Большинство жителей страны знают об Юрьевом дне из школьного курса истории. Многие довольно уверенно скажут, что появление этого дня в законодательстве – вроде бы первый шаг к закрепощению крестьян. И, конечно, мало кто задумывается, о каком именно «Юрии» идет речь в церковном календаре, откуда законодатель и взял дату.
Что празднуем
Освящение храма вмч. Георгия Победоносца в Киеве, которое произошло в 1054 г. Поэтому, говоря о том, в честь кого праздник установлен, можно сказать, что
- в честь вмч. Георгия Победоносца;
- также – в определенной степени в честь благоверного князя Ярослава Мудрого, который в Крещении носил имя великомученика и построил церковь своего небесного покровителя;
- наконец, «Егорий осенний» стал первым местным праздником, который появился в церковном календаре молодой Русской Церкви – потому мы отмечаем этот день как важную веху в ее становлении как самостоятельного духовного центра православного мира.
Дата в церковном календаре
Кроме осеннего дня памяти великомученика, есть также «Егорий вешний», 6 мая – это собственно память страдания вмч. Георгия, которое совершилось в IV в. Таким образом получалось, что весенний праздник святого «отмыкает» весну, предшествует началу полевых работ, осенний же – заканчивает сельскохозяйственный год, знаменует переход к зиме.
Праздник в народном календаре
Своего рода граница между осенью и наступающей зимой, как говорят этнографы, не была отмечена какими-либо особыми ритуальными действиями, восходящими к язычеству (как это часто бывало с другими церковными праздниками). Разве что некоторые, особо пытливые, ходили к колодцам, чтобы «послушать воду» и таким образом определить, какой будет зима. Считалось, что если в колодце тихо – предстоящие месяцы будут снежными и не морозными, если же слышатся всплески – зима будет холодной и ветреной.
Бытовало и еще одно поверье – что с этого дня волки начинают нападать на скот, так как «Егорий отпускает на волю волков». Оттого считалось, что св. Георгию надо обязательно помолиться о сохранении домашней скотины.
Кроме того, русские крестьяне примечали:
- «Сколько на осеннего Юрия снега, столько на весеннего — травы»
- «С Егория медведь в берлоге засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам».
В связи с последней приметой иногда можно было услышать рассказы об особенно скупых людях, которые, дабы сэкономить зимой, просто ложились в домовину (гроб) и, как медведи, засыпали до «вешнего Егория», 6 мая.
Своеобразно отмечают праздник на Кавказе в наши дни. Здесь сугубо чтят св. Георгия с древности: ведь просветительница грузин и многих других кавказских народов, св. Нина, как говорит предание, была его родственницей. Осенний «Джеоргуба», или «Уастырджи», как часто здесь называют святого, с особым размахом, в течение целой недели, празднуют осетины:
- воскресный день накануне праздника называется «днем закалывания быка»;
- с понедельника празднование начинается сначала в семье, затем – всю неделю застолья продолжаются у соседей по деревне; а осетины, живущие в городах, собираются в особых зданиях для праздничных трапез – хадзарах, или даже просто во дворах многоквартирных домов, где соседи собирают совместную трапезу;
- последний, 8 день празднования – вновь понедельник, который также отмечается только в кругу семьи.
В Северной Осетии праздник стал государственным с 2018 г. Вот что сказал в интервью Общественному телевидению России один из жителей Владикавказа, Вячеслав Дзагоев:
«Молимся мы Святому Георгию – это ближайший из святых между Богом и людьми Осетии. Поэтому просим у него благодати, чтобы младшие выросли, и на тех дорогах, где они движутся, покровитель путников… чтобы эти дороги были счастливыми, красивыми. Чтобы молодежь наша выросла такими же крепкими и воинственными, как аланы».
Юрьев день, введенный Судебником Ивана III
Разумеется, как таковой «Юрьев день» не был «введен» светской властью, но издавна существовал в церковном календаре. Речь может идти лишь о том, что в 1497 г. произошло законодательное установление единого срока крестьянского перехода от одного землевладельца к другому.
В это время вышел свод законов, касающихся судопроизводства, Судебник, составленный при великом князе Иване III, где, среди прочего, была и статья 57, содержащая ограничение сроков, когда крестьянин может сменить место жительства двумя неделями в году.
Вот ее текст:
«А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего».
Так церковный праздник оказался в светском законодательстве – но не как церковное торжество, а просто как удобный во всех отношениях день, когда крестьянин, решивший сменить место жительства, после уборки урожая спокойно завершал свои дела и урегулировал отношения с землевладельцем. Многие современные историки полагают, что «Юрьев день» как время перехода вовсе не «был введен» Иваном III, а существовал на Руси издавна, как обычай, почему и зафиксирован Судебником.
Новшеством можно назвать лишь правила перехода, включавшие не только завершение всех работ, но и денежный сбор при уходе от землевладельца, который назывался «пожилое» и размер которого был фиксированным.
Считается, что норма перехода «на Юрьев день» действовала около 100 лет. С конца XVIв., при Иване Грозном, начинается упадок сельского хозяйства, чем было множество причин: от разорения русских земель в результате политики так называемой «опричнины» (она сопровождалась не только репрессиями, но и разорением крестьян) до Ливонской войны (1558-1583 гг.), которая требовала значительных ресурсов.
С 1581 г. царь Иван IV начинает периодически объявлять так называемые «заповедные лета». Это означает, что в такой год запрещается переход крестьян к другим владельцам.
О том, кто и когда отменил Юрьев день как время крестьянского перехода, можно встретить различные мнения. Называют как царя Феодора Иоанновича, так и другого правителя, Бориса Годунова. В действительности указ о полной отмене Юрьева дня был издан в 1590 г., Феодором Иоанновичем, а инициатива принадлежала его шурину и фактическому правителю страны, боярину Борису Годунову (с 1598 г. по 1605 он будет русским царем). Причиной стал упадок крестьянского хозяйства ввиду того, что люди, уставшие от военных действий и поборов государства, массово покидали обжитые места, уходя на Дон, в Поволжье, в Сибирь.
же был призван остановить этот процесс – но все же не означает, что было введено крепостное право. Юридически оно оформится лишь в 1649 г., когда, помимо запрета перехода к другому владельцу, еще будет введен бессрочный сыск крестьян, самовольно оставивших село.
Поэтому можно сказать, что значение отмены «Юрьева дня» в истории сводится к тому, что это был серьезный шаг к закрепощению крестьян, но все же не само закрепощение.
«Вот тебе бабушка и Юрьев день»
Историки предполагают, что она появилась на рубеже XVI-XVII вв. после отмены права перехода крестьян. Есть и другая ироничная поговорка: «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора». Впоследствии слова «вот тебе, бабушка, и Юрьев день» стали произносить в случае разного рода неприятных «сюрпризов» со стороны государства – вроде денежных реформ, дефолтов и прочих потрясений.
Ну а «Егорий осенний» с конца XVI в. вновь стал «просто» одним из праздничных дней церковного года. О «Юрьеве дне» и его отмене в наши дни все же знают куда больше, чем о далеком от нас событии освящении храма святого покровителя князя Ярослава.
Наталия Сазонова
Читайте также: Молитва святому Георгию о воинах и о победе