------------------- Юродивый - что означает
Православие сегодня Духовный словарик Юродство Христа ради как противоположность «успешному успеху»

Юродство Христа ради как противоположность «успешному успеху»

0 Comments
Юродивый - что означает

Люди, продающие «успешный успех», применяют определенные психологические манипуляции. Все эти приёмы изначально родились в протестантских сектах. Вообще, в Евангелии обычно даются оплеухи успешным людям. Вспоминаем притчу о богаче и Лазаре, притчу о безумном богаче, историю о богатом юноше, в общем всем им досталась неприглядная участь.  Тему о юродстве Христа ради как противоположности «успешному успеху» разобрал иеромонах Ефрем (Метс).

Иеромонах Ефрем (Метс)

Клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс)

Тема священного безумия

Современный философ Татьяна Горичева пишет:

«Наше время все чаще устремляется к трансцендентному. Оно ищет острых ощущений и пограничных ситуаций, обожествляет шизофрению и ненормальность, прибегает к эпатажу и хиппизму, жаждет свободы маргинальной и неуловимой. И очень жаль, что Церковь остается нечувствительной к жажде безумия… Если бы Церковь осознала свою задачу, то смогла бы направить и одухотворить этот импульс «маргинальности», смогла бы преобразовать безумие больного в безумие святого».

В эпоху постмодерна появилось большое количество людей, жаждущих безумия: хиппи, панки, сумасшедшие художники, музыканты и поэты. Проблема в том, что их никто не научил правильно безумствовать, потому многие из них плохо закончили.

Правильное безумие – это священное безумие, т.е. юродство ради Христа,

которое является искусством святости, о нём необходимо знать. Так вышло, что именно в России было много святых безумцев, или по-другому «блаженных».

Собственно говоря, по этой причине главным герой русских сказок — Иван-дурак, который по факту оказывается самым мудрым, что хорошо отражает антиномию святого юродства. Западный фольклор не знает такого героя, как и Католическая и Протестантская церкви не знают подвига священного безумия.

Стоит также упомянуть, что один из главных символов России — собор Василия Блаженного, т.е. юродивого.

Юродивый

Оперный певец Иван Козловский в опере»Борис Годунов» в роли юродивого

В наших святцах более четырехсот юродивых, почитаемых в Русской Православной Церкви. Что уж говорить, если у нас самая популярная святая в Москве блаженная Матрона Московская, а в Питере блаженная Ксения Петербургская.

В общем, юродство – это наше всё!

Попробуем понять суть этого явления

В Ветхом Завете находим некоторые элементы юродства у пророков. Например:

  1. Исаия ходил три года голым, что впоследствии было истолковано как предсказание египетского пленения и унижения иудеев.
  2. Иезекииль долгое время лежал перед камнем и питался исключительно хлебом, приготовленным из коровьего навоза.
  3. Иеремия, как животное, носил ярмо, символизируя будущее рабство.
  4. А Осия женился на блуднице — намек на измену Богу Израиля с идолами.
Таким образом, юродство в его подлинном духовном виде нужно рассматривать сквозь призму символично-знакового языка Духа — откровение воли Божией.

Юродство – живая притча, и убеждает в спасении не высокими словами и не искусными доводами, а состраданием. И что самое удивительное, – этот язык оказывается сильным и действенным для понимания глубинной сути.

Конечно же, главным юродом был Христос.

Можно сказать, что юродство Бога выражено в первую очередь в кенозисе, т.е. в самоуничижении и самоумалении: «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам…» (Фил. 2:7)

Странничество и бездомность Иисуса также являются осознанной формой юродства.

Спор Христа с фарисеями часто был о том, кто же всё-таки настоящий безумец, они или сам Иисус. О Христе, например, говорили:

  • «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мк.3:21)
  • или «Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?» (Ин.10:20)

А Христос в свою очередь отвечал своим обвинителям:

«Безумные и слепые!» (Мф.23:17), ещё рассказывал притчи о безумном богаче и юродивых девах.

Христос шокировал своим поведением фарисеев, так что его называли обжорой и пьяницей, другом мытарей и грешников, бесноватым и лжецом. По идее он мог вести себя так, чтобы никого не провоцировать и не соблазнять, но вёл себя иначе — юродствовал.

Ключевыми библейскими стихами для понимания юродства являются слова апостола Павла:

  • «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3.18);
  • «Мы безумны Христа ради» (1Кор. 4.10).
Со всей парадоксальностью вырисовывается формула: мудрость = безумие.

Отрицание этого божественного безумия связано с неспособностью духовного рассуждения:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». (1Кор.2:14)

Кто сам себя признал дураком, перестаёт быть таковым.

