Церковь вспоминает их в особые дни памяти накануне Рождества Христова кроме того, у каждого, именуемого пророком, есть и собственные даты. Кто же они и сколько их?
Ранние, Великие, Малые. Кто такие пророки
Чаще всего пророки в христианстве понимаются как возвестители Божией воли людям, которые избраны на этот подвиг Самим Господом. Церковные историки считают, что пророческое движение в Израильском народе начинается примерно за 1100 лет до Рождества Христова. Эти святые:
- обличают недостатки своих современников (неверие и маловерие, уклонение от Истинного Бога, нравственные пороки);
- возвещают людям отдаленное будущее — Рождение Спасителя, Христа.
Пророческое движение разделяют на
- «ранних» пророков, подвизавшихся до VIII в. до Рождества Христова и «поздних», чье служение продолжалось завершилось примерно за 400 лет до Рождения Спасителя;
- Великих и Малых — не по значимости личностей и духовных дарований, а по объему писаний; Великими называют пророков, оставивших большие книги — Иезикииля, Исаию, Иеремию, Даниила, а Малыми — 12 святых, чьи книги имеют меньший объем.
Впрочем, деление на «Великих» и «Малых» очень условное, ведь далеко не все пророки оставили письменные тексты. Это, например, «ранние» Енох праотцы времен Ветхого Завета: Ной, Авраам. Кроме того, никаких не текстов не оставил глубоко чтимый в христианстве и иудаизме пророк Илия, а также его ученик Елисей, многие другие.
Самый первый пророк Енох?
- Енох — ветхозаветный святой «седьмый от Адама», то есть потомок первого человека в седьмом поколении. Библия говорит о нем мало — лишь то, что Енох «ходил перед Богом» и был взят на небо живым, в теле. Из христианского предания действительно известно о существовании его пророчеств.
- Величайшим пророком времен Ветхого Завета считается Моисей, не только потому, что руководил еврейским народом в течение его сорокалетнего пути к Земле Обетованной, но и потому, что он говорил с Богом лицом к лицу, так что после сорокадневного пребывания на горе Синай его лицо сияло светом. В Книге Второзаконие говорится: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор. 34:10).
- Один из самых знаменитых пророков — Илия, предсказавший Рождение Христа от Девы. Он жил во времена нечестивого царя Ахаза, отступника от Истинного Бога. По молитве Илии в Палестине в течение 3,5 лет продолжалась засуха — так Господь приводил людей к покаянию. Затем, также по молитве святого, гнев Божий прекратился. Совершив множество чудес, Илия, однако, не написал никаких текстов. О его жизни и пророчествах известно из 4 Книги Царств Ветхого Завета. Там же говорится, что святой был взят живым на небо, подобно Еноху.
- Своего рода прообраз смерти и Воскресения Христа — пророк Иона, который, отказавшись по Божию повелению обличать нечестивый город Ниневию, был проглочен китом, а через три дня — возвращен на землю.
- Рождение Мессии (Иисуса Христа) с точностью до года предсказал пророк Даниил, которому через Ангела было сообщено о «семидесяти седминах» (490 лет), которые пройдут от восстановления Иерусалима после разгрома города и храма вавилонянами до Рождества Христова. В иудейской традиции Даниил не считается пророком, так как не говорил с Господом непосредственно, получая повеления от Ангела — однако, настоящей причина, по которой иудеи думают, что Книга Даниила — историческая, а не пророческая, скорее всего – его сбывшееся предсказание о Мессии.
Сколько всего пророков упоминает Библия
Более 40 человек. Но лишь 16 из них оставили после себя записи своих пророчеств, вошедшие в состав Ветхого Завета: это 4 «Великих» и 12 «Малых» пророков.
Список по порядку
Вот лишь некоторые из множества угодников Божиих, Его избранных сосудов, передававших людям волю Создателя.
Енох
Он был потомком сына Адама, Сифа. О его предсказании Страшного Суда упоминает в своем послании Апостол Иуда (Иуд.14-16): «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Однако, предание о пророчестве Еноха — устное, никаких текстов от святого, конечно, не осталось. Существует также так называемая «Книга Еноха», которая была переведена на европейские языки в XVIII в. Однако, она имеет позднее происхождение и считается апокрифом.
