------------------- О празднике Крещение Господне
Православие сегодня Церковь Иеромонах Ефрем Метс: «Если вы крещены, то должны знать под что подписались» — о празднике Богоявление и церковном Таинстве Крещение

Иеромонах Ефрем Метс: «Если вы крещены, то должны знать под что подписались» — о празднике Богоявление и церковном Таинстве Крещение

0 Comments
О празднике Крещение Господне

Проповедь на праздник «Крещение Господне»  иеромонаха Ефрема (Метса).
Если вы крещены, то должны знать под что подписались и каковы ваши обязанности перед Богом. Но сначала о празднике.

Иеромонах Ефрем Метс: "Если вы крещены, то должны знать под что подписались" - о празднике Богоявление и церковном Таинстве Крещение

Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс)

Грандиозность Крещения Господа

От некоторых людей можно услышать такие утверждения: «у меня Бог в душе» или «Мне посредники между Богом и мной не нужны». Один из поразительных моментов в жизни Христа заключается в том, что Он идёт сначала к посреднику, в данном случае Иоанну Крестителю.

«Бог в душе»?

Причём сам Иоанн не понимает этого жеста и спрашивает: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:14) Иоанн готовит людей к встречи со Христом и вдруг Сам Иисус встаёт в один ряд со всеми кающимися. У всех толкователей, как и у Иоанна Крестителя, возникал вопрос: ЗАЧЕМ? «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его». (Мф.3:15)
Божественная правда заключается в том, что человек нуждается в посреднике. Любовь основана на посредничестве, это, можно сказать, её фундамент. Божественная благодать, т.е. сам Бог входит в человека только посредством другого человека. Первый кто объявил, что ему не нужны посредники был сам диавол. В итоге у него тоже стал «бог в душе», который, конечно же, он сам. Об этом можно много говорить, приводя примеры, но не в этот раз.

Крещение Иоаново — новаторство

Нужно также отметить, что крещение в покаяние Иоанна Крестителя было в то время новаторством. Иудаизм не знал такого обряда. Закон Моисеев предписывал разного рода омовения от осквернений, но омовение в покаяние не существовало.

Иеромонах Ефрем Метс: "Если вы крещены, то должны знать под что подписались" - о празднике Богоявление и церковном Таинстве Крещение

Икона «Крещение Господне» XVII в. © Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

Отсюда становятся понятными вопросы фарисеев Иоанну: «что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» (Ин.1:25)

Крещение Иоанново было знамением новой эры, ветхозаветным образом Новозаветного Крещения:

«Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его». (Ин.1:26-27)

Грандиозность Крещения Господа связанна с тем, что Бог впервые был явлен в Троице. Отсюда и название праздника – Богоявление. Голос Отца говорит с неба, Сын во плоти, Дух Святой в виде голубя сходит на Сына. Потому и икона Крещения относится к иконам Троичным.

Таинство Крещения

Крещение – начало пути Иисуса, открытие первой двери в Царство Божие. Всякий человек, желающий идти за Христом, должен войти в эту дверь, которая ведёт в Церковь.

Апостол Павел пишет: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». (Гал.3:27)

Облачение во Христа означает возвращение райской одежды, которая была у человека от начала сотворения. Белая одежда, которую надевают на крещаемого, символизирует первоначальный свет и чистоту человеческой природы.

Таинство Крещения

Грехом уже является то, если человек отвергает её:

«Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». (Мф.22:12-13)

Для того, чтобы понять один из аспектов Таинства Крещения, нужно открыть первую страницу Библии и прочитать:

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт.1:2)

В данном стихе первичное состояние земли описывается как вода. Мир творится из воды Духом Божьим.

Иисус в беседе с Никодимом скажет: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Ин.3:5)

Крещение – это повторный акт творения и рождения нового человека

Иисус продолжает объяснять Никодиму:

«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».(Ин.3:6)

Поскольку человек существо, состоящие из тела и души, то и Крещение обращено к этим двум составам: вода очищает тело, а Дух Божий очищает душу от грехов в этом Таинстве. Заметим, что тот, кто совершает таинство, никогда не говорит от первого лица. Священник не произносит:

«Я крещу… Я помазую… Я посвящаю», но «Крещается… помазуется… посвящается».

Таинства совершаются не нами, но Богом в церкви, их истинный совершитель есть сам Христос. Как говорит св. Иоанн Златоуст: «священник всего лишь дает взаймы свой язык и предоставляет свою руку».

