До совсем недавнего времени крестный ход с этой святыней был единственным, который совершался по территории двух стран – России, где Пряжевская икона Богородицы находится сейчас, и Украины – где ее обрели. Здесь — подробнее о крестном ходе с Пряжевской иконой вчера и сегодня.
Дни празднования
Не все знают, что на день Апостолов Петра и Павла – 12 июля, приходится также чествование Пряжевской иконы Богородицы. Второй день празднования – переходящий, это 10 суббота по Пасхе — отдание Пятидесятницы. В 2024 году — 29 июня, а в 2025-м — 14 числа месяца.
Примечательно, каждое лето ради праздника чудотворный список старинного образа покидал свою резиденцию — Горнальский монастырь, и путешествовал по храмам Курска.
Где Пряжевская икона находится сегодня
Сейчас Пряжевская икона Божией Матери находится в Покровском храме города Курска.
До 2023 святыня пребывала в возрожденной Горнальской обители, что в 5 километрах от Российско-Украинской границы. В 2023 году ее, а также и мощи святых братия вывезла из монастыря. И не напрасно.
В августе 2024 года во время вторжения ВСУ в Курскую область, разрушены и сожжены собор и храм Горнальского монастыря, повреждены монашеские корпуса и здания. Монахи и послушники вынуждены были под обстрелами покинуть обитель.
Описание Пряжевского образа
Многие удивляются его сохранности, краскам. Это – не результат трудом реставраторов. Перед праздником Рождества Христова 2005 г. икона силой Божией чудесно обновилась.
Пряжевская икона относится к очень распространенному (вероятно –самому древнему) типу «Одигитрия».
Непременная особенность таких образов – то, что Матерь Божия указует десной рукой на Христа, приводя молящихся к Своему Сыну. Исторически известно два наиболее чтимых чудотворных образа:
- собственно явленная святыня; до наших дней она не сохранилась; исторические источники определяют ее как икону «древнего византийского письма», которая была явлена в селе Пряжев, вероятно, на рубеже XVII-XVIII вв.; известно, что образ был довольно большим, высотой около 90 см, шириной – 50;
- ее список, в отличие от оригинала, созданный на ткани, а не на дереве, скорее всего, в XVIII в.
Кроме этого, есть два более поздних списка, сейчас один хранится в Житомире (Преображенский кафедральный собор), другой при Тригорском мужском монастыре (около 20 км от Житомира).
Иконография Пряжевской имеет два варианта:
- лики Матери и Сына касаются друг друга щеками, Богородица держит Христа за руку – такой, согласно сохранившимся описаниям, была первая явленная икона;
- вариант собственно Одигитрии, с благословляющим Иисусом и Пречистой, указующей дланью на Него – таковы сохранившиеся списки.
История образа Пресвятой Богородицы
Так сложилось, что о чтимых списках известно куда больше, чем о изначально явленной иконе.
Первое обретение святыни
О нем очень мало информации – потому, что в XVIII в. местный храм захватили сторонники унии Православной церкви с католицизмом. Возможно, при этом были уничтожены многие документы. Поэтому данных о том, как именно была обретена (или кем написана) чудотворная икона, совсем не сохранилось.
История
Об этом сведений чуть больше. Известно, что:
- по крайней мере с начала XVIII в. происходили чудеса;
- сложилась традиция крестного хода со святыней в Житомир.
От времени, когда территория после одного из разделов Польши отошла к России (1794 г.), сохранилось предание о попытке католического священника, покидавшего Пряжев, забрать святыню с собой. Он даже отъехал от села на 4 версты – но вдруг лошади по необъяснимой причине стали неподвижно. Посмотрев на икону, священник заметил на лике Пречистой влагу – похожую на слезы. Умилившись, он тут же вернул святыню на ее место.
С тех пор никто уже не дерзал переносить Пряжевскую с места, на котором Богородице было благоугодно оставить Свой образ. Впрочем, до последних лет XIX в. святыня, любимая жителями села, его окрестностей, не принадлежала к числу широко известных.
Храм, где она находилась внутри алтаря, на «горнем месте» (где обычно сидит архиерей), был так беден, что усердием прихожан смогли собрать средства только на очень скромный медный оклад. Лишь в 1864 г. императрица Мария Александровна пожертвовала серебряный. Спустя еще 10 лет образ повесили над царскими вратами. Только к 1893 г. Св. Синод благословил возродить издревле существовавший ежегодный крестный ход к Житомиру.
Совершался он недолго: грянула революция, а с ней – разрушение Пряжевской церкви. Древняя святыня была или потеряна, или уничтожена. Во всяком случае, до настоящего времени судьба ее неизвестна.
Горнальский список
Собственно, он, как изначально известная святыня – также «явленный». Поэтому совершенно не известно, кем написана эта икона, при каких обстоятельствах она оказалась в с. Горналь Курской области.
Современные специалисты утверждают:
- список относится к XVII в. или к самому началу XVIII;
- изображение сделано, вероятно, двумя разными мастерами, так как лики Изображенных написаны более искусно, чем Их одежды, вероятно, кисти менее опытного художника.
Сохранившееся церковное предание объясняет эти особенности.
Как образ попал в Горналь
В 1672 г. крымские татары разорили Успенский мужской монастырь близ города Острогожска, так что иноки должны были уйти из уничтоженной обители, спасая свои жизни. Вероятно, тогда они забрали с собой образ Богородицы. Судя по его довольно большим размерам, он мог быть частью иконостаса храма. Община монахов обосновалась в Горнале, здесь возник Никольский монастырь, именуемый также Белогорским – он стоял на известковых скалах.
