------------------- Мытарства блаженной Феодоры
Православие сегодня Церковь Воздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по ним

Воздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по ним

0 Comments
Мытарства блаженной Феодоры

«Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Так говорил свт. Феофан Затворник. Что же это такое и что происходит с душой после смерти?

Что это и куда ударение

Само слово «мытарь» было хорошо известно нашим предкам, означая человека, который собирал подати, таможенные пошлины. Место, где он это делал, именовалось мытницей, ну а сам сбор подати или пошлин – мытарством (с ударением на второй слог).

Синонимы

Применительно к жизни души человека после того, как наступит смерть тела слово «мытарство» – скорее, символический образ того, что именно будет происходить, какой ответ даст человек о своей земной жизни. Его синонимом можно назвать «испытание». Как таможенный пост не пропустит груз без пошлины – так и душа не может подняться к Богу, пока не будет «испытана» о своей земной жизни – что она делала доброго и злого.

Мытарства блаженной Феодоры

Рассказ о них содержит житие прп. Василия Нового (рубеж IX-X вв.), духовной дочерью которого была святая. Иногда же рассказ о мытарствах можно встретить и как самостоятельное произведение.

Мытарства блаженной Феодоры. Фрагмент фрески Киево-Печерской лавры

Мытарства блаженной Феодоры. Фрагмент фрески Киево-Печерской лавры

Согласно этой очень распространенной среди христиан истории, после смерти Феодоры, много служившей преподобному, один из его учеников пожелал узнать ее участь. По молитвам прп. Василия, он видел ночью некое видение, в котором блж. Феодора, явившись ему в великом свете, что сияет в Раю, рассказала, каким трудным был для ее души путь к этой обители.

Мытарства Феодоры

Небесная обитель

Многое из того, что мы видим в повествовании блж. Феодоры, совпадает с позднейшими рассказами людей, переживших, например, клиническую смерть: к примеру, то, что святая смотрела на свое мертвое тело со стороны, как на сброшенную одежду.

Много в сказании и символических образов, среди которых – образ самой смерти, пришедшей за душой. Далее святая рассказывает, как ее душа была взята двумя светлыми Ангелами – и начался подъем в небо. Который, однако, не был простым. Ведь на пути ее встречали бесы, ищущие в душе сродного себе, греховного – чтобы забрать ее во ад.

Воздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по ним

Душа после смерти

20 мытарств: список

Это представление о мытарствах наиболее распространено среди христиан, благодаря широкой популярности сказания блж. Феодоры. Вот как выглядят 20 испытаний, которые проходит душа.

  1. Празднословие. Многие души не выдерживают уже первого испытания, ведь к «праздному глаголу», многословию, склонны большинство людей. И мало кто задумывается, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36)
  2. Ложь. «Лжецом и отцом лжи», по слову Христа, является сатана – именно ему потворствует тот, кто обманывает ближнего, во зло или «во спасение» (некоторые думают, что такая ложь извинительна).
  3. Осуждение и клевета. Страшный и повсеместный грех, когда человек становится судьей ближнего вместо Бога, делает душу добычей бесовских сил.
  4. Чревоугодие. По словам блж. Феодоры, на этом мытарстве ее встречали бесы, нарочито пресыщенные яствами и вином, напоминая каждый случай, когда она невоздержно ела, пила.
  5. Лень. Нежелание трудиться, стремление жить за счет ближних – таков грех, губящий душу на этом мытарстве.
  6. Воровство. Особенно тяжело тем, кто при жизни брал чужое постоянно. Но и малые, незначительные кражи – унес что-то с работы, не отдал взятую вещь – тоже вредят душе и радуют бесов.
  7. Сребролюбие и скупость. Ненасытная жажда наживы, соединенная с немилосердием к ближнему, удаляет душу от Христа, влечет к земле.
  8. Лихоимство – можно сказать, продолжение и следствие сребролюбия. Это – «неправедные приобретения», обманом полученное имущество, или деньги, например, за неоказанную услугу.
  9. Неправедный суд, несправедливость, причиненная ближнему – такой грех, если он был, бесы напомнят душе здесь.
  10. Зависть. Даже скрытая, убивает душу, отводит от Бога.
  11. Гордость. Высокое о себе мнение, превозношение – этим согрешают практически все.
  12. Гнев. На мытарстве испытываются не только гневные слова, но и мысли.
  13. Злопамятство. Прп. Иоанн Лествичник предупреждал: даже если человек внешне спокоен, помыслы гнева на ближнего, «прокручивание» в голове возможных ответов на обиду, говорят о том, что человек гневается – следовательно, отравляет душу, делая ее неспособной быть со Христом. Это и есть злопамятство.
  14. Убийство. Страшный грех отнятия данной Богом человеческой жизни, нарушения Его воли о человеке – как бы средоточие всех других согрешений, от осуждения и, зачастую, зависти, до гнева и злопамятства.
  15. Чародейство. Обращения к колдунам, магические практики – все это общение с бесовскими силами, которые и по смерти будут ждать «своего человека» на этом мытарстве – чтобы взять его во ад, хотя при земной жизни «лжец и отец лжи» обещал совсем другое…
  16. Блуд. Так называется сожительство вне брака – без церковного благословения и/или государственной регистрации.
  17. Прелюбодеяние. А это – уже супружеская измена.
  18. Содомские грехи – это грехи «против естества». Горько будет душам, не слушавших слов Апостола Павла о том, что таковые «Царства Божия не наследуют»
  19. Ереси. Если человек был добр, щедр, благочестив, но при этом не веровал в Бога, как должно, и, что еще хуже, соблазнял оставить веру других – все его добрые дела напрасны.
  20. Последнее мытарство истязует грех немилосердия – отсутствия жалости к ближнему, особенно – к попавшему в беду.

