------------------- Почему Мария - Дева
Православие сегодня Церковь Почему Мария – Дева?

Почему Мария – Дева?

0 Comments
Почему Мария - Дева

О девстве Пресвятой Богородицы говорят все молитвы, составленные угодниками Божиими, богослужебные тексты христианства. Утверждают это вопреки человеческому «здравому смыслу», говорящему, что Мать, пусть даже Бога, по человеческому рассуждению Девой быть не может. Но «Бог, идеже хощет, побеждает естества чин».

«Дева» или «жена»?

Почти 750 лет остается до Рождества Христова. Иудеями правит царь Ахаз, не отличающийся ни твердостью веры, ни благочестием. Тогда на его государство идут войной два царя – серьезные противники. Ахаз, все иудеи, в тревоге, но неожиданно звучит обращенный к царю глас пророка Исайи, утверждающего, вопреки здравому смыслу: планы врагов «не состоятся и не сбудутся». Водимый Духом Божиим, Исайя говорит сомневающемуся Ахазу:

«Проси себе знамения у Господа, Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте».

Царь, как бы благоговея перед Богом живым (на самом деле – не веруя), заявляет:

«Не буду просить и не буду искушать Господа».

И тогда Исайя произносит одно из самых загадочных своих пророчеств, относящихся не к грядущей битве, но – ко временам отдаленным:

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе…» (Ис. 7:13-16).

Издатель «Толковой Библии», ученый начала XX в. А.П.Лопухин объясняет, что пророчество  было «доказательством, удостоверением того, что и в настоящий раз дом Давидов не погибнет», а по прошествии времени в нем родится Мессия. Так было произнесено одно из яснейших пророчеств о Рождестве Спасителя – и о Его Матери.

Толкователи слов пророка издавна пытались объяснить их с точки зрения человеческой, тем более, что имелись некоторые сомнения: так, еврейское слово «алма», которое употребляется Библией, может означать как девушку, так – молодую женщину, хотя по большей частью под «алма» Библия всегда понимает именно «деву». Однако, никогда не говорит о рождении от такой девы ребенка.

Так что сомнения присутствовали. По преданию, когда Библию переводили за греческий язык по указанию правителя Египта Птолемея Филадельфа, один из 70 иудейских «толковников», Симеон, попытался перевести «алма» как женщина – но был остановлен явившимся Ангелом, который настоял на «Παρθένος» («Партенос»), что однозначно переводится как «Дева». Так было отвергнуто свыше немощное человеческое рассуждение – а самому Симеону, как то хорошо знали современники Христа, «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк.2:25-26). Он проживет более 300 лет – и встретит Христа во Иерусалимском храме, носимого на руках Девы – точно, как было сказано Исайей.

Как выглядела Божия Матерь 

У древних иудеев не было принято ни изображать человека, ни описывать его внешность. Даже первые христиане из язычников, видевшие Богородицу уже в зрелом возрасте, больше внимания уделяли духовным переживаниям, которые испытывали, общаясь с Ней. Вот как, например, говорит о своей встрече с Пречистой ученик ап. Павла, свт. Дионисий Ареопагит, который удостоился видеть Богоматерь уже незадолго до Ее Успения. Дионисий пишет св. Павлу:

«Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

А вот, пожалуй, единственное предание о внешности Марии, донесенное до нас византийским историком Никифором Каллистом (XIV в.). Однако, хотя предание позднее, оно совершенно совпадает с установившейся к тому времени иконографией Богородицы, основанной на древних свидетельствах:

«Пресвятая Дева была среднего или немного выше среднего роста, волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах… В беседах с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Ее движения скромны, поступь тихая, голос ровный, так что внешний вид олицетворяет чистоту Ее души».

Что такое омофор

Слово «омофор» буквально переводится с греческого как «носимый на плечах». Применительно к Марии речь идет о плате, обычном у жен Востока, который покрывал главу, спускаясь также на плечи (другое название плата – мафорий). Именно так Богородицу изображают на иконах. Известно также Ее явление во Влахернском храме Константинополя во время очередного нападения врагов на город (оно произошло на рубеже IX-X вв.). Тогда, как рассказывал видевший Богородицу юродивый Андрей, Дева сняла с главы мафорий, простерла его над главами молящихся. Отсюда русское именование празднования этого события – Покров Богородицы.

Где находится риза Божией Матери

Риза — это одежда Матери Божией, которую она завещала двум христианкам-вдовам из Назарета, которые много помогали Ей при земной жизни. Впоследствии реликвия находилась в Константинополе, затем, после его захвата турками (1453 г.) части ее пребывали в разных странах, включая Россию. До настоящего времени часть Ризы находится в Ризоположенской церкви Кремля Москвы: сам храм возведен в честь передачи святыни Русской Церкви.

Риза Богородицы в Зугдиди

Грузия, гoрoд Зугдиди, исторический музей, Риза Пресвятой Богородицы

 

Другая, значительно большая, часть Ризы Богородицы пребывает в Грузии, в г. Зугдиди. По наиболее распространенной версии, она попала сюда во время господства иконоборческой ереси, когда уничтожались многие святые реликвии. Все советские годы святыня была в Хобской монастыре, затем передана музею города Зугдиди.

