Сретение Владимирской иконы

Как это было в 1395 и 1995: Сретение Владимирской иконы Божией Матери

0 Comments
Сретение Владимирской иконы

На московской улице Лубянка есть Сретенский монастырь, который, однако, не посвящен Сретению Господню, как можно подумать из названия. Обитель – память о другом событии, когда в далеком XIV в. «весь град изыде противу иконы на сретение ее». То была встреча Богородицы Владимирской.

8 сентября – День сретения Владимирской иконы Божией Матери

Это – один из трех праздников, посвященных Сретению иконы Владимирской.

Сретение Владимирской иконы

8 сентября — Сретение Владимирской иконы

Кроме 8 сентября, перед ней также совершаются особые службы:

  • 3 июня; в этот в 1521 г. день после молебна перед святыней от столицы отступил Крымский хан Мехмет-Гирей;
  • 6 июля; в 1480 г. столица так же была избавлена от нападения другого хана, Ахмата.

8 сентября – также историческая дата события, случившегося в 1395 г.

Что празднует Церковь

Тогда к Москве подошел грозный завоеватель, среднеазиатский полководец Тимур. Выходец из покоренной монголами в XIII в. Средней Азии, он сумел сначала стать одним из ведущих военачальников, затем – начать постепенное завоевание земель монгольской империи и создание своей.

Как это было в 1395 и 1995: Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Тимур (Тамерлан) (1336—1405). 9 апреля 1336 г., село Ходжа-Ильгар, Кеш (ныне Шахрисабз, Узбекистан) Среднеазиатский тюрко-монгольский военачальник и завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Бюст гипсовый тонированный. 70×35×20 см. Реконструкция М. М. Герасимова, создана в 1941 г

Тимур называл свой род восходящим к Чингисхану, основателю монгольского государства. Историками установлено, что потомком великого хана Тимур, конечно, не был – а вот его успех почти смог повторить.

На Москву

К моменту, когда его войска появились близ границ Руси, под его властью была Средняя Азия, и «на очереди» были земли Золотой Орды, части монгольской империи (уже скорее бывшей!), ханы которой собирали дань с русских земель. Следовательно – и эти земли тоже были для Тамерлана военной целью.

Именно поэтому летом 1395 г. его войско двинулось к Москве. Страх жителей был велик, ибо тогда уже было известно, что армия Тимура подобно смерчу пронеслась уже по землям Золотой Орды, уничтожая на своем пути города, сея смерть.

Что же ждало Москву? Исход возможной битвы был понятен исходя, например, из судьбы разоренного и уничтоженного завоевателями города Ельца, незадолго до похода к Москве.

Как это было в 1395 и 1995: Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Василий I -старший сын Дмитрия Донского

Видя немощь сил человеческих, великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, победившего хана Мамая на Куликовом поле (1380 г.) обратился к митрополиту Киприану, прося благословения доставить к Москве великую святыню Русской земли – икону Богоматери из Владимира.

Ее-то и встречали жители Москвы на Кучковом поле, близ небольшого храма прп. Марии Египетской, где совершен был молебен.

Как это было в 1395 и 1995: Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Москва.Церковь Марии Египетской. Фото сделано со двора Сретенского монастыря в 1923году.Снесена в 1930 году

Люди плакали, просили Богородицу избавить их от беды, ибо иной надежды, кроме как на помощь свыше, уже не было.

Воины Тимура, больше верившие в силу оружия, покорившие не один город, вероятно, скептически смотрели на подобные «наивные» попытки вымолить себе избавление. До тех пор, пока на следующий же день их «железный», как называли Тимура, вождь, не отдал приказ отступить от Москвы – незамедлительно, казалось, чего-то боясь. Но почему?

 

Совпадение?

У историков есть разные мнения о причинах того, почему Тимур отошел от русской столицы:

  • одни думают, что уйти полководца вынудили волнения в тылу, на покоренной территории;
  • другие авторы рассуждают, что Москва и Русь были «неинтересны» завоевателю потому, что были «слишком бедными», здесь не ожидалось богатой военной добычи;
  • третьи говорят, что целью Тимура было не уничтожение Руси, а разорение Золотой Орды, своего соперника в борьбе за главенство на землях некогда могущественной империи монголов, и он отправился «добивать» своего врага, хана Тохтамыша.