Споры о подлинности

У многих богословов вызывает существенное сомнение приводимый в житии прп. Василия рассказ, прежде всего, в силу его большой эмоциональности и «приземленности», натуралистичности. Так, еще в XIX в. профессор Московской Духовной Академии, исполнявший обязанности цензора писал:

«Чаще издаются повести, полные самых странных чудес, одним словом, духовные романы о мытарствах, жития Андрея Юродивого, Иоанна Новгородского и т. п. Все эти сочинения представляются большей частью безграмотными. Сколько приходилось исправлять или останавливать книжек, направленных к распространению суеверных понятий в народе».

Многие авторы относят эти слова и к сказанию о блж. Феодоре. Вместе с тем:

  • необходимо учитывать, что текст, созданный примерно в начале X в., был рассчитан на средневекового читателя, который хорошо видел и понимал символы, которые там присутствовали – тогда человек культуры Новейшего времени часто понимает описания мытарств буквально, не учитывая специфику времени, когда создавался текст;
  • кроме того, речь идет о рассказе святой, который предназначен для земных людей и должен быть им понятен – притом рассказе, который еще и изложен человеком, живущим земной жизнью, учеником прп. Василия, Григорием; понятно, что рассказ «адаптирован» для лучшего понимания людей «плоть носящих и в мире живущих».

Что говорит Православная Церковь

В настоящее время она придерживается позиции, что мытарства существуют, хотя рассказ о них из жития прп. Василия следует понимать духовно, или, по слову Ангела к прп. Макарию Египетскому, «земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение небесных».

В частности, не стоит, к примеру, сосредоточиваться на количестве мытарств: если по рассказу блж. Феодоры их получается 20, то в сочинении, например, Патриарха Иоанна Милостивого – 21, притом первым является не празднословие, а ложь.

А вот свт. Кирилл Иерусалимский в одной из своих проповедей вообще выделяет 6 мытарств, группируя их согласно грехам, которые относятся к:

  • «чревному неистовству»,
  • зрению,
  • слуху,
  • обонянию,
  • осязанию…

наконец, выделяет общие грехи, к которым относит такие как:

  • «злоба,
  • зависть и ревность,
  • тщеславие и гордость,
  • раздражительность и гнев,
  • острожелчие и ярость,
  • блуд,
  • прелюбодейство и рукоблудие;
  • убийство,
  • чародеяние
  • и прочие деяния богомерзкие и скверные».

Во всяком случае, нет сомнений, что испытание души по смерти тела – реально и болезненно для тех, кто прошел земной путь беспечно, тяжко согрешал и не каялся.

Как проходит мытарства душа после смерти на самом деле

Ответ на этот вопрос прост и вряд ли удовлетворит любопытствующих: «как на самом деле», мы не знаем. А если бы узнали – не поняли бы, ибо земная жизнь уж очень сильно отличается от той, что ждет нас по кончине.

