По окончании литургии верующим в храме раздают небольшие кусочки хлеба. Они называются «антидором». Что это означает и как правильно, благоговейно обращаться с этой святыней?
Что это?
Антидор (ударение на последний слог) по-гречески его называют «ἀντίδωρον» («антидорос»), буквальный перевод – «вместо Даров». Это означает, что:
- эта святыня – часть так называемой «Агничной просфоры», самой большой из тех, на которых совершается литургия; именно из нее священник вынимает среднюю часть, которая «преложится», став Телом Господа; другие же части просфоры раздробляются на части для раздачи верующим;
- в древности было принято принимать антидор тем, кто по какой-то причине не причащался на литургии – отсюда и его название – «вместо Даров».
Агнец и Антидор
Антидор, артос, просфора — в чем разница
Антидор различается от просфоры, прежде всего, как часть от целого: это не просфора, а ее часть. Кроме того, часть просфоры особой:
- самой большой;
- «участвовавшей» в совершении Проскомидии, во время которой приготовляется Агничная просфора для главного Таинства, Евхаристии.
Поэтому святыню, конечно, необходимо отличать от так называемых «малых просфор». Из них иерей вынимает небольшие частицы о здравии и упокоении, чтобы по окончании литургии погрузить их в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминавшихся.

Это просфоры
Эти тоже просфоры раздаются людям после богослужения (в разных храмах – за символическое пожертвование, либо бесплатно), но это – целые освященные хлебы, из которых вынуты малые частицы. Антидор же – кусочки хлеба.

Большая Агничная просфора, части которой и есть антидор, оставшиеся после того, как священник вырезал на Проскомидии ее сердцевинную часть — Агнца, — которая потом освящается Евхаристической молитвой и прелагается в Тело Христово.
Нужно отличать антидор и от артоса, который также раздается верующим в виде небольших кусочков, однако:
- происходит это только единожды в году, в субботу Светлой седмицы, ведь
- артос – по сути, большая просфора, которая освящается ночью на Пасху(детали), после чего находится пред открытыми царскими вратами, носится во время пасхальных крестных ходов; ну а в Субботу Пасхальной Седмицы – вся без остатка раздробляется, для раздачи людям.

Раздробление артоса в Светлую субботу
В современной церковной практике считается, что «по благодати» из трех видов освященного хлеба выше всего – антидор, затем следует хлеб пасхальный – артос, и лишь затем – «малая» просфора. Поэтому, если верующий имеет дома все три святыни, то вкушать их следует именно в таком порядке.
Где взять
В храме, и только там. Антидор раздается после литургии. Взять его в настоящее время могут и причастники, и те, кто просто молился за богослужением. Как правило, берут святыню после того, как прикладываются ко кресту, который подает людям священник. Раздает антидор человек, имеющий на то священническое благословение.

Раздача антидора в храме
Если верующий причащался или просто пришел на литургию натощак – таково было, как известно, благочестивое правило христиан древности – антидор можно вкусить непосредственно в храме. Верующие, которые с утра ели, забирают данные им частицы, чтобы затем употребить с утра, натощак.
Бывает также, что – например, в будний день – людей за литургией мало, и антидор остается после того, как каждый из присутствующий взял несколько частиц. Тогда верующие разбирают оставшийся освященный хлеб, также унося его домой.
Как употреблять
Хотя по древней традиции антидор принято было принимать тем верующим, которые не причащались, его все же нельзя отождествлять с Телом Христовым: это лишь часть просфоры, «участвовавшей» в Таинстве. Поэтому принятие антидора, конечно, не Причастие. Его необходимо есть натощак, запивая святой водой. Впрочем, если ситуация экстренная (например, антидор нужен больному, или требуется духовная поддержка в сложной ситуации), принимать священный хлеб можно и после еды, питья.
Молитва на принятие
Она такая же, как вообще молитва на принятие просфоры и святой воды. Есть два варианта:
- Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь.
- Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й и свята́я вода́ Твоя́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в искорене́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь
В чем смысл, значение и польза
Вот как говорит об этом иерей Андрей Чиженко:
«Среди верующих существует очень хорошая и благочестивая традиция – после утренних молитв каждый день натощак вкушать святую воду и просфору (антидор, артос). Мне кажется, таким образом мы получаем благодатную помощь Святого Духа в наступающем дне и соприкасаемся с той пасхальной радостью, которой пронизана каждая Божественная литургия».
Интересные факты из истории
- Другие названия антидора, которые встречаются в древних источниках – «евлогия» (греч. «благословение») и «частица возносимого хлеба».
- В древности христиане, которые за что-либо отлучались от Причастия, не могли вкушать и антидор.
- А вот у христиан Запада с XI в. после литургии (мессы) раздавался не антидор, а совершенно особый хлеб, называемый «евлогией».
- Существует несколько версий возникновения традиции раздавать антидор. По первой, это – остаток древней практики агап, «вечерь любви», совместных трапез христиан по окончании богослужения. Другие же церковные историки полагают, что части просфоры, оставшиеся после Евхаристии принято было раздавать верующим еще с III в.
Что делать если заплесневел
В этом случае современные пастыри советуют:
- выбросить святыню в проточную воду (ручей, река); можно также сжечь в печи, если есть такая возможность;
- покаяться в небрежном к ней отношении на Исповеди.
Предохранить от плесени антидор (впрочем, как и артос, и просфоры) можно, высушив их сразу, как святыни будут принесены из храма. Затем можно хранить их в полотняном мешочке, жестяной коробочке, так, чтобы не попала влага.
Другие советы и отзывы
В советские времена во многих регионах количество храмов было исчезающе малым, и зачастую верующий, попавший на службу, не знал, когда это удастся в следующий раз. Именно поэтому возникла традиция «запасать» просфоры, артос, антидор, хранить их в большом количестве, например, в морозильной камере.
Но вот что уже в те годы говорил об этом обычае архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одной из проповедей (позже они войдут в знаменитую книгу «Опыт построения Исповеди»):
«… Антидор, артос, святая вода: мы почему-то копим их как сувениры, вместо того чтобы с благоговением и молитвою потребить их. Потом в них заводятся жучки и червячки, и мы вынуждены сжигать их, а может, некоторые и просто выбрасывают святыню… Господи, прости нас, грешных!»
Антидор – одна из многих святынь, которую Господь дает Своим людям, подкрепляя их душевные и телесные силы на непростом земном пути. Будем же стараться относиться к ней разумно и благоговейно, помня, Кем и зачем она дана.
Наталья Сазонова
Советуем почитать:
- Свт. Симеон Солунский. Об антидоре и о том, что это – хлеб освященный.