------------------- Воздвижение Креста икона
Православие сегодня Иконы Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

0 Comments
Воздвижение Креста икона

Икона Воздвижение Креста Господня. Этот образ легко узнать по Распятию в его центре. Крест держит епископ, а окружают его множество людей, на некоторых же иконах можно увидеть даже Ангелов.

Что изображено на иконе Воздвижения Креста

Главным образом – событие, которое произошло в Иерусалиме в 326 г. Тогда мать святого императора Константина Великого, царица Елена, смогла найти Крестное Древо, на котором был распят Христос.

Воздвижение Креста: что изображено на иконе

Воздвижение Креста Господня: что изображено на иконе

Случилось это после длительных поисков:

усилиями римских императоров-язычников, старавшихся уничтожить память о ненавистном им «Назарянине», Иисусе, даже место Распятия, гора Голгофа, было застроено языческими капищами. Но при Божией помощи здесь все же удалось найти три креста – орудия казни, которые, по традиции, «погребали» на месте распятия казненных.

Определить же, какой из крестов является Христовым помогло чудо: по одним данным, от прикосновения к святыне воскрес умерший, по другим – от Крестного Древа исцелилась больная женщина. Возможно, что имели место оба чудесных события – и, скорее всего, чудес было куда больше.

Возрадовавшись о нахождении святыни, Патриарх Иерусалимский и поднял ее вверх, благословляя сотни людей, которые собрались, чтобы видеть Крест. Этот-то момент и пишется на иконе Воздвижения. Но – не только он.

На заднем плане образа часто можно увидеть изображение храма, это – церковь Воскресения во Иерусалиме, ныне известная практически каждому христианину, как место, где находится Кувуклия – часовня над пещерой Гроба Господня, а также другие реликвии.

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Кувуклия в Храме Воскресения Христова..Центр Веры…Центр земной силы

Этот храм был выстроен спустя около 10 лет после обретения Креста, и освящен 26 сентября 336 г. Позже день после освящения храма, или, как было принято говорить, «обновления»стал отмечаться еще и как память обретения Креста. А икона Воздвижения стала изображать оба события – и первое благословение христиан Древом, и храм Воскресения, освященный спустя более 10 лет.

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Иерусалим. Храм Гроба Господня сегодня

Иконография

Она сложилась не сразу.

  • Древнейшие изображения Воздвижения – просто икона свв. Константина и Елены, держащих Крестное Древо.
  • Другой вариант иконографии, вероятно, начинает складываться после установления праздника, который отмечался вместе с Обновлением храма Воскресения. На этих образах Крест держит уже Патриарх, он окружен диаконами (иногда – Ангелами), рядом – цари Константин и Елена, священники, множество верующих. При этом исторически св. Константин не присутствовал при обретении святыни, однако, поиски Креста были и его решением – потому он и пишется на иконе. На таких образах также пишется храм Воскресения – иногда у него один круглый купол (как у храма Св. Софии), на других иконах – больше. Толкователи образа считают, что изображенный храм символизирует и любую христианскую церковь вообще. Другой вариант «прочтения символа» связан с церковью как образом Небесного Иерусалима.
  • Наконец, в поздний период появляется особый «извод» иконы в России: здесь вместе со свв. Константином и Еленой пишутся также образы русского царя и Патриарха. Это – символ духовного преемства Византии и Русского государства, которое после захвата Константинополя турками в 1453 г. стало часто называть себя «Третьим Римом» (первые два – столица Римской империи и «Новый Рим» Константинополь).

    Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

    1656 г. Изображение сие, писанное на холсте масляными красками, находится в алтаре над жертвенником Распятской церкви при теремах Кремлевского дворца; оно высотой 1 аршин и 11 вершков, а шириной 1 аршин, 3 1/2 вершка. Кресту предстоят в молении, как значится в надписи: Святый благоверный Царь Константин и Святая благоверная Царица Елена, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович и Государыня Царица и Великая Княгиня Мария Ильинична; наконец, при подножии святитель (без обозначения его имени) в полном облачении и митре, похожей на корону, с убрусом в руке. Это никто иной должен быть, как Никон Патриарх, основатель монастыря и соорудитель креста, по коему и монастырь получил название Крестного. Лицо его несколько сходно с известными нам его портретами.

    Икона Воздвижение Креста Господня

    Воздвижение Креста Господня. Преподобные Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский

Интересные детали

На разных образах Воздвижения также можно увидеть:

  • гвозди от Распятия, которые держит царица на особом блюде; действительно, эта реликвия была найдена вместе с крестами, впоследствии малые частицы гвоздей разошлись по всему христианскому миру;
  • изображенный иконописцем момент обретения Древа – гору, три креста под ней, людей, трудящихся, чтобы раскопать святыню, и царицу, стоящую рядом и молящуюся;
  • воскресшего от прикосновения Древа человека – такие изображения обычно находятся внизу иконы.

    Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

    Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.  Вторая четверть XIX века. Палехская школа иконописи. На фоне базилики Гроба Господня изображен патриарх Макарий с двумя диаконами, возносящий Крест. Ниже представлены император Константин и царица Елена. В верхних углах — сцены обретения Креста. © Государственный музей Палехского искусства

Первые, знаменитые, старинные

Одно из древнейших изображений находилось в самом знаменитом храме православного мира – церкви св. Софии Премудрости Божией в Константинополе.

