Предание о них похоже на фантастический или даже фэнтезийный роман. Или… литература такого рода похожа на рассказ о «семи спящих», святых, чьи жизнь и смерть стали свидетельством будущего всеобщего Воскресения еще в первые века христианства?
Имена отроков эфесских. Кто они
«Семь ефесских отроков:
- Максимилиан,
- Иамвлих,
- Мартиниан,
- Иоанн,
- Дионисий,
- Ексакустодиан (Константин)
- и Антонин,
жили в III веке…»
Так начинает рассказ о них церковный Месяцеслов наших дней. Юноши, имевшие, как говорят письменные источники времен древней Церкви, знатное происхождение (например, Максимилиан был сыном градоправителя города), находились на военной службе. Они должны были принять мученическую смерть за свою христианскую веру – но, по воле Божией, скрылись от мучителей в пещере, где чудесным образом проспали несколько веков.
Город Эфес
Ныне это развалины примерно в часе езды от города Измир (Турция). Город считается одним из объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, ему несколько тысяч лет. За многие столетия город пережил длительный период язычества, когда считался «служителем великой богини Артемиды» (Деян. 19:35), первые десятилетия распространения христианства – например, именно здесь окончил жизненный путь Апостол Иоанн Богослов, времена антихристианских гонений – именно во время одного из них и были арестованы семь отроков.
История мученичества
Она начинается с прибытия в Эфес императора Деция Траяна. Предполагают, что это случилось в 250 г. Объявив гонения на «назарян», как именовали римляне верующих во Христа, Деций велел разыскивать по городу последователей Господа и приводить на суд.
Особенно возмутило царя то, что христиане оказались в местном гарнизоне, более того, это были знатнейшие юноши города. Арестованные, они во всеуслышание исповедали Христа – за что сразу лишились воинских поясов. Однако, надеясь, что молодые христиане «одумаются» и принесут жертвы «богам», Деций дал им несколько дней на размышление – пока он вновь не приедет в Эфес.
Юноши были освобождены из-под стражи, вероятно, из разрешили вернуться к родителям. Однако, у святых и в мыслях не было отречься от Истинного Бога. Рассудив, что Господь дает им время духовно подготовиться к мученичеству, Максимилиан и его друзья ушли в пещеру близ города, чтобы там, вдали от людей, в посте и молитве ожидать возвращения императора – и мученической кончины.
Иногда уединение покидал лишь один, Иамвлих, который, одевшись в бедные одежды, чтобы не привлекать внимания, отправлялся в город купить пищи – и узнать, когда ожидают возвращения Деция.
Однажды Иамвлиху стало известно: император уже в городе, более того – ищет его и товарищей. Когда Иамвлих сообщил новость друзьям, они решили, проведя в пещере последнюю ночь, наутро отправиться в город, чтобы предстать перед Децием. Но воля Божия оказалась иной. После скромного ужина святые заснули – чтобы пробудиться почти через 200 лет (194 года). Они не узнали, что:
- в тот же вечер Децию стало известно место их уединения;
- посчитав, что юноши скрываются от наказания, император приказал завалить камнями вход в пещеру, чтобы они умерли от голода и жажды – что и было сделано;
- несколько римских сановников, присутствовавших, когда замуровывали пещеру, тайны христиане, смогли положить между камней небольшую дощечку с именами святых и датой их – как все думали – смерти.
Чудесное пробуждение
Так прошло два века. Через несколько десятилетий после того, как отроки были погребены в пещере, прекратились гонения на Церковь, христианство стало религией большинства жителей империи. К тому времени были забыты и сами эфесские юноши, и место их упокоения.
Гора Охлон, где была пещера, оказалась в собственности одного из жителей Эфеса, который однажды решил возвести некую каменную постройку – и валуны, закрывавшие вход в пещеру, показались его работникам подходящим материалом: они, не зная того, разобрали замурованный вход в пещеру. В то же время по воле Божией святые пробудились от сна – думая, что настало утро их мучений. Последний раз Иамвлих отправился в город – и здесь его ждало немало открытий:
- на воротах Эфеса он заметил запрещенные императором символы – христианские кресты;
- как бы за одну ночь изменился и сам город – выросли здания, которых Иамвлих не помнил, а главное – изменились люди: он не видел ни одного знакомого лица.
