Читать о том, как жил преподобный Иринарх Ростовский – непросто. Может быть потому, что житие его – чрезвычайно правдиво. Именно такова обычная реакция мира на святость: неприятие, отвержение, унижение подвижника. Невольно думаешь о себе: встреться на пути подобный человек – был бы он понят? И как же трудно всю жизнь так, как преподобный Иринарх, ради Бога постоянно «плыть против течения»…
Дни памяти Иринарха Ростовского
Их два:
- 26 января, когда подвижник преставился (1616 г.);
- 5 июня, когда празднуется Собор святых Ростовской и Ярославской земли.
Иринарх — что значит имя?
Имя Иринарх, как говорится, «звучит гордо», означая, не более и не менее, «правитель мира». Первый мученик, носивший его – св. Иринарх Севастийский, убитый за Христа в начале IV в. Из святых более позднего времени имя это получали чаще всего монахи. Иногда это выходило промыслительно, предвещая будущий сан игумена (прп. Иринарх Соловецкий, XVII в.) или епископа (владык с этим именем известно более десятка). Ну а Илия, ставший преподобным Иринархом Ростовским, получил это имя в постриге, как будущий борец со своими страстями – и обличитель нестроений этого мира…
Чем прославился святой Иринарх
Преподобный Иринарх сегодня известен:
- пророческим даром, который сделал его особенно известным во время Смуты начала XVII в — предсказал его конец и благословил князя Дмитрия Пожарского на создание народного ополчения;
- чрезвычайными подвигами – больше 30 лет преподобный носил, как он их называл, «труды», железные вериги (цепи), смиряя свои страсти;
- столь же великим смирением, с которым он терпел гонения от братии, властей, начальствующих за «нетипичное» для монаха поведение;
- многими посмертными чудесами, которые продолжаются даже до наших дней;
- многочисленный крестный ход совершается ежегодно в его память в Ростовской области ныне (детали)
Житие Иринарха Затворника Ростовского
Село Кондаково, где родился Илия – таково мирское имя святого – находится в 30 км от Ростова. Сейчас сюда не иссякает поток паломников – ну а в XVI в. это было самое обычное поселение, ничем особым не примечательное.
«Буду монахом»
Илья был третьим, младшим сыном крестьян Акиндинов и Ирины. Рассказывают, что еще малым отроком он несколько раз убежденно говорил, что станет монахом, более того – что будет «носить железа» на теле.
Однажды Илья сказал это при священнике, гостившем у родителей. Тот рассказывал о жизни святого преподобного Макания Калединского – и вдруг мальчик удивительно по-взрослому заявил, что будет «таким же монахом». «Как ты, чадо, осмелился сказать такое слово?» – строго спросил иерей. И получил еще более дерзновенный ответ:
«Кто тебя не боится, тот это и говорит».
Таким он будет и позже: говорящим правду, невзирая на лица, идущим своим, часто непонятным окружающим, путем.
Дорога к иночеству
Монахом Илия стал далеко не сразу. 18-ти лет он покидает отчий дом, уйдя на заработки – ввиду поразившего местность неурожая и голода. Позже к нему присоединились старшие братья, Андрей и Давид. Все трое жили у некоего крестьянина, трудились как наемные работники.
Здесь, как вспоминали потом очевидцы, еще раз проявилась необычность Илии: однажды, прямо во время работы, начал он плакать… о смерти отца, которого как бы «видел» несомого на погребение. Позже, когда братья навестили родной дом, узнали: родитель будущего преподобного действительно умер.
Братья решили забрать мать из деревни, семья переселилась к Ростову. Здесь начали собственное дело: торговлю. Благосостояние семьи росло – но не лежала ко всему этому душа Илии. Однажды он собрался в монастырь свв. Бориса и Глеба – как сам сказал матери, в паломничество. Но женщина сердцем поняла: на самом деле сын принял решение вовсе оставить мир, как говорил о том еще только шести лет от роду. И благословила его стать монахом. Илии к этому времени было уже 30 лет.
Борисоглебский монастырь
Местом, как говорили тогда, «обещания», то есть отречения от мира и пострига, инока Иринарха стала обитель, основанная в 1363 г. учениками прп. Сергия Радонежского.