Почему Мария – Дева?

 Праздник положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, который Православная Церковь отмечает 15 июля в Грузии называется «Влакерноба» и особо торжественно отмечается в Зугдиди, в кафедральном соборе иконы Иверийской Божьей матери. Туда доставляют ризу Пресвятой Богородицы, которая хранится во дворце князей Дадиани. Там проводится богослужение, а прикоснуться к святыне верующие могут в течение всего дня.

О поясе

Великая святыня, сотканный самой Матерью Божией пояс, известен с первых веков Церкви. До X в. он хранился в Константинополе, в ковчеге из золота. Впоследствии святыню разделили на части.

Почему Мария – Дева?

Ковчег с частицей пояса Божией Матери

Ныне поклониться частицам пояса можно:

  • в Ватопедском монастыре горы Афон;
  • на Кипре, в обители Троодитисса;
  • в грузинском Зугдиди, где часть пояса хранится во Влахернской церкви;
  • в кафедральном соборе г. Прато (Италия);
  • в двух местах России – церкви прор. Илии Обыденного Москвы и Казанском соборе Петербурга.

Уделы Пресвятой Богородицы

Уделы Пресвятой Богородицы – места, особенно возлюбленные Матерью Божией. Предание насчитывает их четыре:

  • Грузия, или Иверия; здесь христианство проповедано равноап. Ниной, получившей на то прямое повеление Матери Божией; Богородица также вручила Нине крест из виноградных лоз, с которым она прошла всю Грузию;
  • Афон; есть легенда о том, что Богородица бывала на этом полуострове, которая, однако, не подтверждается источниками; однако, нет сомнений, что Святая Гора, где находится несколько десятков монастырей – под прямым покровительством Богоматери, Которая не раз являлась ее насельникам;
  • Киев; особое благоволение Матери Божией этой земле было явлено при основании Киево-Печерской обители; Сама Царица Небесная не только повелела строить здесь церковь, но послала сюда греческих мастеров – зодчих, живописцев; впоследствии многие из них приняли здесь монашество;
  • Дивеево; «четвертым уделом Матери Божией» называл место прп. Серафим Саровский, основатель женской общины, позже ставшей монастырем.

Где находится канавка?

Канавка Пресвятой Богородицы «опоясывает» территорию Серафимо-Дивеевского монастыря. Ископана она руками сестер по повелению их духовного отца, прп. Серафима Саровского, там, где, по его словам, «прошли стопочки Царицы Небесной», благословлявшей монастырь.

Явления Богородицы

Первое известное явление Богородицы – конечно, Апостолам, которых Матерь Божия утешила словами «Радуйтесь, Я – с вами всегда!». Впоследствии Она являлась верующим неоднократно.

В Зейтуне

С 1968 по 1971 г. явления Пречистой происходили в египетском городе Зейтун на куполами храма Богородицы: на небе был заметен светящийся силуэт. Впоследствии христианами-коптами был построен храм Божией Матери Зейтунской.

Богородица

1968 год. Явление Божией Матери в египетском Зейтуне

Явления вызывают неоднозначные оценки – от признания их подлинными со стороны коптов, а также католиков, до достаточно осторожного отношения со стороны некоторых православных богословов. Научного объяснения событий не найдено.

На Афоне

Матерь Божию насельники Святой Горы именуют «игуменией».

 

Явления Ее на Афоне отмечены неоднократно:

  • самое известное из них – прп. Афанасию Афонскому, основателю Великой лавры; однажды монахи начали голодать, так что решили оставить монастырь, разойтись; покидал место уже сам Афанасий, как вдруг навстречу ему вышла некая Жена, укорившая его за малодушие; на вопрос о том, кто она, как оказалась на Афоне, Она ответила: «Я – Матерь Господа твоего»; затем Богородица пообещала Сама покровительствовать обители, что исполнила; Великая лавра стала процветающим монастырем, не имеющим, однако эконома: его Экономиссой является Сама Пречистая, чей образ – главная святыня иноков;
  • одно из немногих явлений, зафиксированных документально, произошло 21 августа 1903 г. во время раздачи милостыни монахами русского Пантелеймонова монастыря; у иноков было принято оделять хлебами бедных отшельников, однако, священноначалие Святой Горы решило запретить эту практику; когда хлебы раздавали последний раз, один из иноков решил сфотографировать это событие; позже на фото заметили совершенно невозможное: получавшую милостыню Женщину (тогда как на Афон запрещен доступ женам); это могла быть лишь Игумения горы Афонской; немилостивое решение было отменено.
Явление Богородицы

21 августа 1903 г. Афон

В Дивеево

Первое из таких явлений стало основанием для создания Святой Канавки: 25 ноября 1825 г. прп. Серафим Саровский видел Матерь Божию, обходящую территорию будущей девичьей общины. Она же повелела Своему угоднику позаботиться об устроении монастыря.

