------------------- Канон молебный ко Пресвятой Богородице
Православие сегодня Каноны «Перед Причастием, в окружении, когда валятся беды и несчастья»- читаем канон молебный ко Пресвятой Богородице

«Перед Причастием, в окружении, когда валятся беды и несчастья»- читаем канон молебный ко Пресвятой Богородице

0 Comments
Канон молебный ко Пресвятой Богородице

Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии хорошо знают те, кто ведет регулярную церковную жизнь, приступает к Таинствам: ведь он входит в число трех, читаемых перед Причастием. Обращаются к нему также во время любых житейских скорбей.

Когда читают

О том, в каких случаях прибегают к словам молебного канона ко Пресвятой Богородицы этом говорит само название. К нему обращаются:

  • во всех житейских скорбях, включая болезни, немощи, нападения от бесов или злых людей;
  • в особо критических ситуациях, которые метко называются славянским слово «обстояние», означающим «окружение» или «осаду», то есть ситуацию, когда на человека буквально «валятся» беды и несчастья.

Патриарх благословил

Весной 2022 г. появился еще один, особый случай чтения канона: Патриарх Кирилл обратился к православным с призывом читать его ежедневно, прибавляя также особую молитву о мире на Украине.

Перед Причастием

Молебный канон также входит в так называемый Трехканонник, читаемый во время подготовки к Причащению: ведь он содержит много покаянных воздыханий к Пречистой, просьбы к Ней молитвенно помочь исправить свою жизнь, избавиться от грехов, буквально «тиранящих» души многих христиан.

Русский или церковно-славянский: какой выбрать текст

Многие новоначальные христиане не очень хорошо владеют церковно-славянским языком, не понимают некоторые слова. В таком случае вполне можно найти перевод на русский язык. Вместе с тем, немало пользы получат и те, кто будет читать его на славянском: это приобщает к богослужебной традиции Церкви, ведь службы идут именно на церковно-славянском языке, позволяет лучше понимать происходящее в храме.

Правила чтения

Христианин читает канон, как правило:

  • стоя;
  • перед иконой Богородицы.

Однако, если образа нет (например, когда верующих находится в дороге, или просто дома по обстоятельствам нет иконы), это – не препятствие для молитвы. Можно произносить молитвословие и сидя, если физическая немощь не позволяет стоять.

Канон молебный Пресвятой Богородице

Канон молебный Пресвятой Богородице

Канон чаще всего предваряют так называемым «обычным началом». Это очень древние молитвы, восходящие к первым векам христианства. Они включают молитвенные обращения ко Святой Троице, а также данную Самим Христом молитву «Отче наш».

Интересный факт

Затем начинается канон. По Уставу он считается песнопением, то есть его можно и нужно петь. Однако, в реальной богослужебной практике поется чаще всего только Пасхальный, а все другие все же читаются.

Так же поступают христиане дома, но при желании и возможности петь хотя бы ирмосы канона, конечно, не возбраняется.

  1. Текст читают подряд, все песни с 1 по 9. В каждой из них – ирмос, часть песнопения времен Ветхого Завета, и 4 кратких моления – тропаря.
  2. Перед первыми двумя тропарями есть так называемый «припев» (его можно, по желанию, петь или читать). Для молебного канона Пречистой это: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
  3. Перед третьим тропарем произносится «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», перед четвертым «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь». В тексте эти слова обозначены как «Слава» и «и ныне».Это привычно христианам, ведущим церковную жизнь и часто читающим молитвы. Для новоначальных же в молитвословах обычно есть примечание, что следует произносить.
  4. Затем произносятся молитвы Богородице. Можно также обратиться к Ней своими словами, прося защиты и помощи.

Читайте также:
«Радуйся, Невеста Неневестная». Когда и для чего читают Великий акафист Пресвятой Богородице + текст с параллельным переводом и правила чтения

Отзывы

Вот какие случаи помощи Богородицы известны со слов опытных молитвенников, подвижников.

По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова) в 1917 г., когда он находится в Крыму, он попал в очень сложные обстоятельства. Не видя выхода своими силами, владыка решил читать молебный канон. Во время того, как он молился Богородице, вдруг пришло известие, что все его проблемы благополучно разрешились. Владыка говорил: «Случай, по-видимому, очень простой, однако для меня он был неожиданным, чудесным. Да потом и молился-то я очень немного, минут пять! Милостива Царица Небесная!»

