------------------- Уныние - смертный грех
Православие сегодня Заповеди и грехи Простыми словами о том, что такое уныние и как с ним бороться+молитвы

Простыми словами о том, что такое уныние и как с ним бороться+молитвы

0 Comments
Уныние - смертный грех

Оптинские старцы называли грех уныния «лютым диаволом», советовали всеми силами противиться. Другие святые отцы именовали унывающего «предателем самого себя», сам же грех – «всепоражающей смертью». Но есть и мнение медиков, считающих это состояние болезнью.

Что это

Это состояние полной апатии души, когда она не способна ни к какому доброму делу, и даже не желает его, будучи как бы совершенно опустошенной, потерявшей всякую надежду на лучшее.

Почему уныние — это грех в православии

Потому, что оно совершенно удаляет человека от Бога: унывающий отвергает Божий промысл о нем, его жизни, не доверяет Богу – и, следовательно, остается без Него, Его поддержки и помощи. Ведь Господь отходит от человека, который Его отвергает.

Устранившись же от Христа, Источника жизни, человек умирает духовной смертью – отсюда ясно, почему православие (как и католицизм) считает уныние в числе смертных грехов. Особенно опасно, когда под влиянием уныния человек совершает самый страшный грех, лишая себя жизни.

Где написано в Библии

В 18 главе Евангелия от Луки. Здесь Господь, говоря, что «должно всегда молиться и не унывать», рассказывает ученикам притчу о неправедном судье:

«В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»

Как возникает уныние

Этому состоянию предшествует обычно чувство тоски, печали, страха от каких-либо скорбей – будь то утрата близких, собственная тяжелая болезнь, вообще любые сложные обстоятельства (или то, что унывающий ими считает).Это состояние иногда считают синонимом уныния, однако, это не совсем так:

  • так, например, страх – естественная реакция на пугающее событие; если человек сможет обуздать его надеждой на Бога, он и не перерастет в уныние;
  • то же можно сказать о печали, которая также в большей степени вызывается внешними причинами – например, потерей, несправедливым обвинением, гонениями и подобным; и это – также реакция души, которая может и не перейти в тяжелый грех, если человек, поскорбев, возложит упование на Христа, да и на себя постарается посмотреть трезво – ведь испытание посылается ради исправления, значит, стоит подумать, что в жизни идет не так и вызвало такие скорби;
  • а вот тоска, или, как говорят, хандра – уже практически синоним уныния, иногда ее даже называют одной из форм этого греха; подавленный скорбями, человек начинает фиксироваться на своих сложных обстоятельствах, бесконечно «прокручивать» их в голове, жалеть себя – и так постепенно утрачивает надежду на Бога; но и из тоски можно выйти, стряхнув с души этот «морок», зная, что скорби никогда не даются выше меры того или иного человека.

Когда же понятная и объяснимая эмоциональная реакция на скорби, болезни, утраты или просто на обстоятельства, которые «не входили в планы» человека окончательно переходит вообще в полную безнадежность и апатию не только в отношении конкретной ситуации, но в целом жизни, настоящего и будущего – можно говорить об унынии.

Причины

Вот что обычно относят к причинам греха святые отцы.

  1. Прежде всего – гордость, корень большинства грехов. Например, человек, желая прославиться, может взять на себя непосильные труды – и пасть духовно под этой ношей; ему будет казаться, что он «не справился» и «жизнь кончена». Весьма часто встречаются также унывающие среди монахов и мирян, считающих себя подвижниками – в какой-то момент они начинают надмеваться своей праведностью – и падают, оставшись без Божией помощи. Вот как, например, наставлял одну из своих духовных дочерей прп. Макарий Оптинский: «Ты так была ослеплена мнимою своею святостью и целомудрием, что не могла видеть своих немощей: оттого теперь страдаешь от тоски и прочих неустройств». Но чаще всего в современном мире человек унывает от того, что «пошли прахом» его планы и намерения. Гордый считает, что контролирует свою жизнь – и крайне, до отчаяния, скорбит, когда оказывается, что это не так. Отсюда – ропот на Бога и впадение в уныние.
  2. Неверие. Оно идет рука об руку с гордостью: либо человек ставит в центр мира себя, культивируя свой эгоизм, либо верит, что его жизнью правит Господь, и тогда унынию просто не остается места.

