------------------- Воздвижение Креста икона
Православие сегодня Иконы Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

0 Comments
Воздвижение Креста икона

Икона Воздвижение Креста Господня. Этот образ легко узнать по Распятию в его центре. Крест держит епископ, а окружают его множество людей, на некоторых же иконах можно увидеть даже Ангелов.

Что изображено на иконе Воздвижения Креста

Главным образом – событие, которое произошло в Иерусалиме в 326 г. Тогда мать святого императора Константина Великого, царица Елена, смогла найти Крестное Древо, на котором был распят Христос.

Воздвижение Креста: что изображено на иконе

Воздвижение Креста Господня: что изображено на иконе

Случилось это после длительных поисков:

усилиями римских императоров-язычников, старавшихся уничтожить память о ненавистном им «Назарянине», Иисусе, даже место Распятия, гора Голгофа, было застроено языческими капищами. Но при Божией помощи здесь все же удалось найти три креста – орудия казни, которые, по традиции, «погребали» на месте распятия казненных.

Определить же, какой из крестов является Христовым помогло чудо: по одним данным, от прикосновения к святыне воскрес умерший, по другим – от Крестного Древа исцелилась больная женщина. Возможно, что имели место оба чудесных события – и, скорее всего, чудес было куда больше.

Возрадовавшись о нахождении святыни, Патриарх Иерусалимский и поднял ее вверх, благословляя сотни людей, которые собрались, чтобы видеть Крест. Этот-то момент и пишется на иконе Воздвижения. Но – не только он.

На заднем плане образа часто можно увидеть изображение храма, это – церковь Воскресения во Иерусалиме, ныне известная практически каждому христианину, как место, где находится Кувуклия – часовня над пещерой Гроба Господня, а также другие реликвии.

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Кувуклия в Храме Воскресения Христова..Центр Веры…Центр земной силы

Этот храм был выстроен спустя около 10 лет после обретения Креста, и освящен 26 сентября 336 г. Позже день после освящения храма, или, как было принято говорить, «обновления»стал отмечаться еще и как память обретения Креста. А икона Воздвижения стала изображать оба события – и первое благословение христиан Древом, и храм Воскресения, освященный спустя более 10 лет.

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Иерусалим. Храм Гроба Господня сегодня

Иконография

Она сложилась не сразу.

  • Древнейшие изображения Воздвижения – просто икона свв. Константина и Елены, держащих Крестное Древо.
  • Другой вариант иконографии, вероятно, начинает складываться после установления праздника, который отмечался вместе с Обновлением храма Воскресения. На этих образах Крест держит уже Патриарх, он окружен диаконами (иногда – Ангелами), рядом – цари Константин и Елена, священники, множество верующих. При этом исторически св. Константин не присутствовал при обретении святыни, однако, поиски Креста были и его решением – потому он и пишется на иконе. На таких образах также пишется храм Воскресения – иногда у него один круглый купол (как у храма Св. Софии), на других иконах – больше. Толкователи образа считают, что изображенный храм символизирует и любую христианскую церковь вообще. Другой вариант «прочтения символа» связан с церковью как образом Небесного Иерусалима.
  • Наконец, в поздний период появляется особый «извод» иконы в России: здесь вместе со свв. Константином и Еленой пишутся также образы русского царя и Патриарха. Это – символ духовного преемства Византии и Русского государства, которое после захвата Константинополя турками в 1453 г. стало часто называть себя «Третьим Римом» (первые два – столица Римской империи и «Новый Рим» Константинополь).

    Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

    1656 г. Изображение сие, писанное на холсте масляными красками, находится в алтаре над жертвенником Распятской церкви при теремах Кремлевского дворца; оно высотой 1 аршин и 11 вершков, а шириной 1 аршин, 3 1/2 вершка. Кресту предстоят в молении, как значится в надписи: Святый благоверный Царь Константин и Святая благоверная Царица Елена, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович и Государыня Царица и Великая Княгиня Мария Ильинична; наконец, при подножии святитель (без обозначения его имени) в полном облачении и митре, похожей на корону, с убрусом в руке. Это никто иной должен быть, как Никон Патриарх, основатель монастыря и соорудитель креста, по коему и монастырь получил название Крестного. Лицо его несколько сходно с известными нам его портретами.

    Икона Воздвижение Креста Господня

    Воздвижение Креста Господня. Преподобные Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский

Интересные детали

На разных образах Воздвижения также можно увидеть:

  • гвозди от Распятия, которые держит царица на особом блюде; действительно, эта реликвия была найдена вместе с крестами, впоследствии малые частицы гвоздей разошлись по всему христианскому миру;
  • изображенный иконописцем момент обретения Древа – гору, три креста под ней, людей, трудящихся, чтобы раскопать святыню, и царицу, стоящую рядом и молящуюся;
  • воскресшего от прикосновения Древа человека – такие изображения обычно находятся внизу иконы.

    Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

    Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.  Вторая четверть XIX века. Палехская школа иконописи. На фоне базилики Гроба Господня изображен патриарх Макарий с двумя диаконами, возносящий Крест. Ниже представлены император Константин и царица Елена. В верхних углах — сцены обретения Креста. © Государственный музей Палехского искусства

Первые, знаменитые, старинные

Одно из древнейших изображений находилось в самом знаменитом храме православного мира – церкви св. Софии Премудрости Божией в Константинополе.

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Воздвижение Креста Господня свв кнн Константиной и Еленой. Храм Святой Софии, Константинополь

Традицию писать Воздвижение именно так отчасти переняла и Русь: известно подобный образ Воздвижения есть в одном из храмов Полоцка (XII в.), похожую мозаику, относящуюся к XIX в., можно встретить также в Исаакиевском соборе Петербурга. Здесь Древо держит св. Елена, а ее сын, равноапостольный император, стоит рядом с мечом и хоругвью с монограммой имени Христа.