А вот что рассказывает житие прп. Гавриила Спасо-Елеазаровского, который одно время был гоним от братии монастыря, на него постоянно клеветали настоятелю, так, что он думал даже уйти из обители:

«В течение следующего года отец архимандрит опять стал относиться к отцу Гавриилу все хуже. Впору было уходить в другой монастырь. Решив это, отец Гавриил даже не пытался и оправдаться пред настоятелем, а все предоставил на волю Божию. Наконец надумал особенно молиться Матери Божией, и вот стал читать Ей молебный канон: «Многими содержим напастьми».

Читает день-другой, начал читать и в третий раз, как вдруг стучат в дверь и зовут к отцу архимандриту. Отец Гавриил оставил чтение на половине, оделся и пошел к настоятелю. Отец Григорий благословил его и тотчас вызвал келейника Володю и приказывает ему: —   Володя, говори! Володя земно поклонился отцу Гавриилу, поведал ему всю правду: как он наговаривал на него, по наущению других, как теперь сознает всю вину, и прибавил — А эти два дня почему-то меня совесть замучила, — я места не нахожу…

И… все рассказал отцу архимандриту… Простите меня!.. — и снова поклонился. К его извинению присоединил свое и отец Григорий. Тут же и отец Гавриил ему поклонился в ноги и просил прощения за то, что, не оправдываясь, он тем самым как бы укреплял настоятельские подозрения против себя.

Произошло сладостное примирение: все поцеловались, и отец Григорий радостно улыбался ангельской улыбкой. А прийдя в келлию, старец горячо, с умилением благодарил Владычицу, свою скорую помощницу и заступницу. С этого времени он еще более утвердился в своей вере к Ней…»

Текст

Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии с параллельным переводом на русский (источник : Азбука.ру). Творение Феостирикта монаха. Глас 8‑й

 

Церковно-славянский Перевод на русский

Тропaрь Богородице, глас 4‑й

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м, гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м, в покая́нии зову́ще из глубины́ души́: Влады́чице, помози́, на ны́ милосе́рдовавши, потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний, не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи́, Тя́ бо и еди́ну наде́жду и́мамы. (Дважды) К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: “Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!”(Дважды)
Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков, аминь.

Богородичен

Не умолчи́м никогда́, Богоро́дице, си́лы Твоя́ глаго́лати, недосто́йнии: а́ще бо Ты́ не бы предстоя́ла моля́щи, кто́ бы на́с избaвил от толи́ких бе́д, кто́ же бы сохрани́л до ны́не свобо́дны? Не отсту́пим, Влады́чице, от Тебе́: Твоя́ бо рабы́ спаса́еши при́сно от вся́ких лю́тых. Не прекратим никогда, мы, недостойные, возвещать о могуществе Твоем, Богородица, ибо если бы Ты не защищала нас Своими молитвами, кто бы нас избавил от стольких бед, кто бы сохранил нас доныне свободными? Не отступим, Владычица, от Тебя, ибо Ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий.

Псалом 50

Канон. Творение Феостирикта монаха. Глас 8‑й Пе́снь 1

 

Ирмо́с: Во́ду проше́д я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м. По воде пройдя, как по суше, и египетского развращения избежав, израильтянин взывал: “Избавителю и Богу нашему воспоем!”

Припе́в: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с

Мно́гими содержи́мь напа́стьми, к Тебе́ прибега́ю, спасе́ния иски́й: о Ма́ти Сло́ва и Де́во, от тя́жких и лю́тых мя́ спаси́. Множеством искушений томимый, к Тебе прибегаю, спасения ища. О Матерь Слова и Дева, от бед и несчастий меня спаси!

Припев

Страсте́й мя́ смуща́ют прило́зи, мно́гаго уны́ния испо́лнити мою́ ду́шу; умири́, Отрокови́це, тишино́ю Сы́на и Бо́га Твоего́, Всенепоро́чная. Страстей нападения меня смущают, сильным унынием наполняя мою душу. Умиротвори ее, Отроковица, тишиною Сына Твоего и Бога, Всенепорочная.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху.