По дням: 40 дней

Однако, благодаря опыту подвижников, которым приоткрывалась завеса этой тайны, Церковь знает, по крайней мере, что:

  • до третьего дня по смерти душа, как правило, пребывает на земле – близ своего тела, с которым за годы жизни сроднилась, или в дорогих ей местах, или там, где согрешала;
  • на третий день она получает первое утешение от Господа – Ангелы возносят ее на поклонение Ему; а на земле это чаще всего – день погребения тела;
  • до девятого дня человеку показывают обители Рая; он может встретить святых, которым молился при жизни, родных, находящихся с Господом; тяжко грешившие души в это время горько сокрушаются о своем недостоинстве и о том, что Рай для них потерян;
  • затем, до 40 дня – трудное время, когда человеку показывается ад, мучения грешных;
  • к 40 дню решается его посмертная судьба – до всеобщего Воскресения.

О том, когда именно происходит испытание жизни человека на мытарствах, нет единого мнения. Например:

  • свт. Иоанн Шанхайский считал, что мытарства происходят на 3 день по кончине – и лишь пройдя их, душа может поклониться Христу;
  • а вот по рассказу блж. Феодоры, путь по мытарствам занял у нее все 40 дней, в последний из которых она водворилась в райской обители.

Наконец, сильно может отличаться индивидуальный опыт прохождения испытания: например, кто-то смог исповедаться и причаститься перед кончиной, другой ушел нераскаянным.

А есть рассказы о чистых душах святых, которые вообще избегали мытарств и сразу возлетали в Рай. С другой стороны, и здесь все не так однозначно: в житии прп. Марка Фраческого рассказывается, что его душа, хотя свободная от многих грехов, была «задержана в воздухе на час», так как святой пред кончиной вспоминал свои подвиги и несколько тщеславился ими.

Экзамен и его значение

У православных богословов существует два не противоречащих друг другу подхода к этому вопросу:

  1. Согласно первому, мытарства предваряют частный суд Господа о человеческой душе: после испытания принимается решение.
  2. Вторая позиция состоит в том, что мытарства – и есть частный суд, и не только Бога над человеком, но и человека – над собой, когда он видит свою жизнь, ее итоги, собственное духовное устроение без прикрас, как оно есть – и сам понимает, может ли он жить с Богом, или не способен к этому.

Как их пройти?

Во всяком случае, современные священники едины во мнении о том, что можно сделать уже сейчас, чтобы «не провалить» «экзамен». Ведь в рассказе блж. Феодоры несколько раз однозначно повторяется: грехи, истязуемые на мытарствах – те, что не были открыты священнику на исповеди, по неведению ли, забывчивости, или по ложному стыду, тогда как грехи, в которых было принесено покаяние, изглаживаются, «яко не бывшие».

Еще одно содержащееся в этом рассказе утешение – то, при прохождении мытарств помогают молитвы тех, кто пребывает на земле (детали).

Итак, «рецепт» прохождения испытания сводится к тому, чтобы:

  1. Жить церковной жизнью, регулярно приступая к Таинствам и работая над собой, преодолевая грехи, страсти.
  2. Если скончался близкий человек – молиться за него лично и обязательно просить Церковь о молитве соборной.

Испытание не минует каждого из нас, такова участь людей, ежедневно согрешающих в этом мире. Но да не унываем: нас ждет Небесный Отец, Который на частном суде будет не искать, что дурного сделала душа, но – что в ней доброго, достойного спасения. Постараемся возрастить в себе это, пока мы еще на земле.

Наталья Сазонова

Олег Стеняев о воздушных мытарствах

Мнение эксперта
Олег Стеняев — священник Русской православной церкви, протоиерей
Писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер. Специализируется в области сектоведения и сравнительного богословия.
«Божия Матерь Пресвятая Дева Мария предстоит за каждого, прибегающего к Ее заступлению. И если некогда апостолы спрашивали Господа: «кто больше в Царстве Небесном?» (Мф. 18, 1), за своих сыновей просила «мать сыновей Зеведеевых», кто «по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем?» (Мф. 20, 20–21), то теперь Церковь с иконографической уверенностью показывает и отвечает, что слева от Христа в Царствии Небесном Иоанн Креститель, а справа – Дева Мария. Отвечая на древнее недоумение апостолов, Сын Божий говорил: «но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф. 20, 23). И уготованное Отцом Небесным свершилось: Дева Мария ходатайствует за нас перед Сыном Своим, а Сын – перед Отцом Небесным (см. 1Тим. 2, 5).»

