Пророк Илия – один из самых чтимых и известных в народе пророков Ветхого Завета, и это притом, что никаких сочинений Илия не оставил. Однако, жизнь и чудеса его даже до наших дней поражают.
День пророка Илии
День Илии Пророка отмечается 2 августа. У наших предков с праздником были связаны разнообразные традиции вроде запрета на работу, чтобы не прогневать чтимого пророка, «братчин», или совместных трапез, с гуляниями и играми. В наши же дни 2 августа более известно как День воздушно-десантных войск, так как именно в этот день в 1930 г. впервые в СССР была произведена высадка парашютного десанта. Кстати, пророк ныне вполне логично чтится как покровитель ВДВ, ведь и в народной традиции его считали повелителем небесных стихий.
Кто он, что значит имя и откуда информация
Это один и пророков, то есть возвестителей воли Божией народу Израиля. Он жил примерно за 900 лет до Рождества Христова, а имя Илии на иврите звучит как «Элийяху», что означает «Бог мой Яхве» (Яхве, или Иегова – одно из имен Божиих, встречающихся в книгах Ветхого Завета). В отличие от многих других пророков, Илия не оставил после себя никаких писаний, и о его жизни мы знаем только из одного источника – ветхозаветных Третьей и Четвертой Книг Царств.

Пророк Илия
14 коротких фактов из жития
- Илию называют Фесвитянином, его родиной был город Фисва, расположенный либо в области Галилея или же, по мнению ряда историков, в Галааде, на территории нынешней Иордании. В первые века христианства чтилось здесь место, ныне называемое Листиб, как предполагают, бывшая Фисва Галаадская. Здесь было известно по крайней мере две церкви пророка. Но и сейчас, когда в регионе господствует ислам, холм близ деревни Листиб мусульмане именуют Тер-мар-Ильяс, утверждая, что именно здесь святой вознесся на небо.
- Время, в которое пророк совершал служение, было непростым для еврейского народа: согласно 3 Книге Царств, израильские цари один за другим отпадали от веры в Истинного Бога, склонялись к язычеству. Особенно вопиющим было отступничество царя Ахава, который, в угоду своей жене, язычнице Иезавель, возвел даже храм ложному «богу» Ваалу. Именно его обличителем и стал Илия Фесвитянин.
- Мы не знаем обстоятельств, при которых Господь призвал Своего раба на служение. Лишь в 17 главе 3 Книги Царств рассказывается о пустыннике Илие, «Фесвитянине, из жителей Галаадских», который пришел в царский дворец объявить Ахаву Божие наказание: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1)
Призвание
- Изгнанный из дворца, Илия удалился на реку Хораф. Здесь, как говорит Библия, ему приносили пищу птицы – вороны. А между тем вся Палестина была поражена жестокой засухой, люди гибли от нестерпимой жары и голода. Наконец, иссох и водный поток Хораф.
- Тогда, вновь по прямому указанию Господа, Илия отправился в Сарепту Сидонскую. Сам Господь указал, что ему предстоит жить у одной вдовы, которой, как сказал Бог, «Я повелел… кормить тебя» (3 Цар. 17:9). Город, в котором жила вдова, находился между Тиром и Сидоном. Сейчас бывшая Сарепта – город Сарафанд в Ливане, но расположен несколько в стороне от древнего поселения, которое давно превратилось в развалины.
- Время пребывания пророка в Сарепте ознаменовалось двумя чудесами святого. По воле Божией в доме женщины чудесно умножились мука и масло, которых на момент прихода Илии почти не оставалось. Кроме этого, Илия своей молитвой воскресил умершего от болезни сына вдовица.
- Через три года страшной засухи Илие последовало новое Божие повеление: снова отправиться к царю Ахаву. К этому времени нечестие при дворе еще усилилось: действовали не только храмы языческих «богов», но и их ложные пророки. Лишь царедворец Авдий (и сам имевший пророческий дар) спас тогда от убиения 100 сохранивших веру поклонников Истинного Бога.