Впоследствии Божию Матерь видели на этом месте многие достойные – одно из последних таких явлений записано уже незадолго до закрытия обители, 14 февраля 1927 г. Его удостоился сщмч. Серафим (Звездинский), живший тогда в Дивеево.

Богоматерь с Младенцем: иконография

Иконы Божией Матери известны с первых веков христианства. Сложилось несколько их типов:

  • Оранта, или молящаяся Богородица; Мария изображается с воздетыми руками; на лоне Ее – Божественный Младенец, благословляющий молящегося;
  • Одигитрия, или Путеводительница; отличительная черта образа – то, что Богородица указывает рукой на Своего Сына, призывая каждого прийти к Богу; существует также «сокращенный» тип Одигитрии, когда Матерь Божия пишется «оплечно» (то есть по плечи), рука не видна; к подобным образам принадлежит, например, Казанская икона Богородицы;
  • Умиление; на этих образах Матерь и Младенец написаны в момент нежности: лики прижаты друг другу, Христос обнимает Мать за шею — Владимирская икона.
Икона Богородицы Владимирская

Владимирская чудотворная икона Божией Матери: Взгляд сквозь столетия

Читайте также:

Образ и православные символы: цвет, звезда, цветок

Традиционный цвет Богоматери – синий. Именно таковы одежды церковнослужителей на Богородичные праздники, цвет одежд Матери Божией на иконах. Мафорий – покрывающий главу плат – часто пишется также красным. Ведь Богородица – Матерь Царя Небесного, Которому приличествует пурпур.

На главе, плечах Матери Божией можно также увидеть изображения звезд: они символизируют Ее девство.

Наконец, на поздних иконах пишутся также цветы, украшающие сам образ, или же находящиеся в руках Богоматери. Самый известный из таких образом – икона Неувядаемый Цвет.

О чем молятся

К Пречистой Деве Марии молятся во всякой нужде – от болезни телесной до помощи духовной, от «мелких» житейских проблем, то тяжелых скорбей.

 

 

Как получить помощь Царицы Небесной

Тот, кто нуждается в поддержке Матери Божией, прежде всего, должен просить: помощь не придет к тому, кто за ней не обращается, желает решить свои проблемы «самостоятельно». Просить Матерь Божию можно своими словами, но часто бывает, что ближе верующему оказываются канонические молитвы, написанные глубоко духовными, святыми людьми. Тогда читают:

  • молебные каноны Пречистой, которых существует немало;
  • акафист Богородице, а также акафисты ее чудотворным иконам;
  • краткие моления, например, такое:

«Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́, Богоро́дице, Прия́телище си́рых и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице!Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь; помози́ ми, я́ко не́мощну, окорми́ мя, я́ко стра́нна! Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: яко не и́мам ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти! Я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Как подать молебен Богородице

Если в храме есть чтимая икона Богородицы, молебны пред ней служатся обычно еженедельно, по определенным дням. Можно также заказать молебен или акафист Пречистой в любое другое время. Записки обычно принимают в церковной лавке с пометкой «молебен». Необходимо указать, что он обращен к Богородице, после чего перечислить имена крещенных христиан, за которых необходимо помолиться Пречистой. Благодарственных молебнов Богородице не служат, так как прошения по Ее молитвам исполняет Господь – к Нему и обращены благодарения.

Чудеса по молитвам в наши дни

Вот что рассказывает насельник Троице-Сергиевой лавры, архимандрит Илия (Рейзмир):

«Помню, как в 1970-х годах монахам Лавры препятствовали проводить отдельные соборования. Мол, хватит верующим и одного общего соборования в Великую среду. А вскоре заболела живущая по соседству с Лаврой одна совсем еще молоденькая девушка. Она работала бухгалтером в детском диспансере. Во дворе учреждения что-то пристраивали, нарыли ям, она по неосторожности упала да ушиблась. Шишка у нее какая-то твердая образовалась, думала, пройдет, а как показалась врачам, те и диагностировали рак, да уже с метастазами… Лежала она одна в палате Боткинской больницы, да и расплакалась: — За что, Господи?.. И увидела прямо в палате Пресвятую Богородицу: Богородица сказала: — Лидия, почему ты ропщешь? Тебя никто не оставил. Врачи от нее отказались, отправили домой как безнадежную. Мама у нее была верующая, тут же к лаврским монахам обратилась с просьбой пособоровать и причастить.Девушку привезли в Лавру, и мы, закрывшись в Михеевском храме, не включая света, при свечах ее пособоровали. Потом она три раза причастилась и вернулась уже на работу здоровой. — Как ты исцелилась? — спрашивают ее коллеги. — Господь исцелил, Причастие, — отвечала она. Надо только верить, молиться, Божия Матерь услышит, Господь не оставит.»