Спа́са ро́ждшую Тя́ и Бо́га, молю́, Де́во, изба́витися ми́ лю́тых; к Тебе́ бо ны́не прибега́я, простира́ю и ду́шу и помышле́ние. Тебя, родившую Спасителя и Бога, умоляю об избавлении меня от бедствий; ибо к Тебе, Дева, ныне прибегая, простираю и душу, и помышление.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Неду́гующа те́лом и душе́ю, посеще́ния Боже́ственнаго и промышле́ния от Тебе́ сподо́би, еди́на Богома́ти, я́ко блага́я, Блага́го же Роди́тельница. И ныне, и всегда, и во веки веков, аминь. Меня, болящего телом и душою, удостой божественного посещения и попечения Твоего, единственная Богоматерь, как благая и Благого Родительница.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, еди́не Человеколю́бче. Небесного свода Создатель, Господи, и Церкви Строитель, Ты меня утверди в любви к Тебе, предел желаний, верных утверждение, единый Человеколюбец.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Предста́тельство и покро́в жи́зни моея́ полага́ю Тя́, Богороди́тельнице Де́во: Ты́ мя́ окорми́ ко приста́нищу Твоему́, благи́х вино́вна, ве́рных Утвержде́ние, еди́на Всепе́тая. Защитою и покровом жизни моей считаю я Тебя, Божия Родительница, Дева. Ты меня направь, как кормчий, к пристани Твоей, Виновница благ, верных утверждение, одна всеми воспеваемая.

Припев: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Молю́, Де́во, душе́вное смуще́ние и печа́ли моея́ бу́рю разори́ти: Ты́ бо, Богоневе́стная, Нача́льника тишины́ Христа́ родила́ еси́, еди́на Пречи́стая. Умоляю, Дева, смятение души и бурю моего уныния рассеять, – Ты, ведь, Божия Невеста, зачала Начальника тишины Христа, единая всечистая.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху.

Благоде́теля ро́ждши до́брых вино́внаго, благодея́ния бога́тство все́м источи́: вся́ бо мо́жеши, я́ко си́льнаго в кре́пости Христа́ ро́ждши, Богоблаже́нная. Благодетеля родившая, благ Виновника, благодеяния богатство всем источи, ибо Ты всё можешь, как мощного силою Христа родившая, в Боге блаженная.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Лю́тыми неду́ги и боле́зненными страстьми́ истяза́ему, Де́во, Ты́ ми́ помози́: исцеле́ний бо неоску́дное Тя́ зна́ю Сокро́вище, Пренепоро́чная, неиждива́емое. Тяжкими недугами и болезненными страданиями испытуемому, Ты, Дева, мне помоги, ибо знаю я Тебя, Всенепорочная, как исцелений сокровищницу неистощимую, неоскудевающую.
Спаси́ от бед рабы́ Твоя́, Богоро́дице, я́ко вси по Бо́зе к Тебе́ прибега́ем, я́ко неруши́мей стене́ и предста́тельству. Спаси от бед рабов Твоих, Богородица, ибо все мы после Бога к Тебе прибегаем, как к нерушимой Стене и Заступнице.
При́зри благосе́рдием, всепе́тая Богоро́дице, на мое́ лю́тое телесе́ озлобле́ние, и исцели́ души́ моея́ боле́знь. Воззри благосклонно, Всехвальная Богородица, на тяжкое тела моего страдание и исцели души моей скорбь.

Тропа́рь, гла́с 2‑й

Моле́ние те́плое, и стена́ необори́мая, ми́лости исто́чниче, ми́рови прибе́жище, приле́жно вопие́м Ти́: Богоро́дице Влады́чице, предвари́, и от бе́д изба́ви на́с, еди́на вско́ре предста́тельствующая. Горячее Ходатайство и Стена неприступная, милости Источник, мiру Прибежище! Мы усердно взываем к Тебе: “Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас, единственная скорая Заступница!”

Пе́снь 4

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́, и просла́вих Твое́ Божество́. Услышал я, Господи, о таинстве Твоего промысла, уразумел дела Твои, и прославил Твоё Божество.

Припев: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Страсте́й мои́х смуще́ние, Ко́рмчию ро́ждшая Го́спода, и бу́рю утиши́ мои́х прегреше́ний, Богоневе́стная. Успокой страстей моих волнение, Кормчего – Господа родившая, и бурю моих согрешений, Божия Невеста.

Припев: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Милосе́рдия Твоего́ бе́здну призыва́ющу пода́ждь ми́, Я́же Благосе́рдаго ро́ждшая, и Спа́са все́х пою́щих Тя́. Милосердия Твоего подай бездну мне, о помощи взывающему, Милосердного Родившая и Спасителя всех, воспевающих Тебя.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Наслажда́ющеся, Пречи́стая, Твои́х дарова́ний, благода́рственное воспева́ем пе́ние, ве́дуще Тя́ Богома́терь. Наслаждаясь, Всечистая, Твоими дарами, мы воспеваем благодарственную песнь, зная Тебя, Богоматерь.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху.

На одре́ боле́зни моея́ и не́мощи низлежа́щу ми́, я́ко благолюби́ва, помози́, Богоро́дице, еди́на Присноде́во. На одре болезни моей и немощи лежащему, помоги мне, Богородица, как любящая добро, единственная вечно девственная.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Наде́жду и утвержде́ние, и спасе́ния сте́ну недви́жиму, иму́ще Тя́, Всепе́тая, неудо́бства вся́каго избавля́емся. Как надежду, и утверждение, и спасения стену непоколебимую, имея Тебя, всепрославленная, мы от всякого затруднения избавляемся.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Просвети́ на́с повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Тво́й ми́р пода́ждь на́м, Человеколю́бче. Просвети нас повелениями Твоими, Господи, и рукою Твоею вознесенною Твой мир подай нам, Человеколюбец.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Испо́лни, Чи́стая, весе́лия се́рдце мое́, Твою́ нетле́нную даю́щи ра́дость, весе́лия ро́ждшая Вино́внаго. Исполни, Чистая, весельем сердце моё, Твою неомраченную давая радость, родившая веселья Виновника.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Изба́ви на́с от бе́д, Богоро́дице Чи́стая, ве́чное ро́ждши Избавле́ние, и Ми́р, вся́к у́м преиму́щий. Избавь нас от бед, Богородица чистая, родившая вечное избавление и мир, всякий ум превосходящий

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху.

Разреши́ мглу́ прегреше́ний мои́х, Богоневе́сто, просвеще́нием Твоея́ све́тлости, Све́т ро́ждшая Боже́ственный и преве́чный. Рассей согрешений моих мглу, Божия Невеста, светом Твоего сияния, Свет родившая божественный и предвечный.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Исцели́, Чи́стая, души́ моея́ неможе́ние, посеще́ния Твоего́ сподо́бльшая, и здра́вие моли́твами Твои́ми пода́ждь ми́. Исцели, Чистая, души моей немощь, удостоив Твоего посещения, и здравие ходатайством Твоим подай мне.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду, и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися, и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́. Просвети нас повелениями Твоими, Господи, и рукою Твоею вознесенною Твой мир подай нам, Человеколюбец.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Испо́лни, Чи́стая, весе́лия се́рдце мое́, Твою́ нетле́нную даю́щи ра́дость, весе́лия ро́ждшая Вино́внаго. Исполни, Чистая, весельем сердце моё, Твою неомраченную давая радость, родившая веселья Виновника.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Изба́ви на́с от бе́д, Богоро́дице Чи́стая, ве́чное ро́ждши Избавле́ние, и Ми́р, вся́к у́м преиму́щий. Избавь нас от бед, Богородица чистая, родившая вечное избавление и мир, всякий ум превосходящий.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху.

Разреши́ мглу́ прегреше́ний мои́х, Богоневе́сто, просвеще́нием Твоея́ све́тлости, Све́т ро́ждшая Боже́ственный и преве́чный. Рассей согрешений моих мглу, Божия Невеста, светом Твоего сияния, Свет родившая божественный и предвечный.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Исцели́, Чи́стая, души́ моея́ неможе́ние, посеще́ния Твоего́ сподо́бльшая, и здра́вие моли́твами Твои́ми пода́ждь ми́. Исцели, Чистая, души моей немощь, удостоив Твоего посещения, и здравие ходатайством Твоим подай мне.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду, и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися, и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́. Я пролью молитву к Господу и Ему возвещу печали мои, ибо зол душа моя преисполнилась и жизнь моя ко аду приблизилась, и молюсь я, как Иона: “От погибели, Боже, изведи меня!”

