Иеромонах Ефрем (Метс) кратко и понятно о Главном богослужении Церкви, которое называется Божественной Литургией.
Её структура состоит из трёх частей:
- Проскомидия.
- Литургия оглашенных.
- Литургия верных.
Почему Литургия делится на три части
Нужно сказать, что трёхступенчатое и трёхсоставное восхождение к Богу просматривается во многих богословских примерах. Святые отцы видели в трёх библейских книгах Соломоновых «Притчи», «Екклесиаст» и «Песнь Песней» отражение духовного состояния и последовательное восхождение к Богу.
Также и Христос говорит о трёх шагах ученичества:
«если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Мф.16:24)
Ну, и наконец православный храм состоит из трёх частей: притвор, трапеза (средняя часть) и алтарь. В общем, аналогий можно приводить много, но я прокомментирую только части Божественной Литургии.
Одна из ключевых ошибок в духовной жизни состоит в том, что нужно преодолевать каждую ступень постепенно, а не перепрыгивать через одну. Иначе получается искажение как психологическое, так и духовное, даже создаётся иллюзия либо духовного совершенства, либо полного отчаяния, хотя то и другое от лукавого. Разберёмся!
1) Начнём с проскомидии.
Греческое слово «проскомидия» переводится как «приношение». Священник молитвенно подготавливает хлеб(просфору) и вино для Таинства Евхаристии, также поминает записки о здравии и упокоении. Дело в том, что раньше люди сами приносили и свечи, и хлеб и вино для Литургии. Можно сказать, что в символическом и аскетическом смысле проскомидия учит христианина добрым делам, т.е. жертвоприношению.
Некоторые люди пишут планы на Новый год, думаю, что многие пункты связаны с тем, что я хотел бы получить, приобрести или купить в наступающим году. А если бы я начал писать планы о том, что я хотел бы подарить, отдать, пожертвовать, то это были бы совсем иные цели и внутреннее состояние, которое можно было бы назвать проскомидией.
Первый шаг духовной жизни может открыть мне, что добро делать приятнее и выгоднее чем зло.
Добрые дела нужны в первую очередь тому, кто их делает, а не тому, кому их делают.
Доброе дело всегда связано с жертвой, это и про время, и про силы и материальные блага, в общем, про всё, что очень хотелось бы оставить себе, но отрываю от себя.
Можно придумать 1000 отговорок, почему я не могу делать добрые дела, но за этим всегда будет стоять одна причина: удушающий и унылый эгоизм, против которого я боюсь восстать.
Как говорит Соломон:
«Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит». (Прит.11:27)
Такова первая ступенечка к богопознанию.
2) Следующая часть Литургии называется литургия оглашенных.
Оглашенные – это те, кто готовятся принять Таинство Крещения. Это сегодня – ты пришёл и тебя покрестили, а в первые века Христианства человек долго готовился, чтобы стать христианином. Изучал Священное Писание, основы веры, присутствовал и молился на богослужении до евхаристического канона, потом все оглашенные должны были покинуть Литургию, оставались только верные.
Если проскомидия учит добрым делам, то литургия оглашенных делает следующий шаг и учит человека прислушиваться к Богу, к Его заповедям и к Его воле, черпая знание из Божественного Откровения.
Когда Марфа пытается привлечь к добрым делам Марию, которая сидит и слушает Иисуса, то Сам Христос делает замечание:
«Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». (Лк.10:41-42)
Марфа, находясь на уровне «проскомидии», пытается спустить Марию на ступень ниже, в чём и обличена Христом.
Творение добрых дел без Бога могут сделать человека тщеславным, раздражительным, гордым и высокомерным. Нужно помнить, что Христа распяли люди, у которых вся жизнь состояла из добрых дел, но душа оставалась без Бога.
Добрые дела призваны подготовить сердце человека, вспахать его для слышания Слова Божия и познания самого себя.
Кто начал вслушиваться в Слово Божье и менять своё сердце, тот уже шагнул на следующую ступенечку богопознания.
3) Заключительная часть Литургии называется литургией верных.
В этой части совершается Таинство Евхаристии, т.е. пресуществление Святых Даров и причащение ими христиан. Сама по себе верность предполагает всецелую отдачу себя Богу, и мысли и волю и тело. Непрестанная внутренняя борьба сопутствует духовной жизни, падения будут всегда, но восстание через покаяние будет показателем верности. Уныние и сомнения, леность и гордыня так и норовят подтолкнуть меня изменить Богу.
Тем, кто не встал на этот путь, такая жизнь неизвестна и непонятна, а со стороны кажется полным безумием.
Если сегодня человек искренне не понимает для чего быть верным своей жене или мужу, то для чего быть верным Богу ему тем более непонятно.
Верность воспринимается как несвобода, как узость и неоправданное лишение себя мирских радостей. Но как показывает практика, всё бывает ровно наоборот.
Верность Богу – это верность, в том числе и самому себе, потому что Бог обитает внутри человека.
Как Он попадает в меня? Через молитву, исполнение заповедей, через Таинства Крещения, Исповеди и конечно же Евхаристии.
Причастие – и есть апогей верности, поскольку требует от христианина всё из вышеперечисленного.
Верность – это уход за своим сердцем.
Как мать всё время следит за новорожденным, чтобы он вовремя поел, поспал, был чист, так и человек призван быть внимателен к своей душе, чтобы она получала вовремя хлеб насущный, который есть и Слово Христа, и Тело и Кровь Господни. Вера должна быть не слепой, но разумной и сознательной, только в этом случае мы сможем распознать волю Божью!
Подводя итог, выстрою последовательную цепочку.
Начинаем творить добрые дела, вслушиваемся в Священное Писание и всеми силами воплощаем его в своей жизни, соединяясь со Христом в Евхаристии. Вот символические ступени, из которых состоит Божественная Литургия.
Будем же стремиться к ней, дабы Господь благословил нас и наши труды во имя Его. Аминь!
Иеромонах Ефрем (Метс)