Другими словами, мир сплошь населен дураками и единственный неподдельный мудрец — это юродивый, притворяющийся дураком. Его «мудрая глупость» глумится и обличает «глупую мудрость» мира сего. Тот же апостол пишет, что юродство – это радикальный язык божественной проповеди, который должен привести человека в чувство:

«Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор.1:21).

Мы не знаем юродства в самые первые времена христианства, поскольку само христианство воспринималось миром как юродство.

Юродивый– человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения. Христа ради юродивые ставили себе задачей побороть в себе корень всех грехов – гордость. Святой Исаак Сирин пишет о мотивации юродства:

«Другие, наконец, чтобы не прославляли их за жизнь в добродетели, которую они держали сокрытой, разыгрывали безумие… Их совершенство было столь невероятным, что святые ангелы прославляли их стойкость».

Юродство — добровольно принимаемый подвиг «сверхзаконный», т.е. не подлежит уставу и регламенту.

Скрывая свои добродетели, юродивый не просто дает духовный совет, как обычный духовник, он провоцирует человека на действия, чтобы вскрыть его тайные грехи. Юродство это не ёрничество, это не шутовство, просто само по себе это подражание Христу, которое не хочет быть узнанным и увиденным.

Например, Василий Блаженный опрокидывает прилавок с калачами на рынке, за что его сначала избивают торговцы, но потом хозяин лавки признался, что подмешивал в муку мел, что и обличил блаженный.

Юродивый ищет путь смирения и уничижения, но и из чувства сострадания желает спасти других, становясь живой иконой Бога.

В своей книге «О государстве Русском» английский путешественник Джильс Флетчер описывает юродивых, которых он видел, проходя по улицам Москвы, во время своего приезда в 1588–1589 гг.:

Юродство Христа ради как противоположность «успешному успеху»

 Василий Блаженный и его вериги 

«Даже в самые лютые морозы они ходят совершенно голыми, прикрываясь лишь клочком ткани, с длинными и взлохмаченными волосами, спадаюшими на плечи, многие из них носят металлические ошейники или цепи на груди. Юродивые принимают на себя эти лишения как пророки и люди большой святости, позволяющей им говорить свободно все, что они считают нужным, без малейшей оглядки, хотя бы и самому «Его Величеству».

Поэтому, если юродивый открыто обличает кого-нибудь, пусть даже самым беспощадным образом, ему никто не перечит, ибо это «по грехам». И если юродивый, проходя мимо прилавка, берет что-либо, чтобы потом по своему усмотрению кому-нибудь отдать, то ему дозволено потому, что он считается угодником Божиим, святым человеком».

Юродство предполагает очень высокую степень духовной жизни и принимается совершенно сознательно. Для соблюдения этих двух условий по меньшей мере надо обладать здравым умом и трезвой памятью.

Согласно святоотеческой аскетике, принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия, то есть состояния, когда, как говорили отцы, «умолкнут чувства» и человек перестает поступать в зависимости от них, а руководствуется в своем поведении духовным разумом.

Юродивый «ругаясь миру» своей внутренней свободой, смехом, «игривостью», обессмысливает, осмеивает любые попытки свести христианскую жизнь к благопристойности и общепринятым моральным нормам.

Он глумится над всеми формами законничества, превращающего христианство в свод «правил».

Иван Грозный и юродивый Никола

Так, Флетчер приводит случай, произошедший во время Великого Поста, когда царь Иван Грозный приехал во Псков. Навстречу ему вышел юродивый Никола и протянул кусок свежего мяса. Иван с отвращением отпрянул:

«Ивашка думает, – сказал Никола, – что мясо скотины в Великий Пост есть нельзя, а жрать людей, как делает он, можно?» – И грозя государю пророчеством несчастий, которые падут на его голову, если он не прекратит убийства людей и не уедет из города, юродивый спас тогда множество человеческих жизней.

Философ Николай Фёдоров замечательно охарактеризовал российский строй как самодержавие, ограниченное Христа ради юродивыми.

Юродивому нужен зритель, которому предназначена активная роль. Ведь юродивый — не только актер, но и режиссер.

При этом юродивый в полной мере должен был учитывать особенности тех, кого он желал спасти,–

  •  пьяниц,
  • публичных женщин,
  • воров,
  • попрошаек,
  • бесноватых
  • и прочих отщепенцев и изгоев.

Чтение проповеди или лекции по моральной философии посетителям кабака или публичного дома было обречено на неудачу. Такую аудиторию могли заинтересовать только скандалы и дебоши, и юродивый шел навстречу их желаниям.

Юродивый не схизматик и не еретик. Он не глумится над Священным Писанием, Символом веры, таинствами или иконами.

