------------------- Гнев - это грех человеческий
Православие сегодня Заповеди и грехи «Взять гнев под контроль». Про управление греховной страстью рассказал иеромонах Ефрем (Метс)

«Взять гнев под контроль». Про управление греховной страстью рассказал иеромонах Ефрем (Метс)

0 Comments
Гнев - это грех человеческий

Про управление гневом, опираясь на Священное Писание, в первую очередь на литературу Премудрости — иеромонах Ефрем (Метс). Как всегда, с комментариями.

Что нужно  знать о гневе

Гнев — одна из восьми греховных страстей, которую нужно врачевать. Идёт по списку сразу за сребролюбием, но возникает при неудовлетворённости любой страсти, а за гневом сразу идёт уныние. Это очень кратенько.

Прежде чем исцелять эту страсть, нужно для начала сходить на помойку и выбросить в контейнер такие выражения:

  • «у меня такой характер»,
  • «я гневаюсь, но быстро отхожу»,
  • «я по гороскопу олень, а мы олени всегда гневаемся».

Иеромонах Ефрем (Метс)

Клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс)

Вот теперь приступим к разбору:

«Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых». (Екл.7:9)

Изначально гнев в человеке задумывался Богом как система ускорения, направленная на делание добра. Сделал добро, включил гнев (благую ревность) и ещё больше делаешь добра. Просто вы его направили на добро, и оно умножилось. Но если человек имеет злую мысль, то гнев ускоряет и умножает именно её. Екклесиаст предупреждает нас, что, прежде чем включить гнев, посмотри что ты ускоряешь. Т.е. включи разум и проанализируй своё состояние.

Именно этого не может сделать «глупое сердце», потому что разум напоминает уснувшего пьяного водителя, и машина едет, врезаясь во всё подряд. А потом сиди в стыде и унынии, а заодно и ущерб подсчитывай.

4 совета от иеромонаха Ефрема (Метса): Как справиться с унынием

Взять гнев под контроль

Основная мысль этого стиха в том, что разум должен взять гнев под контроль, как бы не хотелось сорваться и накричать, нужно остановиться и начать молиться:

«Господи, я чувствую гнев и ярость, которые омрачают мой разум, помоги мне не поддаться этой страсти и даруй мне благоразумное терпение».

Поначалу будет очень сложно, но когда появится привычка к обузданию гнева, то будет легко и просто, а главное можно избежать множество грехов.

Авва Исайя пишет:

«Гневные не видят ничего здраво и не делают ничего как следует, но уподобляются людям с поврежденными чувствами, потерявшим способность рассуждать».

«Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит». (Прит.29:22)

Произнося слово «грех», мы уже вводим проблему в область отношений с Богом. Хочу ли я лишиться благословения Божия? Хочу ли я, чтобы Бог оставил меня? Если нет, то нужно браться за духовную работу.

В Раю, когда Адам съел запретный плод и прятался от Бога, то услышал:

«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт.3:9)

Этот вопрос Бога означает: остановись и проанализируй своё состояние:

  1. Где твой ум сейчас?
  2. Какие чувства ты переживаешь?
  3. Приди в себя и сделай свой выбор в спокойствии.

Но Адам не захотел проделать этой внутренней работы и лишил себя Рая.

Изменить себя, а не перекладывать вину

Итак, главная проблема на пути в борьбе со страстью — самооправдание, т.е. повторяющаяся попытка не менять себя, а перекладывать вину вовне:

  • воспитание,
  • гены,
  • гороскоп,
  • характер,
  • быстрая отходчивость
  • и т.п.

Православный психолог Лариса Шеховцева приводит такой пример:

«Часто, накричав на ребенка, на жену, на мужа или на подчиненного, мы успокаиваем себя:

«Мол, я же не хотел никого обидеть, просто день такой, а тут еще этот (эта) попался под горячую руку со своей бестолковостью. В общем, ничего особенного и не случилось, в крайнем случае куплю подарок и все такое».

Действительно, часто нам удается лестью и подарками загладить, по крайней мере с виду, причиненную обиду. Но само потакание своей вспыльчивости способно ввергнуть нашу душу в пучину этой страсти, которая, наконец, научит нас вообще всегда чувствовать себя правым, даже нанося кому-то оскорбления и побои».

Человек не может исцелиться потому, что всё время оправдывает и прощает себя, а тем временем болезнь растёт.

«У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление». (Прит.12:16)

Здесь та же мысль, что самообладание является великой добродетелью.

Теперь по поводу скрывания оскорбления.

Мы живём в странной культуре, теперь оскорбляться стало почётно, потому многие люди ищут оскорбление даже там, где оно не предполагалось, ведь у обиды есть вторичные выгоды, ради которых человек готов всю жизнь прожить обиженным.

