------------------- Первый Вселенский собор
Православие сегодня Церковь 325 год: Первый Вселенский собор в Никее. Что надо знать православному

325 год: Первый Вселенский собор в Никее. Что надо знать православному

0 Comments
Первый Вселенский собор

Память Первого Вселенского собора отмечается спустя 49 дней после Пасхи и за неделю до праздника Троицы. Это не случайно: ведь сам Собор стал первой попыткой сформулировать догмат Триединства Бога, включив его в Символ Веры.

Что это

Вселенский собор — это собрание епископов Христианской Церкви, которое состоялось в 325 г. по инициативе императора Константина Великого в Никее – пригороде столицы Восточной Римской империи, Константинополя. Собор стал ответом на распространение еретического учения Ария, а основным вопросом, обсуждавшимся собравшимися отцами, был догмат о Божестве Иисуса Христа.

7-я Неделя по Пасхе

Празднование отцам Собора появилось, вероятно, не сразу после события: после Собора еще около 60 лет продолжались споры о догмате Божества Христова. Значение Собора как первого, начавшего утверждать догматы веры, стало понятно, очевидно, через несколько столетий. Именно тогда и утвердилась переходящая дата памяти – за неделю до Пятидесятницы, когда человечеству было явлено Триединство Бога, о котором и богословствовали отцы Собора, утверждая догматы веры.

Что принял Никейский собор

Это:

  • Символ Веры, получивший название Никейского; впоследствии, на Втором Вселенском Соборе, он был дополнен догматом о Святом Духе;
  • кроме того, Собором правила, касающиеся порядка богослужения, исчисления даты Пасхи и других вопросов церковной жизни.

Откуда информация

Из очень немногих источников, так как, как теперь бы сказали, протоколов заседаний Собора нет – вероятно, как полагают церковные историки, потому, что их и не было: записи дискуссий никто не делал. До нас дошли:

  • Символ Веры и правила, утвержденные отцами Собора;
  • списки участников собрания – однако, они далеко не полные;
  • послание отцов Собора Александрийской церкви, где зародилось еретическое движение;
  • свидетельства очевидцев и участников Собора, а также византийских историков, цитировавших его документы, которые до нас в подлиннике не дошли.

    Икона Первого Вселенского собора

    Иконография Первого Вселенского собора

Историческая ситуация

В начале IV в. благодаря так называемому Миланскому эдикту императоров Константина и Ликиния прекратились гонения на Христианскую Церковь, продолжавшиеся почти три столетия. Хотя эдикт и не объявлял христианство государственной религией, лишь выводя его из-под запрета, уже через несколько лет оно стало утверждаться как религия большинства населения империи.

В эти годы к Церкви обратились тысячи людей.

Среди них, бывших язычников, было немало получивших философское образование и желавших познать истины веры не только сердцем, но и умом. Но как «разумно» объяснить, что Христос – пострадавший, распятый, воскресший – одновременно и Бог, и Человек? Как понять умом истину Его Воскресения? Христианство от начала было религией духовного опыта, но образованные «эллины», уверовавшие во Христа, хотели еще и «понятных и логичных» объяснений.

Оттого уже с I в. Церковь не раз сталкивалась с еретическими движениями – о некоторых из них (например, о так называемых «николаитах») упоминается даже в Откровении св. Иоанна Богослова. В 313 и 314 г. на Западе прошли два Собора, которые считают прообразами I Вселенского – они осудили ересь донатистов, признававших истинными христианами лишь тех, кто твердо стоял в вере во время гонений, и отказывавших более слабым братиям и сестрам в возможности покаяния.

Около 318 г. начало набирать популярность рационалистическое учение священника из Александрии, Ария.

Образованный, популярный среди прихожан пастырь объяснял своим прихожанам истины веры более чем своеобразно, зато «логично»: не понимая, как Христос Человек может быть и Богом, Арий предлагал считать Его высшим существом, но при этом все же – Божиим творением.

Тем самым выходило, что Арий отрицал и то, что человек – высшее и особое творение Господа, достойное обожения, то есть соединения с Ним, и то, что Господь, Создатель мира, возлюбил его так, что Сам пришел на землю спасти людей. Епископ Александрии, Александр, не раз пытался вразумить священника. Однако, Арий стоял на своем, и продолжал распространять свое учение, причем священноначалие почти не могло на него повлиять.

Ведь по обычаю в Александрии, по сути, мегаполисе (около 1 млн. человек населения!) пресвитер каждого из районов города имел значительную самостоятельность.