О первых годах монашеской жизни Иринарха известно, что:
- его сразу отдали «под начало» опытному старцу, имя которого житие святого не называет;
- когда монах привык к монастырскому распорядку, ему дали тяжелое послушание при пекарне; несмотря на то, что оно отнимало немало времени, сил, Иринарх неощутительно посещал все богослужения, приходя раньше всех, никогда не покидая храм раньше, чем служба окончится.
Вероятно, тогда же его постигли некие искушения: посетить инока однажды пришел друг, Агафоне. Возможно, он смутил душевный покой монаха рассказами до других обителях – Соловецкий, Кирилло-Белозерской. Но, размышляя об этом, Иринарх вдруг услышал голос:
«Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки, здесь спасешься!».
Это повторилось трижды, чтобы инок убедился в истинности случившегося. Иринарх остался. Но – впоследствии уйти все же пришлось.
Подвижничество
Явные для всех его подвиги – с точки зрения окружающих они представлялись, как «странности» – начались со встречи с неким странником, которому монах, оскорбив о нем сердцем, отдал последние сапоги. Себе же он испросил у Бога особый дар – возможность ходить на морозе босиком, не чувствуя холода. Составитель жития прибавляет, что с тех же пор одежды подвижник начал носить самые ветхие. Настоятель монастыря, увидев все это, решил: Иринарх подвизается «напоказ», по гордыне. И начал его смирять: то ставил на продолжительную молитву у своей келье, то отправлял подолгу звонить в колокола, то вообще сажал в темницу, требуя надеть новую одежду, обуться.
Инок с кротостью терпел все – пока его не послали на послушание за пределы монастыря, лишая церковной службы. Тут он не выдержал: ушел в Ростовскую Богоявленскую обитель, был даже назначен келарем. Тогда же преставилась мать святого, о чем он, как о смерти отца, узнал духом. По погребении родительницы Иринарх, остро чувствуя временность, бесполезность всего земного, решил взять на себя большие подвиги. Именно тогда он затворился, стал носить тяжелые цепи – вериги. Так прошло еще три года.
Однажды Иринарх, вспомнив о месте своего «обещания», которое покинул, взмолился к свв. Борису и Глебу, прося их вернуть его в свой монастырь. Тогда же о видел обоих святых в сонном видении: они шли исполнить его прошение. А скоро Иринарха позвал настоятель родного монастыря.
Именно на годы пребывания здесь приходятся самые удивительные подвиги святого:
- сначала он стал носить на теле 100 железных крестов, затем присоединил к ним еще 30;
- после по его просьбе дополнительно к уже носимой им на теле цепи, в Суздале была изготовлена железная цепь длиной 3 сажени (более 6 м), затем к ней присоединилась другая такая же.
Его еще раз выгоняли за такое подвижничество – правда, через год попросили вернуться. Старец опять затворился, сковав себя цепями. Говорят, он спал ночью не более 2 часов, все время посвящая молитве. Занимался рукоделием: шил монашеские одеяния (клобуки, власяницы), полученные же за то средства раздавал нищим.
Так инок, удручаемый трудами физически, гонимый от братии, усмиряя плоть и дух, действительно, по слову Апостола, «сораспялся Христу».
Пророчества
В начале XVII в. началось тяжелое время: прервалась царская династия. Один за другим сменилось несколько монархов. Страну сотрясали волнения бунты. А однажды, в 1608 г., о. Иринарх духом увидел Москву захваченной поляками. Тогда же он оставил затвор, отправился в тогдашнему царю Василию Шуйскому, чтобы сказать, что ожидает страну – так повелевала ему воля Божия. Его приняли, выслушали… и только. А скоро действительно началось польское вторжение. Война пришла в тихую Борисоглебскую обитель: ее ограбили польские войска Сушинского, а после – пришел отряд пана Сапеги. Сам его предводитель отправился посмотреть на известного затворника. И, поразившись его подвигам, лишь сказал:
«Правда в батьке велика!».