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Воздвижение Креста Господня свв кнн Константиной и Еленой. Храм Святой Софии, Константинополь

Традицию писать Воздвижение именно так отчасти переняла и Русь: известно подобный образ Воздвижения есть в одном из храмов Полоцка (XII в.), похожую мозаику, относящуюся к XIX в., можно встретить также в Исаакиевском соборе Петербурга. Здесь Древо держит св. Елена, а ее сын, равноапостольный император, стоит рядом с мечом и хоругвью с монограммой имени Христа.

А первые изображения свв. Константина и Елены на иконах относятся к XIV в.Они связаны с Чином Воздвижения в храме Св. Софии, в котором всегда принимал участие император. Одна из древнейших таких – фреска из церкви Успенского монастыря Грачаница в Косово. Она датируется примерно 1320 г.

Воздвижение Креста Господня: иконы

Святой Савва Сербский и свв. царь Константин и царица Елена.
Фреска монастыря Грачаница (Косово и Метохия, Сербия), столб, нижний регистр, XIV в.

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. XVI в.  Псковская иконописная школа Происхождение: из церкви Николая Чудотворца со Усохи в Пскове  Икона Праздничного чина. На фоне базилики Гроба Господня изображен патриарх Макарий с двумя диаконами, возносящий Крест. Справа представлены император Константин и его мать Елена, слева – присутствующие в храме. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера Размеры: 70*94 см

Воздвижение Креста: картина Рубенса

Праздник Воздвижения пришел на Запад существенно позднее, чем утвердился на Востоке. Картина П.П.Рубенса, фламандского художника XVII в. с названием «Воздвижение Креста» – католическое «прочтение» содержания праздника, который для западных христиан оказался, прежде, всего, воспоминанием о Распятии, а не об обретении Древа.

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Триптих «Воздвижение Креста», Питер Пауль Рубенс (1609-1610 гг.). Размеры: центральная панель 460 х 340 см, и две боковые по 460 × 150 см. Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен

Вот и на триптихе, который находится сейчас в соборе Богородицы бельгийского города Антверпен, показано само Распятие – «воздвижение» в интерпретации художника есть не что иное, как поднятие Креста, к которому прибит Спаситель. С присущим Рубенсу натурализмом на картине выписаны фигура страдающего Спасителя, воинов, поднимающих Крест, а также изображены женщины, ученицы Спасителя, присутствующие при казни.

В чем помогает Господь по молитве у образа

Перед этой иконой христиане просят у Него благословения своей жизни, мужества и твердости в несении собственного, посильного и скромного, жизненного креста – испытаний, ведущих ко спасению души и Небесному Царству, где ожидает каждого пострадавший за нас Господь.

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 1793 год.  Палехская школа иконописи

Этот образ напоминает нам, что, по слову митрополита Антония Сурожского, «Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша, теперешняя, связала вместе Бога и человека. И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью – ничем другим нельзя откупиться за любовь». Именно об этом думает христианин, взирая на икону Воздвижения.

Молитвословия

Тропарь, глас 1:

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак, глас 4:

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Задостойник, глас 8:

Велича́й, душе́ моя́,/ пречестны́й Крест Госпо́день.

Та́ин еси́, Богоро́дице, рай,/ невозде́ланно возрасти́вший Христа́,/ И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во;/ тем ны́не возноси́му,// поклоня́ющеся Ему́, Тя велича́ем.

Молитва первая

О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч:

И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́?

Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние!

Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Пряжевский образ Богородицы — чудотворная святыня курской землиПряжевский образ Богородицы — чудотворная святыня курской земли

0 Comments
Пряжевская Богородица

До совсем недавнего времени крестный ход с этой святыней был единственным, который совершался по территории двух стран – России, где Пряжевская икона Богородицы находится сейчас, и Украины – где ее обрели. Здесь — подробнее о крестном ходе с Пряжевской иконой вчера и сегодня. Дни празднования

Иконы

Владимирская-Оранская икона Божией Матери — святыня земли нижегородскойВладимирская-Оранская икона Божией Матери — святыня земли нижегородской

0 Comments
Владимирская-Оранская. Список сделан в 1629 году

Около 400 лет назад монастырь в селе Оранки Нижегородской губернии был основан почитателем иконы. А в наши дни, когда обитель возрождена после десятилетий гонений, ее святыня — Оранская икона Божией Матери — вернулась в родные стены. День памяти Оранский образ, собственно, чествуют и во все

Иконы

История Почаевской иконы БогородицыИстория Почаевской иконы Богородицы

0 Comments
Почаевская икона Божией Матери

Эта небольшая икона Богородицы в киоте в виде звезды с восемью лучами прославлена такими чудесами, что ее чтут как православные, так и католики. Какова же история этой великой святыни — Почаевского образа Божией Матери? Где находится оригинал Сейчас, как и столетия назад, образ пребывает в

Иконы

Икона святой МатроныИкона святой Матроны

0 Comments
Икона Матроны Московской

Образ святой старицы Матроны Московской, любимой миллионами православных, ныне есть практически в каждом храме. Иконография блаженной складывается с 1990-х гг., когда произошло ее общецерковное прославление. О том где находятся и как выглядят канонические и наиболее почитаемые иконы, о традициях иконографии — в нашей статье. Как

Иконы

Избавительница от бед Ташлинская – чудотворная икона Божией МатериИзбавительница от бед Ташлинская – чудотворная икона Божией Матери

0 Comments
Избавительница от бед Ташлинская икона

Шел 1917 год – один из самых тяжелых для России. Уже пала монархия, страна постепенно теряла себя, начинался хаос гражданского противостояния. Тот год отмечен множеством чудес милости Божией к людям: желая укрепить Своих чад ввиду грядущих гонений Христос и Матерь Божия явили православным сразу несколько

Иконы