Впрочем, все эти версии никак не объясняют, почему полководец осознал, что ему «невыгодно» или «стратегически нецелесообразно» захватывать Москву, только непосредственно после молебна, ни раньше, ни позже.

Как это было в 1395 и 1995: Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Сретение Владимирской иконы Богородицы на Кучковом поле

По мнению многих авторов, это не что иное, как «совпадение». В таких случаях живший через несколько столетий, уже в XX в. епископ Василий (Родзянко) не без доброго юмора замечал:

«Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются».

Это опытно знает каждый верующий сейчас – впрочем, как и тогда. Так что же случилось на самом деле?

Грозное видение

Вот что говорит об этом церковное предание, отраженное уже в источниках XV в., то есть «по горячим следам» события.

В Бога христиан Тимур не верил, да и о самой этой вере, судя по всему, знал немного. Так что смысл того, что он видел он во сне, когда русские молились Богородице, пришлось растолковывать ему людям, более знающим. Видел же Тимур Жену, осиянную светом, едва переносимым для глаз. С Ней было множество Ангелов, вооруженных мечами, и иных святых мужей, также грозно взиравших на завоевателя.

Как это было в 1395 и 1995: Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Явление тамерлану Пресвятой Богородицы

Тимур в ужасе проснулся, вероятно, сам недоумевая о причинах своего страха.

Ведь ему угрожала «всего лишь» женщина, так чего же он испугался?

Обратившись за разрешением недоумения к советникам, военачальник получил ответ, что, судя по всему, видел «Мать христианского Бога», гнев Которой страшен. И если уж Она повелевает уйти от русских пределов, противиться – безумие.

Тимур был мусульманином.

Мы и сейчас знаем, что они признают христиан «людьми Писания», а некоторые чтут православные святыни. Есть даже такие, что считают чудом Благодатный Огонь во Иерусалиме. Потому не удивительно, что явление «Матери пророка Исы» (так мусульмане именуют Христа) вразумило Тимура мгновенно.

Его войска, не вступая в бой, покинули Русь.

История установления праздника

Вероятно, празднование появилось уже через 2 года после события. Тогда, по желанию великого князя, на месте, где служили молебен святыне, был учрежден мужской монастырь. Сначала иноки молились в храме прп. Марии Египетской, позже – появилась еще одна церковь, уже в честь Владимирского образа.

Тогда же, с 1397 г., появилась традиция крестного хода из Успенского собора Кремля – где теперь водворилась святыня – к монастырю на месте ее встречи.

Что означает праздник

Конечно, речь идет о воспоминании исторического события, но не только об этом. Христиане ликуют о милости Царицы Небесной к Своим людям, о чуде, которое укрепило веру православных, наконец, о том, что Русь – была и остается «Домом Пресвятой Богородицы», имеющей о стране особое попечение.

Как это было в 1395 и 1995: Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Список Владимирской иконы в Сретенском монастыре

Как празднуют

8 сентября в Сретенском монастыре проходят торжества , отмечают  главный престольный праздник – Сретение Владимирской иконы Божией Матери и основание обители (в 2022 г отметили 625-летие).

Как это было в 1395 и 1995: Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Празднование Сретения Владимирской иконы. Москва. Сретенский монастырь. Конец ХХ века

В 1995 году, в день 600-летия события встречи иконы, произошло удивительное событие: трудами владыки Тихона (Шевкунова), братии и прихожан монастыря из Третьяковской галереи в обитель была принесена Владимирская икона Божией матери, самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви.

Из книги Воспоминаний Марии Георгиевны Жуковой, которая в то время уже работала в монастыре:

Чтобы доставить икону в монастырь, пришлось провести огромную работу. Привлекли какой-то завод, который сделал специальную капсулу для соблюдения строгого температурного режима, и установил электронную сигнализацию.