Лень, отчаяние, депрессия, праздность?

Именно так выглядят внешние проявления уныния. Человек может:

  • устраниться от всякой деятельности, буквально лечь в постель «лицом к стенке» и так оставаться день, два и больше;
  • проявлением уныния также может быть просто оставление молитвы, отказ ходить в храм, потому что «все равно ничего не изменится»; но это – не лень и праздность, а скорее отчаяние, полный отказ от упования на Христа;
  • напротив, стать чрезмерно суетливым и деятельным, пытаясь так заполнить пустоту души; такой унывающий внешне может быть даже весел, приветлив, но на самом деле переживать тяжелейшую душевную драму;

Прп. Иоанн Лествичник пишет, что в этом случае уныние «…подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделия; усердно побуждает посещать больных… скорбящих и малодушествующих; и, будучи само малодушно, внушает утешать малодушествующих».

  • способом «отвлечься от депрессивных мыслей» для унывающих также может стать алкоголь, наркотики, или иные средства, позволяющие «уйти от проблем», но не решить их.

Как не впасть в уныние

Известное среди врачей присловье, что предупредить легче, чем лечить, вполне относится к этому греху. Для того, чтобы предупредить зарождение страсти уныния, христиане стараются:

  • вести духовную жизнь, молиться, читать Слово Божие и жития святых, в которых – множество примеров чистой праведной жизни, надежды на Бога;
  • регулярно приступать к Таинствам, посещать богослужение;
  • не допускать себя до праздности, лени, которые провоцируют скуку и тоску – переходящие в уныние; по мере сил трудиться и служить ближним;
  • если житейские проблемы иной раз вызовут горькое чувство – преодолевать его, возлагая свои скорби на Господа, всегда готового помочь просящему.

Как бороться, если впал

Прежде всего… просто бороться. Игумен Нектарий (Морозов), опытный духовник, говорит, что на Исповеди ему часто приходится слышать покаяние в грехе уныния:

«Человек говорит: «Я унываю», а ты на него смотришь и не веришь ему. «Унываете?!»— «Да. Борюсь, конечно, но все-таки унываю».

На самом деле человек, который борется,— не унывает. Это враг унывает от него».

Таким образом, просто показать решимость побороть грех, хотя бы просто сказав о нем на Исповеди – уже первая победа, когда бес уныния действительно сам начинает унывать от твердости христианина.

Что делать еще?

  1. С точки зрения духовной жизни – кроме Таинства Покаяния, сильного оружия против греха, необходимо также понуждать себя на молитву, посещение храма.
  2. Психологически помогает выйти из греховного состояния посильный труд (особенно – какое-либо любимое человеком занятие, хобби), другие полезные занятия вроде, к примеру, прогулок, спорта, а также общение с друзьями, близкими, и, наконец, просто банальное соблюдение режима дня.

В Псалтири есть замечательный 41 Псалом, который учит, как нужно молиться, как изливать Богу душу, если на тебя напало уныние.

Здесь же советы о преодолении этой страсти:

  • Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!
  • Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!
  • Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?»
  • Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма.
  • Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
  • Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар.
  • Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною.
  • Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей.
  • Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
  • Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?»
  • Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. (Пс.41:1-12)

***

Иногда выйти самому из уныния не получается: так бывает, когда ситуация запущена и грех перешел в страсть в последствиями не только для души, но и для тела, начал критически подрывать здоровье. Тогда стоит прибегнуть еще и к медицинским средствам, от психотерапии до лекарств, назначить которые может только врач.

Лекарство от уныния

Вот что советуют святые отцы:

  1. «Свяжем же теперь и этого мучителя памятью о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах и умертвим его мечом молитвы с надеждой на Господа» (прп. Иоанн Лествичник)
  2. «Надо часто Богу молиться, просить у Него помощи, трудиться и ни малейшего времени не пропускать без какого-нибудь дела – так скука и пройдет» (свт. Тихон Задонский)
  3. «Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию. Но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое Промышление о нас Господа» (свт. Иоанн Златоуст)

Назидания для впавших в уныние

(Из проповедей современных священников)

  1. «Уныние — это расслабление души и изнеможение ума. У человека  искажённое восприятие реальности. Первая причина такого состояния– праздность — самый прямой путь к унынию. Всё больше людей мечтают не работать и просто получать деньги. Праздность погружает в уныние и приходят в голову самые дикие вещи, чаще всего греховные. Реализовывая их, человек просто ломает себе жизнь. Вторая причина –  гордость. Практически всегда уныние и тоска возникают по причине внутренней неудовлетворенности собственных амбиций, которые человек себе придумал. С одной стороны ложные цели, с другой стороны неадекватное видение себя, своей меры и границ приводят к страсти уныния. Это касается и духовной жизни. От того, что человек требует от себя неадекватных молитвенных подвигов, которые не может понести, приводит к тому, что он просто всё бросает и впадает в уныние. В данном случае гордость – это отказ от самопознания. Первое и главное средство борьбы: молитва с терпением. Здесь нужен не только внешний труд, но и внутренний. Бог всегда рядом и готов протянуть руку помощи, если человек будет об этом просить. Но дело в том, что если не иметь духовного рассуждения, не знать заповеди, не уметь различать добро и зло, то все усилия выжмут человека, как тряпку, и тогда душа погружается в уныние»(иеромонах Ефрем Метс).
  2. «Ну, что значит, нет сил на молитву? Невозможно произнести «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»? Вполне возможно. Или: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это можно. Ну, если засыпаешь – поспи. Проснешься, опять молись. А чего унывать? Здесь всё проходит. Помните кольцо Соломона: «Всё проходит, пройдет и это». Каждый момент – вот мы сейчас говорим – а он уже проходит. И так вся жизнь. Поэтому мучить себя тем, что уже проходит, не стоит. Тем, что прошло, совсем безумно. А тем, что еще не наступило, – тем более. Этого нет еще, зачем же страдать?» (протоиерей Валериан Кречетов)
  3. «Ты унываешь потому, что хочется тебе без труда взлететь на крыльях праведности, а крыльев-то еще нет, учиться же ходить по земле по-христиански, смиренно каждый день разглядывая себя во всей своей немощи, – на это нет ни терпения, ни желания. А ведь иного пути нет. Недаром же Святые Отцы говорят, что тот, кто научился видеть свои грехи и молиться об исправлении, больше того, кто даже может мертвых воскрешать» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Молитвы от депрессии, тоски и уныния близкого человека

Особая молитва от этого недуга читается во все дни Великого Поста – это покаянная молитва прп. Ефрема Сирина, которая содержит прошение избавить от «духа праздности и уныния»:

«Господи и Владыко живота моего,дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.Ей, Господи, Царю,даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,яко благословен еси во веки веков.Аминь».

После каждого прошения совершается земной поклон, а по окончании молитвы – 12 поклонов в пояс, с кратким молением: «Боже, очисти мя, грешного (грешную)». Затем молитва повторяется полностью вся, и завершается земным поклоном.

Молитва пред иконой Божией Матери «Утоли моя печали»

Наде́ждо всем конце́м земли́, Пречи́стая Де́во, Госпоже́ Богоро́дице, утеше́ние на́ше!Не гнуша́йся нас гре́шных, на Твою́ бо ми́лость упова́ем: угаси́ горя́щий в нас пла́мень грехо́вный и покая́нием ороси́ изсо́хшая сердца́ на́ша; очи́сти ум наш от грехо́вных по́мыслов, приими́ мольбы́, от души́ и се́рдца со воздыха́нием Тебе́ приноси́мыя.

