Иеромонах Ефрем (Метс) обратил внимание на слова Апостола Павла: «Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием». (1Кор.2:4). Объяснил различие между духовностью и душевностью.
Первый этаж – тело, второй – душа (психика), третий – дух
Дело в том, что в Библии слово «душа» в разных контекстах имеет различное значение. Если в нашей повседневной речи понятие «душевный человек» имеет положительное значение, то в Библии оно имеет отрицательный характер. Например, в другом месте:
«Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа». (Иуд.1:18-19)
В толковании святых отцов душевным назван человек, не выходящий за пределы своей психики, поставляющий себя, т.е. свой опыт, мысли, чувства и желания мерой всех вещей.
Именно этой областью занимается психотерапия.
Но вся суть в том, что, сколько бы ты не снял неврозов, сколько бы травм не проработал, сколько бы границ не выстроил, ты всё равно остаёшься в том же самом пространстве психики.
Просто одни греховные страсти будут заменены другими, а дух так и останется подавленным, спящим.
Психика человека
– это такой безвыходный лабиринт с Минотавром, выйти из которого самостоятельно невозможно. В кинематографе по аналогии можно вспомнить фильм «Куб», где люди из одного закрытого пространства переходят в другое, но выйти не могут.
Внешнее движение есть, а внутреннее отсутствует.
Ярким примером является библейская книга Екклесиаст, в которой вся жизнь с её грандиозными проектами остаётся «суетой и томлением духа».
Если представить человека в виде трехэтажного дома, в котором первый этаж – тело, второй – душа (психика), третий – дух, то можно сказать, что встреча с Богом происходит только на верхнем этаже.
Но пребывая на втором этаже, человек может говорить, что ему и здесь хорошо и никуда он не пойдёт, или живя на первом этаже, будет думать, что никакого третьего этажа не существует, а есть только первый этаж, остальное – иллюзии.
В общем, очень много ответов, почему на третьем этаже нечего делать, если кратко по апостолу Павлу, то третий этаж – безумие.
- Молитва – безумие!
- Покаяние – безумие!
- Прощение – безумие!
- Добродетель – безумие!
- Богословие – безумие!
Почему для душевного человека внушения Духа Божьего почитаются безумием?
Всё просто! Дух Божий всегда внушает выйти за пределы психики, за пределы обыденности, что для сознания будет восприниматься как смерть. Не зря для библейского мировоззрения понятие «исход» является фундаментальным.
Тут вспоминается и Авраам с семьёй, а позже и весь Израиль, несмотря на то, что они жили вполне себе счастливо, Бог выводит их из зоны комфорта в какую-то жесть.
Переключение с душевности на духовность может быть только радикальным шагом.
Если с душевной точки зрения посмотреть на молитву «Отче наш», так там вообще безумие на безумии, потому что в ней испрашиваются только потребности духа, даже хлеб насущный просится на сей день, что уже будет скорее актом веры, чем желание поесть.
Но самый безумный и радикальный исход творит сам Бог, оставляя пространство Своего бытия и входя в падший мир в своей беззащитности и оголённости, призывая людей к такому же исходу на встречу к Себе:
«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»». (Еф.5:14)
«Дух, – говорит святитель Феофан Затворник, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себе обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им. «Ты, Боже, создал нас со стремлением к тебе, – говорил еще блаженный Августин, – и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».
Иеромонах Ефрем (Метс)