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Сме́рти и тли́ я́ко спа́сл е́сть, Са́м Ся́ изда́в сме́рти, тле́нием и сме́ртию мое́ естество́ я́то бы́вшее, Де́во, моли́ Го́спода и Сы́на Твоего́, враго́в злоде́йствия мя́ изба́вити. Того, Кто спас от смерти и тления, Самого Себя предав на смерть, естество моё, смертью и тлением объятое, – Господа и Сына Твоего, – Дева, умоли от злодейства врагов меня избавить.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Предста́тельницу Тя́ живота́ ве́м, и Храни́тельницу тве́рду, Де́во, и напа́стей реша́щу молвы́, и нало́ги бесо́в отгоня́ющу; и молю́ся всегда́, от тли́ страсте́й мои́х изба́вити мя́. Как Защитницу жизни я знаю Тебя, и охрану вернейшую, Дева, и рассеивающую искушений множество, и злобу демонов прогоняющую, и молю Тебя всегда от пагубных страстей моих избавить меня.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху.

Я́ко сте́ну прибе́жища стяжа́хом, и ду́ш всесоверше́нное спасе́ние, и простра́нство в ско́рбех, Отрокови́це, и просвеще́нием Твои́м при́сно ра́дуемся: о Влады́чице, и ны́не на́с от страсте́й и бе́д спаси́. Мы Тебя как стену убежища имеем, и душ всецелое спасение, и простор в скорбях, Отроковица, и во свете Твоём ликуем всегда. И ныне нас, о Владычица, от страстей и бед спаси.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

На одре́ ны́не немощству́яй лежу́, и не́сть исцеле́ния пло́ти мое́й; но Бо́га и Спа́са ми́ру, и Изба́вителя неду́гов ро́ждшая, Тебе́ молю́ся Благо́й: от тли́ неду́г возста́ви мя́. На одре ныне в немощи лежу, и нет исцеления плоти моей; но Бога, и Спасителя мира, и Избавителя от недугов родившая, Тебя, благую, молю: от гибельных болезней (меня) воздвигни!

Конда́к, гла́с 6‑й

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, Хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь на́с, ве́рно зову́щих Ти́: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя́. Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: “Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!”

Другой кондак (глас тот же)

Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози́, на Тебе́ наде́емся, и Тобою хва́лимся, Твои́ бо есмы́ раби́, да не постыди́мся. Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица, Ты нам помоги, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!

Стихира (глас тот же)

Не вве́ри мя человеческому предстательству, Пресвята́я Влады́чице, но приими́ моле́ние раба́ Твоего (рабы́ Твоея); скорбь бо обдержи́т мя. Терпе́ти не могу́ де́монскаго стреля́ния, покро́ва не и́мам, ниже́ где прибе́гну окая́нный, всегда побежда́емь, и утеше́ния не и́мам, разве Тебе, Влады́чице мира, упова́ние и предста́тельство ве́рных, не пре́зри моле́ние мое́, поле́зно сотвори́. Не вверяй меня человеческому заступлению, Пресвятая Владычица, но прими моление раба Твоего: ибо скорбь объяла меня, не могу выносить стрел, демонами пущенных; защиты нет у меня и некуда прибегнуть мне несчастному, со всех сторон боримому и не имеющего утешения, кроме Тебя, Владычица мира, надежда и Заступница верных, не презри моления моего, полезное мне сотвори!

Пе́снь 7

Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́. Из Иудеи пришедшие юноши в Вавилоне некогда верою в Троицу попрали пламя печи, воспевая: “Боже отцов наших, благословен Ты!”

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

На́ше спасе́ние я́коже восхоте́л еси́, Спа́се, устро́ити, во утро́бу Де́выя всели́лся еси́, Ю́же ми́ру Предста́тельницу показа́л еси́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́. Наше спасение восхотев устроить, Ты, Спаситель, вселился во чрево Девы, Которую Защитницей мира явил. Боже отцов наших, благословен Ты!