Свечную лавку освободили и там разместились операторы со всей своей аппаратурой.Нужно было также обеспечить пожарную охрану, организовать практическую конференцию с участием ученых и искусствоведов, и много всего другого требовалось сделать — это было грандиозное по объему мероприятие не только с духовной точки зрения, но и со стороны практической организации всего этого торжества.

И вот наконец все свершилось. К всенощной в мини-автобусе «Мерседес» привезли чудотворную Владимирскую икону и установили в храме. Крестный ход из Кремля шел со списком Владимирской, присутствовал Лужков, и говорили, что вначале был даже Ельцин. А в тот вечер случился невиданный ливень — с неба обрушилось какое-то невероятное море воды и лилось, не переставая…Храм был полон до отказа — в основном архиереи, священство.

Весь двор тоже оказался забит народом, народ стоял и на улице у ворот, но уже никого не пропускали — места не было.В храме шла служба, люди с благоговением прикладывались к иконе, пели: «Надеющиеся на Тебя да не погибнем…»

Это было грандиозное, невероятное событие!

Видеохроника

1995 год. Принесение в Сретенский монастырь Владимирской иконы Божией Матери из Третьяковской галереи.

Отрывок из воспоминаний Марии Георгиевны Жуковой об этом удивительном событии из книги «Жизнь моя — Сретенский монастырь. Сборник воспоминаний» читает игумен Иоанн (Лудищев), наместник Сретенского монастыря.

5 исторических фактов о Владимирской иконе

  1. По преданию, в которое свято верили жители Руси, образ относится к I в., а написан Евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовали Иосиф, Мария и отрок Иисус. Однако, современные исследования опровергают эту версию: икона имеет византийское происхождение, и создана, вероятно, около XI-XII вв. Впрочем, это не отменяет того, что иконописная традиция изображений Пречистой действительно восходит к св. Луке, и образ действительно может являться списком одной из более ранних его икон.
  2. Согласно историческим источникам, образ впервые появился на Руси с XII в. Его подарил Владимиро-Суздальскому князю Юрию Долгорукому Константинопольский Патриарх. Так как Юрий был также великим князем Киевским, первоначально святыня пребывала в одном из монастырей близ столицы Руси. А во Владимир попала при сыне Юрия, блгв. Андрее Боголюбском. Предание говорит, что это совершилось по прямому указанию Пречистой: хотя князь Андрей вел святыню в свою резиденцию, она сама собой остановилась именно у города Владимира, так что сдвинуть икону не мог никто. Это было принято за волю Богородицы – пребывать Её образу именно здесь.

    Владимирская икона Пресвятой Богородицы в Третьяковке

    Храм свт. Николая при Третьяковской галерее — место пребывания Владимирского образа Богородицы

  3. После революции икона была передана Третьяковской галерее. Сейчас верующие все же имеют возможность помолиться перед ней, так как при Третьяковке действует храм свт. Николая, где и хранится святыня.
  4. Перед Владимирской традиционно избирались митрополиты, после – Патриархи Русской Церкви, молились накануне военных походов русские цари, военачальники.
  5. Единственный случай, когда не царь предстоял перед образом, но икона была принесена к нему, произошел в 1598 г., когда после смерти царя Феодора Иоанновича, последнего сына Ивана Грозного, прервалась династия Рюриковичей, и Земский собор принял решение поставить на царство боярина Бориса Годунова.

Решение это признается историками принятым в результате ряда политических манипуляций самого боярина, который, будучи зятем прежнего царя, многие годы уже фактически управлял страной, имел обширные связи и мог повлиять на решение собора. Частью манипулятивной «стратегии» Бориса был его демонстративный отказ принять царский престол.

Именно тогда москвичи устроили шествие со святынями, включая Владимирскую, которую принесли к боярину, дабы уговорить царствовать.