Недоумевая, юноша подошел к торговцу хлебом – и тут оказалось, что монета, которой он собирается расплатиться, давно уже не в ходу в Эфесе. Его, одетого бедно, заподозрили то ли в воровстве, то ли в том, что он нашел скрытый клад. Попытки Иамвлиха узнать о том, где находится император Деций, спросить о градоначальнике, о своих знакомых в этом городе – привели в недоумение всех. Никто не знал людей, которых помнил Иамвлих, Деций же считается одним из царей древности… Так стало известно о поразительном чуде – пробуждении от сна семерых христианских мучеников спустя два столетий.
К пещере, где находились отроки, отправились и епископ Эфеса, и градоначальник, и множество горожан. Именно тогда среди камней была найдена табличка с именами святых и историей их страданий. А вошедшие в пещеру увидели и самих отроков. Рассказывают, что со святыми успел поговорить еще прибывший к город император Феодосий Младший – а потом они склонили главы, и предали души Господу, теперь – до конца мира, когда произойдет всеобщее Воскресение.
Как такое возможно? Мнение ученых
Абсолютное большинство людей науки признают историю семи отроков или «легендарной», то есть не реальной, а придуманной, или «необъяснимой». Действительно, науке хорошо известны такие состояния, как летаргический сон, который может длиться десятилетиями, а также кома, в том числе – длящаяся годами. Однако:
- находящийся в этом состоянии человек должен получать питание, в противном случае он умрет;
- случаи летаргии или комы, длившиеся столетия, науке вообще не известны.
Отсюда – множество рассуждений уже прямо фантастического, а не научного характера. Например, в Интернете можно встретить предположения, что отроки стали «путешественниками во времени», и даже – что ко всему случившемуся имеют отношение… инопланетяне. Наконец, «по мотивам» истории святых написан фантастический роман Г. Уэллса «Когда спящий проснется».
А вот современники событий и христиане последующих веков в реальности истории никак не сомневались: известна была и пещера, куда не иссякал поток паломников, и мощи святых, и их история, и, конечно, ее смысл.
Богословское толкование и значение
Христиане V в. понимали его вполне однозначно: как Божие чудо, явленное ко вразумлению людей. Ведь, хотя жестокие гонения прекратились, жизнь церковная не была благополучна, христианское сообщество сотрясали еретические учения. Были среди них и такие, что отрицали воскресение мертвых. Именно этим еретикам «заградило уста» чудесное воскресение мучеников, живших 200 лет назад.
Из уст в уста передавали, что не изменились ни сами они, сохранив юность, ни их одежды, оставшиеся такими же, как были два века назад. А это значило, что всеобщее Воскресение – действительно будет.
Почитание
У православных существует два дня памяти святых:
- 17 августа – день, когда святых замуровали в пещере, где они спали чудесным сном;
- 4 ноября – их вторичное успение.
Храмов же святых православный мир знает около десяти. Чаще всего такие церкви строятся на кладбищах, ведь история святых – великое утешение для близких усопших.
Чтятся святые и в католицизме, однако, предание о них дошло до христианского Запада через неоднозначное и наполненное разными малоправдоподобными историями сочинения «Золотая легенда» (XIII в.). Там, в частности, не совпадают с восточными Месяцесловами имена святых.
От христиан предание о «семи спящих» стало известно и мусульманам. Рассказ о них даже вошел в 18 суру Корана. Однако, мусульмане чтят как пещеру отроков не грот в Эфесе, а одну из пещер в Иордании близ города Амман.
Пещера и мощи
Христиане же издавна считали, что мощи святых находятся в Эфесе.
В XII в. русский игумен Даниил, паломничавший по святым местам Востока, писал об этом городе:
«И ту есть пещера, иде же лежат телеса 7-ми отрок… при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася».
Впрочем, есть и иные версии местонахождения мощей:
- Амманская, которой держатся не только мусульмане, но и часть христиан: в пещере в Иордании есть крестообразный древний храм, в нем – семь гробниц и мощи святых, которые археологи вскрыли в 1963 г.; в наши дни есть версия, что пещера близ Аммана – гробница святых, а Эфесская – место, где они уснули на 200 лет и затем пробудились;
- Марсельская – ее придерживаются католики; сохранились данные, что во времена Крестовых походов останки святых были взяты из Эфеса и перенесены в Марсель, где находятся в аббатстве Сан-Виктуар.