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Воли́теля ми́лости, Его́же родила́ еси́, Ма́ти Чи́стая, умоли́ изба́витися от прегреше́ний и душе́вных скве́рн ве́рою зову́щим: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́. Любящего милосердие, рожденного Тобою, Матерь чистая, умоли, да избавимся от согрешений и душевных скверн мы, с верою взывающие: “Боже отцов наших, благословен Ты!”

Слава Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху.

Сокро́вище спасе́ния и исто́чник нетле́ния, Тя́ ро́ждшую, и сто́лп утвержде́ния, и две́рь покая́ния, зову́щим показа́л еси́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́. Сокровищницей спасения и источником бессмертия явил Ты Тебя Родившую, и твердыней безопасной, и дверью покаяния для взывающих: “Боже отцов наших, благословен Ты!”

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Теле́сныя сла́бости и душе́вныя неду́ги, Богороди́тельнице, любо́вию приступа́ющих к кро́ву Твоему́, Де́во, исцели́ти сподо́би, Спа́са Христа́ на́м ро́ждшая. Телесные немощи и душевные недуги, Божия Родительница, с любовью приходящих к покрову Твоему божественному, исцелить благоволи, Спасителя Христа нам родившая.
                                                                         Пе́снь 8
Ирмо́с: Царя́ Небе́снаго, Его́же пою́т во́и а́нгельстии, хвали́те и превозноси́те во вся́ ве́ки. Царя небесного, Которого воспевают воинства Ангелов, воспевайте и превозносите во все века.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

По́мощи я́же от Тебе́ тре́бующия не пре́зри, Де́во, пою́щия и превознося́щия Тя́ во ве́ки. Помощи у Тебя просящих не презри, Дева-Отроковица, поющих и превозносящих Тебя вовеки.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Неможе́ние души́ моея́ исцеля́еши, и теле́сныя боле́зни, Де́во, да Тя́ просла́влю, Чи́стая, во ве́ки. Немощи души моей Ты врачуешь, и телесные страдания, Дева, чтобы я прославлял Тебя, благодатную, (вовеки).

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху.

Исцеле́ний бога́тство излива́еши ве́рно пою́щим Тя́, Де́во, и превознося́щим неизрече́нное Твое́ Рождество́. Исцеления Ты обильно изливаешь с верою воспевающим Тебя, Дева, и превозносящим непостижимое рождение Тобою Христа.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Напа́стей Ты́ прило́ги отгоня́еши, и страсте́й нахо́ды, Де́во: те́мже Тя́ пое́м во вся́ ве́ки. Искушений приступы Ты отражаешь и страстей нападения, Дева, потому мы воспеваем Тебя во все века.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Вои́стинну Богоро́дицу Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще. Истинно Богородицей Тебя исповедуем мы, спасенные Тобою, Дева чистая, с сонмами бесплотных Тебя величая.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

То́ка сле́з мои́х не отврати́ся, Я́же от вся́каго лица́ вся́ку сле́зу отъе́мшаго, Де́во, Христа́ ро́ждшая. Слез моих потока не отвергни, Дева, родившая Христа, со всякого лица всякую слезу отершего.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Ра́дости мое́ се́рдце испо́лни, Де́во, Я́же ра́дости прие́мшая исполне́ние, грехо́вную печа́ль потребля́ющи. Радостью моё сердце исполни, Дева, радости полноту принявшая, печаль же греха истребившая.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.

Приста́нище и предста́тельство к Тебе́ прибега́ющих бу́ди, Де́во, и стена́ неруши́мая, прибе́жище же и покро́в и весе́лие. Пристанищем и защитой соделайся, к Тебе прибегающим, Дева, и стеною непоколебимой, и убежищем, и покровом, и радостью.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху.

Све́та Твоего́ заря́ми просвети́, Де́во, мра́к неве́дения отгоня́ющи, благове́рно Богоро́дицу Тя́ испове́дающих. Света Твоего лучами озари, Дева, мрак неведения прогоняя, благоговейно Богородицей Тебя исповедующих.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

На ме́сте озлобле́ния не́мощи, смири́вшагося, Де́во, исцели́, из нездра́вия во здра́вие претворя́ющи. На месте страдания от болезни смирившегося, Дева, исцели, из немощи во здравие претворяя.

