармливание и воспитание, и за слезы и стенание, и за разлуку со мной, радости вечной удостой их. Не призывай их, Господи, от муки в муку, от скорби в скорбь, от страдания в страдание. Но за жертву рождения и принесения к Тебе, Господи, меня, недостойного раба Твоего (имя) Царства Небесного удостой их. Чтобы благословилось и прославилось многочтимое и величественное имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва родителей о почивших детях
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти. Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни, Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (-ую рабу Твою), чадо мое (имярек), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отьяти е у мене.
Буди благословенно Имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадах наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам.
Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и Заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше, — молю Тя усердно, прости преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем, Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем.
Прости, Господи, прости, вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели ю со всеми святыми Твоими, от века благоуившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты Един кроме греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословении Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот, Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Архангелу Михаилу об усопшем?
Такие молитвы Архангелу Михаилу об упокоении усопшего можно встретить на некоторых интернет-ресурсах как «особо действенные». Однако, их тексты канонически не утверждены, а содержание – сомнительно, например, просьба к Архистратигу Небесных Сил вывести душу из ада – в то время, как сделать это может только Бог.
Впрочем, если усопший тезоименит Архангелу, обратиться к нему вполне возможно, но – каноническими молитвами, или же своими словами.
Обязательно надо идти на кладбище?
По языческой традиции ходить на кладбище на «Михайловские деды» не принято, это – прежде всего, время семейного поминального застолья.
Для христианина день поминовения – лишний повод помолиться на могиле дорогого человека. Но делать это лучше все же, прежде посетив церковь.
Читайте также: До и после похорон: все молитвы о усопших
Что нельзя делать
Следовать языческим суевериям, гадать о будущем, откладывать пищу для покойных, «кормить» их. Все это – прогневляющие Бога языческие обряды.
Читайте также:О чем молятся Архангелу Михаилу сегодня
Отрывок из проповеди
Вот что еще в 1960 г. говорил архимандрит Кирилл (Павлов), проповедуя на Михайлов день и обращая мысль своих слушателей к служению Ангелов в этой жизни и будущей:
«Служение святых Ангелов не ограничивается настоящей только жизнью. Они будут сопутствовать нам и при вступлении в мир загробный. При исходе из сей нашей страннической жизни, когда ни друзья, ни родные не смогут уже подать нам помощь, Ангел-Хранитель наш будет нам очень необходим.
Он и тогда не оставит нас, всеми оставленных. Мы не можем вполне представить себе своего положения в мире ином, для нас неизвестном, того ужаса, который овладеет нами при осознании пороков и грехов, нами содеянных, и при мысли, что скоро должны мы предстать пред Лицо Самого Бога – Судии Праведного.
Таким образом, Ангелы-Хранители наши всегда находятся при нас, всюду сопутствуют нам, если только мы сами не отгоняем их своей греховной жизнью. В таком случае они отступают от нас и сетуют, и место их заступает враг наш – диавол».
Итак, есть большая мудрость в том, чтобы «воцерковить» языческое поминовение, связав его с праздником Ангелов, и тем обратить взор христиан не к поминальным «пище и питию», а небу, где и есть настоящая, вечная жизнь.
Наталья Сазонова
Да, хоть каждую субботу поминайте! На самом деле в году всего 4 родительских субботы