Вот как пишет об этом А.С.Пушкин:

Собором положили
В последний раз отведать силу просьбы
Над скорбною правителя душой.
Заутра вновь святейший патриарх,
В Кремле отпев торжественно молебен,
Предшествуем хоругвями святыми,
С иконами Владимирской, Донской,
Воздвижется; а с ним синклит, бояре,
Да сонм дворян, да выборные люди
И весь народ московский православный,
Мы все пойдём молить царицу вновь,
Да сжалится над сирою Москвою
И на венец благословит Бориса…

То, что ничего хорошего из использования великой святыни в политических играх не вышло, стало ясно очень скоро. Короткое царствование Бориса Годунова сопровождали три подряд (1601, 1602, 1603!) неурожайных года, голод, войны.

Никакой династии царей Годуновых, как мнилось боярину, не состоялось: смерть правителя в 1605 г. открыла собой страшное время анархии, падения устоев государства – Смуту.

Гнев Божий был пременен на милость только к 1613 г., когда Господь благословил избрание новой царской династии, Романовых.

О чем просят 8 сентября Пресвятую Богородицу

К Пречистой, как во всякое другое время, обращаются со всеми своими нуждами. А вот в военное лихолетье особенно актуальными становятся прошения о мире, защите от врагов, помощи православным воинам: ведь историческое событие, ставшей основанием праздника, связано именно с этим.

Что нельзя делать в этот день

Канонических запретов на этот день Церковь не имеет. Если день постный, то благословляется только постная пища, если поста нет – скоромная трапеза.

Как поздравить

Можно подарить:

  • икону Владимирской;
  • сказание о ее сретении, или иную книгу, посвященную истории праздника.

А вот некоторые примеры поздравлений в прозе и стихах:

«В праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери я от души желаю всей вашей семье мира и благополучия, здоровья и гармонии, светлых надежд и добрых помыслов, крепкой веры и умиротворения. Пусть Владимирская икона всегда защищает от жизненных бед и недругов, пусть Пресвятая Богородица никогда не даст впасть в отчаяние».

Пусть праздничный день свет и радость сулит,

А Матерь Господня тебя наградит

За веру, любовь и упорство,

За радость, добро, благородство!

Отрывок из проповеди

Вот как говорит о заступничестве Богородицы насельник Сретенского монастыря, иеромонах Игнатий (Шестаков):

«Подобное чудо не раз повторялось в нашей истории. И это еще раз нам говорит о том, кто мы. Мы – христиане, мы всю свою надежду возлагаем на Бога, и на Божию Матерь, и на святых угодников Божиих. Не было тогда никаких технических средств или особого оружия, чтобы сопротивляться этому порабощению. И множество раз в нашей истории такое повторялось.

И то, что происходит сегодня, немногим отличается от того, что происходило в Средние века. Нас немного, действительно нас почти мало – посмотрите, в каком окружении великих и сильных народов мы находимся. И, привыкшие тоже надеяться на свою силу и многочисленность, мы с ужасом понимаем, что они уже не те. Не та уже сила русская. Но именно в такие моменты отчаяния пробуждается в народе вера, и эта вера заставляет его обращаться к Тому, от Которого и все способности, и вся сила, и вся милость, и вся благодать. Именно в такие моменты Господь особым образом посещает нас».

Пусть Владимирской святыни больше нет в Успенском соборе – да и сам собор теперь не принадлежит Церкви – тысячи православных России по-прежнему опытно знают, что Русь – Дом Богородицы, Которая никогда не оставит Своих детей, стоит лишь от сердца попросить.

Как это было в 1395 и 1995: Сретение Владимирской иконы Божией Матери

 

Молитва и тропарь

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4

Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о, пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих,// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»