Авраам
Три религии, проповедующие веру в Единого Бога, носят название «авраамических». Это иудаизм, христианство и ислам, восходящие к человеку, через всю жизнь пронесшему веру в Единого и Единственного Бога. Из Библии мы знаем, что Господь не раз возвещал Аврааму Свою волю, а однажды — явился Сам под образом трех Ангелов. Считается, что то было первое в истории человечества явление Святой Троицы.
Моисей
Наряду с Авраамом, он — основатель иудейской религии, создатель ее богослужения и первого храма Истинного Бога — походной Скинии. Откровение о ней он получил непосредственно от Господа. А 10 заповедей пророка, полученные им на горе Синай, до сих пор являются руководством к жизни у христиан.
Давид
Примерно за 1000 лет до Рождества Христова он был царем иудеев — вторым после Саула. Давид одержал немало военных побед, преуспел на политическом поприще. Но главным содержанием его жизни всегда было служение Богу. Имея дар слова, он создал книгу песнопений — Псалтирь, любимую многими даже до наших дней. В ней — утешение для страдающего человека, надежда для изнемогающих в борьбе с грехом, а еще — множество пророчеств о будущем Пришествии Мессии. Некоторые псалмы прямо, едва ли не в деталях, рассказывают о предательстве и Распятии Спасителя, слова других невозможно трактовать иначе, чем пророчество о Богородице.
Илия
Святой жил за 900 лет до Рождения Спасителя, всю жизнь провел как пустынный подвижник. Лишь по прямому указанию Божию он приходил к иудейскому царю, чтобы обличить его нечестие и отступление от веры. Илия был известен
- бескомпромиссностью, обличая пороки людей «не взирая на лица»; в Библии описывается, как он лично заколол до 400 пророков ложного «бога» Ваала, ревнуя о Боге Истинном;
- чудотворениями уже при жизни; так, по его молитве сошел небесный огонь на приготовленные пророком жертвы Богу — притом, что жертвоприношения пророк велел обильно полить водой; а во время засухи и голода он жил в городе Сарепте, и у одной вдовицы, принявшей пророка, все время его пребывания не иссякали мука и масло — она была спасена от голода; позже Илия воскресил ее умершего сына.
Елисей
Он был близким учеником Илии, видел его восхождение на небо на сияющей огнем колеснице, и удостоился принять «милоть», или плащ пророка, что стало знаком того, что благодать пророчества, которую имел Илия, унаследовал его ученик. Святой, как и Илия, прославился многими чудесами — исцелениями болезней, воскрешением мертвых.
Захария
Его называют «Серповидцем», так как он имел, как повествует его книга, видение летящего по небу свитка с пророчеством о наказании людей за их нечестие. Летящий свиток имел вид серпа, как бы приготовленного к жатве. В его книге также содержатся пророчества не только о приходе на землю Христа, но и о последних днях его земной жизни — вплоть до упоминания о 30 сребренниках, за которые Христа предал Иуда, и о «земле горшечника», которую потом купили на эту «цену крови». Все пророчества святого о Христе сделаны за 600 лет до Рождения Мессии.
Иезекииль
Он родился в VII в. до Рождества Христова семье священника, был священником и сам. Жил пророк во времена, когда иудеи находились в рабстве в Вавилоне, примерно за полтысячелетия до Рождества Христова. Его книга содержит рассказ о видении «при реке Ховар» (это приток Евфрата в Месопотамии). Пророк удостоился созерцания Господа на престоле, окруженного Ангелами.
Иеремия
Современник Иезикииля, он предсказал падение Иерусалима, который за нечестие жителей будет захвачен Вавилоном. Пророк предрек и срок вавилонского плена — 70 лет. Книга «Плач Иеремии» — глубокое покаянное произведение, скорбь о грешниках и молитва ко Господу о прекращении наказания.
Исаия
Он вступил на пророческое служение в правления царя иудеев Озии в VII в. до Рождества Христова. Ему принадлежит рассказ об особом видении, когда в уста пророка Ангел вложил горящий уголь, символ огненной ревности по Богу. Рассказ вдохновил А.С.Пушкина на стихотворение «Пророк». Исайю также считают «ветхозаветным Евангелистом», так как он предсказал многие события жизни Христа.
