------------------- 22 декабря - Церковный праздник Зачатие прав Анной Пресвятой Богородицы
Православие сегодня Праздники Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. В чем суть церковного праздника

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. В чем суть церковного праздника

0 Comments
22 декабря - Церковный праздник Зачатие прав Анной Пресвятой Богородицы

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы — праздник, отмечаемый 22 декабря, появился в церковном календаре существенно позже других торжеств, посвященных Богородице. События, которым он посвящен, не отражены в Евангелии. И все же христиане стараются прийти в этот особенный день в храм на богослужение.

Что празднует Церковь 22 декабря

Именно то, что обозначено в названии праздника – зачатие Пречистой Девы прав. Анной, супругой Иоакима. Событие не описано Евангелистами, рассказ о нем содержится в апокрифическом (непризнанном Церковью) источнике, называемом «Протоевангелием Иакова». Этот текст, как установлено историками, написан в середине II в., потому Церковь не признает его принадлежность Апостолу Иакову. Вместе с тем, «Протоевангелие» доносит древние предания о жизни Пречистой Девы, в том числе – о Ее зачатии.

Служба в храме - Зачатие праведной Анной

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы. Литургия в храме и молебен

Не случайно в этот же день, 22 декабря, Церковь чтит икону Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость».

Почему Церковь празднует дни зачатия

Потому, что это – одной из важнейших событий истории человечества: произошло чудесное зачатие Той, Которая станет Матерью Мессии, БогаСлова, Иисуса Христа, Спасителя людей. Зачатие это начало жизни. Это творческое соработничество Самому Богу, как начальнику жизни.

Кроме этого праздника, церковный календарь знает лишь два празднования зачатия:

Смысл дня и значение для нас

Это – память двух великих чудес:

  • сбывшейся надежде бездетных супругов, Иоакима и Анны, которые тяжко скорбели о том, что у них не было детей – но и возлагали все упование на Бога, безгранично доверяя Ему;
  • начала спасения всех людей: после грехопадения Адама, когда человечество потеряло Рай и много столетий пребывало вне Бога, наконец, нашлись супруги, так любившие Создателя, что оказались достойными стать родить и воспитать Деву – будущую Мать Спасителя.

«Празднование в честь Зачатия Пресвятой Девы или Иоанна Предтечи — это всегда это всегда назидание и пример для каждой христианской семьи: как дерзновенно с какой глубокой верой просили чада наши прародители, так и нам следует во всём положиться на волю Божию, крепко веровать и помнить что-то высокое честь стать родителями ну ещё большая честь воспитать благочестивым своё дитя», протоиерей Василий Гелеван. 

Праведные Иоаким и Анна

Пречистая Матерь Божия при земной жизни была крайне скромна – так что и имена Её родителей мы знаем из апокрифа, «Протоевангелия Иакова», а не из писаний Евангелистов.

Праведные Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы

Родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна

Известно, что:

  • супруги были праведны и благочестивы по иудейскому Закону;
  • несмотря на это, они, по Божиему Промыслу, до старости оставались бездетны, за что терпели постоянные поношения и гонения от единоплеменников; у иудеев бездетность считалась признаком неких тайных грехов, которые удаляют от семьи Божие благословение.

По преданию, однажды прав. Иоаким принес в Иерусалимский храм положенное по Закону жертвоприношение. Но священник, совершавший тогда службу, отверг дар святого, так как у Иоакима не было детей – и это, по его мнению, значило что он и супруга недостойны приносить дары Богу. Супруги десятилетиями переносили поношения от людей – но отлучение их от храма Истинного Бога повергло обоих почти в отчаяние:

  • Иоаким ушел в пустыню, чтобы там оплакивать свое недостоинство перед Господом;
  • Анна, и так считавшая себя виновницей бездетности семьи, теперь, видя, что фактически потеряла мужа, также предалась горькому плачу о своей участи; предание доносит до нас ее молитву, когда, подняв глаза, женщина увидела птичье гнездо с птенцами – и поняла, что даже бессловесная тварь счастливее ее.

Именно тогда ей и предстал небесный посланник, Ангел. Он возвестил Анне:

«Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

Было и еще одно явление Ангела – Иоакиму в пустыне.