Иконография
Как на храмовых фресках, так и на иконах святые пишутся спящими в пещере. В верхней части иконы – изображение Спасителя, благословляющего Своих рабов.
Особенность иконографии Семи отроков – то, что в ней присутствуют различные «малые формы»: небольшие образки, часто литые, из меди, серебра, золота. Так как святые издавна считались молитвенниками от бессонницы, страдающие этим недугом часто носили их небольшие изображения вместе с нательным крестиком.
Молятся родители о беспокойно спящих младенцах
И не только. Семь отроков также считаются молитвенниками о детях, их здоровье и благополучии, и, конечно, укреплении веры во Христа. К святым также обращаются:
- те, кто страдает нарушениями сна;
- за молитвенной поддержкой во время гонений, или сильных искушений.
Явленные людям по Божественной воле, Эфесские отроки по повелению Господа и почили – чтобы вновь восстать тогда, когда прозвучат трубы Страшного Суда. А на рассуждения о физической невозможности чуда Церковь давно знает ответ:
«Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет».
Наталия Сазонова
Молитвы отрокам эфесским
Тропарь семи отрокам Ефесским, глас 4
- Ве́лия ве́ры чудесе́,/ в пеще́ре, я́ко в черто́зе ца́рском,/ святи́и седмь о́троцы пребы́ша,/ и умро́ша без тли,/ и по мно́зех вре́менех воста́ша, я́ко от сна,/ во увере́ние воскресе́ния всех челове́ков.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.
- Перевод: Великие чудеса веры: в пещере, как в царском дворце, святые семь отроков пребывали и умерли без тления, и после многих лет восстали, как ото сна, чтобы удостоверить в воскресении всех людей. По их молитвам, Христе Боже, помилуй нас.Кондак семи отрокам Ефесским, глас 4
- Ми́ра су́щая тле́нная презре́вше,/ и нетле́нныя да́ры прие́мше,/ уме́рше, кроме́ тле́ния пребы́ша./ Те́мже востаю́т по мно́гих ле́тех,/ все погре́бше лю́тых неве́рие,// я́же во хвале́нии днесь, ве́рнии, восхваля́юще, Христа́ воспои́м.
- Перевод: Презрев мирское тленное существование и получив дар нетления, умерев, вы остались нетленными. Потому воскресли после многих лет, похоронив все неверие еретиков, чтобы мы с похвалой сегодня, верующие, прославляя, воспели Христа.Ин тропарь семи отрокам Ефесским, глас 4
- Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
- Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Молитва
-
Молитва
О, пречу́днии святи́и седмочи́сленнии о́троцы, Ефе́са гра́да похвало́ и всея́ вселе́нныя упова́ние! Воззри́те с высоты́ Небе́сныя сла́вы на нас, любо́вию па́мять ва́шу чту́щих, наипа́че же на младе́нцы христиа́нския, ва́шему заступле́нию от роди́телей свои́х препоруче́нныя. Низведи́те на ня благослове́ние Христа́ Бо́га, ре́кшаго: оста́вите дете́й приходи́ти ко Мне.
Боля́щия у́бо в них исцели́те, скорбя́щия уте́шите; сердца́ их в чистоте́ соблюди́те, кро́тостию испо́лните я́, и в земли́ серде́ц их зерно́ испове́дания Бо́жия насади́те и укрепи́те, во е́же от си́лы в си́лу им возраста́ти. И всех нас, святе́й ико́не ва́шей предстоя́щих, мо́щи же ва́ша с ве́рою лобыза́ющих и те́пле вам моля́щихся, сподо́бите Ца́рствие Небе́сное улучи́ти и немо́лчными гла́сы ра́дования та́мо прославля́ти великоле́пое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Отзыв о помощи
«У меня был друг, который, когда мы были студентами, активно воцерковлялся, но ему не хватало последнего шага, чтобы уверовать и принять все учение христианства. И вот однажды он прибегает ко мне радостный и говорит: знаешь, случилось чудо! Я до последнего сомневался в Воскресении, и когда сегодня пришел в храм, оказалось, что сегодня праздник именно Семи отроков Эфесских, услышал их житие. Для меня это было ответом, что именно мне дал его Господь, чтобы я не сомневался, а стал православным христианином…»
(священник Григорий Федотов)