Сергей Кораблев:

В 2016 году, уйдя со службы в запас, я взял путевку в санаторий в Сочи. Вышел, помню, на побережье. Был ясный солнечный день. На море — штиль: ни единой волны. Ровно в полдень увидел подплывающую к берегу стаю дельфинов, стал считать: 12. Я сидел в шезлонге и наблюдал за ними. Как вдруг понял, что они толкают к береговой кромке воды какой-то предмет… Когда дельфины скрылись, вдруг накатила одна-единственная волна, которую я вообще в тот день заприметил, и выбросила этот сверток на песок. Я обратил на него внимание, но вскоре меня отвлекли дела и я на время ушел с пляжа. Возвращаюсь, а это морское приношение так и лежит на том же самом месте… Я достал электронную книгу и попытался уйти в чтение, а внутренний голос твердит: — Открой мешок. Открой мешок. Я послушался. Подошел. Мешок был весь в тине. Снял эти водоросли. Стал развязывать бечевку. Содержимое оказалось обвязано еще мужским свитером, скрепленным канцелярскими иголочками с пластмассовыми наконечниками. Разворачиваю свитер, а там — икона! Богородичная. Я позвонил маме, отправил домой по whatsapp-у снимок находки. Мама сказала: — Тебе послана — забирай. Хотя тут же кто-то подошел и предложил отнести святыню в храм. Но я все-таки послушался маму. Потом мне подтвердил это решение схиархимандрит Илий (Ноздрин), когда я привез ему икону в Переделкино. С ним тогда еще рядом находился протоиерей Валериан Кречетов. Я хотел отдать икону им, но батюшка Илий сказали: — Пусть она побудет пока у тебя. Эта икона чудотворная. Сколько раз уже было, что сослуживцы, у которых по жизни возникали какие-то серьезные проблемы, приходили ко мне домой, а я им говорил: — Верь, молись! Просто своими словами проси Божию Матерь! И каждый раз совершенно чудесным образом все в жизни этих людей разрешалось.

 

Земная жизнь и Богородичные праздники

Евангелия очень немного сообщают даже о значимых эпизодах жития Пречистой. Мы узнаем из них:

Кроме этого, первым христианам хорошо были известны многие подробности Ее жизненного пути, дошедшие до нас в виде разного рода апокрифов: произведений о жизни Богородицы, Христа, не признанных Церковью или ввиду позднего происхождения, или по причине содержания, не полностью соответствующего христианскому учению. Тем не менее, Церковь признает, что ряд таких источников доносят древние достоверные предания. Более того, многие из них – основание для празднования того или иного события жизни Матери Божией:

  • события, ставшие основой сразу двух празднований – Рождества Богодицы и Введения Ее во храм, описывает так называемое «Протоевангелие Иакова»; его приписывают сыну прав. Иосифа, мнимого супруга Марии; Иаков также был первым епископом Иерусалимской Церкви; установлено, однако, что «Протоевангелие» не могло быть создано во времена Апостолов, а появилось не ранее конца II в.;
  • «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV-V вв.) сообщает о последних днях земной жизни Матери Божией, Ее кончине.
Почему Мария – Дева?

Иконография: Рождество Богородицы  Вторая половина XVII века. Происхождение: Из церкви во имя Святителя Николая (1673) села Димитриево, Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Череповецкий район Вологодской области). На фоне архитектурного пейзажа поставлено высокое ложе с возлежащей Анной; ей предстоят девы-служанки. Внизу перед ложем изображено омовение новорожденной. Правее — ласкание Марии Иоакимом и Анной. В верхней части иконы по углам изображены Иоаким и Анна, получающие благовестие о рождении ребенка. Между ними расположена сцена встречи у Золотых ворот. Поступила в 1978 году.

О родителях

Ныне по завершении каждого богослужения священник призывает на прихожан Божие благословение «молитвами святых праведных Богоотец Иоакима и Анны». Это и есть родители Пречистой, именуемые Богоотцами, так как их Дочь родила Сына Божия, Иисуса.

Праведная Анна — мать Пресвятой Богородицы и Иоаким – отец

Сами их имена известны нам из «Протоевангелия Иакова». Согласно ему, св. Иоаким был человеком богатым и благочестивым: строго исполнял заповеди Закона Моисея, молился, приносил жертвы во храме. Таков же был духовный настрой его супруги, Анны. Известно также, что они оба происходили «из дома и рода Давидова», то есть имели предком знаменитого царя Израиля, потомком которого, согласно пророчествам, должен был стать Христос – Мессия, Спаситель Израиля. То были годы, когда народ Израиля трепетно ожидал пришествия Спасителя, Мессии.

Пожалуй, не было благочестивой семьи, где бы не надеялись, что именно в их роду родится Христос, Царь Израиля. Если же супруги были бездетны, о них говорили как о, видимо, имеющих тайные нераскаянные грехи, утверждали, что эти люди не имеют Божия благословения – ведь видимым его знаком являются дети. Поэтому бездетные супруги подвергались обличениями, иногда насмешкам.

Почему Мария – Дева?

Святая Праведная Анна, матерь Пресвятой Богородицы. Византийская фреска в церкви Санта-Мария-Антиква в Риме. 705 — 707 годы.