- Придя к Ахаву, Илия потребовал собрать на горе Кармил всех ложных пророков. Были сооружены два жертвенника – Ваалу и Истинному Богу. Началось своего рода испытание веры: Илия с дерзновением потребовал, чтобы поклонники Ваала низвели огонь от своего «божества» на жертвы – но те, хотя и проводили ритуалы несколько часов, ничего не достигли. Тогда Илия потребовал облить водой свой жертвенник – так, что она даже заполнила ров вокруг него, а затем по его молитве «ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (3 Цар. 18:38).
- После чудесного жертвоприношения Илия, поддержанный всем народом, осязательно убедившимся, кто является Истинным Богом, лично убил 450 ложных пророков.
- Дальнейшая жизнь и деятельность святого – проповедь веры среди людей, которые, не вразумившись чудом, все еще продолжали, по выражению самого Илии, духовно «хромать на оба колена». Жизни пророка не раз угрожала и опасность от царицы Иезавели, разгневанной его проповедью.
- Но Библия говорит и об утешениях свыше, которые получал раб Божий. Так, скрываясь от расправы в пустыне, он удостоился беседы с Создателем. Писание говорит об этой встрече как бы прикровенно: Господь явился «в веянии тихого ветра», утешив, что народ Израиля не погиб до конца, и в нем сохранилось «семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его…» (3 Цар. 19:18). Гора Хорив, где произошло это явление, и до наших дней является местом паломничества не только христиан, но и мусульман.
- Илия еще не раз пророчествовал и обличал царя Ахава. Особенно ополчился на него грозный пророк после того, как тот велел убить Навуфея – просто затем, чтобы забрать его виноградник. После сурового Божия приговора, объявленного царю, тот смирился – и Господь принял его покаяние, отвратил Свой гнев.
- По смерти Ахава Илия продолжил свое пустынное подвижничество вместе с учеником, Елисеем. Лишь раз он покинул свое уединение: чтобы обличить сына Ахава, Охозию, который посмел во время болезни обратиться к языческим богам.
- Когда же земной путь пророка подошел к концу, то, как говорит Библия, «Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо». Елисей сопровождал учителя к месту его вознесения и видел, как явилась огненная колесница, и святой был взят на небо.
5 заблуждений о пророке Илии
Как и во времена пророка, заблуждений, восходящих к язычеству, немало существовало и среди христиан.
- Довольно массовым было убеждение, что Илия – повелитель грома, молний, дождя. Оно существовало не только среди славян, но даже и в «просвещенной» Византии.
- Наши предки в Ильин день приостанавливали все работы по хозяйству, опасаясь, что иначе суровый пророк накажет за работу в его праздник – например, пожаром дома. В действительности церковного запрета на рабочие дела в этот день нет – впрочем, чтителям святого, конечно, желательно начинать день с посещения богослужения, а уже затем переходить к необходимым рабочим и домашним хлопотам.
- Славяне на Ильин день опасались животных, как диких, так и домашних: считалось, что бесы, поражаемые стрелами пророка, входят в зверей, чтобы вредить человеку. Понятно, что оснований у этого суеверия нет.
- Греки, принявшие христианство за несколько столетий до славян, тем не менее, многие столетия имели обычай в Ильин день собираться на вершинах гор, чтобы поклоняться… «Зевсу, дождь приносящему». А самого пророка, по созвучию имен, отождествляли с ложным «богом» солнца, Гелиосом.
- На греческом полуострове Пелопоннес несколько столетий существовал и обычай гаданий на Ильин день, кроме того, молодежь прыгала через разведенные костры, стремясь так «очиститься».
Почитание в христианстве, иудаизме, мусульманстве
Святого чтут все три религии:
- иудеи – как хранителя истинной веры, обличителя нечестивых царей;
- христиане обращают особое внимание на книгу другого ветхозаветного пророка, Малахии, который передает такие слова Господа: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5); считается, что речь идет о возвращении Илии на землю перед Страшным Судом;
- мусульманское почитание «пророка Ильяса», как его называют, имеет сходство с иудейским и христианским, и, очевидно, заимствовано из этих традиций: в Коране говорится о нет как о борце с пророками Ваала, «не увидевшем смерти».