Глубокое море, океан – это один из важнейших библейских символов. Именно поэтому в Священном Писании мы находим очень важное сравнение:

«Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их». (Прит.20:5)

Я думаю, что библейское понятие «сердце» можно назвать, говоря современным языком, подсознанием. Смысл в том, что мы не можем до конца погрузиться в самих себя, поскольку человек только внешне ограничен, но внутри скрывается бездна, подобная морской пучине. Именно поэтому дьявол всегда рассматривался как морское чудовище по имени Левиафан.

После грехопадения он поселился в человеческом сердце, соблазняет злыми мыслями и влечёт к себе, чтобы схватить и утащить на дно ада. Можно вспомнить историю как кит проглотил пророка Иону, и он молился такими словами:
«Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя». (Ион.2:4-6)

А такой образ рисует книга Апокалипсис: «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою». (Откр.12:15)

Человек не может самостоятельно победить зло в себе, потому что дьявол сильнее нас. Лучше всего отражён этот смысл в книге Иова. Бог риторически спрашивает Иова:

«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?» (Иов.40:20-22)

Ответ очевиден, что человек не сможет этого сделать.

Это делает Богочеловек Иисус Христос, входя в воды Иордана. В богослужебных текстах встречается такое выражение:

«се бо прихо́дит Христо́с Бог крести́тися от Иоа́нна, да змие́в неви́димыя главы́ сокруши́т Божество́м в вода́х твои́х». Соответственно при Крещении Бог изгоняет Левиафана из сердца человека. Святой Диадох Фотикийский так описывает результат крещения: «Прежде крещения благодать совне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее, покушаясь преграждать уму все добрые исходы; с того же часа, как возрождаемся в крещении, бес бывает вне, а благодать внутри

».

Апостол Павел рассматривает Крещение как умирание и воскресение. Купель для него – это гроб:

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». (Рим.6:3-4)

Погружение в воду

Слово «крещение» — это неудачный перевод греческого βηάπτισ, означающего «погружение в воду», которое символизирует погружение в смерть. Именно поэтому Таинство Крещения должно проходить полным погружением человека в воду. Сакраментальный символизм требует погружения, или погребения в водах крещения и затем воскресения из них…

Иеромонах Ефрем Метс: "Если вы крещены, то должны знать под что подписались" - о празднике Богоявление и церковном Таинстве Крещение

Массовое Крещение жителей Северной Осетии на монастырском озере Богоявленского Аланского женского монастыря в июле 2009 года

Крещение иным способом, т.е. окроплением водой или иным веществом, а также совершаться мирянином может только в экстренном случае или «страха ради смертного».

В данном аспекте погружение в воду символизирует сошествие Христа во ад и Его воскресение, причастником которого и становится крещаемый. Мистический опыт смерти и воскресения христианин уже должен переживать в этой жизни, чтобы было примерное понимание того, что представляет собой воскресение мертвых и вечная погибель.

Крестился, чтобы бизнес развился

Ну и последнее. Институт оглашения переживает кризис сегодня в Церкви. Люди приходят креститься, и открыто заявляют: крестите меня, но о Боге мне не говорите. Один мой товарищ крестился для того, чтобы его бизнес лучше развивался.

Священник даже не задал вопрос, почему он хочет креститься, ничего не говоря, совершил Таинство. В итоге у него начались проблемы, как внутренние, так и внешние. В первую очередь нужно вспомнить, что сразу после Крещения Христос был искушаем сатаной в пустыне.

Крестив человека и не рассказав ему ничего о вере и духовной жизни, по сути, священник отправил его на духовную войну, не дав никакого оружия. Это похоже на то, как в крестовый поход в 1212 году отправили детей, надеясь на чудо.

Человека вводят в новую реальность, при этом ничего не рассказывают об этой самой реальности. Это ещё хуже, чем когда в банках дают кредит и не сообщают о каких-либо дополнительных процентах, которые придётся выплачивать. В банке ты теряешь всего лишь деньги, а в случае Крещения вечную жизнь.
По моему мнению, Десять заповедей – это минимум, с которым человек должен ознакомиться перед тем, как принять крещение.