Стихиры, глас 2‑й

Высшую небес и чистшую светлостей солнечных, избaвльшую нас от клятвы, Владычицу мира песньми почтим. Высочайшую небес и чистейшую сияний солнечных, избавившую нас от проклятия Владычицу мира песнопениями почтим.
От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя; к Тебе прибегaю, Благодaтней, надеждо ненадежных, Ты ми помози. От многих грехов в немощи мое тело немощна и душа моя. К Тебе прибегаю, Благодатной: Надежда безнадежных, Ты мне помоги!
Владычице и Мaти Избaвителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходaтайствуеши к Рождшемуся от Тебе; о, Владычице мира, буди Ходaтаица! Владычица и Матерь Искупителя! Прими прошения недостойных рабов Твоих о Твоем перед Рожденным от Тебя за нас ходатайстве. О Владычица мира, стань между нами Посредницей!
Поем прилежно Тебе песнь ныне, всепетой Богородице, рaдостно: со Предтечею и всеми святыми моли, Богородице, еже ущедрити ны. Поем усердно ныне песнь Тебе, всехвальной Богородице, радостно: с Предтечей и всеми святыми моли, Богородица, о милости к нам.
Вся Ангелов воинства, Предтече Господень, апостолов двоенадесятице, святии вси с Богородицею, сотворите молитву, во еже спастися нам. Все Ангелов воинства, Предтеча Господень, двенадцать Апостолов, святые все с Богородицею сотворите ходатайство о спасении нашем!

Моли́тва ко Пресвято́й Богоро́дице

Молитва ко Пресвятой Богородице

Цари́це моя́ преблага́я, Наде́ждо моя́ Богоро́дице, Прия́телище си́рых, и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ ско́рбь, помози́ ми́ я́ко не́мощну, окорми́ мя́ я́ко стра́нна. Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту́, я́ко во́лиши: я́ко не и́мам ины́я по́мощи ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти; я́ко да сохрани́ши мя́ и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[свернуть]

Моли́тва ина́я ко Пресвято́й Богоро́дице

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́ гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жней жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблага́я и ско́рая Засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю.

[свернуть]

Толкование

Написанный на церковно-славянском языке, канон содержит некоторые слова, непонятные современному человеку. Вот объяснение некоторых из них:

  • «Небесного круга Ветхотворче и Церкви Зиждителю» – так обращается молящийся к Богу; это значит, что Господь – создатель Вселенной, а еще «зиждитель», то есть создатель, строитель Церкви; удивительна такая любовь к человеку Того, Кому подвластны звезды, планеты, весь огромный мир;
  • «Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство..»; так начинается 4 песнь; «смотрение» означает «Божий промысел», который действительно удивителен, непонятен человеку – лишь по времени понимает он, насколько мудр Господь, как бережно ведет каждого по пути спасения;
  • Богородица именуется как «веселия родшая виновного» и «вечное родшая избавление»; «родшая» значит «родившая»; речь идет о Ней, как Матери Христа.

Кто и когда написал молебный ко Пресвятой Богородице

В молитвословах канон издавна надписывается как творение «Феостирикта монаха». Имеется ввиду прп. Феостирикт Пеликитский. Считается, что он был вторым по времени игуменом Пеликитского монастыря св. Иоанна Богослова, который был основан около 709 г. Именование обители «Πελεκητής» означало «высеченный в скалах», и действительно – обитель стояла на скале. Сейчас этот монастырь не существует (в 1880 г. его сожгли турки), а в городе Триглия в 5 км от него – также турецкое население (греки покинули его после 1923 г.).

О мирской жизни преподобного мы не знаем практически ничего, об иноческой – совсем немного. Известно, что он:

  • пострадал вместе с преподобномучеником Стефаном Новым за почитание икон при императоре Константине Копрониме; возможно, прп. Феостирикт был одним из 342 старцев, которые вместе с Стефаном были заключены в темницу на острове Фарос;
  • ему пришлось выдержать пытки: так, его обожгли кипящей смолой.