После чего запретил трогать монастырь. А вот пророческих слов святого, советовавшего пану уйти из России, чтобы сохранить жизнь – не послушал, так что позже погиб. Из других пророчеств Ростовского затворника этого времени известны:
- предсказание победы ополчению князя Дмитрия Пожарского; ему святой послал просфору со словами: «Ступай в Москву… увидите славу Божью»;
- еще один совет полякам, снова пришедшим к Ростову – покинуть Россию, чтобы не погибнуть; тогда интервенты, из благоговения к старцу, не тронули не только обитель, но даже сам город.
Святая кончина затворника Ростовского
Угодник Божий дожил до окончания смуты, избрания новой царской династии, Романовых. На 70 году земной жизни он отошел ко Господу 26 января 1616 г. после 38-летних тяжелых подвигов.
Почитание
Церковное прославление святого относится к концу 1680-х гг. Монахи бережно сохраняли место его погребения, над которым была возведена часовня. Берегла обитель также связанные с жизнью угодника Божия реликвии – шапочку, цепь, кресты (некоторые из них дарили на благословение благотворителям монастыря), железную палку, которой он во время тяжелых искушений усмирял тело.
Где находятся мощи
Мощи преподобного Иринарха Ростовского пребывают в Борисоглебском монастыре со времени кончины святого, под спудом. Хотя при закрытии обители в советские годы была разорена часовня, утрачена рака над местом погребения, а также надгробная икона, сами честные останки никогда не вскрывались.
Святой источник-колодчик в Кондаково
Он находится на родине угодника Божия. Предание говорит, что этот колодец 30-летний Илия выкопал перед тем, как покинуть мирскую жизнь, стать иноком.
Традиция крестного хода на источник сложилась еще до революции. Здесь происходило множество исцелений. Кроме того, по крайней мере из Борисоглебской обители сюда совершался 40-километровый крестный ход: всегда на последней неделе июля, до памяти прор. Илии, небесного покровителя святого до принятия монашества.
За годы гонений часовня над колодцем была разорена. Но к 1999 г. ее и сам источник удалось восстановить, благоустроить. Традиция крестных ходов ныне возрождена: паломники на носилках несут вериги святого, его образ.
Икона
Житие святого называет прп. Иринарха «иноком схимником», хотя не указывает время принятия им Великого Ангельского образа. Однако издавна установилась традиция изображать на иконах святого именно в схимнических одеждах. Он пишется старцем, с белой бородой. Есть образы, где святой изображается:
- молящимся Спасителю, образ Которого находится вверху иконы; известно такое изображение, относящееся к XVII в., этот образ сейчас хранится в музее; но к 1999 г. появилась его копия, с которой сейчас совершается ежегодный Иринарховский крестный ход;
- «в житии», когда на полях образа пишутся сюжеты жизни святого;
- благословляющим русских воинов; этот образ создан к 60-летию победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 2005 г.; современный иконописец К.Назаров представил преподобного благословляющим народное ополчение Д.М.Пожарского и К. Минина, идущее на освобождение Москвы (1612 г.).
С какими просьбами обращаются
К святому приходит множество больных, особенно известен он помощью при тяжелых болезнях, например, онкологических. При жизни и по кончине преподобный также исцелил немало одержимых – подобное повторяется до наших дней.
Молитва от бессонницы
«О предивный и преславный чудотворче, преподобне и достоблаженне отче Иринарше! Величающе труды твоя и болезни и прославляюще великое твое дерзновение ко Господу, тебе, яко отца чадолюбива, молим: ходатайствы твоими испроси нам у Господа, яже на пользу душам и телесем нашим: веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, во искушеиих мужество, в злостраданиих терпение, в благочестии преспеяния, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Испроси, угодниче Христов, у Всемогущаго Бога: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да воставит престол православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Не забуди, чудотворче святый, милостивно присещати обитель твою, вся грады и веси страны нашея, сохраняя и соблюдая молитвами твоими от всякаго зла. Помяни всех, веру к тебе имущих и имя твое на помощь призывающих, и вся во благих прошения их милостивно исполни. Ей, святче Божий, не лиши и нас грешных твоего заступления, сподобляя нас кончину жития благую улучити и Царствия Небеснаго наследники быти, да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь.»