Митрополит Каллист (Уэр) обращает внимание на важную практическую вещь:

«Большинство людей не помнит своего крещения, полученного в далеком детстве. И хотя Христос, в Которого облекается крещаемый, и Утешитель, Который нисходит в миропомазании, ни на миг не перестают действовать в нас, почти все мы – за редчайшим исключением – пребываем в полном неведении».

Святой Григорий Синаит пишет: Молитва – обнаружение крещения. И вот в подлинной молитве мы заново открываем в себе благодать крещения и выявляем ее. Смысл молитвы можно выразить одной фразой:

«Стань тем, кто ты есть».

Сознательно и деятельно стань тем, кем ты являешься в потенциале и таинственно, ведь ты сотворен по образу Бога и заново сотворен в крещении. Каждому, кто хочет молиться, Бог говорит:
«Ты не искал бы Меня, если бы уже не нашел».

«Крещение по особым обстоятельствам»

В «Луге духовном» есть такой рассказ:

«Однажды спросили св. Афанасия, папу Александрийского, можно ли считать, согласно вере и учению христианскому, крещенным того, кто, не веруя на самом деле и лишь притворяясь верующим, испросит себе крещение по каким либо посторонним обстоятельствам?

«Послушайте, – отвечал он, – что говорят старцы: когда была сильная смертность, многие без околичностей прибегали к св. крещению из страха смерти. Блаженному мученику Петру явился некто в виде ангела и сказал: «Доколе будете вы посылать сюда запечатанные мешки, но совершенно пустые, без всякого содержания внутри?».
Неудивительно, что апостол Павел услышав, какую белиберду несут прихожане коринфской Церкви пишет:

«Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия». (1Кор.1:14)

Иеромонах Ефрем (Метс)
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Изобразительны или обедница – что это за службы, когда совершаются и чем от литургии и друг от друга отличаютсяИзобразительны или обедница – что это за службы, когда совершаются и чем от литургии и друг от друга отличаются

0 Comments
Изобразительны или Обедница

Изобразительны. Сейчас увидеть эту службу в церкви чаще всего можно во время Великого Поста. Но не только. Есть особый чин — обедница с причащением мирян. Изобразительны в храме, которые в пост читают Служба начинается после того, как завершается чтение Часов по чину Великого Поста. Поэтому

Церковь

Позорное для коммунистов чудо Святителя Николая, явленное в СССР — «Зоино стояние». Что произошло в Самаре в 1956 году и где этот домПозорное для коммунистов чудо Святителя Николая, явленное в СССР — «Зоино стояние». Что произошло в Самаре в 1956 году и где этот дом

0 Comments
Зоино стояние

Перед этим более чем скромно выглядящим домом в Самаре сейчас – памятник свт. Николаю. Он – напоминание о «Стоянии Зои» — событии, которое в 1956 году взбудоражило город и одновременно – свидетельство церковного признания реальности этого события, когда совершившая святотатство девушка была наказана свыше. Впрочем,

Церковь

Комментарии к Божественной Литургии: просто, коротко, но ёмкоКомментарии к Божественной Литургии: просто, коротко, но ёмко

0 Comments
Божественная Литургия

Иеромонах Ефрем (Метс) кратко и понятно о Главном богослужении Церкви, которое называется Божественной Литургией. Её структура состоит из трёх частей: Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Почему Литургия делится на три части Нужно сказать, что трёхступенчатое и трёхсоставное восхождение к Богу просматривается во многих богословских примерах.

Церковь

Что такое Соборование: значение Таинства Православной Церкви, когда и как совершается в храмах — простыми словамиЧто такое Соборование: значение Таинства Православной Церкви, когда и как совершается в храмах — простыми словами

0 Comments
Соборование в храме

Во время Великого Поста – а на многих приходах, Рождествнского и других постов тоже  – есть несколько вечеров, когда в храм сходится множество людей, чтобы пройти это особое Таинство – Соборование или Елеосвящение. Что же это такое и для чего нужно? Елеосвящение и Миропомазание Иногда их

Церковь

Почему Мария – Дева?Почему Мария – Дева?

0 Comments
Почему Мария - Дева

О девстве Пресвятой Богородицы говорят все молитвы, составленные угодниками Божиими, богослужебные тексты христианства. Утверждают это вопреки человеческому «здравому смыслу», говорящему, что Мать, пусть даже Бога, по человеческому рассуждению Девой быть не может. Но «Бог, идеже хощет, побеждает естества чин». «Дева» или «жена»? Почти 750 лет

Церковь