Структура ветхозаветного храма Соломона состояла из трёх частей: внешний двор – святилище — святое святых. Наши православные храмы имеют идентичную структуру: притвор – трапеза — алтарь. Собственно говоря, в Библии вся Земля сотворена изначально по этому принципу: внешняя земля – Рай (Эдем) — Древо Жизни. Оказывается, что внешний храм – это символ, прежде всего, самого человека. Об этом пишет апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16)
Каким образом можно стать храмом Божьим?
Человеческое сердце в библейском смысле также можно рассмотреть в трёхчастном порядке. Внешние чувства, эмоции – внешний двор, притвор храма. Когда человек молится в сердце – он находится во святилище, трапезе храма. Святое святых, алтарь – это подсознание — самая глубинная часть сердца.
У святых отцов духовная жизнь делится на три ступени: очищение – освящение — обожение.
В Таинствах Церкви оно выражено как «Покаяние – Крещение – Причащение».
Все прекрасно понимают, что человеческая жизнь – это путь! Но путь куда? И зачем? Преподобный Исидор Пелусиот говорит о трёх библейских книгах Соломона, которые раскрывают последовательность и Таинство восхождения человека к Богу. Первая ступень заключается в том, чтобы человек научился искусству различения добра и зла, увидел в делании добра духовную выгоду, радость, счастье и покой. Именно этому вопросу посвящена книга «Притчей Соломона».
Блаженство vs Счастье
Мне когда-то казалось, что в Священном Писании можно заменить слово «блаженство» на «счастье», что и делают некоторые переводчики, но теперь думаю, что эти понятия не просто не схожи по смыслу, но даже противоположны по своему значению в обиходе. Не зря на рекламных баннерах всё больше слоганов со словом «счастье» — от продажи кошачьих кормов до квартир.
Например, когда евреи вышли из Египта, то первый ропот был связан с элементарным желанием уютной и спокойной жизни. Там была работа, дом, вкусная еда. Только фараон был злой, а Бога не было. Ну и что?! Зато счастье было, стабильность как-никак! Или евангельский безумный богач, у которого урожай большой, а теперь он хочет расширить хранилища, чтобы потом спокойно жить. С чего это он вдруг безумный? Что плохого он сделал?
Сегодня у большинства такая мечта! А ещё богач из притчи с бедным Лазарем. Так и он никакого зла не сотворил, у него была возможность хорошо жить, так он и жил! А если рассмотреть приговор в притче: «вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк.16:25), то человеческое счастье вообще можно назвать грехом, отлучающим от Бога. Сплошные вопросы возникают!
Храм нашего сердца
Не делай добра – не получишь зла?
После того как человек познает добро и будет всеми силами его творить, то он увидит, что внутренние силы зла гораздо сильнее его желаний, сил и воли. Следующая библейская книга, в которой показывается опыт этого состояния, называется «Екклесиаст».
Т.е. духовное рождение, очищение грехов и вера во Христа вводят во святилище и срединную часть сердца.
Ну и последняя ступень называется обожение, это уже вхождение во святое святых сердца, когда божественная благодать вводит в глубины подсознания. Этой ступени посвящена третья книга Соломона «Песнь песней». Её название уже говорит о том, что высота и глубина сего Таинства доступна только тем, кто прошёл предыдущие ступени.
«Ибо если те, которые должны оставаться вне ограды, не будучи посвящены, безрассудно с усилием приступят к божественному тайнодействию, то понесут крайнее наказание».
«Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». (Ин.2:19)
Подводя итог нужно сказать, что входя в храм Божий, человек в это же самое время должен входить внутрь своего сердца. Встреча Бога и человека совершается внутри сердца, как и сказал Господь:
- «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8),
- «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк.17:21)
«Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем. «Что ты делаешь?» — спросил наш герой у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник. «Ты что, не видишь — камни таскаю!» — зло ответил тот. Тут странник заметил другого рабочего, который волок телегу с большими камнями, и спросил: «Что ты делаешь?» «Я зарабатываю на еду для своей семьи», — получил он ответ. Странник подошел к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее. «Что делаешь ты?» «Я строю храм», — улыбнулся тот».
Иеромонах Ефрем (Метс)