Первая икона пророка Илии
С древности утвердилась традиция писать пророка высоким, худощавым седовласым старцем, в одеждах его времени.
Считается, что самое древнее изображения святого относится к III в. от Рождества Христова. Оно найдено археологами в синагоге античного города Дура-Европос на р. Евфрат. Хотя Ветхий Завет запрещает любые изображения людей, грекоязычные евреи, очевидно, полагали, что недопустимы только скульптурные изображения, поэтому украсили свой молитвенный дом сценами из жизни пророков, среди которых и Илия. Его жизнь представлена несколькими сюжетами – можно увидеть его предстоящим Ахаву, воскрешающим сына вдовы, приносящим жертвы на горе Кармил.
Ну а самое древнее христианское изображение святого, возносимого на колеснице в Рай, относится к 370 г. и находится в базилике Сан-Лоренцо Маджоре (Милан, Италия).

Фрагмент иконы «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11).
Одна из древнейших икон пророка в России написана в XIII в. и находилась в храме села Выбуты близ Пскова (считается родиной княгини Ольги). Этот образ представляет Илию «с житием»: на его полях – клейма, изображающие события его жизни, всего их 14. Создавший икону мастер неизвестен, ныне она находится в Третьяковской галерее.

Иконография: Илия Пророк в пустыне Датировки: XVI в. Около 1552 года. В центре помещена фигура сидящего Ильи Пророка. В левом верхнем углу — темная птица с яйцом в клюве. Редкая особенность иконографии: Илья Пророк смотрит перед собой, а не оглядывается назад. Из известных памятников подобная схема присутствует в иконах XV века из Ильинской часовни деревни Пяльма в Обонежье. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
За что почитают на Руси
Пророка чтили, прежде всего, как покровителя небесных стихий, от которых всецело зависело все крестьянское хозяйство. Народ сочетал глубокую веру и любовь к пророку с языческими суевериями, но все же в основном искренне верил святому, надеялся на его помощь. Именно поэтому ему очень часто посвящали сельские церкви – пожалуй, чаще строили храмы лишь в честь свт. Николая Мирликийского.
Немало есть вопросов и ко «Дню ВДВ», который «совпал» с праздником пророка. Не отразилось ли из здесь народное почитание святого с его грозной небесной колесницей? Не было ли верующих людей среди тех, кто назначил первый в СССР парашютный десант именно на 2 августа? Если так, что ж, людям было дано по их вере – впрочем, как это происходит и сейчас, ведь многие десантники вполне осмысленно и без тени суеверий чтут пророка как своего заступника.
Храмы в мире и России
Христианский мир знает более 1700 храмов в честь прор. Илии. Среди самых известных:
- скит обители Пантократор горы Афон;
- соборный храм монастыря в честь пророка Иерусалимской Православной Церкви (между Иерусалимом и Вифлеемом);
- церковь пророка в Салониках (Греция); она возведена в XIV в.;
- храм «Илии Обыденного» в Москве; возведенный в 1592 г. по обету «об один день» (за день, отсюда название), он был одним из немногих столичных храмов, не закрывавшихся в советские годы.
Ильинское… Имя на карте
До 1917 г. сел с таким названием (конечно, по посвящению местной церкви) в России были сотни. В наши дни одно из самых известных таких сел находится в Подмосковье. До 1917 г. здесь была усадьба великого князя Сергея Александровича и его супруги, великой княгини Елисаветы Феодоровны. И до наших дней здесь существует Ильинская церковь постройки 1736 г.
В честь пророка также называются:
- горы на полуострове Аляска; первооткрыватель этой земли, российский мореплаватель Витус Беринг, дал им название «Святой Илья» в 1741 г.;
- еще одна гора – Ильяс-Кая в Крыму, где в древности находился храм пророка; уже тогда место чтилось молодоженами, которые и до сих пор приходят сюда за благословением святого на семейную жизнь;
- мыс, также на Крымском полуострове; здесь также в первые века христианства находилась греческая церковь, позже разрушенная; тем не менее, место все же считается чтимым: показывают так называемый Ильинский маяк, который возведен по обету Евдокией Рукавишниковой: молитвами пророка от туберкулеза излечился ее сын 19 лет, а было это в конце XIX в.
