------------------- Что значит обожиться, зачем храм сердца
Православие сегодня Церковь Храм сердца, или Как человеку обожиться

Храм сердца, или Как человеку обожиться

Нет комментариев
Что значит обожиться, зачем храм сердца

Структура ветхозаветного храма Соломона состояла из трёх частей: внешний двор – святилище — святое святых. Наши православные храмы имеют идентичную структуру: притвор – трапеза — алтарь. Собственно говоря, в Библии вся Земля сотворена изначально по этому принципу: внешняя земля – Рай (Эдем) — Древо Жизни. Оказывается, что внешний храм – это символ, прежде всего, самого человека. Об этом пишет апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16)

Каким образом можно стать храмом Божьим?

Человеческое сердце в библейском смысле также можно рассмотреть в трёхчастном порядке. Внешние чувства, эмоции – внешний двор, притвор храма. Когда человек молится в сердце – он находится во святилище, трапезе храма. Святое святых, алтарь – это подсознание — самая глубинная часть сердца.

Алтарь в храме и жертвенник

У святых отцов духовная жизнь делится на три ступени: очищение – освящение — обожение.

В Таинствах Церкви оно выражено как «Покаяние – Крещение – Причащение».

Теперь более подробно об этом.

Все прекрасно понимают, что человеческая жизнь – это путь! Но путь куда? И зачем? Преподобный Исидор Пелусиот говорит о трёх библейских книгах Соломона, которые раскрывают последовательность и Таинство восхождения человека к Богу. Первая ступень заключается в том, чтобы человек научился искусству различения добра и зла, увидел в делании добра духовную выгоду, радость, счастье и покой. Именно этому вопросу посвящена книга «Притчей Соломона».

Блаженство vs Счастье

Мне когда-то казалось, что в Священном Писании можно заменить слово «блаженство» на «счастье», что и делают некоторые переводчики, но теперь думаю, что эти понятия не просто не схожи по смыслу, но даже противоположны по своему значению в обиходе. Не зря на рекламных баннерах всё больше слоганов со словом «счастье» — от продажи кошачьих кормов до квартир.

Например, когда евреи вышли из Египта, то первый ропот был связан с элементарным желанием уютной и спокойной жизни. Там была работа, дом, вкусная еда. Только фараон был злой, а Бога не было. Ну и что?! Зато счастье было, стабильность как-никак! Или евангельский безумный богач, у которого урожай большой, а теперь он хочет расширить хранилища, чтобы потом спокойно жить. С чего это он вдруг безумный? Что плохого он сделал?

Сегодня у большинства такая мечта! А ещё богач из притчи с бедным Лазарем. Так и он никакого зла не сотворил, у него была возможность хорошо жить, так он и жил! А если рассмотреть приговор в притче: «вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк.16:25), то человеческое счастье вообще можно назвать грехом, отлучающим от Бога. Сплошные вопросы возникают!

Храм нашего сердца

Учась творить добро и сопротивляться злу, человек познаёт свой внутренний мир и входит в притвор храма своего сердца.
Именно с этого начинается осознанная жизнь и управление ею. Тот бардак и хаос, а лучше сказать — бал сатаны, который творится в душе, должен быть распознан и наведён порядок. Собственно говоря, это и называется покаянием, когда ум принимает божественные установки и начинает движение навстречу Богу. Это и есть этап очищения. На самом деле это очень трудное дело.

Не делай добра – не получишь зла?

Все слышали поговорку «Не делай добра – не получишь зла». Главная ошибка в том, что ум человеческий без божественного Откровения не способен различать добро и зло, а потому будет всё время ошибаться, что в итоге приведёт к разочарованию и обиде.

После того как человек познает добро и будет всеми силами его творить, то он увидит, что внутренние силы зла гораздо сильнее его желаний, сил и воли. Следующая библейская книга, в которой показывается опыт этого состояния, называется «Екклесиаст».

Суетность человеческих сил и всего земного, сосредотачивает человека на нужде и необходимости божественного освящения, деятельного вмешательства Бога в жизнь. И чтобы войти во Святилище своего сердца, нужно принять усыновление Богу, т.е. Таинство Крещения. Как и говорит об этом святой Диадох Фотикийский:
«Я же из божественных Писаний и из самого чувства (опытно) ума постиг, что прежде крещения благодать из вне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее; с того же часа, как возрождаемся в крещении, бес бывает вне, а благодать внутри».

Т.е. духовное рождение, очищение грехов и вера во Христа вводят во святилище и срединную часть сердца.

