Про управление гневом, опираясь на Священное Писание, в первую очередь на литературу Премудрости — иеромонах Ефрем (Метс). Как всегда, с комментариями.
Что нужно знать о гневе
Гнев — одна из восьми греховных страстей, которую нужно врачевать. Идёт по списку сразу за сребролюбием, но возникает при неудовлетворённости любой страсти, а за гневом сразу идёт уныние. Это очень кратенько.
Прежде чем исцелять эту страсть, нужно для начала сходить на помойку и выбросить в контейнер такие выражения:
- «у меня такой характер»,
- «я гневаюсь, но быстро отхожу»,
- «я по гороскопу олень, а мы олени всегда гневаемся».
Вот теперь приступим к разбору:
«Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых». (Екл.7:9)
Изначально гнев в человеке задумывался Богом как система ускорения, направленная на делание добра. Сделал добро, включил гнев (благую ревность) и ещё больше делаешь добра. Просто вы его направили на добро, и оно умножилось. Но если человек имеет злую мысль, то гнев ускоряет и умножает именно её. Екклесиаст предупреждает нас, что, прежде чем включить гнев, посмотри что ты ускоряешь. Т.е. включи разум и проанализируй своё состояние.
Именно этого не может сделать «глупое сердце», потому что разум напоминает уснувшего пьяного водителя, и машина едет, врезаясь во всё подряд. А потом сиди в стыде и унынии, а заодно и ущерб подсчитывай.
4 совета от иеромонаха Ефрема (Метса): Как справиться с унынием
Взять гнев под контроль
Основная мысль этого стиха в том, что разум должен взять гнев под контроль, как бы не хотелось сорваться и накричать, нужно остановиться и начать молиться:
«Господи, я чувствую гнев и ярость, которые омрачают мой разум, помоги мне не поддаться этой страсти и даруй мне благоразумное терпение».
Поначалу будет очень сложно, но когда появится привычка к обузданию гнева, то будет легко и просто, а главное можно избежать множество грехов.
Авва Исайя пишет:
«Гневные не видят ничего здраво и не делают ничего как следует, но уподобляются людям с поврежденными чувствами, потерявшим способность рассуждать».
«Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит». (Прит.29:22)
Произнося слово «грех», мы уже вводим проблему в область отношений с Богом. Хочу ли я лишиться благословения Божия? Хочу ли я, чтобы Бог оставил меня? Если нет, то нужно браться за духовную работу.
В Раю, когда Адам съел запретный плод и прятался от Бога, то услышал:
«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт.3:9)
Этот вопрос Бога означает: остановись и проанализируй своё состояние:
- Где твой ум сейчас?
- Какие чувства ты переживаешь?
- Приди в себя и сделай свой выбор в спокойствии.
Но Адам не захотел проделать этой внутренней работы и лишил себя Рая.
Изменить себя, а не перекладывать вину
Итак, главная проблема на пути в борьбе со страстью — самооправдание, т.е. повторяющаяся попытка не менять себя, а перекладывать вину вовне:
- воспитание,
- гены,
- гороскоп,
- характер,
- быстрая отходчивость
- и т.п.
Православный психолог Лариса Шеховцева приводит такой пример:
«Часто, накричав на ребенка, на жену, на мужа или на подчиненного, мы успокаиваем себя:
«Мол, я же не хотел никого обидеть, просто день такой, а тут еще этот (эта) попался под горячую руку со своей бестолковостью. В общем, ничего особенного и не случилось, в крайнем случае куплю подарок и все такое».
Действительно, часто нам удается лестью и подарками загладить, по крайней мере с виду, причиненную обиду. Но само потакание своей вспыльчивости способно ввергнуть нашу душу в пучину этой страсти, которая, наконец, научит нас вообще всегда чувствовать себя правым, даже нанося кому-то оскорбления и побои».
Человек не может исцелиться потому, что всё время оправдывает и прощает себя, а тем временем болезнь растёт.
«У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление». (Прит.12:16)
Здесь та же мысль, что самообладание является великой добродетелью.
Теперь по поводу скрывания оскорбления.
Мы живём в странной культуре, теперь оскорбляться стало почётно, потому многие люди ищут оскорбление даже там, где оно не предполагалось, ведь у обиды есть вторичные выгоды, ради которых человек готов всю жизнь прожить обиженным.
Отсюда мнительность и подозрительность делают человека глупым и несносным. Одно дело, если человек имел намерение оскорбить, а другое, если он сказал что-то по неосторожности или глупо пошутил, стоит ли сразу в этот момент устраивать скандал и выказывать претензии и обиды? Благоразумный человек смутится, но не будет портить своим недовольством настроение окружающим, к тому же скорее всего задета моя гордость, моё самолюбие.
Но что делать со скрытым гневом в сердце?
Об этом ниже.
«Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам». (Прит.19:11)
Проблема в том, что сейчас состояние гнева и раздражения — норма для обычного человека.
Вспомним обычный свой заурядный день. Примерно две трети его проходит в состоянии раздражения. Состояние гневливости кажется нам абсолютно нормальным и естественным состоянием души.
В противовес этому ставится благоразумие — так называется состояние разума, имеющего добрые помыслы. Вместе с добрыми помыслами приходит благодать Божия и она даёт силы противостоять гневу. Но самое главное, что человек перестаёт быть строгим судьёй по отношению к другим людям.