Оба супруга, придя в себя после случившегося, поспешили в храм – благодарить Господа за данную им надежду и милость. Там, у входа в святилище Истинного Бога, они и встретились. Неизвестный автор «Протоевангелия Иакова» рассказывает:

«Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме».

А потом совершилось великое таинство – зачатия новой жизни, хотя и Анна, и Иоаким были, по человеческим меркам, глубокими стариками. Но, как говорится в одном из песнопений в честь их Дочери, «Бог, идеже хощет, побеждается естества чин».

«Чин естества» будет побежден еще раз – когда Дева, Дочь Иоакима и Анны, чудесным образом зачнет Сына Божия.

Кто и когда установил дату

Первые свидетельства о празднике относятся к середине VIII в. Древнейший из известных канонов, посвященных торжеству, написан свт. Андреем Критским.

Также известна проповедь на праздник византийского церковного писателя, Иоанна Эвбейского, относящаяся к тому же времени. Церковные историки обращают внимание на то, что проповедник говорит о торжестве, как известном далеко не во всех христианских странах.

Отсюда следует, что празднование Зачатия было еще не распространено. Более широко праздник начинается отмечаться с IX-X вв., вероятно, сначала в Византии, позже – в Европе. Дата события – не историческая (она неизвестна), а просто получена отсчитыванием 9 месяцев назад от праздника Рождества Богородицы (21 сентября).

Почитание

На христианском Востоке он издавна отмечался менее торжественно, чем Рождество Матери Божией. Этот обычай сохраняется и сейчас.

Икона правв Иоакима и Анны в храме

А вот на католическом Западе это Зачатие – одно из главных торжеств, посвященных Пречистой. Традиция сложилась с 1854 г., когда Католическая Церковь приняла так называемый догмат о Непорочном Зачатии, согласно которому Богородица родилась не подверженной первородному греху.

С догматом не согласны православные и протестанты, и, чтобы подчеркнуть его значение, католики придали празднику статус одного из главных торжеств Пречистой. Ныне дата отмечается на Западе 8 декабря.

Зачатьевский монастырь в Москве

Обитель основана свт. Алексием Московским в 1360 г. Его первыми насельницами были родные сестры святителя, принявшие имена Иулиании и Евпраксии. Женская обитель существовала до 1918 г., когда была закрыта безбожниками. В советские годы церковь Зачатия прав. Анны была разрушена.

Зачатьевский монастырь

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (первое название Алексеевский) расположен в самом центре Москвы: в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Фото с сайта обители

Возрождение монастыря началось с 1995 г. В 2010 г. удалось возвести большой собор Рождества Богородицы, уникальный храм, выстроенный по канонам древнерусской архитектуры, с полом, камни которого привезены со Святой Земли. А вот церковь, давшую название монастырю, воссоздать пока не удалось: от нее сохранился только фундамент.

Икона дня

Иконография праздника достаточно разнообразна. Образ «Целование Иоакима и Анны у Золотых ворот» часто называют еще «Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы: это встреча свв. Иоаким  у  Иерусалимского храма.

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. В чем суть церковного праздника

Целование Иоакима и Анны у Золотых ворот

Также можно встретить образы, на которых:

  • Богородицы попирает ногой змия, внизу же образа – Её родители, молитвенно поднявшие руки.
  • представлена прав. Анна, держащая на руках свою Дочь;
  • Икона праздника: Зачатие праведной Анной

    Зачатие Богоматери. XVIII в. В центре на овальном возвышении, обнявшись, стоят Иоаким и Анна, соприкасаясь ликами. Фигуры изображены на фоне овально-стрельчатого проема палат.© Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Молятся о даровании детей и избавлении от бесплодия

Помня о том, что святые родители Пречистой почти всю жизнь провели как бездетная пара, к ним, как глубоко понимающим такие же проблемы множества ныне живущих людей, часто обращаются с молитвой о помощи чадородии. Зачатие прав Анной Богородицы

Существует множество свидетельств того, что свв. Иоаким и Анна чрезвычайно отзывчивы на такие прошения.