В 320 г. свт. Александр созвал собор епископов Египта, который предал Ария анафеме – но тот не смирился и не покаялся, продолжая распространять ложное учение теперь уже не в одном Египте, но – в разных местах империи. Так возникла необходимость созвать Собор, представляющий христианские общины всей тогдашней «ойкумены», то есть стран, где были христиане, или, по-славянски, «вселенной».

Традиционно считается, что инициатором Собора был император Константин, однако, документальных подтверждений этому нет: ясно лишь, что царь принял очень деятельное участие в организации Собора, видя в Церкви опору империи и скорбя о церковной смуте, поднятой Арием.

Состав Собора

Сохранились лишь неполные списки епископов, священников, мирян, бывших на этом соборе. Предание говорит, что среди тех, кто выступал на Соборе были свтт. Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский. При этом в дошедших до нас списках участников Собора имени свт. Николая нет – однако, предание говорит о том, что он не только был на заседаниях, но даже ударил Ария, не терпя его хулы на Христа. А вот участие в соборе свт. Спиридона сомнению не подвергается.

325 год: Первый Вселенский собор в Никее. Что надо знать православному

Икона свт Спиридона Тримифунтского

Документально подтверждается лишь 220 участников, подписи которых сохранились на соборных постановлениях – очевидно, что это далеко не весь состав Собора. Современники называли разное число отцов – 250 и 270, но чаще всего 300 и 318. Однако, как замечают современные церковные историки, скорее всего, многие цифры имели значение символическое, а не отражали реальное представительство: например, 318 – упоминающееся в Библии число воинов праотца Авраама. Кроме того, написанное по-гречески, Т I Н, то же число выглядит как крест и первые буквы имени «Иисус».

Обращают историки внимание и на то, что, хотя современники Собора говорили о 300 или 318 отцах, реальное количество епископов тогдашней Церкви на Востоке составляло до 1000, а на Западе – около 800. Таким образом, если верить современникам, Собор представлял около 1/6 епископата Церкви, то есть с формальной-юридической точки зрения никак не был Вселенским – однако, стал таковым по своим решениям, с которыми согласилась вся полнота Церкви.

Как проходил

Открылся собор 14 июня 325 г. в императорском дворце Никеи – заседания проходили в самом большом парадном зале. Открыл собрание Константин Великий. В своей речи, произнесенной на официальном языке Римской империи, латыни, он призвал верующих к единству и примирению.

Символ веры. Богословие Собора

Но вместо примирения сразу после речи императора началась полемика о Символе Веры, где содержались слова о Божестве Иисуса Христа. Наконец, выступил Евсевий. епископ Кесарии Палестинской, приближенный к императору и уважаемый им. Он внес предложение, которое должно было «примирить» всех. Он предложил в Символе Веры называть Христа как «Сына Божия, Слово Божие, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, Перворожденного всей твари».

С одной стороны слова «перворожденного всей твари» вроде бы восходили к Посланию к колоссянам Апостола Павла, где он именует Иисуса «рожденным прежде всякой твари» (Кол. 1:15), с другой – не исключали и понимания Христа как высшего Божия творения, как говорил Арий.

Евсевий рассчитывал, что епископы, многие из которых были люди «некнижные и простые» (Деян.4:13), не уловят нюанса. Но неожиданно вмешался император: дипломатично заявив, что он вполне удовлетворен Символом, Константин предложил добавить к него «всего одно слово»: Единосущный, имея ввиду «Единосущный Богу Отцу».

Именно это слово сняло возможности разных толкований слов Символа: ясно, что Единосущный Богу и Сам является Богом.

Так появился орос (догматическое определение) собора.

Вот оно:

«Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, т.е. из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа».

Часто этот текст называют «Никейским Символом веры», однако, русский церковный историк А.В.Карташев указывает, что это не совсем так. Ведь после исповедания веры идет еще и анафема «говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошел из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем».

А анафеме в Символе Веры, конечно, не место. Полный Символ еще предстояло сформулировать – и это сделает Второй Вселенский Собор, почти через 60 лет.

20 правил 1-го Вселенского собора

Это – менее известное деяние святых отцов, впрочем, также имевшее для Церкви немалое значение. Эти правила посвящены:

  • нравственным качествам желающих принять священный сан; так, запрещается рукополагать скопцов, если они оскопили себя намеренно («самоубийца есть враг Божия создания»); другие правила возбраняют принимать сан недавно крещенным, а также «падшим», то есть отпадавшим от Церкви, хотя и возвратившимся в ее лоно;
  • порядку поставления епископов: 4 и 6 правила устанавливают, что для хиротонии во епископы необходимо по крайней мере три архиерея, вместе совершающих рукоположение;
  • порядку присоединения к Церкви еретиков, обратившихся к покаянию, а также христиан, совершивших тяжкие грехи, в том числе – вероотступничество;
  • наконец, 20 правило собора возбраняют совершать коленопреклоненные молитвы в воскресные дни – ведь это «малая Пасха», время радости.