Даниил
Один из иудеев, в VI в. отведенных в плен в Вавилон после взятия халдеями Иерусалима, Даниил стал жить при дворе Вавилонского царя вместе с друзьями, Ананией, Азарией и Мисаилом. Его пророческая книга содержит предсказания о будущем восстановлении Иерусалима и возобновлении богослужений в храме, а также — об отдаленных временах и Рождении Христа.
Осия
Он жил в VIII в. до Рождества Христова. Его книга — самая большая по объему из книг «Малых пророков», в ней 14 глав. Основное ее содержание — обличение отступивших от Бога иудеев. Чтобы дать образ отношений Бога со Своим народом, Осия по указанию Божию вступил в брак с блудницей, которая рожала ему детей, но при этом не раз и изменяла ему. Имена детей Осии от этого брака — символичны: например, Ло-Рухама («нелюбимая»), Ло-Амми («не мой народ»). Это — пророчества о том, что народ Божий за нечестие будет отвержен Господом.
Иоиль
Святой жил за 800 лет до Рождества Христова. Именно его пророчество о временах Мессии вспоминает Апостол Петр в своей первой проповеди после Сошествия Святого Духа на Апостолов: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут». (Деян.2:16).
Амос
Сам он говорил о себе, что «не пророк и не сын пророка». Действительно, он, современник Осии и Иоиля, родился в семье бедного пастуха, да и сам пас скот. Но Господь призвал его на обличение людей, и Амос, покорный Божией воле, стал обличать нечестие людей, призывать Израиль к покаянию.
Авдий
Он жил в одно время с Иезикиилем и Исайей, происхождение пророка неизвестно. Авдий пророчествовал об отдаленных временах, будущем Божием суде.
Иона
Пророк, совершавший свое служение более чем за 800 лет до Рождества Христова — символ горящей ревности по Богу. Именно возмущение людским нечестием подвигло его нарушить Господне повеление об обличении города Ниневии: Иона был уверен, что Господь милостив и не исполнит Своего определения о наказании нечестивцев. Когда же Господь действительно отвратил Свой гнев от принесших покаяние горожан, Иоиль восскорбел и был вразумлен Богом, научившим пророка жалости к людям.
Михей
Он родился в Морасфи, недалеко от Иерусалима. Содержание книги пророка — пророчество о Пришествии Мессии. Жил святой в VIII в. до Рождества Христова.
Наум
Современник Михея, святой пророчествовал о гибели нечестивого города Ниневии. Его обличения адресованы и всякому нераскаянному грешнику.
Аввакум
В каноне Пасхи он именуется стоящим «на Божественной страже» и «богоглаголивым». Действительно, его книга, написанная в VI в. до Рождества Христова, содержит пророчества и о восстановлении Иерусалима, и об отдаленных временах, когда к людям придет Спаситель.
Софония
Святой жил в VII в. до Рождества Христова во времена царя Иосии. Уже тогда он предсказывал будущее разрушение Иерусалима и храма за отступление иудеев от Бога.
Аггей
Пророк был современником восстановления Иерусалимского храма в VI в. до Рождества Христова. Его книга — обличение иудеев, некоторые из которых считали, что участие в восстановлении святыни делает святыми и их самих. Пророчества Аггея — призыв к смирению и покаянию.
Малахия
Иудеи иногда называли его «печатью пророков», так как после Малахии пророческое движение закончилось: Господь через Своих служителей сказал людям всё, и теперь им осталось лишь ждать прихода Мессии. В книге святого, жившего в V в. до Рождества Христова — предсказание славы второго Иерусалимского храма, и ожидание прихода Спасителя.
Иоанн Предтеча
Если Малахия «печать пророков», то Иоанна Церковь именует «пророком пределом и началом Апостолов». Его служение — граница Ветхого и Нового Заветов. Он, возвещавший пришествие Спасителя, сподобился на реке Иордан не только видеть Мессию, но и Крестить Его.
Так закончилось служение пророков. Большинство их жили за многие столетия до Пришествия Христова, понимали, что их предсказания не сбудутся при их земной жизни — но исполняли волю Господню, несли людям Его слово. Именно поэтому так восхищается ими Апостол Павел: ведь эти угодники Божии «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». (Евр.11:33-40).
Будем же ценить дар Божий нам, дальним потомкам пророков — счастье быть с Господом, веровать в Него и идти к Царству Небесному, где давно ожидают нас они — многие столетия назад исповедовавшие Христа.