Обитель существовала около 100 лет, притом – не получая никакой государственной поддержки. Иноки устроили кирпичный завод, развели сады. Но в 1785 г. власти, во время проводимой Екатериной II «секуляризации» церковных земель, закрыли обитель, а ее храм, где хранился список святыни, сделали приходским. Принесенную иноками икону постепенно забыли.
Явление
Говорят, сразу стало ясно: Господь не благословляет «начинание» светской власти. Не раз служители, приходившие в храм бывшего монастыря поутру, находили здесь сами собой загоревшиеся свечи, лампады.
А в 1792 г. произошло еще более поразительное чудо. В Пряжеве жил некий иконописец, Иван Белый. Ему, страдавшему болезнью, некий глас свыше повелел найти в бывшем монастырском храме икону Пречистой, писаную на полотне – и «поновить» ее, обветшавшую за многие годы, кроме ликов и рук Христа и Богородицы. Иван рассказал о видении священнику – вместе они нашли образ там, где было указано. После чего Иван Белый точно исполнил все повеленное – именно поэтому сейчас говорят, что этот список исполнен двумя разными мастерами, неизвестным иконописцем, может быть, конца XVII в. и рабом Божиим Иоанном.
Исцеление болящего Ивана стало первым чудом явленной святыни. Затем последовали другие.
Одним из самых значимых стало излечение в середине XIX в. больного купца их Суджи, Космы Купреева, которому во время видения было прямо указано найти образ, отслужить молебен. Пожертвование купца стало первым из собранных на восстановление обители. Ввиду ясно явленной воли Божией, власти не осмелились противиться. Кстати, первыми насельниками стали сам Косма, отрекшийся от мира, а также его сыновья.
Почитание чудотворной иконы
Сразу по восстановлении монастыря стали складываться традиции крестных ходов со святыней. К началу XX в. их было известно два:
- в село Мирополье; ход начинался на праздник Вознесения, заканчивался к Троице; поводом к установлению его стало спасение царя Александра II от покушения (1867 г.);
- в г. Суджу – от праздника Успения до Рождества Богородицы, когда Пряжевская посещала буквально все города, села уезда; это шествие появилось в память о спасении царской семьи во время железнодорожной катастрофы (1888 г.).
Подробнее о том, как проходили Курские в прошлом веке и какими они бывают сегодня
Судьба в XX веке
Белогорский упразднила советская власть с 1922 г. Но еще около 15 лет монахи тайно жили в меловых пещерах близ бывшей обители, сохраняли ее главную святыню. В 1937 г. общину окончательно разогнали, многие монахи приняли венцы мучеников, убитые за веру. Но нескольким инокам снова удалось спасти святыню, увезя ее в Суджу. Она водворилась при Успенском соборе.
Но… неожиданно Пречистая Сама явилась монахам в сонном видении. К полному их изумлению, Она сказала, что Ее образ помещен на месте «разврата и запустения», откуда его необходимо немедленно удалить, отдав некоему старцу Симеону. Хотя городской собор действовал, монахи нимало не усомнились послушаться Богородицу. Взяв из него икону, они пошли по городу, пытаясь узнать о загадочном хранителе, о котором говорила Матерь Божия. Кто это был, они поняли, лишь остановившись у местной Троицкой церкви, на апсиде которой они увидели изображение св. Симеона Богоприимца. При этом храме оставили святыню – Успенский же собор Суджи, согласно словам Богородицы, скоро действительно стал клубом…
Около 10 лет Пряжевская находилась в Троицком храме, пережила даже его пожар. Затем следы ее потерялись на полвека.
Второе обретение
Как оказалось позже, икону, видимо опасаясь похищения, просто скрыли под другим окладом. Истина выяснилась «случайно»: во время инвентаризации имущества Троицкой церкви 1996 г. оказалось, что у образа, который шел по описи как «Богородица Смоленская» не совпадают оклад и лики. Когда сняли оклад, взорам предстала утраченная святыня.
О чём молятся
К Пречистой перед Ее Пряжевским образом обращаются во всех скорбях и бедах. Замечено, что Богородица особенно помогает:
- тем, кто страдает болезнями ног, позвоночника;
- при женских заболеваниях;
- беременным.
Чудесная помощь в наши дни
Свидетельства о ней – множество приношений, которые верующие, по древней традиции, жертвуют к образу, благодаря за исцеления, помощь. А вот некоторые свидетельства тех, кому помогла Богородица:
«Молитва перед иконой Пряжевской Божьей Матери помогла моим дочерям родить сыновей. Это любимая наша икона… Вся наша семья благодарна ей за чудо» (Валентина)
«Посетила монастырь получила Божью благодать душевное равновесие» (Вероника)
«У вас трудности, обратитесь к иконе Пряжевской Божьей Матери, Она поможет и подскажет. Полюбите Ее и Ена полюбит вас. Храни вас Господь» (Лариса).
Говорят, по молитве пред образом Богородица врачует самые страшные недуги – вплоть до рака. А сейчас тысячи верующих молятся пред ней о чуде чрезвычайном, которое так нужно двум разделенным народам: исцелении больных душ, приведении людей ко Христу, «да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:28).
Наталья Сазонова
Где в Курске можно поклониться Пряжевской иконе Богородицы
Чудотворная икона Божией Матери «Пряжевская» из Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря пребывает в Курске с июня по сентябрь. График посещения храмов здесь: «Пряжевска икона Божией Матери в Курске»