Он глумится только над напыщенными и самодовольными особами и над угрюмыми обрядоверами, путающими внешние жесты с внутренним благочестием. Протест его не деструктивный, но освобождающий и созидающий.

Дар пророчества приписывается почти всем юродивым.

Прозрение духовных очей, высший разум становятся божественной наградой за попрание человеческого разума. Юродивый познал все тайны, которые Бог «утаил от мудрых и разумных» и «открыл младенцам». (Мф. 11: 25)

Духовники юродивых, их близкие и просто те, кто незаметно наблюдали за ними, — все говорили о том, что в личном общении юродивые ведут себя совершенно нормально.

Вся ценность юродства заключается в том, что люди становятся такими добровольно и свободно.

Святой Серафим Саровский, в связи с блаженством Пелагии из Дивеевского монастыря, говорил:

«Господь не призывает слабых на путь этот. Он выбирает самых смелых и сильных». Он же говорил: «Все, кто принимают на себя подвиг Христа ради юродства, не имея на то особого призвания от Господа, впадают в прелесть…».

Почитание народом юродивых привело, начиная с XVII века, к тому, что появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей.

Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых.

Имея дело с юродством Христа ради, крайне сложно отличить гениальность от профанации, Божьего человека от шута. Антиохийский патриарх и известный канонист Феодор Вальсамон, живший в XI веке, посадил на цепь двух лжеюродивых, и только через некоторое время, разобравшись, был вынужден признать, что это были настоящие блаженные подвижники.

Профессор Василий Экземплярский писал:

«Совершенное самоотречение – всегда признак любви глубокой и искренней. Любовь, конечно, может быть разумная и неразумная, и выражение ее – нелепое. Но если даже и допустить, что грязь и лохмотья юродивых – только исторические детали и существа дела не касаются, то все же самое юродство имеет в христианской перспективе более принципиальное значение, и можно решительно сказать, что без юродства нельзя быть христианином».

Авва Исаак Сирин, говоря об этой героической святости «беспорядочных душ, находящихся на самом деле в исключительном порядке», приходит к выводу:

«Да благословит нас Бог достичь такого безумства!»

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Для чего нужны четки, какие бывают, как и где используютДля чего нужны четки, какие бывают, как и где используют

0 Comments
Четки: что такое, для чего и как пользоваться

Одни называют их «оберегом» и «средством концентрации», другие «символом вечности» и «началом духовного пути, который не оканчивается никогда». Что же такое чётки и для чего они служат? Что означает наименование? Оно – славянское. Слово, от которого происходит «четки», на языке наших предков звучит как «чьтѫ»

Духовный словарик

Что такое духовность и кому она сегодня нужна — простыми словамиЧто такое духовность и кому она сегодня нужна — простыми словами

2 комментария
Что такое духовность

Духовность. Последние десятилетия разговоры о ней стали своего рода модой среди желающих поговорить «о высоком». Под ней понимают кто – «творческий порыв» художника или музыканта, другие – «духовные практики», третьи – считают «духовным» человека, который регулярно посещает храм, приступает к православным Таинствам. Определение слова Самым

Духовный словарик

Простыми словами о том, что значит Пресвятая ТроицаПростыми словами о том, что значит Пресвятая Троица

0 Comments
Святая Троица

Автору этих строк в 1990-е гг. доводилось видеть телеинтервью с одним из известных публицистов тех лет. Желая понять, во что верят христиане (а может быть, поглумиться над верой) он, встав у выхода из храма по окончании службы, спрашивал всех и каждого, прося объяснить, что такое

Духовный словарик

Простыми словами о том, что такое антидор и как употреблять церковный хлеб, который путают с артосом и просфоройПростыми словами о том, что такое антидор и как употреблять церковный хлеб, который путают с артосом и просфорой

0 Comments
Антидор - церковный хлеб, части Агничной просфоры

По окончании литургии верующим в храме раздают небольшие кусочки хлеба. Они называются «антидором». Что это означает и как правильно, благоговейно обращаться с этой святыней? Что это? Антидор (ударение на последний слог) по-гречески его называют «ἀντίδωρον» («антидорос»), буквальный перевод – «вместо Даров». Это означает, что: эта

Духовный словарик

Что такое система догматов в христианской ЦерквиЧто такое система догматов в христианской Церкви

0 Comments
Что такое догмат

Многих людей пугает слово «догмат». Оно ассоциируется с неким врагом свободы, насилующим и угнетающим надзирателем, навязывающим скуку и не дающим вздохнуть личности. Слово «догмат» скорее вызывает отторжение, чем интерес. Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) рассказывает о понятии «догмат» так, что ассоциативный ряд у

Духовный словарик