Предание свидетельствует, что это «поношение безчадства» Иоаким и Анна несли около 50 лет – почти все время, что прожили в браке. Через несколько веков последователь Христа – внука праведных супругов – авва Дорофей, скажет:

«Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его».

Можно полагать, что оба супруга по воле Божией шли этим путем: у родителей Пречистой недостатка в оскорбляющих не было…

Рождество Богородицы

Именно так, видимо, уже не впервые, случилось с Иоакимом: однажды, когда он намеревался принести жертву Господу во храме, кто-то из священников (по другой версии, возможно, распорядитель во время богослужения) велел ему выйти вон, как бездетному, следовательно, недостойному принести жертву. Вероятно, для старца это стало последней каплей: он ушел в пустыню, не вынося позора. Тогда же о происшедшем узнала Анна.

Читайте также:

 

Но вот Иоакиму, затем его жене является Ангел с удивительной вестью: против всех законов естества у них родится Дочь! А вслед за тем действительно происходит невозможное по человеческому рассуждению: праведные супруги в старости становятся родителями.

День Рождения Девы Марии

Иоаким и Анна — родители Пресвятой Богородицы. Ласкание Марии. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Мастер Дионисий

Где родилась Дева Мария?

Известно, что большая часть жизни родителей Пречистой прошла в Назарете, где позже жила Сама Богородица. Однако Рождество Ее произошло во Иерусалиме, где Иоаким и Анна имели дом у ворот, именуемых Львиными. Здесь Мария жила до трех лет – надо думать, потому, что праведные родители намеревались посвятить Ее Богу, отдав на воспитание ко храму, и желали жить в Иерусалиме, близ самого святого для иудеев места.

С IV в. там, где ранее был их дом, находится монастырь, посвященный супругам. Здесь же находятся мощи прав. Анны. А 24 марта 2016 г. в нижней части храма чудесно явился образ Богородицы, именуемый ныне «Царица Цариц». Он проявился сам собой на одной из стен.

Введение во храм

По исполнении Марии трех лет родители отдали ее на воспитание во Иерусалимский храм. Предание сообщает, что:

  • само введение во храм Марии было торжественным, Ее сопровождали не тольк родители, но множество девиц Израильских, воспевавших песнопения;
  • Мария, трехлетняя девочка, сама поднялась по крутым ступеням ко входу, где ждал ее первосвященник;
  • он, против всех обычаев, ввел Деву во Святое Святых, куда даже первосвященник имел право заходить лишь раз за год; более того, Марии было разрешено входить во святилище во всякое время, молиться там.

Происшедшее событие было предсказано по крайней мере за 1000 лет царем и пророком Давидом. Вот как он описывает Введение в одном из своих псалмов:

«Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего: и возжелает Царь доброты Твоея, зане той есть Господь Твой, и поклонишися ему,и дщи тирова с дары: лицу Твоему помолятся богатии людстии.Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена.Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся Тебе:приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев…»

(Пс.44:11-16).

«Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего: и возжелает Царь доброты Твоея, зане той есть Господь Твой, и поклонишися ему,и дщи тирова с дары: лицу Твоему помолятся богатии людстии.Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена.Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся Тебе:приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев…»

(Пс.44:11-16).

Известно, что Мария, по слову пророка, «забуди люди Твоя и дом отца Твоего», жила при храме около 14 лет. По достижении этого возраста девушку обычно выдавали замуж. Но Мария к этому времени уже твердо обещала Себя Богу.

«Муж» Девы Марии

С одной стороны, в таком обете не было ничего неблагочестивого или противоречащего Закону. Но подобные случаи были крайне редки, если вообще имели место, а девушка, не имеющая мужа, не могла жить среди мира самостоятельно – но не могла также быть оставлена при храме. Именно поэтому первосвященники приняли неординарное решение: найти старца, который, формально взяв ее «в жены», на самом деле будет хранителем Ее девства, данного Богу обета. Согласно преданию, такой выход был найден не по человеческому рассуждению, но непосредственно по повелению свыше. Первосвященнику было повелено:

  • избрать 12 старцев из колена Давидова;
  • на ночь оставить во святилище их жезлы (посохи).

Наутро один из них, прав. Иосифа, был найден… цветущим. Так заключили, что этот старец избран мужем Девы. Известно, что праведнику к этому времени было более 80 лет, он имел шестерых уже взрослых детей, а также внуков. Недоумевая о происходящем, Иосиф даже попытался отказаться исполнять повеленное, считая, что, взяв молодую жену, станет посмешищем. Но первосвященник напомнил ему участь ослушников, которых Бог Израилев карал во все времена, сказав:

«Бойся же и ты, чтобы не случилось сего и с домом твоим!».

Иосиф покорился. Господь еще раз испытает его веру, смирение – когда окажется, что вверенная ему мнимая супруга… ждет Ребенка!