Мнение эксперта
Олег Стеняев — священник Русской православной церкви, протоиерей
Писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер. Специализируется в области сектоведения и сравнительного богословия.
«Частный суд – это есть то решение, которое выносится Богом относительно души после прохождения ею мытарств. Согласно православному догматическому богословию, частный суд происходит с человеком после его смерти. Прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями Божией справедливости и милосердия. Сказано: «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную» (Мф. 13, 49–50). Достигнув подножия Животворящего Креста и раскрытого Евангелия (Благой вести), душа предстает на частный суд».

Мнение эксперта
Олег Стеняев — священник Русской православной церкви, протоиерей
Писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер. Специализируется в области сектоведения и сравнительного богословия.

«Иногда меня как священника спрашивают:

– Когда для человека наступает точка невозврата? До какого порога дойдя, он уже не может вернуться к Богу?

Я говорю:

– Этот порог – физическая смерть. Пока человек жив, есть надежда на покаяние».

Советуем почитать:

Олег Стеняев, протоиерей. Экзамен без права на пересдачу, или Как пройти мытарства.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

One thought on “Воздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по ним”

  1. От Иоанна 5:24
    https: //bible. optina.ru/new:in:05:24
    «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь»

    Еще Иисус сказал разбойнику: От Луки 23:43 «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.»

    Апостолы четко пишут, что кто с Иисусом — тот сразу в жизнь идет без суда.

    Мытарства выдают за учение церкви и вводят в отчаяние и заблуждение многих людей!
    А вот для тех кто не с Иисусом — тем вполне и могут быть какие то мытарства или что подобное. И, наверно же, это индивидуально.

    Расспотраняющие «учение» о мытарствах делают большой вред и зло, по сути идут против слов апостола в писании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»: слова, толкование и ноты для церковного хора«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»: слова, толкование и ноты для церковного хора

0 Comments
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко: слова и ноты для церковного хора

Песнопение «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» можно назвать учением о христианской смерти. Когда поётся Слова молитвы Симеона Богоприимца сегодня звучат за каждым вечерним богослужением. Традиция идет с первых веков христианства. Слова святого Симеона, очень долго ожидавшего пришествия Спасителя и тяготившегося миром, — это молитва радостного

Церковь

Что такое литургия в церкви – простым языком о главномЧто такое литургия в церкви – простым языком о главном

0 Comments
Божественная литургия в церкви - что это такое

О Божественной литургии, Таинстве, которое происходит во время нее, некогда христианин узнавал лишь после Крещения. Не то теперь, когда храмы открыты, доступ свободен… Но литургия малопонятна или непонятна вовсе очень многим из наших соотечественников, еще только идущих к вере, а часто даже – недавно пришедшим

Церковь

Шесть, семь, восемь или больше: Сколько всего Архангелов и откуда информацияШесть, семь, восемь или больше: Сколько всего Архангелов и откуда информация

0 Comments
Архангелы - сколько их на самом деле

«В начале сотворил Бог небо и землю». Так начинается Библия. Толкователи говорят, что под «небом» имеется ввиду Ангельский мир –  непостижимый для людей. Об Архангелах Писание говорит очень мало, как бы прикровенно. Чем Ангелы отличаются от Архангелов? Если исходить из сочинения св. Дионисия Ареопагита, который

Церковь

Таинство Соборования на дому: для чего, когда и как совершается чинТаинство Соборования на дому: для чего, когда и как совершается чин

0 Comments
Соборование для тяжелобольных перед смертью

Почему во время православных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) в верующие стараются посетить храм для участия в Таинстве Соборования+отзывы «Правслов» рассказал здесь. Эта статья для тех, кто желает пригласить священника на дом, чтобы он пособоровал тяжелобольного родственника. В чем смысл «Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли

Церковь

Почему Мария – Дева?Почему Мария – Дева?

0 Comments
Почему Мария - Дева

О девстве Пресвятой Богородицы говорят все молитвы, составленные угодниками Божиими, богослужебные тексты христианства. Утверждают это вопреки человеческому «здравому смыслу», говорящему, что Мать, пусть даже Бога, по человеческому рассуждению Девой быть не может. Но «Бог, идеже хощет, побеждает естества чин». «Дева» или «жена»? Почти 750 лет

Церковь