Чревоугодие называют источником множества грехов и страстей и не случайно святые отцы рекомендуют вступающим на путь духовной жизни ограничить себя в пище. Что же это за страсть?
Что значит слово: определение
«Чревоугодие» произошло от слова «чрево» (живот, желудок), а переводится со старославянского языка на современный русский как «угождение желудку». Таким образом, это – пристрастие к употреблению приятной для плоти пищи, которое переходит в своего рода зависимость.
Почему смертный грех
Потому, что приверженность ему удаляет человека от Бога: его кумиром становится патологическая потребность в «пище и питии», то есть фактически – собственное тело. Это значит, что человек становится вероотступником, и, удалившись от Бога, находит лишь смерть.
Поэтому страсть чревоугодия:
- входит в число 7 смертных грехов наряду с другими, также удаляющими душу от Господа; считается, что чревоугодие «открывает двери» многим из этих греховных состояний, например, любострастию (ненасытному желанию удовлетворить половые потребности), которое всегда начинается с невоздержания в пище и питье;
- является первой из 8 страстей по свт. Игнатию Брянчанинову, в XIX в. составившему своего рода список самых тяжелых греховных состояний;
- согласно известному рассказу о посмертных мытарствах души блж. Феодоры Цареградской, испытывается на 4 мытарстве; именно здесь демон чревоугодия низвергает во ад души, приверженные ему при земной жизни.
Причины и последствия чревоугодия
Прп. Иоанн Лествичник писал как бы от лица самой страсти, рассказывающей о том, почему ей подвержено такое количество людей:
«Дверь, которою я вхожу, есть свойство снедей; а причина моей ненасытности – привычка; основание же моей страсти – долговременный навык; бесчувствие души и забвение смерти».
Таким образом, основной причиной страсти можно назвать «бесчувствие души», когда человек просто «берет от жизни всё», не думая о Боге, духовной жизни, и даже – о собственной смерти. Именно о таковых говорил Апостол Павел в Посланнии к Филиппийцам:
«Их бог – чрево… они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).
Вместе с тем, страсти часто подвержены и верующие благочестивые люди: из слов прп. Иоанна видно, что она входит к через «свойство снедей», иными словами, через потребность в пище, для людей естественную. Более того, эта пища – дар Господа, приносящий – как всякий Его дар – удовольствие не только телу, но и душе.
Найти грань между «вкушением с благодарением» и угождением плоти – не так просто. Зачастую еда используется на фоне стресса – чтобы «придать бодрость», и от казалось бы безобидного желания подкрепить тело и душу рождается привычка, которая может перейти в страстную привязанность.
Последствия же ее касаются не только тела (ожирение и все сопутствующие заболевания), но и души: невоздержанность в пище открывает путь множеству других грехов.
Виды
Различают:
- чревобесие, или обжорство;
- гортанобесие, не связанное с перееданием, но – с получением изысканного удовольствия от вкуса пищи.
Кроме того, разновидностью чревоугодия также является пьянство, или алкогольная зависимость: это также страстная привязанность, но не к пище, а к спиртным напиткам
Чем отличается от обжорства
Переедание, или пищевая зависимость – называемая также объедением – частный случай чревоугодия, один из его видов.
Священное Писание
Наиболее яркий пример духовных последствий чревоугодия и невоздержания содержится в библейской Книге Исход, повествующей о том, как Израильский народ, ведомый Богом, вышел из Египта, где был фактически в рабстве, в Палестину, «Землю Обетованную», указанную Господом. Несмотря на множество чудес, совершившихся с народом Божиим – от «казней египетских» над поработителями евреев до насыщения народа небесной пищей, манной – евреи, как говорит Библия, раз за разом вспоминали Египет, где они были рабами, но… ели мясо и другие снеди! И, значит, меняют веру в Единого Бога на приятную пищу. Об опасности греха говорят и другие священные книги:
- «гордость, пресыщение и праздность» называет главными грехами прор. Иезикииль (Иез. 16:49);
- в книге Иисуса, Сына Сирахова, говорится о том, что «страдание бессонницею и холера и резь в животе бывают у человека ненасытного» (Сир.31:23);
- об опасности «объядения и пьянства» не раз говорит Своим ученикам и Христос.
Как избавиться от страсти к еде
Следует понимать, что полное избавление от этого греха невозможно, так как, по верному замечанию прп. Иоанна Лествичника, он связан со «свойствами снеди», то есть с базовой потребностью человека. Поэтому, даже если страсть представляется преодоленной, говорить на самом деле можно лишь о своего рода ремиссии с сохранением опасности рецидивов.