Благовещение

Событие Благовещения описывает Евангелист Лука, рассказывая, как к Марии, жившей с Иосифом в Назарете, Господь послал Архангела Гавриила (предание утверждаем: еще во храме он был Хранителем Девы, Она получала небесную пищу из его рук). Именно тогда впервые прозвучали слова, которые мы слышим за каждым богослужением:

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!».

А потом состоялся короткий диалог, решивший, однако, все наше спасение.

Вот как пишет о нем св. Лука, вероятно, со слов Самой Марии, с Которой встречался, когда писал свое Евангелие:

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя: посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел».

Таковы были слова смирения, покорности воле Божией, какой бы «странной» по человеческому рассуждению она ни казалась – «се, Раба Господня…». Так начался путь человечества к возвращению утраченного Рая.

 

Непорочное зачатие

Это католический догмат, возникший еще в Средние века, но окончательно установленный только с 1854 г. Согласно ему, Мария была свободна от первородного греха Адама, то есть от греховного повреждения человеческой природы, которое наступило после отпадения первых людей от Источника жизни, Бога. Кроме того, католические богословы нередко говорят, что Дева также не совершала личных грехов, подобно тому, как это делают прочие люди.

Православие считает оба убеждения, по сути, еретическими, так как:

  • представление о свободе Богородицы от первородного греха делает Ее исключительной, единственной представительницей рода человеческого, чья природа не повреждена, по словам епископа Каллиста (Уэра), «отрывает Марию от прочих потомков Адама, помещает Её в какой-то совершенно иной план, нежели всех других праведных мужей и жен Ветхого Завета», а значит, ставит под сомнение возможность нашего спасения;
  • что до личного греха, то православие исходит из того, что такие грехи присущи всякому человеку, включая и святого.

С другой стороны, Православная Церковь признает, что Воплощение Господа – тайна, недоступная уму человека, а потому предпочитает не «умствовать» много о том, как именно как оно стало возможным.

Рождение Сына и Сретение Его во храме

Оба события наиболее подробно описываются свв. Матфеем и Лукой.

Почему Мария – Дева?

Рождество Христово. Акафист. Икос 4 «Слышаша пастырие Ангелов поющих…» Дионисий, XIV в., Россия. Ферапонтов монастырь, церковь Рождества Богородицы.

Так, по Матфею, до Рождения Спасителя Его Мать, и Иосиф, Ее мнимый муж, пережили сложные времена:

  • по-видимому, Иосиф не был дома, когда Марии явился Архангел Гавриил – а по Благовещении, как пишет св. Лука, Она ушла к родственнице, прав. Елисавете, где оставалась 3 месяца; именно поэтому, когда по возвращении «оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф.1:18), первое, о чем подумал Иосиф – то, что Мария пала, растлив девство; согласно св. Матфею, мнимого супруга Девы убедило явление Ангела, который свидетельствовал Ее невинность и то, что Ей предстоит родить Мессию; было даже названо Его Имя – Иисус;
  • согласно апокрифическим сочинениям, убедить в невинности Марии священников, вручивших Ее Иосифу, оказалось куда сложнее; по преданию, обоим супругам, твердо настаивавшим на том, что Мария осталась Девой, даже дали так называемую «воду обличения», «заклятую» священником: невинная в супружеской измене не получала от нее вреда, виновная же заболевала, погибала; но ни Иосиф, ни Мария не получили вреда от воды; недоумевающим иудеям оставалось только отпустить их;
  • непростыми с человеческой точки зрения оказались также обстоятельства Рождества Господа: время появления на свет Младенца наступило, когда супруги находились в Вифлееме, где проходила перепись населения, устроенная римской властью; по множеству народа, им «не нашлось места в гостинице», даже несмотря на положение Марии; так Мессия родился в пещере, куда обычно загоняли скот; утешением для Марии было явление Ангелов, которых видели пастухи на поле – именно поэтому они пришли поклониться Христу; посетили Марию также удивительные странники, «волхвы с Востока», принесшие дары Младенцу, как Царю и Богу; все это Мария, по св. Луке, «слагала в сердце Своем».

Но по возвращении домой семью уже ждали новые испытания:

  • сначала, когда Младенца на 40 день по Рождении принесли ко храму, чтобы совершить за него положенное по Закону жертвоприношение, их встретил (отсюда затем именование праздника, Сретение или «встреча») старец Симеон, ожидавший Мессии; обратив свою молитву к Младенцу, как Богу, он затем сказал Его Матери об оружии, которое «пройдет душу», предсказав тяжелые испытания, которые будут сопровождать Ее всю жизнь;
  • а непосредственно после этого семья должна была удалиться из родного Назарета во Египет: услышавший о Рождестве Христовом царь Ирод уже искал Младенца, Которого считал своим соперником; вернуться на родину удалось лишь по смерти правителя.

Что еще рассказывает Евангелие о житие Девы Марии

Следующие несколько десятилетий покрыты тайной. Почти никто из Евангелистов не рассказывает об этом времени, так что о детстве, юности Христа, тем более – о жизни Марии мы знаем очень мало.