А первые изображения свв. Константина и Елены на иконах относятся к XIV в.Они связаны с Чином Воздвижения в храме Св. Софии, в котором всегда принимал участие император. Одна из древнейших таких – фреска из церкви Успенского монастыря Грачаница в Косово. Она датируется примерно 1320 г.

Воздвижение Креста Господня: иконы

Святой Савва Сербский и свв. царь Константин и царица Елена.
Фреска монастыря Грачаница (Косово и Метохия, Сербия), столб, нижний регистр, XIV в.

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. XVI в.  Псковская иконописная школа Происхождение: из церкви Николая Чудотворца со Усохи в Пскове  Икона Праздничного чина. На фоне базилики Гроба Господня изображен патриарх Макарий с двумя диаконами, возносящий Крест. Справа представлены император Константин и его мать Елена, слева – присутствующие в храме. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера Размеры: 70*94 см

Воздвижение Креста: картина Рубенса

Праздник Воздвижения пришел на Запад существенно позднее, чем утвердился на Востоке. Картина П.П.Рубенса, фламандского художника XVII в. с названием «Воздвижение Креста» – католическое «прочтение» содержания праздника, который для западных христиан оказался, прежде, всего, воспоминанием о Распятии, а не об обретении Древа.

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Триптих «Воздвижение Креста», Питер Пауль Рубенс (1609-1610 гг.). Размеры: центральная панель 460 х 340 см, и две боковые по 460 × 150 см. Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен

Вот и на триптихе, который находится сейчас в соборе Богородицы бельгийского города Антверпен, показано само Распятие – «воздвижение» в интерпретации художника есть не что иное, как поднятие Креста, к которому прибит Спаситель. С присущим Рубенсу натурализмом на картине выписаны фигура страдающего Спасителя, воинов, поднимающих Крест, а также изображены женщины, ученицы Спасителя, присутствующие при казни.

В чем помогает Господь по молитве у образа

Перед этой иконой христиане просят у Него благословения своей жизни, мужества и твердости в несении собственного, посильного и скромного, жизненного креста – испытаний, ведущих ко спасению души и Небесному Царству, где ожидает каждого пострадавший за нас Господь.

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 1793 год.  Палехская школа иконописи

Этот образ напоминает нам, что, по слову митрополита Антония Сурожского, «Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша, теперешняя, связала вместе Бога и человека. И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью – ничем другим нельзя откупиться за любовь». Именно об этом думает христианин, взирая на икону Воздвижения.

Молитвословия

Тропарь, глас 1:

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак, глас 4:

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Задостойник, глас 8:

Велича́й, душе́ моя́,/ пречестны́й Крест Госпо́день.

Та́ин еси́, Богоро́дице, рай,/ невозде́ланно возрасти́вший Христа́,/ И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во;/ тем ны́не возноси́му,// поклоня́ющеся Ему́, Тя велича́ем.

Молитва первая

О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч:

И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́?

Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние!

Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Святая Троица: старинные иконы и их авторыСвятая Троица: старинные иконы и их авторы

0 Comments
Икона Троица

Вероятно, нет человека, который бы не знал знаменитый образ кисти прп. Андрея Рублева. Однако, это изображение  – Троица икона – далеко не единственное среди множества, приоткрывающих тайну Божества. Где находится оригинал С 1929 по 2023 гг  знаменитая икона XV века кисти Андрея Рублева хранилась в

Иконы

«Нечаянная Радость»: чем славен, что значит и где поклониться чудотворному образу Божией Матери сегодня«Нечаянная Радость»: чем славен, что значит и где поклониться чудотворному образу Божией Матери сегодня

0 Comments
Икона Нечаянная Радость

Икона «Нечаянная Радость» чествуется 14 мая и 22 декабря. Есть еще одна дата, переходящая: воскресенье, когда празднуют Собор всех святых (в 2024 году — 30 июня). В отличие от других образов Пресвятой Богородицы на иконе изображены не только Она и Христос, но также – человек,

Иконы

Икона Спиридона Тримифунтского для привлечения денег?Икона Спиридона Тримифунтского для привлечения денег?

0 Comments
Икона Спиридона Тримифунтского

Современные православные России, по большей части – верующие в первом поколении, мало что знающие о христианской вере, традиции, зачастую не понимают разницы между молитвой и «заклинанием», считают икону Спиридона Тримифунтского или другую святыню «оберегом», а просят угодников Божиих не о свершении воли Господней, а о

Иконы

«9 квадратных метров»: в каком храме находится и чем знаменита икона в Тутаеве«9 квадратных метров»: в каком храме находится и чем знаменита икона в Тутаеве

2 комментария
Всемилостивый Спас - икона в Тутаеве под которой надо пролезать

Старинная, величественных размеров икона в Ярославской области — это, пожалуй, самый известный на сегодняшний день образ Всемилостивого Спаса. Кроме того, что это «такая специальная икона в Тутаеве, под которой нужно пролезать с молитвой ради здоровья и исполнения желаний» о ней можно ещё много чего интересного

Иконы

Чудотворная святыня Алтая – Коробейниковская Казанская икона БогородицыЧудотворная святыня Алтая – Коробейниковская Казанская икона Богородицы

0 Comments
Коробейниковская Казанская икона Божией Матери

Коробейниковская икона Божией Матери не напрасно именуется «величайшей святыней Алтайского края». Это вариант известного каждому Казанского образа. Написан он был для сельского сибирского Казанского храма. И до революции никто ничего особенного о нем не знал. Икона начала являть чудеса в безбожные времена, когда в них

Иконы