------------------- Вера в Бога: вопросы священнику
Православие сегодня Вопросы о вере Верю — не верю, верю… Интервью со священником

Верю — не верю, верю… Интервью со священником

0 Comments
Вера в Бога: вопросы священнику

Безобидная детская игра с ромашкой «любит — не любит» переросла во взрослую — «верю — не верю». Только вот оказалось, что в последней всё намного серьёзнее и сложнее.

О том, передаётся ли вера по наследству, и есть ли шанс остановить безбожие в современном обществе,читайте в интервью с клириком Ризоположенского женского монастыря села Люк иеромонахом Ефремом Метсом. 

Перестал верить

— Отец Ефрем, здравствуйте! Очень переживаю за 18-летнего знакомого. Его родители ходят в храм, причащаются, соблюдают посты. В общем, делают всё, как полагается. Да и он посещает церковь по велению родителей. Но вот в последние 3-4 года сомневается в вере. Точнее, уже вообще не верит в Бога. Родным об этом, конечно, не говорит, а со мной на такие темы беседует. Часто в разговоре приводит в пример цитаты из книг по психологии, грузит умными терминами. Говорит о научных точках зрения… Насколько это опасно? Можно ли как-то наставить его на верный путь?

Вопросы о Вере в Бога

Рисунок Алексея Чернышева

Вот что он пишет:

— Начал сомневаться в своей вере, когда прочёл книги А.Лосева «Диалектика мифа» (16+), Д. Д. Фрэзер– «Золотая ветвь» (16+), Т. Липпс – «Теория бессознательного в психологии» (16+). В первой говорится о том, что истина мифична, то есть человек верит в то, во что хочет, и по факту живёт в своём мифе. Во второй -философски и психологически объясняется понятие магии, то, как она перешла в религию.

В третьей говорится: объективно есть только то, что не зависит от человека, его сознания и воображения. У животных такого нет, поэтому они не молятся и др. По сути,по-настоящему есть только то, что не зависит от нас, что мы её придумали. Как раз это изучает наука. Ну и, в принципе, я понимаю, что обычное, даже поверхностное знание о генетике и эволюции даёт ясно и чётко всё понять.

Сомнения

— Здравствуйте! Давайте начнём с начала. Сомнение в Боге – естественный процесс, напоминающий переходный возраст у подростков, желающих отрезать пуповину от родительской опеки. Именно об этом притча о блудном сыне, о попытке найти счастье вне родительского дома. Обратите внимание, что в притче отец не удерживает и не препятствует сыну уйти, а даже выполняет его желание, отдав ему наследство. Отец любит сына, но «насильно мил не будешь», потому Бог даёт человеку свободу, а значит и возможность жить без Него.

Опасен даже не сам уход из Церкви, а та травма, которую подросток может получить в Церкви, а значит, не вернуться никогда. Я не знаю, честно говоря, хорошо ли, что он ходит против воли в храм и скрывает это от родителей. Ведь именно его лицемерие повредит ему, но при этом он будет,скорее всего, обвинять родителей и Церковьв том, что они вынуждали его бояться и врать.

Тут родителям нужно много мудрости и тактичности, чтобы выслушать его и понять, при этом дать возможность поступать так, как он хочет. Невозможно жить чужую жизнь, а тем более насильно выстраивать её по своему сценарию. Пусть молятся и передадут его в руки Божьи. Так они смогут сохранить доверие к себе и свой авторитет, иначе он всё время будет лгать и злиться от беспомощности. Если про книги, то «Диалектику мифа» А. Лосева он точно не понял.

Лосев как раз рушит конструкцию того, что «мифично» означает «ложно». Книги на самом деле просто легли на почву сомнений, т.е. не в них дело.

— Возможно, вы порекомендовали бы ему какую-то литературу.

— Я бы расспросил его о духовной жизни и опыте встречи с Богом. Скорее всего, её просто не было, и возможно, всё впереди. Есть, например, размышление митрополита Антония Сурожского о сомнении, которое он считает благом и предвестником подлинного обретения Бога.