Детство

Только св. Лука рассказывает из него единственный эпизод: когда родители ходили с Ииусом, уже 14-летним, на Пасху во Иерусалим, на обратном пути они потеряли Отрока, Который остался во Святом Городе. Несколько дней Мать и Иосиф искали Его – пока не нашли во Храме, среди книжников, которые, беседуя с юношей, «дивились разуму и ответам Его». То был, кажется, единственный раз, когда Иисус возразил Матери, упрекнувшей Его: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Но Он сказал им:

«зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

(Лк.2:48-50)

Возможно, это единственный случай детства, когда Сын напомнил Матери, Кто Он – чтобы после снова жить, как самый обычный человек, один из множества.

Проповедь

Приходит время, Мессия выходит к народу со Словом Божиим. Проходя по Палестине, Он исцеляет больных, но еще более – врачует души, обращая их к Богу. Однажды во время проповеди кто-то сообщает Ему:

«Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою». Пришла ли Мария видеть Сына, по Которому скучала во время разлуки? Гордилась ли она тем, что Его считали пророком, честью быть Матерью пророка? Об этом Евангелист не говорит. А по толкованию свт. Феофилакта Болгарского, «по некоторому человеческому свойству, Мать желала показать, что имеет власть над Сыном, так как она еще ничего великого не мыслила о Нем. Поэтому, любя честь видеть Сына послушным себе, желает привлечь Его к себе в то время, когда Он беседовал». Но Иисус отвечает: «кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»

(Мф.12:46-50)

 

А вот еще один, по слову свт. Игнатия Брянчанинова, «ответ Божий на суждение человеческое»: во время одной из бесед Господа какая-то женщина, потрясенная Его словами, восклицает: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие». Но Христос, отвечая, называет «блаженными» тех, кто слышит, хранит Его слово (Лк. 11:27-28). А именно такой была Мария, следовавшая за Сыном, «сохраняя в сердце Своем» Его слова.

Страдания Сына на Кресте

Еще раз о Матери Иисуса упоминает св. Иоанн как о стоявшей у Его Креста, присутствовавшей при кончине Сына.

Почему Мария – Дева?

По гравюре Рембрандта Три креста

Евангелист пишет об этом очень кратко:

  • что сам он был вместе с Марией (единственный из Апостолов, Иоанн не оставил Господа, не побоялся прийти на Голгофу);
  • что Христос, умирая, сказал Марии единственные слова: «Жено! Се сын твой», имея ввиду любимого ученика; и затем, уже Иоанну: «Се Матерь твоя».

Но о том, что пережила Мария, видя смерть Сына, Евангелисты, даже близкий к Ней Иоанн, у которого она с тех пор жила до самой кончины – молчат. Лишь церковное предание, выраженное в богослужебных текстах, вкладывает во уста Матери слова боли, терпения, надежды.

«Плач Пресвятой Богородицы» – богослужение  Страстной Пятницы

Оно совершается на Повечерии, после того, как священники выносят из алтаря Плащаницу, на которой – образ умершего Спасителя. Это – единственная служба года, когда верующие не просят Богородицу о помощи, даже не прославляют Ее, но – страдают вместе с Ней. Канон, именуемый «Плачем Богородицы», читается как бы от Ее лица. Это – боль матери, потерявшей Сына, понятная каждому, кто пережил утрату:

«Ра́дость Мне николи́же отсе́ле прико́снется, рыда́ющи, глаго́лаше Непоро́чная: Свет Мой и Ра́дость Моя́ во гроб за́йде, но не оста́влю Его́ еди́наго, зде же умру́ и спогребу́ся Ему́». Но плач Пречистой – еще великая надежда: «Душе́вную Мою́ я́зву ны́не исцели́, Ча́до Мое́, Пречи́стая вопия́ше слезя́щи: воскресни́ и утоли́ Мою́ боле́знь и печа́ль, мо́жеши бо, Влады́ко, ели́ко хо́щеши, и твори́ши, а́ще и погре́блся еси́ во́лею».

Эта надежда исполнится на третий день. Хотя Евангелисты не говорят об этом, есть древнее церковное предание: до явление Мироносицам, ученикам, Воскресший Христос первой явился Матери.

По Воскресении Спасителя

Известно, что оставшиеся годы земной жизни Матерь Божия провела во Иерусалиме, не отлучаясь из Святого Города. Она часто ходила на места, связанные с земной жизнью Сына, Его Воскресением, Вознесением, молилась там. Говорят, что иудеи на раз покушались убить Мать Иисуса – но не были допущены Богом.

Успение и вознесение 

Церковное празднование Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа – начинается только с VI в. Предворяет его двухнедельный Успенский пост.

Почему Мария – Дева?

Успение Пресвятой Богородицы. XV в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Известно, что Марии ко времени кончины было, вероятно, чуть более 70 лет. О том, что скоро окончился Ее земной путь, Пречистой сообщил Ее всегдашний Хранитель, арх. Гавриил, во удостоверение вручив Деве благоухающую ветвь из Рая. Зная день кончины, Пресвятая пожелала собрать у Своего одра Апостолов, давно разошедшихся с проповедью по разным странам – и на облаках они были чудесно перенесены к Иерусалиму.