Однако, через время святой был освобожден из темницы, и кончина его была мирной. Время написания им молебного канона неизвестно, однако очевидно, что песнопение было создано во 2 пол. VIII в.

Справочно: чем канон отличается от акафиста

Это греческое по происхождению слово имеет множество значений. Например, с древности так именовали монашеское молитвенное правило. Встречалось также употребление слова в значении «суточный круг богослужения». Вероятно, именно из его части – Утрени, где пелись ветхозаветные песнопения с прибавлением к ним особых песней, тропарей, родился канон как жанр церковной гимнографии. Именно в этом значении слово чаще всего употребляется сейчас.

Характерные его черты:

  • особая структура, основанная на песнопениях, взятых из Ветхого Завета; к ним присоединяются тропари, посвященные Христу, святому, Богородице, празднику, в отличие, например, от акафиста, песнопения которого всегда посвящены только Христу, Богородице, святому или празднику, без отсылок к песнопениям Ветхого Завета;
  • как правило, канон имеет 9 песней, однако в большинстве случаев вторая из них опускается (кроме особых покаянных Великого Поста – например, она есть в Каноне свт. Андрея Критского); кроме того, бывают каноны из 3 (так называемые «трипеснцы») или 4 песней; таким образом, число песнопений разнообразно, тогда как в акафист входит всегда 12 икосов и столько же кондаков.
  • последние тропари всегда посвящены Богородице.

В отличие от акафистов, радостных песнопений (там и приняты так называемые «хайретизмы», возгласы «радуйся» при каждом стихе), содержание канонов разнообразно. Они могут быть:

  • посвящены великому празднику; например, самый радостный – Пасхальный;
  • покаянными, когда верующий молится о прощении своих грехов;
  • молебными – когда воссылается моление об исполнении прошения, заступничестве того, к кому обращено песнопение.

Именно к числу таких канонов относится Богородичный, «поемый во всякой скорби и обстоянии».

А это значит, что молиться можно так часто, как это нужно. Ведь Матерь Божия готова прийти на помощь просящему Её в любую минуту.

Наталья Сазонова

О пользе и смысле: из проповеди

Вот как говорит об этом протоиерей Артемий Владимиров:

«Если мы чувствуем, что не утешены в этом мире, ходим всегда скорбны, печальны, если нам недостает человеческого внимания и участия и мы жалуемся на холодность и даже жестокость этого мира.

Если нам, по нашему мнению, изменяют друзья, и мы более не можем доверять им сокровенные помыслы и признания души своей, то, находясь в таком обстоянии, печали, скорбя и сетуя, должно раскрывать молитвослов и, невзирая на сердечную тугу, молиться Божией Матери…

Ничто не может сравниться с духовным утешением, которым Матерь Божия утешает умеющих уповать не Ее предстательство и покров.

А самое главное, от человека отходит чувство сиротства, он, не утешенный общением с людьми, вполне утешается общением с Прекраснейшей, Чистейшей из всех людей, когда-либо живших на земле, с Пречистой Божией Матерью.

Ибо посредством этого канона мы действительно лицом к лицу зрим Пречистую, падаем зачастую в немом отчаянии к Ее стопам и держимся за ее стопочки, зная, что Пречистая Божия Матерь и подымет, и очистит, и омоет, и освятит, как никогда родная мать по плоти не утешит дитя в силу ограниченности собственных сил».

Слушать

Канон молебный ко Пресвятой Богородице читает протоиерей Артемий Владимиров

https://rutube.ru/video/4aa7c1471bee8dbcbdbd0c4f1fb60c5f/

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Текст канона Святому Духу с параллельным переводом на русский языкТекст канона Святому Духу с параллельным переводом на русский язык

0 Comments
Канон Святому Духу с параллельным переводом на русский язык

Вся Служба в День Святого Духа с переводом на русский язык. Канон Святому Духу с переводом Канон Святому Духу. Творение преподобного Феофана. В ТУ ЖЕ НЕДЕЛЮ ПЯТДЕСЯТНИЦЫ, НА ПОВЕЧЕРИИ. НА ПОВЕЧЕРИИ   Поем канон Святому Духу. Глас 1. Творение Феофаново. Ирмос по дважды: тропари на

Каноны