О чем молятся
Пророк, проведший жизнь в пустыне, удивительным образом отзывчив на прошения об устроении семейной жизни, о благополучии детей, исцелении недугов. Он помогает устоять в вере среди искушений, не отчаяться в Божием милосердии в скорбные времена. И, конечно, особо обращаются к нему те, кто, подобно ему, решил посвятить свою жизнь всецело Богу, вступая на монашеский путь.
О чем подумать, читая биографию пророка
Вот что говорит об этом священник Сергий Бегиян:
«Чему нам учиться, размышляя над житием святого Илии? Мысленно стоя перед пророком, чувствуешь себя так, как будто стоишь рядом с небоскребом. Рядом с глыбой веры. В чем ему подражать? Как ему подражать? Как муравей может подражать слону?
Но ведь и муравей может поднять соломинку. Да, рядом с его небоскребом веры наши обители веры — всего лишь жалкие нищенские лачуги. Но и в этой хибарке можно напитаться духовных благ. Да, мы не можем низвести огонь с неба. Но мы можем зажечь спичку, испечь лепешку — и накормить ею пророка, как вдова-сидонянка. С нами Господь не говорит Лицом к лицу, как с Илией, но и мы общаемся с Ним — в клети нашего сердца. Так уподобимся же святому пророку в ревности. Даже наше маленькое молитвенное правило, даже наше лилипутское служение да будет проникнуто духом ревности. Будем помнить постоянно слова нашего Господа: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»! (Лк.12:49). Этот огонь и есть Божественная ревность, которая заставляет нас побеждать свою лень, небрежение, гордость, и все остальное, что стеной стоит между каждым человеком и Христом. Этим же огнем и да даст нам Господь попалить все препоны врага нашего супостата…»
В Библии ему посвящено всего несколько глав. Но в них – образ человека, который всю без остатка свою жизнь посвятил Богу, стал Его вернейшим слугой и орудием Его воли. Он был тем, кто говорил с Господом лицом к лицу – и при этом еще и человеком, до боли сердечной любившим ближних: сострадавшим потерявшей сына вдовице из Сарепты, болеющим о погибающем от неверия родном народе. Таков он, внешне «суровый» святой, даже до наших дней: утешитель, помощник, заступник, что так хорошо чувствовали наши предки. Таким постепенно становится и всякий, вручивший свою жизнь Богу, Который есть Любовь.
Наталия Сазонова
Чудесная помощь: отзывы
- «Илия помог мне когда не было никакой надежды. Когда я даже представить себе не могла реального разрешения сложившейся ситуации. (пропал важный документ боялась, что он вовсе изъят). И ЧУДО случилось! Беда рассеялась! (Моментально! в течении часа). Теперь я стараюсь каждое утро в правиле обращаться с Величанием к Илии. Дивен Бог во святых Своих! Слава Богу за всё!» (Анна, 2023 г.)
- «То, что Пророку Илие молятся от засухи и бездождия, знала давно, но обращаться к нему не приходилось. А в прошлом году летом нужно было ехать к врачу, запись была на послеобеденное время в самую жару, а нужно сказать, что я очень плохо переношу духоту и тем более в общественном транспорте мне становится дурно, а запись не перенести на другое время. Стала молиться Пророку Илие, включила акафист на телефоне и просто слушала. В это время неожиданно откуда то прилетела туча и закапал дождь, хотя погода вообще никак не предвещала подобного – с утра совершенно ясное небо и день обещал быть жарким как и в предыдущие дни, да и в прогнозе ни намека на дождь в ближайшее время, а тут такое» (Юлия, 2023 г.).
Тропарь, молитва
Тропарь, глас 4:
Во пло́ти А́нгел,/ проро́ков основа́ние,/ вторы́й Предте́ча прише́ствия Христо́ва Илия́ сла́вный,/ свы́ше посла́вый Елисе́еви благода́ть,/ неду́ги отгоня́ти/ и прокаже́нныя очища́ти,// те́мже и почита́ющим его́ то́чит исцеле́ния.