Чудеса и помощь святого
Первые исцеления от мощей святого случились сразу после его кончины. Духовный сын преподобного, его келейник инок Александр записал таких чудес 13. Среди них немало исцелений бесноватых: нечистые духи, не терпя прикосновения крестов с цепей, которые носил на теле святой, тут же покидали людей, мучимых ими. Уже тогда возникла традиция: болящие стали возлагать на себя «труды» (цепи) преподобного с молитвой к нему, верой в помощь – и получали просимое.
А вот некоторые современные свидетельства. Рассказывает Владимир Николаевич Ляпин, директор Ярославской паломнической службы.
«Несколько лет назад на источник Иринарха Затворника приехала женщина из Норильска. О том, что она была больна, я узнал спустя год, во время следующего ее путешествия. Оказалось, что у нее был рак, и врачи отмерили ей 4-6 месяцев жизни. У источника женщина оказалась случайно, приехала попрощаться с ярославскими родственниками. И спустя год мы снова встретились, она меня задержала рядом с источником и тихо-тихо рассказала свою историю. Как будто боялась спугнуть выздоровление».
Преподобный исцеляет даже иноверцев – однако, остается таким же бескомпромиссным, как был при земной жизни, сурово наказывая за неверие:
«Существует еще одна легенда, связанная с этим источником. Сюда некогда привезли больного мусульманина, практически не ходящего. Вода из источника Иринарха подняла мужчину на ноги, он полностью забыл о болезни. Но через какое-то время мусульманин засомневался в чудодейственных свойствах православного источника. Через какое-то время мужчина снова заболел, а ровно через четыре месяца скончался».
Угодник Божий помогает каждому, кто просит с верой. Впрочем, многие, приезжающие к его источнику или в монастырь, где покоятся честные мощи, едут даже не за помощью с какой-то проблеме – а за духовным укреплением. Остановиться среди круговорота жизни, помолиться, прикоснуться к святости – чтобы потом, обновленным, идти дальше по земному пути, как шел по нему святой.
Наталья Сазонова
Читайте также:
О том, как собраться и сходить в Иринарховский Крестный ход
Тропарь, кондак, величание
Чтобы помолиться словами акафиста преподобному Иринарху Ростовскому, пожалуйста, перейдите по ссылке.
Тропарь преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому, глас 4
Я́ко му́ченика добропроизво́льна/ и преподо́бных удобре́ние,/ звезду́ Росто́вскую,/ в затво́ре, у́зах и вери́гах Го́сподеви благоугоди́вшаго/ и чуде́с благода́ть от Него́ прие́мшаго,/ Ирина́рха преди́внаго пе́сньми хвале́бными почти́м/ и, к нему́ припа́дающе, уми́льно глаго́лем:/ о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому, глас 2
Волне́ний мно́жество жесто́ким житие́м преходя́,/ изгна́ние, затво́р и у́зы желе́зныя претерпе́л еси́ му́жески, Ирина́рше терпеливоду́шне,/ нам оста́вль о́браз злострада́ния и терпе́ния твоего́,/ озаря́я чуде́с блиста́ньми с ве́рою приходя́щих к честно́му гро́бу твоему́,/ у него́же, я́ко по́честь побе́дную, вери́ги твоя́ тя́жкие ви́дим,/ от ни́хже подае́ши исцеле́ния неду́жным./ Сего́ ра́ди зове́м ти:// ра́дуйся, Ирина́рше, о́тче преди́вный.
Величание
Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Ирина́рше,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.
Молитва
О предивный и преславный чудотворче, преподобне и достоблаженне отче Иринарше! Величающе труды твоя и болезни и прославляюще великое твое дерзновение ко Господу, тебе, яко отца чадолюбива, молим: ходатайствы твоими испроси нам у Господа, яже на пользу душам и телесем нашим: веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, во искушеиих мужество, в злостраданиих терпение, в благочестии преспеяния, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Испроси, угодниче Христов, у Всемогущаго Бога: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да воставит престол православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Не забуди, чудотворче святый, милостивно присещати обитель твою, вся грады и веси страны нашея, сохраняя и соблюдая молитвами твоими от всякаго зла. Помяни всех, веру к тебе имущих и имя твое на помощь призывающих, и вся во благих прошения их милостивно исполни. Ей, святче Божий, не лиши и нас грешных твоего заступления, сподобляя нас кончину жития благую улучити и Царствия Небеснаго наследники быти, да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь.