В библейской книге «Притчи» есть замечательное место, касающееся 7 пороков человека:
«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».
(Прит.6:16-19)
Клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) прокомментировал каждое из этих высказываний.
Священник убежден, что книги Ветхого Завета сегодня актуальны, как и вчера. Так, любая наша зависимость (алкогольная, пищевая, игровая…) делает человека гордым, недоверчивым и нетерпеливым, а чтобы избавиться от страсти, следует воспитать в себе следует качества противоположные этим порокам человеческим: доверие, смирение и терпение.
Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
(Прит.6:16)
Если ты хочешь, чтобы Бог был твоим Другом, а не врагом, то нужно Бога знать. Если ты хочешь вступить в отношения с Богом, если ты желаешь получить Его благословение, то необходимо познавать Бога, а не выдумывать «бога в душе».
Богу есть дело до твоей жизни, потому что ты не чужой Ему, но Его любимое творение. Бог хочет помочь мне и желает научить меня жить, чтобы быть счастливым и радостным. Если Бог благ, то моя задача стать похожим на Него, изгнав зло из себя. Сам человек во всей полноте не может знать что является добром, а что злом, потому Бог открывает свою волю через Священное Писание.
Как говорит святитель Иоанн Златоуст:
«От незнания Писания – всякое зло».
Невозможно служить Богу, не зная Его воли. Всякий человек духовно болен, о чём свидетельствует наша ошибочность и смерть, устремимся же получить лекарство из рук Божьих.
1.«глаза гордые…»
(Прит.6:17)
Всё начинается с гордости, т.е. с противления Богу, которое может быть неосознанным. Из всех страстей гордость тяжелее всего увидеть в себе. Если всё остальное более-менее на поверхности, то гордость охватив сердце не даёт себя увидеть, прячется в самой глубине существа. Как глаза не видят себя, так и гордые очи сердца не видят свою болезнь, но видят искажённый мир.
Гордость познаётся по симптомам, которые замечательно описал Иаков Нижегородский:
«Как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле? Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко (беззлобно) исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд, и горд глубоко.
Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд, и горд глубоко.
Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд, и горд глубоко.Если при виде неблагополучия других, хотя бы и врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд, и горд глубоко.
Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд, и горд глубоко».
2.«язык лживый»
(Прит.6:17)
Человек может лгать по трём причинам: страх, корысть и тщеславие. Страх наказания, т.е. страх ответственности за свои дела и поступки, ведёт к тому, что человек перекладывает вину на другого. Неважно, на соседа ли, государство или Бога, но конечная цель лжи в этом случае – отказ от свободы воли. Ради корысти лгут многочисленные мошенники, звонящие по телефону, да и всякий, кто пытается ради материальной выгоды вводить человека в заблуждение.
Тщеславие же побуждает человека приукрашивая искажать события, слова и поступки, чтобы создать ложный образ своего «я», который впоследствии как мыльный пузырь лопнет, оставив человека в прахе и уничижении.
Проблема в том, что привычка лгать разрушает не только отношения с Богом и людьми, но и самого человека, усыновляя его диаволу:
«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего».
(Ин.8:44).
3. «и руки, проливающие кровь невинную»
(Прит.6:17)
Пролить невинную кровь означает совершить криминальное убийство. Убить ради того, чтобы завладеть чужим имуществом, бытовая ссора, аборт и т.п. Первое убийство Каином Авеля совершено по зависти, т.е. по страсти, а значит имеет в себе неправду.
Царь Давид, убивающий Голиафа на войне – герой Божий, но когда своим решением отправляет Урию Хеттеянина на верную смерть, дабы скрыть изнасилование его жены, тогда он поступил преступно и обличён Богом, ведь для Бога важен мотив.
Узаконенные смертная казнь и убийство на войне никогда не рассматривались нарушением этой заповеди, как об этом говорит апостол Павел:
«ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».
(Рим.13:4)
В высшем духовном смысле по свт. Иоанну Златоусту:
«Проливающие кровь невинную — те, которые пьют кровь Господа и оскверняют себя постыдными делами», т.е. причащаясь, живут без покаяния.
4.«сердце, кующее злые замыслы»
(Прит.6:18)
От гордых очей, лживого языка и преступных рук проникаем в подсознание – в человеческое сердце – источник жизни.
Замечательный образ того, как сердце превращается в завод по производству зла. В этом случае зло уже не случайность или невежество, но организованная фабрика и тщательная работа, продуманная и поставленная на конвейер. Это похоже на то, как в своём огороде выкорчевать все плодовые деревья, выполоть овощи и фрукты, а после засадить всё борщевиком, чьи семена разносятся по всей округе.
Такое состояние у людей было перед потопом:
«И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». (Быт.6:5)
Очищение сердца является сложнейшим аскетическим искусством, требует много сил, внимания и помощи Божьей, фактически требуется пересадка духовного сердца от Бога. Злое сердце всё видит злым и искривлённым, потому пребывает в ложном свете и держит неправильный путь, не понимая, как исправить ситуацию.
5.«ноги, быстро бегущие к злодейству»
(Прит.6:18)
Злое сердце приводит к тому, что зло желает вырваться наружу, дабы осуществиться в делах.
«Ноги, бегущие к злодейству», означает усердную и старательную работу по реализации зла.
«Каковы твои мысли, такова и твоя жизнь» — говорит старец Фаддей.
Чем чаще человек совершает злой поступок, тем сильнее формируется привычка, которая вновь и вновь будет твориться уже не осознанно, фактически на автомате. Остановиться не так-то просто, нужен внутренний бунт, попытка выйти из заезженной колеи. Те, кто боролись с курением, наркозависимостью и пьянством, знают сколько пота и крови нужно пролить, чтобы изменить ситуацию.
6.«лжесвидетель, наговаривающий ложь»
(Прит.6:19)
В данном случае осознанный клеветник, готовый подставить человека, дать ложное свидетельство в суде. Разрушить чью-то жизнь и судьбу для такого человека будет изрядным удовольствием. Написать донос на невинного человека ради того, чтобы получить какую-то выгоду, не составит труда.
Вспоминаем суд над Христом:
«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его».
(Мф.26:59-61)
7.«и сеющий раздор между братьями»
(Прит.6:19)
Есть такое духовное состояние, когда человек провоцирует конфликт и получает удовольствие от ссоры двух близких людей. Это уже совсем дьявольское дело. Прокляты те, кто стравливает между собой людей и народы, кто толкает на преступления.
Если слышишь от человека постоянно осуждение, наговоры, то держись от него подальше.
Бывает, что говорят тебе о человеке что-то плохое, ты встречаешься с ним и смотришь уже на него как на врага, потому что пустил в своё сердце яд. Внимательно рассмотрим вышеперечисленные страсти, которые ненавистны Богу, и принесём покаяние, приложим все силы, чтобы избавиться от этого зла и взрастим в себе добрые плоды! Аминь.
Иеромонах Ефрем (Метс)