Советовать что-то читать можно тогда, когда человек в поиске, задаёт вопросы и т.п. Но если он внутренне определился, что не хочет видеть Бога в своей жизни, то ничто его не убедит. На опыте знаю, что родительская молитва и любовь-принятие творит чудеса, потому немного поблуждая по холодному, жестокому и равнодушному атеистическому миру, он обязательно вернётся в Отчий дом, лишь бы у него об этом доме остались добрые и светлые воспоминания.

Подростки, которые всё знают через смартфон

— Дай Бог. А если рассуждать в масштабах всего человечества, надо сказать, что сейчас очень много свободных подростков, которые думают, что они всё знают. Их не надо контролировать, у них есть телефон, и если, к примеру, учитель повысит на них голос, они снимут его на видео и выложат в Интернет… Можно ли таковых к вере привести? Или надо было с младенчества начинать их воспитывать? Не поведешь же их за руку в храм…

Сейчас многие родители делятся рецептами и хитростями, как они прививают детям любовь к храму, при этом не принуждая насильно ходить туда. Сегодня действительно сложная ситуация с воспитанием, но я бы сказал, что у взрослых дело не лучше. Недавно читал сборник психологических статей о зависимости от гаджетов, как оказалось, выхода нет даже у взрослых, а что говорить о детях!

Я, например, использую кнопочный телефон, а в Интернет выхожу через ноутбук, который у меня не в келье, а в другом здании. Вот так я выстроил защиту от этой зависимости, но у меня есть такая возможность, а у кого-то её нет в силу работы и т.п. Мне думается, что сегодня нужно больше заботиться о личном психологическом и духовном состоянии, и если у тебя это получится, то ты можешь научить свою семью. А как это продвинуть в более крупных масштабах, я даже не подозреваю.

«Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи!» — вот девиз, иначе наше неумелое спасение других может оказаться гибелью для нас.

— Откуда идёт такое «свободное» воспитание? У вас есть какая-то теория?

Вопрос ведь не в свободном воспитании, а в его отсутствии. Воспитание – это, прежде всего желание поделиться тем, что имеешь: начиная с еды и заканчивая сердечным теплом. Самый популярный миссионер среди молодёжи священник ПавелОстровский говорит, что современный подросток – это сирота при живых родителях, он просто брошен, на него у родителей нет сил, времени и внимания.

Вот и вся история!

А если говорить более масштабно, то именно культура, законы, экономика, технологии – всё это формирует общество. Если раньше старший в семье являлся хранителем мудрости и опыта, то сегодня, например, дети учат родителей как пользоваться современными технологиями. Вот уже и иерархия рухнула, отношения внутри семьи сместились. Технические, этические и социальные революции идут одна за другой, как тут можно что-то сохранить?!

Сегодня даже Церковь не успевает осмыслить и дать оценки некоторым современным технологиям, особенно касающиеся биоэтики. Искусственный интеллект и дополненная реальность уже потихоньку заходят к нам. Мне даже сложно представить, что будет представлять собой общество.

Что же ждёт нас в будущем? Неужели всё так плохо?

— Нужно понять одну простую вещь – в этой жизни я отвечаю только за себя перед Богом. Именно мне нужно устоять, тогда я смогу помочь ближнему. Не зря в самолёте говорят, что в случае разгерметизации салона нужно сначала надеть маску на себя, а потом на ребёнка. Естественно, хочется и мечтается жить в раю, чтобы кругом всё было прекрасно и замечательно, но наша вера основана на том, что этот мир -только гостиница, причём гостиница, в которой нужно постоянно бороться за своё сердце, чтобы не возлюбить её и не отдать ей свою душу:

«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». (Иак.4:4)

Нас воспитывают так, чтобы не думать о смерти, о Боге, о вечной жизни, о том, что придётся нести ответственность за свои слова и дела.Мы живём как в Барбилэнде, в иллюзорной жизни. Мир всё равно когда-нибудь рухнет, наша задача — сохранить веру и Христа в себе.Только это зависит от нашей воли, остальное пусть идёт своим чередом.

— Почему Господь даёт нам право сомневаться в Нём?

Потому что это условие любви. Любовь предполагает свободный выбор, причём выбор, который подразумевает борьбу. Но я должен знать за Кого борюсь и почему борюсь. Вышеупомянутый ваш знакомый принял с лёгкостью сомнение именно потому, что не было фундамента веры, о который бы сомнения разбились. Есть интересная статья американского психолога Пола Витца «Психология атеизма» (16+). Он анализирует свою веру на протяжении жизни.