Помощь в зачатии детей, отзывы

Вот что говорят паломники в Зачатьевский женский монастырь Москвы:

  1. «Я не могла забеременеть 11 лет, обращалась к врачам. Одни говорили, что не видят никакой причины, чтобы мне не забеременеть, другие, что только ЭКО мне поможет, третьи – что даже и ЭКО не поможет. Я стала ездить по святым местам. Летом 2009 года посетила монастыри Кипра. А осенью я приехала в Зачатьевский монастырь. Заказала молебен святым и праведным Иоакиму и Анне на полгода. Молилась и в храме, и дома. Просила и Пресвятую Богодицу, и святых Иулианию и Евпраксию. По врачам уже не ходила. А в 2010 году, когда мне уже было 40 лет, я забеременела. В 41 год родила девочку (в 2011 году). Назвала Марией. И беременность, и роды (кесарево сечение) прошли, с Божьей помощью, благополучно и ребеночек родился здоровым. Не знаю, как благодарить Господа нашего Иисуса Христа за это счастье» (Вера)
  2. «Благодарим Господа и святых Иоакима и Анну за то, что послали нам чадо. Мы были в Зачатьевском монастыре в декабре, очень просили, чтобы Господь послал нам дитя. (Мы женаты более 5 лет и родить не получалось). В январе наступила беременность. Спаси Бог!» (Екатерина и Денис К. 10 июня 2011 года).
  3. Благодарю Пресвятую Богородицу и святых праведных Иоакима и Анну за их скорую помощь. В 2011 году, в начале лета, была в Зачатьевском монастыре и заказала на полгода молебен святым праведным и Анне о разрешении неплодства, так как 17 лет не имела детей. Не прошло и половины срока заказанных молебнов, как после Петрова поста забеременела и в 2012 году, на Пасху, 15 апреля в 6 часов утра, после причастия, по милости Божией, родила дочку быстро и без осложнений. В этом году приехала с дочкой, которую назвали Серафимой, благодарить Матерь Божию и святых Ее Родителей. Слава Богу за все! Не буду скрывать , что молилась и святой блаженной Матроне, и ее тоже благодарю. Благодарю и всех насельниц Зачатьевского монастыря, ведь это они так усердно за нас молятся. Низкий поклон вам, дорогие матушки! (Фотиния (Светлана) Е. 2013 г.)
  4. «Благодарим Зачатьевский монастырь со всеми его святынями и особенно святых праведных Иоакима и Анну за помощь в рождении долгожданного сына Иоанна. Сейчас ему два месяца. Впервые пришли в новый собор уже всей семьей. Радость переполняет и счастье. Раньше я была тут с просьбой, а теперь с благодарностью» (Раба Божия Валерия. 22 июня 2014 г.)
  5. «Мы с мужем живем уже 20 лет в браке. Повенчались в 2004 году. Детей у нас не было. Сначала я не хотела, думала, рано, успею еще. А после 30 лет стала уже волноваться, а после 35 была уже в отчаянии. Болезни разные были, операции, унывала часто. Осенью 2011 года подала записку на молебен о даровании ребенка. Дома молилась святым праведным Иоакиму и Анне. Уже записалась в клинику чтобы делать ЭКО, но когда подошла моя очередь, мне уже это не понадобилось: я забеременела. В феврале родилась наша дочка Кира. Слава Богу за все! Благодарю святых праведных Иоакима и Анну. Прошу Ваших святых молитв, матушка настоятельница, помолитесь за нас». (Татьяна Е.)

***

Тихо и неприметно совершилось великое чудо, Зачатие Пречистой Девы, а через положенные девять месяцев – Её Рождество. Столь же скромен и этот праздник, чаще всего приходящийся на будний день. Немного людей в храме, не очень торжественна служба. Но остановимся в круговерти житейских дел и подумаем о чудесах Божиих – о том, как оправдалась надежда мужа и жены, всецело предавших себя Господу, и о том, как благодаря их смирению в мир пришла Та, что станет Матерью Христа – и всех нас.

Наталия Сазонова

Молитвословия дня

Тропарь на зачатие Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь безча́дия у́зы разреша́ются,/ Иоаки́ма бо и А́нну услы́шав Бог,/ па́че наде́жды, роди́ти тем я́ве обещава́ет Богоотрокови́цу,/ из Нея́же Сам роди́ся Неопи́санный, Челове́к быв,/ а́нгелом повеле́в вопи́ти Ей:// ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Кондак на зачатие Пресвятой Богородицы, глас 4

Пра́зднует днесь вселе́нная А́ннино зача́тие,/ бы́вшее от Бо́га:// и́бо та породи́ па́че сло́ва Сло́во ро́ждшую.