Бу́ди о нас хода́таица к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу и отврати́ гнев Его́ Ма́терними Твои́ми моли́твами.Душе́вныя и теле́сныя я́звы исцели́, Госпоже́ Влады́чице, утоли́ боле́зни душ и теле́с, ути́ши бу́рю злых нападе́ний вра́жеских, отыми́ бре́мя грехо́в на́ших, и не оста́ви нас до конца́ поги́бнути, и печа́лию сокруше́нная сердца́ на́ша уте́ши, да сла́вим Тя до после́дняго издыха́ния на́шего.

Молитва из творений свт. Димитрия Ростовского

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею…

Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи, и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Молитва об избавлении от уныния, св. Иоанна Кронштадтского

Господь – уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый – Простое Существо – Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой. Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение.

Молитва свт. Тихону Задонскому

О, всехва́льный святи́телю и уго́дниче Христо́в, о́тче наш Ти́хоне!

А́нгельски на земли́ пожи́в, ты я́ко а́нгел благи́й яви́лся еси́ и в ди́внем твое́м прославле́нии: ве́руем от всея́ души́ и помышле́ния, я́ко ты, благосе́рдый наш помо́щниче и моли́твенниче, твои́ми нело́жными хода́тайствы и благода́тию, от Го́спода оби́льно тебе́ дарова́нною, при́сно спосо́бствуеши на́шему спасе́нию.

Приими́ у́бо, ублажа́емый уго́дниче Христо́в, и в час сей на́ша недосто́йная моле́ния: свободи́ ны твои́м заступле́нием от облега́ющаго нас суесло́вия и суему́дрия, неправове́рия и злове́рия челове́ческаго; потщи́ся, ско́рый о нас предста́телю, благоприя́тным твои́м хода́тайством умоли́ти Го́спода, да проба́вит Своя́ вели́кия и бога́тыя ми́лости на нас гре́шных и недосто́йных рабе́х Свои́х (имена), да уврачу́ет Свое́ю благода́тию неисцеле́нныя я́звы и стру́пы растле́нных душ и теле́с на́ших, да раствори́т окамене́лая се́рдца на́ша слеза́ми умиле́ния и сокруше́ния о премно́гих согреше́ниих на́ших, и да изба́вит ны от ве́чных мук и огня́ гее́нскаго; всем же ве́рным лю́дем Свои́м да да́рует в ны́нешнем ве́це мир и тишину́, здра́вие и спасе́ние и во всем благо́е поспеше́ние, да та́ко, ти́хое и безмо́лвное житие́ пожи́вше во вся́ком благоче́стии и чистоте́, сподо́бимся со А́нгелы и со все́ми святы́ми сла́вити и воспева́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в.

Псалом 26

  1. Господь просвеще́ние мое и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся?
  2. Господь Защи́титель живота́ моего, от кого́ устрашу́ся?
  3. Внегда приближа́тися на мя зло́бующым, е́же сне́сти пло́ти моя, оскорбля́ющии мя, и врази́ мои́, ти́и изнемого́ша и падо́ша.
  4. Аще ополчи́тся на мя полк, не убои́тся се́рдце мое́, а́ще воста́нет на мя брань, на Него́ аз упова́ю.
  5. Еди́но проси́х от Господа, то взыщу́: е́же жи́ти ми в дому́ Госпо́дни вся дни живота́ моего, зре́ти ми красоту́ Господню и посеща́ти храм святы́й Его.
  6. Яко скры мя в селе́нии Свое́м в день зол моих, покры́ мя в тайне селе́ния Своего́, на ка́мень вознесе́ мя.
  7. И ныне, се вознесе́ главу́ мою́ на враги́ моя: обыдо́х и пожро́х в селе́нии Его же́ртву хвале́ния и воскликнове́ния, пою́ и воспою́ Господеви.
  8. Услы́ши, Господи, глас мой, и́мже воззва́х: поми́луй мя и услы́ши мя.
  9. Тебе́ рече́ сердце мое: Господа взыщу́.
  10. Взыска́ Тебе́ лице́ мое, лица́ Твоего, Господи, взыщу́.
  11. Не отврати́ лица́ Твоего от мене́ и не уклони́ся гне́вом от раба́ Твоего́: помо́щник мой бу́ди, не отри́ни мене́, и не оста́ви мене́, Боже Спаси́телю мой.
  12. Яко оте́ц мой и ма́ти моя оста́виста мя, Господь же восприя́т мя.
  13. Законоположи́ ми, Господи, в пути́ Твоем и наста́ви мя на стезю́ пра́вую враг моих ра́ди.
  14. Не преда́ждь мене́ в ду́шы стужа́ющих ми, я́ко воста́ша на мя свиде́теле непра́веднии и солга́ непра́вда себе́.
  15. Ве́рую ви́дети блага́я Госпо́дня на земли́ живых.
  16. Потерпи́ Господа, мужа́йся и да крепи́тся се́рдце твое, и потерпи́ Господа.