Само Успение Богородицы, как говорит предание, сопровождалось явлением Самого Христа, принявшего на руки душу Своей Матери. По иудейскому обычаю тело Марии было погребено рядом с Ее родителями и мнимым супругом.

Успение Пресвятой Богородицы

Фамильное кладбище в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Восточном Иерусалиме. Здесь в 57 году апостолы погребли тело святой Девы Марии. В начале IV века царица Елена построила над Гробницей церковь в форме креста

 

А на третий день по Успении ап. Фома, прибывший, по Божию смотрению, позже других, пожелал поклониться гробу Богородицы – но тела Ее в гробнице не оказалось. А вечером Апостолам, собравшимся на трапезу, явилась Сама Матерь Божия, с телом вознесенная в Рай. Так они узнали о том, что Она, пережив смерть, воскресла подобно Своему Сыну и ныне предстательствует о роде человеческом у Его престола.

Почитание

Явившись Апостолам по Успении, Пречистая сказала:

«Радуйтесь! Я – с вами всегда».

Это Ее слова неоднократно оправдались на деле: уже с первых веков бесчисленны случаи помощи Матери Божией. Церковь чтит более 1000 Ее чудотворных образов, почитает также реликвии, связанные с Ее жизнью.

Похвала Пресвятой Богородицы

Это служба, которая всегда проходит на 5 седмице Великого Поста, в субботний день: поется Акафист Богородице. Причиной создания песнопения послужило избавление Костантинополя от нашествия врагов в июле 626 г. После крестного хода с образом Пречистой по городским стенам начался страшный шторм, погубивший напавших на город скифов и персов.

А к IX в. праздник, именуемый также Субботой Акафиста, был установлен общецерковно – ради многократной помощи Пречистой жителям Константинополя, часто осаждаемым противниками.

 

Она – совершеннейшая из людей, Та, благодаря словам Которой «Се, раба Господня…» совершилось наше спасение – но при этом во всем подобная нам, жившая «обычной жизнью» лишь, может быть, куда более наполнненной – как духовными радостями, так – неисчислимыми скорбями. Все пережитое не просто сделало Марию «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», но еще – ходатаицей за каждого, пусть даже глубоко заблуждающегося человека, до последнего умоляющей за него Божие милосердие.

Наталья Сазонова

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Что такое Типикон, в чем суть и зачем он нужен современному мирянинуЧто такое Типикон, в чем суть и зачем он нужен современному мирянину

0 Comments
Типикон, Типик или Устав

Слово «типикон» сейчас можно услышать применительно к церковному Уставу, то есть таким установлениям, которые обязательны для богослужебной жизни, а также определяют вообще внешнее устроение жизни христианина. Этимология слова «Типикон» происходит от греческого «τύπος», «типос», что значит «образец», а также «вид». Что устанавливает Типикон Устав регламентирует:

Церковь

Часы в храме: обычные, Царские, Великопостные, Пасхальные — что, когда и зачем читаютЧасы в храме: обычные, Царские, Великопостные, Пасхальные — что, когда и зачем читают

0 Comments
Часы в храме перед литургией

Перед началом литургии, при погашенных светильниках, под сводами храма звучат псалмы, краткие молитвы —  это часы. Регулярно молящиеся дома христиане могут даже узнать среди них покаянный 50-й псалом, известный 90-й («Живый в помощи Вышняго»). Это богослужение именуется Часами. Часы и стражи — мера времени Название

Церковь

Позорное для коммунистов чудо Святителя Николая, явленное в СССР — «Зоино стояние». Что произошло в Самаре в 1956 году и где этот домПозорное для коммунистов чудо Святителя Николая, явленное в СССР — «Зоино стояние». Что произошло в Самаре в 1956 году и где этот дом

0 Comments
Зоино стояние

Перед этим более чем скромно выглядящим домом в Самаре сейчас – памятник свт. Николаю. Он – напоминание о «Стоянии Зои» — событии, которое в 1956 году взбудоражило город и одновременно – свидетельство церковного признания реальности этого события, когда совершившая святотатство девушка была наказана свыше. Впрочем,

Церковь

Комментарии к Божественной Литургии: просто, коротко, но ёмкоКомментарии к Божественной Литургии: просто, коротко, но ёмко

0 Comments
Божественная Литургия

Иеромонах Ефрем (Метс) кратко и понятно о Главном богослужении Церкви, которое называется Божественной Литургией. Её структура состоит из трёх частей: Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Почему Литургия делится на три части Нужно сказать, что трёхступенчатое и трёхсоставное восхождение к Богу просматривается во многих богословских примерах.

Церковь

Воздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по нимВоздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по ним

0 Comments
Мытарства блаженной Феодоры

«Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Так говорил свт. Феофан Затворник. Что же это такое и что происходит с душой после смерти? Что это и куда ударение Само слово «мытарь» было хорошо известно нашим предкам, означая человека, который

Церковь