Бывает так, что гнев и обида прячутся глубоко в сердце и так наступает стадия злопамятства — сердце гниёт изнутри. А потом, по прошествии некоторого времени, в момент ссоры или недопонимания вдруг как-то очень кстати всплывает старая обида, которую мы, конечно же, давно простили (думаем, что простили), а в конфликте она всплыла.
Мы далеко не всегда узнаем в себе мстительность.
Но следует помнить, что обида, не прощенная и затаенная в душе, обязательно рано или поздно вырывается наружу, и происходит это порой в весьма неожиданной форме. Мы продолжаем общаться с обидевшим нас человеком, а сами подсознательно ждем момента его слабости, когда нанесенный удар будет наиболее болезненным.
Мы даже сами можем не осознавать, что осуществляем месть или ждем осуществления ее свыше: просто испытываем скрытую радость, видя ближнего в несчастье.
Так что стоит задуматься, какую обиду не простил ты своему другу, за что именно жаждешь отмщения.
«Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен». (Прит.14:16-17)
Свойство гордости – видеть чужие грехи и не замечать своих, непрестанное осуждение и злословие исходит из злых помыслов и подкрепляются гневом.
Гнев в свою очередь запускает процесс саморазрушения не только духовной области, но и физиологии, поскольку болезни души будут обязательно отражаться на теле.
Т.е. гнев сжигает человека изнутри и если он не сможет укротить его внутри себя, а будет выпускать наружу, да и ещё и творчески реализовывать его, то это уже стадия ненависти, которая притягивает к себе стадо бесов.
И, здравствуй, бешенство!
В состоянии бешенства чаще всего происходят так называемые преступления на «бытовой почве» или в состоянии аффекта, когда человек совершает убийство или вступает в драку «не помня себя», «выйдя из себя».
Священное Писание даже настаивает на том, чтобы держаться подальше от таких людей:
- «Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым». (Прит.22:24)
- «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем и не давайте места диаволу». (Еф.4:26-27)
Внешний смысл этого выражения означает то, что из состояния гнева лучше всего выйти в этот же самый день – до захода солнца.
Духовное Солнце – Христос изгоняется из сердца, если оно охвачено гневом.
Гнев может быть естественной реакцией, но нужно сделать всё, чтобы он не завладел моим сердцем, иначе туда заходит диавол.
В светской психологии чаще всего говорят о двух стратегиях:
- либо вытеснение гнева в подсознание,
- либо выплёскивание его наружу,
а третьего не дано.
Мы же говорим об ином пути.
По слову Христа страсть гнева может победить только Любовь:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Духовный тест на уровень гнева
Самый лучший тест на духовное состояние сердца – это молитва о том, кто сделал нам зло.
Если я могу для начала хотя бы силой себя заставить помолиться о нём, пусть даже через боль и неприятие, то это уже начало исцеления. Нужно воспринять гнев в себе именно как болезнь, а не норму.
Вот святой Ефрем Сирин говорит:
«Если, где увидишь лежащую змею – бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя, а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце твоем». Апостол Иаков, по сути, и говорит, что любое слово или поступок, совершённый в состоянии гнева, всегда будет грехом: «Ибо гнев человека не творит правды Божией». (Иак.1:20)
Гнев и глупость – два спутника, и друг без друга никуда.
В заключении приведу слова святителя прп. Иоанна Кассиана, который пишет:
«Подвижнику Христову, законно подвизающемуся, необходимо с корнем истребить гнев. Полное лечение этой болезни состоит в том, чтобы, во-первых, быть уверенным, что нам нельзя сердиться ни по справедливым, ни по несправедливым причинам, зная, что мы тотчас лишимся света рассудительности, твердости правильного совета, даже самой честности и направления правды, если изначальный свет нашего сердца будет помрачен тьмою гнева.
Потом, чистота нашего духа тотчас будет возмущена, и он не сможет быть храмом Святого Духа, когда дух гнева овладеет нами. Наконец, мы должны размышлять, что нам разгневанным никак нельзя будет молиться, изливать моления Богу.
И особенно имея в виду непрочное состояние человеческого положения (т.е. неизвестность смерти), мы должны думать, что каждый день можем переселиться из тела, и нам не доставит никакой пользы ни воздержание целомудрия, ни презрение богатства, ни труды поста и бдения, когда Судия вселенной угрожает нам вечным наказанием за один лишь гнев и ненависть».
Иеромонах Ефрем (Метс)
Читайте также:
5 способов избежать гнева тирана:
- Молиться святому пророку и царю Давиду. (Он непоколебимо веровал в Бога и старался исполнять Его волю. Он подвергался многочисленным преследованиям, и Господь избавлял его от всех врагов).
- Читать молитву «Владыко Человеколюбче…» (молитва святого Иоанна Дамаскина из молитв на сон грядущим).
- Читать молитву «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.»
- Читать Псалмы 26 и 131.
- Подходя к дверям гневливого начальника, стоит говорить:
«Помяни, Господи, Царя Давида, и всю кротость его».
Видео: «Управление гневом. Как это работает?»
Надо ли давать гневу выход? Что говорят о гневе современные психологи, наука и Святые Отцы Церкви? Об этом на библейском портале «Экзегет» известный миссионер и ведущий Сергей Комаров беседует с насельником Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря иеромонахом Прокопием (Пащенко), автором многих исследований, статей, лекций о проблемах зависимостей и борьбе с ними.