Как бороться и чем победить
Даже святые, имевшие в себе этот грех, тратили на его преодоление многие годы. Например, прп. Паисий Святогорец (никогда не имевший лишнего веса!), видя, что начатки страсти есть в душе, около 20 лет питался лишь одной капустой – чтобы выработать у себя равнодушие к пище.
Безусловно, самодисциплина и ограничение себя – важное средство борьбы. Однако, следует обращать внимание не только на проявления чревоугодия, но и на причины страсти.
- Если это – маловерие и «бесчувственность души», помогут соблюдение постов, причем не только телесно, но и духовно – с посещением богослужений, участием в Таинствах.
- Если мы видим, что дело – в «заедании» тех или иных чувств, эмоций, возможно, для того, чтобы разобраться в себе, нужна помощь специалиста-психотерапевта, который поможет понять, что именно человек «заедает» и как преодолеть вызвавшие переедание психологические проблемы.
Духовные средства для похудения
Прежде всего это – частая Исповедь и Причащение, ведь глубоко коренящуюся почти в каждом страсть невозможно преодолеть без Божией помощи – равно как и удержать достигнутый результат, если победа над грехом одержана.
Что это: Пост перед Причастием
Пост – время борьбы с чревоугодием
Действительно, пост помогает хотя бы начать преодолевать страсть. Для начала – просто попробовав соблюдать запрет на животную пищу, который есть в церковном Уставе. Кроме того, посты – время особенно усердных молитв ( в т.ч. от чревоугодия), посещения богослужений. Не стоит пренебрегать этими средствами борьбы с грехом.
Воздержание, умеренность
Соблюдать их следует не только во время постов, но и вне их. В трудах аскетов подвижников можно найти множество советов по этому поводу и выбрать наиболее подходящий для конкретного человека и ситуации. А вот, например, совет свт. Димитрия Ростовского – совсем короткий и подходящий практически любому человеку:
«Сохраняй пост, безвременно не ешь, без жажды не пей».
Как и кому молиться об избавлении от зависимости
Опытные пастыри советуют обращаться к своему небесному покровителю, к особенно чтимым святым. Кроме того, есть угодники Божии, при земной жизни боровшиеся с этой страстью. К примеру, можно молиться об исцелении страсти мч. Вонифатию, прп. Паисию Святогорцу, подвижникам-монахам.
Молясь святым, приступая к Таинствам, будем помнить: по слову святых отцов, «Господь не может спасти нас без нас», нашей воли и труда. И тот, кто преодолевает страсть, должен приготовиться к длительным трудам и борьбе – прежде всего, с собой.
Наталия Сазонова
Как избавиться от чревоугодия? 15 советов от архимандрита Рафаила (Карелина):
- Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли – горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве.
- Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества.
- Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.
- Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело.
- Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть.
- В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе.
- Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.
- Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается – то естественная.
- Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот.
- Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием – стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.
- Эта страсть иногда сочетается со скупостью. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу.
- Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание – когда и к кому идти.
- Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь – к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.
- Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.
- Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.
Святые отцы и современные священники о грехе:
- Прп. Иоанн Кассиан Римлянин: «Отцы мерою воздержания в пище положили то, – чтоб пищу, которую принимать заставляет нас необходимость поддерживать жизнь тела, переставали мы вкушать, когда еще хочется есть»
- Прп. Лев Оптинский: «Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи»
- Прп. Варсонофий Оптинский: «Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты – положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест; глаза не сыты – это грех»
- Протоиерей Андрей Ефанов:
«Действовать тут нужно на уровне духовном, душевном (психическом) и телесном. Начало — это решить, что вы хотите избавиться от зависимости от еды. Не только от жирной еды и фастфуда, а в принципе вы хотите жить свободно и так, чтобы еда не определяла то, как вы живете, на что живете и в каком состоянии духа пребываете. Выйти из зависимости на свободу — вот что вам нужно…
Дальше нужно очень четко понять, может быть, даже написать, в каких именно случаях Вы едите вредную еду и чем можно заменить этот прием пищи. Например, вы вознаграждаете себя за что-то едой — а чем еще можно вознаградить? Прогулкой, яблоком или грушей, разговором по телефону, танцем, спеть песню, прочитать фрагмент хорошей книги, а может быть, немного размяться?
Спорт, между прочим, — очень хороший способ снять напряжение и поднять себе настроение, можете почитать об этом. Найдите в сети интересные, простые и краткие комплексы упражнений, которые Вам нравятся, и делайте их, увидите, что настроение после хорошей разминки повысится, это природа!»