Ну и последняя ступень называется обожение, это уже вхождение во святое святых сердца, когда божественная благодать вводит в глубины подсознания. Этой ступени посвящена третья книга Соломона «Песнь песней». Её название уже говорит о том, что высота и глубина сего Таинства доступна только тем, кто прошёл предыдущие ступени.

Святой Исидор Пелусиот предостерегал от попыток неочищенным и неосвящённым взбираться на эти высоты:

«Ибо если те, которые должны оставаться вне ограды, не будучи посвящены, безрассудно с усилием приступят к божественному тайнодействию, то понесут крайнее наказание».

Таинство обожения в Церкви – это Таинство Евхаристии, т.е. причащения Тела и Крови Христовой – «Песнь песней». В древней Церкви об этом Таинстве с некрещеными даже не разговаривали и не обсуждали его, поскольку оно превышает человеческий ум и может быть извращено неподготовленным умом. Нужно помнить, что некоторые из учеников ушли от Христа, когда услышали об этом Таинстве.
Причащаясь, христианин вводит Первосвященника Христа во Святая Святых своего сердца, т.е. в подсознание, соединяясь со Христом и облекаясь в Его божество, чтобы разрушить свой внутренний ад и дела диавола. Именно таким образом человек становится богоносцем, храмом Божьим.

«Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». (Ин.2:19)

Умирающий в соединении со Христом, с Ним и воскресает.

Подводя итог нужно сказать, что входя в храм Божий, человек в это же самое время должен входить внутрь своего сердца. Встреча Бога и человека совершается внутри сердца, как и сказал Господь:

  • «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8),
  • «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк.17:21)
Тут мне вспоминается притча:

«Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем. «Что ты делаешь?» — спросил наш герой у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник. «Ты что, не видишь — камни таскаю!» — зло ответил тот. Тут странник заметил другого рабочего, который волок телегу с большими камнями, и спросил: «Что ты делаешь?» «Я зарабатываю на еду для своей семьи», — получил он ответ. Странник подошел к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее. «Что делаешь ты?» «Я строю храм», — улыбнулся тот».

В этой притче прекрасно показана связь между созиданием внутреннего и внешнего храма. Именно поэтому апостол Павел описывал грех и соблазн против ближнего как разрушение храма: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы». (1Кор.3:17)

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Воздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по нимВоздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по ним

| | Нет комментариев
Мытарства блаженной Феодоры

«Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Так говорил свт. Феофан Затворник. Что же это такое и что происходит с душой после смерти? Что

Церковь

Часы в храме: обычные, Царские, Великопостные, Пасхальные — что, когда и зачем читаютЧасы в храме: обычные, Царские, Великопостные, Пасхальные — что, когда и зачем читают

| | Нет комментариев
Часы в храме перед литургией

Перед началом литургии, при погашенных светильниках, под сводами храма звучат псалмы, краткие молитвы —  это часы. Регулярно молящиеся дома христиане могут даже узнать среди них покаянный 50-й псалом, известный 90-й

Церковь

Что такое литургия в церкви – простым языком о главномЧто такое литургия в церкви – простым языком о главном

| | Нет комментариев
Божественная литургия в церкви - что это такое

О Божественной литургии, Таинстве, которое происходит во время нее, некогда христианин узнавал лишь после Крещения. Не то теперь, когда храмы открыты, доступ свободен… Но литургия малопонятна или непонятна вовсе очень

Церковь

Подготовка к Венчанию живущих в браке: правила и особенности церковного Таинства для уже женатых пар+примерыПодготовка к Венчанию живущих в браке: правила и особенности церковного Таинства для уже женатых пар+примеры

| | Нет комментариев
Венчание уже женатым парам

После многих десятилетий безбожия многие наши соотечественники возвращаются к вере отцов – православию. Но – возвращаются очень по-разному. Кто-то обращается со всей горячностью сразу, у иного проходят годы, прежде, чем

Церковь

Иеромонах Ефрем Метс: «Если вы крещены, то должны знать под что подписались» — о празднике Богоявление и церковном Таинстве КрещениеИеромонах Ефрем Метс: «Если вы крещены, то должны знать под что подписались» — о празднике Богоявление и церковном Таинстве Крещение

| | Нет комментариев
О празднике Крещение Господне

Проповедь на праздник «Крещение Господне»  иеромонаха Ефрема (Метса). Если вы крещены, то должны знать под что подписались и каковы ваши обязанности перед Богом. Но сначала о празднике. Грандиозность Крещения Господа

Церковь