О, Всеми́лостивейшая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, Всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше Упова́ние! Благодаря́ще Тя о всех вели́ких благодея́ниях, в ро́ды родо́в лю́дем росси́йским от тебе́ бы́вших, пред пречи́стым о́бразом Твои́м мо́лим Тя: сохрани́ град сей (или: весь сию́, или: святу́ю оби́тель сию́) и предстоя́щия рабы́ Твоя́ и всю Зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельства, земли́ трясе́ния, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Сохрани́ и спаси́, Госпоже́, Вели́кого Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́ и Господи́на на́шего (имярек), Преосвяще́ннейшего епи́скопа (или: архиепи́скопа, или: митрополи́та) (титул), и вся Преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя. Даждь им Це́рковь Росси́йскую до́бре упра́вити, ве́рныя о́вцы Христо́вы неги́блемы соблюсти́. Помяни́, Влады́чице, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, согре́й сердца́ их ре́вностию о Бо́зе и досто́йно зва́ния своего́ ходи́ти коего́ждо укрепи́. Спаси́, Госпоже́, и поми́луй и вся рабы́ Твоя́ и да́руй нам путь земна́го по́прища без поро́ка прейти́. Утверди́ нас в ве́ре Христо́вой и во усе́рдии ко Правосла́вной Це́ркви, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, в напа́стех терпе́ние нам пода́ждь, во благоде́нствии – воздержа́ние, к бли́жним любо́вь, ко враго́м всепроще́ние, в до́брых де́лех преуспе́яние. Изба́ви нас от вся́каго искуше́ния и от окамене́ннаго нечу́вствия, в стра́шный же день Суда́ сподо́би нас хода́тайством Твои́м ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[свернуть]

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

One thought on “Как это было в 1395 и 1995: Сретение Владимирской иконы Божией Матери”

  1. Река Пчи:

    Привет! возможно, вам будет интересно услышать.
    Я некоторое время слежу за вашим сайтом — отличный сайт, с нетерпением жду, новых статей

    Просто хотел сказать — продолжайте
    в том же духе , хорошая эта статья, а ещё одна икона Ташлинское чудо — ее завтра, 21 октября празднуют в Самаре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

О чем молится священник, благословляя плоды нового урожая? Яблочный Спас — про что онО чем молится священник, благословляя плоды нового урожая? Яблочный Спас — про что он

3 комментария
Яблочный Спас

До революции при многих храмах на Яблочный Спас устраивали целые яблочные базары. Иные же всем приходом, вскладчину накрывали столы для всех желающих, прежде же всего – для неимущих хлеба насущного. И здесь каждого угощали яблоками. Какой Спас 19 августа Яблочный, или так называемый «второй» Спас,

Праздники

День Святого Духа — что это за праздник?День Святого Духа — что это за праздник?

0 Comments
Духов день

В старину говорили, что Духов день – «именины земли», особый день покоя, созерцания после радостного праздника Пятидесятницы или Троицы, когда воспоминается пришествие в мир Ее Третьего Лица. Когда отмечается Духов день? Это всегда понедельник после Пятидесятницы, всегда приходящейся на воскресный день. В некоторых Поместных Церквях

Праздники

Фавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике ПреображенияФавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике Преображения

0 Comments
Преображение Господне

Преображение Господне не только один из самых любимых церковных праздников, но еще – один из самых красивых. Во всем великолепии встречает его природа, расцветшая за лето, дарующая людям свои плоды – а люди радуются не только им, но – надежде, которую дает всем и каждому

Праздники

«Смерть перестала быть катастрофой» — значение и смысл праздника Успения Пресвятой Богородицы«Смерть перестала быть катастрофой» — значение и смысл праздника Успения Пресвятой Богородицы

0 Comments
Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Возможно, нигде во всем христианском мире не было столько церквей, притом – соборных, в честь этого события, нигде праздник Успения Пресвятой Богородицы не отмечался столь торжественно. Наши предки со всей остротой чувствовали значение этого события – празднование которого, однако – одно из самых «молодых», утвердившееся

Праздники

Через 50 дней после Пасхи — День Святой ТроицыЧерез 50 дней после Пасхи — День Святой Троицы

0 Comments
День Святой Троицы

«Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян.1:11) Так обратились Ангелы к Апостолам, провожавших глазами возносящегося от них на небеса Христа. Силы Небесные как бы говорили им: пора начинать жить обновленной жизнью – и обновлять мир. А скоро была послана ученикам небесная помощь

Праздники
Index