Отсюда мнительность и подозрительность делают человека глупым и несносным. Одно дело, если человек имел намерение оскорбить, а другое, если он сказал что-то по неосторожности или глупо пошутил, стоит ли сразу в этот момент устраивать скандал и выказывать претензии и обиды? Благоразумный человек смутится, но не будет портить своим недовольством настроение окружающим, к тому же скорее всего задета моя гордость, моё самолюбие.

Но что делать со скрытым гневом в сердце?

Об этом ниже.

«Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам». (Прит.19:11)

Проблема в том, что сейчас состояние гнева и раздражения — норма для обычного человека.

Вспомним обычный свой заурядный день. Примерно две трети его проходит в состоянии раздражения. Состояние гневливости кажется нам абсолютно нормальным и естественным состоянием души.

В противовес этому ставится благоразумие — так называется состояние разума, имеющего добрые помыслы. Вместе с добрыми помыслами приходит благодать Божия и она даёт силы противостоять гневу. Но самое главное, что человек перестаёт быть строгим судьёй по отношению к другим людям.

Бывает так, что гнев и обида прячутся глубоко в сердце и так наступает стадия злопамятства — сердце гниёт изнутри. А потом, по прошествии некоторого времени, в момент ссоры или недопонимания вдруг как-то очень кстати всплывает старая обида, которую мы, конечно же, давно простили (думаем, что простили), а в конфликте она всплыла.

Мы далеко не всегда узнаем в себе мстительность.

Но следует помнить, что обида, не прощенная и затаенная в душе, обязательно рано или поздно вырывается наружу, и происходит это порой в весьма неожиданной форме. Мы продолжаем общаться с обидевшим нас человеком, а сами подсознательно ждем момента его слабости, когда нанесенный удар будет наиболее болезненным.

Мы даже сами можем не осознавать, что осуществляем месть или ждем осуществления ее свыше: просто испытываем скрытую радость, видя ближнего в несчастье.

Так что стоит задуматься, какую обиду не простил ты своему другу, за что именно жаждешь отмщения.

«Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен». (Прит.14:16-17)

Свойство гордости – видеть чужие грехи и не замечать своих, непрестанное осуждение и злословие исходит из злых помыслов и подкрепляются гневом.

Гнев в свою очередь запускает процесс саморазрушения не только духовной области, но и физиологии, поскольку болезни души будут обязательно отражаться на теле.

Т.е. гнев сжигает человека изнутри и если он не сможет укротить его внутри себя, а будет выпускать наружу, да и ещё и творчески реализовывать его, то это уже стадия ненависти, которая притягивает к себе стадо бесов.

И, здравствуй, бешенство!

В состоянии бешенства чаще всего происходят так называемые преступления на «бытовой почве» или в состоянии аффекта, когда человек совершает убийство или вступает в драку «не помня себя», «выйдя из себя».

Священное Писание даже настаивает на том, чтобы держаться подальше от таких людей:

  • «Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым». (Прит.22:24)
  • «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем и не давайте места диаволу». (Еф.4:26-27)

Внешний смысл этого выражения означает то, что из состояния гнева лучше всего выйти в этот же самый день – до захода солнца.

Духовное Солнце – Христос изгоняется из сердца, если оно охвачено гневом.

Гнев может быть естественной реакцией, но нужно сделать всё, чтобы он не завладел моим сердцем, иначе туда заходит диавол.

В светской психологии чаще всего говорят о двух стратегиях:

  1. либо вытеснение гнева в подсознание,
  2. либо выплёскивание его наружу,

а третьего не дано.

Мы же говорим об ином пути.

По слову Христа страсть гнева может победить только Любовь:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

(Мф.5:43-44)

Духовный тест на уровень гнева

Самый лучший тест на духовное состояние сердца – это молитва о том, кто сделал нам зло.

Если я могу для начала хотя бы силой себя заставить помолиться о нём, пусть даже через боль и неприятие, то это уже начало исцеления. Нужно воспринять гнев в себе именно как болезнь, а не норму.

Вот святой Ефрем Сирин говорит:

«Если, где увидишь лежащую змею – бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя, а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце твоем». Апостол Иаков, по сути, и говорит, что любое слово или поступок, совершённый в состоянии гнева, всегда будет грехом: «Ибо гнев человека не творит правды Божией». (Иак.1:20)

Гнев и глупость – два спутника, и друг без друга никуда.

В заключении приведу слова святителя прп. Иоанна Кассиана, который пишет:

«Подвижнику Христову, законно подвизающемуся, необходимо с корнем истребить гнев. Полное лечение этой болезни состоит в том, чтобы, во-первых, быть уверенным, что нам нельзя сердиться ни по справедливым, ни по несправедливым причинам, зная, что мы тотчас лишимся света рассудительности, твердости правильного совета, даже самой честности и направления правды, если изначальный свет нашего сердца будет помрачен тьмою гнева.