Кондак, глас 2:
Проро́че и прови́дче вели́ких дел Бо́га на́шего,/ Илие́ великоимени́те,/ веща́нием твои́м уста́вивый водото́чныя о́блаки,// моли́ о нас еди́наго Человеколю́бца.
Молитва
О прехва́льный и пречу́дный проро́че Бо́жий Илие́, просия́вый на земли́ равноа́нгельским житие́м твои́м, пла́меннейшею ре́вностию по Го́споду Бо́гу Вседержи́телю, еще́ же зна́мении и чудесы́ пресла́вными, та́же по кра́йнему благоволе́нию к тебе́ Бо́жию преесте́ственно восхище́нный на о́гненней колесни́це с пло́тию твое́ю на не́бо, сподо́бльшийся бесе́довати с преобрази́вшимся на Фаво́ре Спаси́телем ми́ра, и ны́не в ра́йских селе́ниих непреста́нно пребыва́яй и предстоя́й Престо́лу Небе́сного Царя́! Услы́ши нас, гре́шных и непотре́бных, в час сей предстоя́щих пред свято́ю твое́ю ико́ною и усе́рдно прибега́ющих к хода́тайству твоему́.
Моли́ о нас Человеколю́бца Бо́га, да пода́ст нам дух покая́ния и сокруше́ния о гресе́х на́ших и всеси́льною Свое́ю благода́тию да помо́жет нам оста́вити пути́ нече́стия, преспева́ти же во вся́ком де́ле бла́зе, да укрепи́т нас в борьбе́ со страстьми́ и похотьми́ на́шими, да всади́т в сердца́ на́ша дух смире́ния и кро́тости, дух братолю́бия и незло́бия, дух терпе́ния и целому́дрия, дух ре́вности к сла́ве Бо́жией и о спасе́нии свое́м и бли́жних до́брое попече́ние. Упраздни́ моли́твами твои́ми, проро́че, злы́я обы́чаи ми́ра, па́че же поги́бельный и тлетво́рный дух ве́ка сего́, заража́ющий христиа́нский род неуваже́нием к Боже́ственней Правосла́вней ве́ре, к уста́вом Святы́я Це́ркве и к за́поведем Госпо́дним, непочте́нием к роди́телем и власте́м предержа́щим, и низверга́ющий люде́й в бе́здну нече́стия, развраще́ния и поги́бели. Отврати́ от нас, пречу́дне проро́че, предста́тельством твои́м пра́ведный гнев Бо́жий и изба́ви вся гра́ды и ве́си оте́чества на́шего от бездо́ждия и гла́да, от стра́шных бурь и землетрясе́ний, от смертоно́сных язв и боле́зней, от наше́ствия враго́в и междоусо́бной бра́ни.
Укрепи́ твои́ми моли́твами, пресла́вне, предержа́щия вла́сти на́ша в вели́цем и многотру́днем по́двизе народоправле́ния, благопоспеше́ствуй им во всех благи́х дея́ниих и начина́ниих к водворе́нию ми́ра и пра́вды в стране́ на́шей.
Посо́бствуй христолюби́вому во́инству во бране́х со врага́ми на́шими. Испроси́, проро́че Бо́жий, от Го́спода па́стырем на́шим святу́ю ре́вность по Бо́гу, серде́чное попече́ние о спасе́нии пасо́мых, му́дрость во уче́нии и управле́нии, благоче́стие и кре́пость во искуше́ниих, судия́м испроси́ нелицеприя́тие и безкоры́стие, правоту́ и сострада́ние к оби́димым, всем нача́льствующим попече́ние о подчине́нных, ми́лость и правосу́дие, подчине́нным же поко́рность и о послуша́нии свое́м раче́ние. Да та́ко в ми́ре и благоче́стии пожи́вше в сем ве́це, сподо́бимся прича́стия ве́чных благ в Ца́рствии Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.