Есть также косвенные данные, что Собором установлены правила исчисления даты Пасхи – в том числе запрет праздновать ее в один день с иудеями. Однако, подлинник этого постановления до нас не дошел, оно лишь цитируется в трудах святых отцов – современников Собора.

Сколько всего было Вселенских

Известно 7 таких Соборов, последний состоялся в 787 г. и был посвящен опровержению ереси иконоборчества. Византийские авторы X-XI вв. писали еще и о 8 Вселенском Соборе в 879 г., при Патриархе Фотии, однако, в позднейшей церковной традиции Соборов признается все же семь.

Значение для современного христианина

Споры ученых богословов более чем полуторатысячелетней давности могут показаться ныне непонятными, не имеющими отношения к современной жизни. Но не забудем: речь шла о словах Символа Веры, исповедании ее, которое произносит каждый христианин перед Крещением, оно же – ежедневно поется в храме, читается дома в числе утренних молитв. И очень важно правильно и точно сказать о Христе – Боге и Сыне Божием – исповедуя веру в спасение.

Вспомним же от трудах святых отцов, о Константине Великом, духом понявшем, как должно звучать исповедание веры – и, читая Символ, мысленно обратимся к этим святым, прося вразумления и укрепления нашей слабой веры.

Наталия Сазонова

 

 

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Что такое Соборование: значение Таинства Православной Церкви, когда и как совершается в храмах — простыми словамиЧто такое Соборование: значение Таинства Православной Церкви, когда и как совершается в храмах — простыми словами

0 Comments
Соборование в храме

Во время Великого Поста – а на многих приходах, Рождествнского и других постов тоже  – есть несколько вечеров, когда в храм сходится множество людей, чтобы пройти это особое Таинство – Соборование или Елеосвящение. Что же это такое и для чего нужно? Елеосвящение и Миропомазание Иногда их

Церковь

Храм сердца, или Как человеку обожитьсяХрам сердца, или Как человеку обожиться

0 Comments
Что значит обожиться, зачем храм сердца

Структура ветхозаветного храма Соломона состояла из трёх частей: внешний двор – святилище — святое святых. Наши православные храмы имеют идентичную структуру: притвор – трапеза — алтарь. Собственно говоря, в Библии вся Земля сотворена изначально по этому принципу: внешняя земля – Рай (Эдем) — Древо Жизни.

Церковь

Всенощная — соединение трех церковных служб: вечерни, утрени и первого часаВсенощная — соединение трех церковных служб: вечерни, утрени и первого часа

0 Comments
Всенощное бдение: что такое - простыми словами

Церковный Устав знает множество видов богослужения — от будничных до разной степени праздничных. Но есть и особые дни, когда совершается служба, по-гречески именуемая «ἀγρυπνία» («агрипиния»). Наши предки перевели это слово славянский как «всенощное бдение». Всенощная. Что это и когда бывает Это вечерняя служба накануне великих

Церковь

Позорное для коммунистов чудо Святителя Николая, явленное в СССР — «Зоино стояние». Что произошло в Самаре в 1956 году и где этот домПозорное для коммунистов чудо Святителя Николая, явленное в СССР — «Зоино стояние». Что произошло в Самаре в 1956 году и где этот дом

0 Comments
Зоино стояние

Перед этим более чем скромно выглядящим домом в Самаре сейчас – памятник свт. Николаю. Он – напоминание о «Стоянии Зои» — событии, которое в 1956 году взбудоражило город и одновременно – свидетельство церковного признания реальности этого события, когда совершившая святотатство девушка была наказана свыше. Впрочем,

Церковь

Комментарии к Божественной Литургии: просто, коротко, но ёмкоКомментарии к Божественной Литургии: просто, коротко, но ёмко

0 Comments
Божественная Литургия

Иеромонах Ефрем (Метс) кратко и понятно о Главном богослужении Церкви, которое называется Божественной Литургией. Её структура состоит из трёх частей: Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Почему Литургия делится на три части Нужно сказать, что трёхступенчатое и трёхсоставное восхождение к Богу просматривается во многих богословских примерах.

Церковь