До 20 лет он был верующим, потом поступил в университет и стал атеистом, а в 40 лет опять вернулся к вере. Вот он как психолог исследует самого себя, ищет причины отречения от Бога на 20 лет и находит их не в интеллектуальной сфере, а именно психологической. Например, в среде его ровесников в университете было стыдно быть верующим и разного рода такие причины. Путь веры – путь борьбы, так уж Господь устроил:

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими». (Мф.7:13)

— Тогда как выкинуть лишние мысли из головы? Порой и у меня возникают сомнительные вопросы, касающиеся религии…

Надо понять природу лишних мыслей. Есть искушения, когда враг-диавол пытается украсть веру, как это описано в евангельской притче о сеятеле. А есть действительно важные вопросы, которые я боюсь или стесняюсь задать своей вере, непрестанно подавляя их.

Это уже другое сомнение. Духовная жизнь предполагает интеллектуальное усилие, нужно много читать о своей вере, разбираться в Священном Писании, учиться различать в себе мысли и чувства – это тяжёлая, но важная и плодотворная работа. Надо настроиться в отношениях с Богом на труд и терпение, иначе всё пойдёт насмарку. Понятно, что хочется лёгкости, беззаботности и простоты, но такой путь принесёт ещё больше страданий и проблем, потому поблагодарим Бога, что он открыл нам Себя, доверимся Ему и попросим, чтобы Он вёл нас Своим путём. Аминь!

— Спаси Господи!

Беседовала Алина ШАДРИНА

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Как Церковь относится к инопланетянамКак Церковь относится к инопланетянам

0 Comments
Инопланетяне: мнение Церкви

Неужели в такой огромной Галактике нет никого кроме людей, почему люди верят в инопланетян? На этот вопрос Журналисту Правслова» Алине Шадриной ответил клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Про Вселенную и инопланетян — Размеры нашей Вселенной действительно впечатляют, особенно если посмотреть

Вопросы о вере

Светлые эмоции избавили от мыслей о самоубийствеСветлые эмоции избавили от мыслей о самоубийстве

0 Comments
Средство от отчаяния и мыслей о самоубийстве

Как победить отчаяние и избавиться от навязчивых мыслей о самоубийстве? Случаями из жизни поделился клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Выйти из «тоннельного мышления» После праздничной службы в честь Успения Пресвятой Богородицы ко мне в храме подошли два полупьяных человека, находящихся

Вопросы о вере

«И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была Любовь!» Будет ли вердикт Божий страшным?«И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была Любовь!» Будет ли вердикт Божий страшным?

0 Comments
Страшный Суд

О том, что Страшный Суд случится, знают даже далекие от веры люди. В него верят не только христиане, но и мусульмане, иудеи. Последний суд этого мира – каким он будет? Что такое Страшный Суд Его также называют «кончиной мира», сравнивая его судьбу со смертью человека.

Вопросы о вере

«Почему в Церкви молятся практически одни женщины?»: проповедь на праздник Жен-мироносиц«Почему в Церкви молятся практически одни женщины?»: проповедь на праздник Жен-мироносиц

0 Comments
Праздник жен-мироносиц

Во второе воскресенье  после Пасхи мы каждый год вспоминаем Жён-мироносиц. Почему в Церкви молятся практически одни женщины? Попробую объяснить. Хочется начать со слов, которые Бог говорит дьяволу после грехопадения: «и вражду положу между тобою и между женою…». (Быт.3:15) Женщина живет и мыслит сердцем Отныне война

Вопросы о вере

Возможно ли в России восстановление монархии?Возможно ли в России восстановление монархии?

0 Comments
Пророчества о восстановлении монархии в России

Первый венчанный царь на Русский престол — Иоанн Васильевич IV (Грозный)в 1547 году, а последний – в 1896, когда в Москве прошла коронация императора Николая II. С февраля 1917 г., когда была свергнута монархия, царская власть в России – история. Пророчества о восстановлении монархии в

Вопросы о вере