Потом, чистота нашего духа тотчас будет возмущена, и он не сможет быть храмом Святого Духа, когда дух гнева овладеет нами. Наконец, мы должны размышлять, что нам разгневанным никак нельзя будет молиться, изливать моления Богу.

И особенно имея в виду непрочное состояние человеческого положения (т.е. неизвестность смерти), мы должны думать, что каждый день можем переселиться из тела, и нам не доставит никакой пользы ни воздержание целомудрия, ни презрение богатства, ни труды поста и бдения, когда Судия вселенной угрожает нам вечным наказанием за один лишь гнев и ненависть».

Иеромонах Ефрем (Метс)

Читайте также:

5 способов избежать гнева тирана:

  1. Молиться святому пророку и царю Давиду. (Он непоколебимо веровал в Бога и старался исполнять Его волю. Он подвергался многочисленным преследованиям, и Господь избавлял его от всех врагов).
  2.  Читать молитву «Владыко Человеколюбче…» (молитва святого Иоанна Дамаскина из молитв на сон грядущим).
  3. Читать молитву «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.»
  4. Читать Псалмы 26 и 131.
  5.  Подходя к дверям гневливого начальника, стоит говорить:

«Помяни, Господи, Царя Давида, и всю кротость его».

Видео: «Управление гневом. Как это работает?»

Надо ли давать гневу выход? Что говорят о гневе современные психологи, наука и Святые Отцы Церкви? Об этом на библейском портале «Экзегет» известный миссионер и ведущий Сергей Комаров беседует с насельником Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря иеромонахом Прокопием (Пащенко), автором многих исследований, статей, лекций о проблемах зависимостей и борьбе с ними.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Что такое первородный грех и каковы его последствия: объясняем простыми словамиЧто такое первородный грех и каковы его последствия: объясняем простыми словами

0 Comments
Первородный грех

Первородный грех также называют «прародительским» и «Адамовым». Что же он собой представляет и чем отличается от личных грехов, совершаемых каждым человеком — кратко, понятно и предельно просто в  авторской статье профессора, доктора философских наук, религиоведа Наталии Ивановной Сазоновой.  Определение «Первородным», «Адамовым» и «прародительским» грехом именуют

Заповеди и грехи

Простыми словами о том, что такое уныние и как с ним бороться+молитвыПростыми словами о том, что такое уныние и как с ним бороться+молитвы

0 Comments
Уныние - смертный грех

Оптинские старцы называли грех уныния «лютым диаволом», советовали всеми силами противиться. Другие святые отцы именовали унывающего «предателем самого себя», сам же грех – «всепоражающей смертью». Но есть и мнение медиков, считающих это состояние болезнью. Что это Это состояние полной апатии души, когда она не способна

Заповеди и грехи

Сколько всего смертных грехов в православии на самом деле. Грехи против 10 Заповедей БожиихСколько всего смертных грехов в православии на самом деле. Грехи против 10 Заповедей Божиих

0 Comments
7 смертных грехов

В наши дни иногда можно встретить христианина, который, по слову свт. Феофана Затворника, «на каждом почти шагу думает, что он тяжко согрешил». Есть и другая крайность – полагать, что особенно тяжелы грехи, называемые «смертными», тогда как есть грехи «обычные», не столь страшные. Что же относить

Заповеди и грехи

Так учил Иисус Христос: Заповеди блаженства с объяснениями+грехи против нихТак учил Иисус Христос: Заповеди блаженства с объяснениями+грехи против них

0 Comments
Заповеди блаженств - так учил Христос

Регулярно посещающие литургию православные знают их почти наизусть. Начинается Малый Вход, символизирующий выход Христа на проповедь. Священник исходит из алтаря, а диакон предшествует ему с Евангелием – и вот хор поет: «Блаженни нищии духом…», а затем все заповеди блаженства. Душа приходит в умиление, и даже

Заповеди и грехи

Мшелоимство – это шопоголизм+объясняем другие непонятные грехи из православного молитвословаМшелоимство – это шопоголизм+объясняем другие непонятные грехи из православного молитвослова

0 Comments
Мшелоимство: что это за грех

Многие из читающих покаянные молитвы часто останавливаются на непонятных современному человеку словах. Особенно смущают именования грехов, в которых молящийся кается, но… не понимает, в чем именно. Например, мшелоимство. Почему мы не понимаем? Во времена, когда свв. Кирилл и Мефодий перевели богослужебные тексты с греческого, славянский

Заповеди и грехи