Молитва правв. Иоакиму и Анне

О, присносла́внии Христо́вы пра́ведницы, святи́и Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно, предстоя́щии небе́сному Престо́лу Вели́каго Царя́ и ве́лие дерзнове́ние к Нему́ иму́щии, я́ко от Преблагослове́нныя Дще́ри ва́шея, Пречи́стыя Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, воплоти́тися изво́лившему, к вам, я́ко многомо́щным предста́телем и усе́рдным о нас моли́твенникам, прибега́ем мы, гре́шнии и недосто́йнии. Моли́те бла́гость Его́, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, по дело́м на́шим пра́ведно на ны дви́жимый, и да безчи́сленныя прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т нас на путь покая́ния и на стезе́ за́поведей Свои́х да утверди́т нас.

Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре живо́т наш сохрани́те и во всех благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся я́же к животу́ и благоче́стию потре́бная нам от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бед и напра́сныя сме́рти предста́тельством ва́шим нас избавля́юще, и от всех враг ви́димых и неви́димых защища́юще, я́ко да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживем во вся́ком благоче́стии и чистоте́, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше, в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же со Отце́м и Пресвятым Ду́хом подоба́ет всякая сла́ва, честь и поклонение во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Служба в церкви в ночь с 31 декабря на 1 января: идти или не идтиСлужба в церкви в ночь с 31 декабря на 1 января: идти или не идти

0 Comments
Ночная литургия на Новый год

Чтобы посетить службу в ночь с 31 декабря на 1 января, желающие благочестиво провести гражданский праздник – совпадающий с началом самого «строгого» периода Рождественского поста – заблаговременно приезжают в церковь. Здесь – под звуки фейерверков – в полночь начинается богослужение. Почему христиане молятся ночью Сама

Праздники

Когда Васильев день, или Экстремальные приёмы встречи старого Нового года, который наступит в ночь с 13 на 14 январяКогда Васильев день, или Экстремальные приёмы встречи старого Нового года, который наступит в ночь с 13 на 14 января

0 Comments
Васльев день или старый Новый год

Сейчас Васильев день известен абсолютному большинству жителей страны под удивительным для непосвященного названием «старый Новый год». Такое сочетание несочетаемого появилось после 1918 г., когда Россия перешла на так называемый григорианский календарь, так что новолетие, ранее отмечавшееся 1 января, стало приходиться на 14 число месяца и…

Праздники

1 августа — 121 год со дня обретения мощей прп. Серафима Саровского и причисления его к лику святых: как это было+программа празднования в Дивеево1 августа — 121 год со дня обретения мощей прп. Серафима Саровского и причисления его к лику святых: как это было+программа празднования в Дивеево

0 Comments
1 августа - День Серафима Саровского: обретение мощей

1 августа — день памяти преподобного Серафима Саровского, особо чтимый многими христианами России – одновременно и годовщина прославления одного из любимейших русских святых, которое совершилось в 1903 г., и память о перенесении его мощей в Дивеевский монастырь, оно тоже приходится на 1 августа – но

Праздники

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве в 1625 году – как это было+что празднует ЦерковьПоложение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве в 1625 году – как это было+что празднует Церковь

0 Comments
Положение ризы Господней - что значит праздник

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, –

Праздники

Усекновение главы Иоанна Крестителя: в храме — особые молитвы о страждущих от винопития и наркомании+панихида о павших воинах, а на трапезе — постная пища с масломУсекновение главы Иоанна Крестителя: в храме — особые молитвы о страждущих от винопития и наркомании+панихида о павших воинах, а на трапезе — постная пища с маслом

0 Comments
Усекновение главы Иоанна Предтечи

 11 сентября  Церковь вспоминает трагическое событие — Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи. И это день строгого поста. Особенности храмовых богослужений, уникальные молитвословия дня и значение даты для современных православных христиан — в статье. Что празднуем Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна —

Праздники