«Потерпи,» – увещевает царь Давид, сам переживший великие скорби, какие многим из нас оказались бы непосильны. Духовный опыт святых, слова Христа, уверяющего: каждая молитва услышана Господом, каждого просящего «день и ночь» Он защитит – все это помогает справиться со скорбями среди мирских бурь.

Автор: Наталия Сазонова

Советуем почитать:

  1. Игумен Нектарий (Морозов). Пусть враг от нас унывает.
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Сколько всего смертных грехов в православии на самом деле. Грехи против 10 Заповедей БожиихСколько всего смертных грехов в православии на самом деле. Грехи против 10 Заповедей Божиих

0 Comments
7 смертных грехов

В наши дни иногда можно встретить христианина, который, по слову свт. Феофана Затворника, «на каждом почти шагу думает, что он тяжко согрешил». Есть и другая крайность – полагать, что особенно тяжелы грехи, называемые «смертными», тогда как есть грехи «обычные», не столь страшные. Что же относить

Заповеди и грехи

Так учил Иисус Христос: Заповеди блаженства с объяснениями+грехи против нихТак учил Иисус Христос: Заповеди блаженства с объяснениями+грехи против них

0 Comments
Заповеди блаженств - так учил Христос

Регулярно посещающие литургию православные знают их почти наизусть. Начинается Малый Вход, символизирующий выход Христа на проповедь. Священник исходит из алтаря, а диакон предшествует ему с Евангелием – и вот хор поет: «Блаженни нищии духом…», а затем все заповеди блаженства. Душа приходит в умиление, и даже

Заповеди и грехи

Шпаргалка для исповеди: Грехи истязуемые на 20 мытарствахШпаргалка для исповеди: Грехи истязуемые на 20 мытарствах

6 комментариев
Грехи для исповеди: перечень

Подготовка к Исповеди и Причастию для новоначального христианина дело непростое, но ответственное. Кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении прегрешений (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них Самим Господом Иисусом Христом. «Не оправдываться, а беспощадно обвинять себя« — это первый совет, который батюшки

Заповеди и грехи

«Взять гнев под контроль». Про управление греховной страстью рассказал иеромонах Ефрем (Метс)«Взять гнев под контроль». Про управление греховной страстью рассказал иеромонах Ефрем (Метс)

0 Comments
Гнев - это грех человеческий

Про управление гневом, опираясь на Священное Писание, в первую очередь на литературу Премудрости — иеромонах Ефрем (Метс). Как всегда, с комментариями. Что нужно  знать о гневе Гнев — одна из восьми греховных страстей, которую нужно врачевать. Идёт по списку сразу за сребролюбием, но возникает при

Заповеди и грехи

Простыми словами о чревоугодии: причины, следствия и последствия грехаПростыми словами о чревоугодии: причины, следствия и последствия греха

0 Comments
Чревоугодие

Чревоугодие называют источником множества грехов и страстей и не случайно святые отцы рекомендуют вступающим на путь духовной жизни ограничить себя в пище. Что же это за страсть? Что значит слово: определение «Чревоугодие» произошло от слова «чрево» (живот, желудок), а переводится со старославянского языка на современный

Заповеди и грехи